Проблема расстройства письменной речи у младших школьников является наиболее распространенной формой речевой патологии, и препятствует эффективной школьной адаптации, создает трудности в овладении орфографией. Овладение письмом становится главной задачей обучения младших школьников. Для осознанного выполнения языковых операций у ребенка должна быть хорошо развита устная речь: нормальное звукопроизношение, различение всех звуков речи, достаточный словарный запас. Изучению вопроса неуспеваемости и коррекции письменной речи посвящены работы Лалаевой Р.И., Венедиктовой Л.К., Ефименковой И.Н., Корнева А.Н. и других.
Кроме развитой соответственно возрасту устной речи у ребенка должны быть сформированы в достаточной степени зрительно-пространственные представления, обеспечивающие усвоение зрительных образов букв. Для развития зрительного восприятия, зрительной памяти, зрительно-моторной координации, а также речи и мышления у детей-дисграфиков необходимо заниматься изобразительной деятельностью. Для детей это способ передачи своих эмоций, способ самовыражения.
Изучив психофизиологическую структуру изобразительной деятельности и структуру письма, мы можем сказать, что успешность выполнения письменных упражнений напрямую зависит от сформированных у детей графических навыков и техники рисования. В процессе изображения окружающего мира, ребенок всесторонне изучает форму, цвет, расположение предметов в пространстве, с удовольствием комментирует свои рисунки, развивая речь, наблюдательность и умение анализировать.
Нами было проведено психолого-педагогическое исследование графической и изобразительной деятельности у учеников младших классов в рамках научно-методической проблемы кафедры общеобразовательных дисциплин факультета СПО и учителей начальных классов МБОУ СОШ №№ 4, 18, 19. И с учетом полученных данных нами был разработан перспективный план и программа коррекции дисграфии. Все запланированные темы обсуждались с учителями. Коррекционные уроки проводились два раза в неделю в течение одной четверти.
Программа разбита на шесть тематических циклов и рассчитана на 32 часа. На занятиях использовались графические упражнения для улучшения зрительно-двигательной координации, моторики рук и концентрации внимания, а также задания на развитие мышления, воображения и развитие творческого правого полушария. Работы выполнялись в разных техниках и с разными материалами. На занятиях детей учили самостоятельно справляться с нередко возникающими и портящими настроение проблемами. С помощью нетрадиционной методики правополушарного рисования развивали у детей целостное восприятие окружающего мира, воображение. Считаем, что эта методика раскрывает скрытые способности ребенка. На занятиях пластилиновой живописью мы ставили целью развитие мелкой моторики, творческого воображения, внимания. В процессе занятий по изобразительному искусству решались задачи закрепления навыков штриховки, развивалась мелкая моторика, воспитывались усидчивость и внимательность.
Наибольшие трудности дети с нарушением письма испытывали при сравнении и классификации вербального материала, нуждались в постоянном побуждении к деятельности со стороны экспериментатора, не могли эффективно использовать время для решения поставленных задач.
На контрольном этапе формирующего эксперимента произошло снижение количества ошибок и выраженности проявлений дисграфии. Это говорит о том, что проведенная нами коррекционная работа, включающая комплекс упражнений по развитию зрительно-пространственной ориентации, моторики рук и артикуляционного аппарата, зрительного и фонематического восприятия, наглядно-образного мышления, содействует эффективному устранению причин, вызывающих трудности в усвоении письменной речи и преодолению данного нарушения в оптимально сжатые сроки.
Список литературы
Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. М., МПСИ, 2001.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. — М., 2015.
Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. - СПб.: Союз, 2001. - 239 с.