Вопросы развития цифровой экономики в России - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Вопросы развития цифровой экономики в России

Шамина Е.В. 1, Безрукова Т.Л. 1
1ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова» Воронеж, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цифровая экономика, в основе которой лежат принципы электронного взаимодействия между субъектами, становится новым глобальным вектором развития в современном мире.

«Цифровизация» экономической деятельности, автоматизация рутинных процессов и внедрение современных информационных технологий в повседневную жизнь идет уже давно. Однако, рассматривая понятие «автоматизация» следует учесть, что автоматизировать процессы можно и на базе аналоговых устройств или используя управленческие решения. Более эффективно теорию автоматического управления можно использовать при современных технологиях, которые с каждым днём развиваются всё быстрее.

Используя "цифровизацию" можно собирать и обрабатывать информацию там, где её ещё собрали недостаточно или не собирали вовсе. Становится возможным обрабатывать огромные массивы структурированных и неструктурированных данных, используя технологии искусственного интеллекта, нейронных сетей предиктивного анализа, виртуальной реальности и других. Современные технологии уже сейчас позволяют создавать «прорывные» решения в биологии и медицине.

В научной литературе существует много интерпретаций термина «цифровая экономика». Согласно определению М.Л. Калужского, «цифровая экономика – это коммуникационная среда экономической деятельности в сети интернет, а также формы, методы, инструменты и результаты ее реализации». [2]. Келли К.: дополняет представленное определение тем, что коммуникации, которые являются тем, что мы понимаем под цифровыми технологиями и средствами связи, – не просто сектор экономики. Коммуникации – это сама экономика. [1].

«Цифровизация» экономики, в настоящем и достаточно узком промежутке времени, предоставляет шансы любой стране совершить технологический прорыв за счет отсутствия в таких технологиях базового ядра и наличия открытых платформ, как в свое время рождалась новая экономика вокруг электричества и металлургии. Сегодня любое государство может добиться успеха в одной из тех отраслей, которые направлены на работу с информационными технологиями и завоевать лидирующие позиции в такой сфере. Цифровая экономика становится важнейшим двигателем инноваций, экономического роста и конкурентоспособности отдельного предприятия, сектора экономики или целой страны.

Информационная индустрия становится доминирующей в экономике развитых стран, сфера производства и услуг становится все более наукоемкой и инновационной [8]. Объем занятых людей в области информационно-коммуникационных технологий увеличивается с каждым годом [3]. По данным The Boston Consulting Group (BCG), доля цифровой экономики в ВВП развитых стран составляет 5,5%. Мировым лидером по доле цифровой экономики в ВВП становится Великобритания. Интернет-технологии, телекоммуникации, онлайн-торговля, расходы правительства, связанные с интернетом, занимают второе место в экономике страны вслед за недвижимостью и обгоняет производство и торговлю.

Если проанализировать тренды развития экономики США, можно отметить, что после бурного роста наступает замедление цифровых секторов экономики, таких как телекоммуникации и финансы, вместе с тем интересен рост в отраслях, связанных с рынком услуг и обслуживанием человека, – наукоемкие разработки, управленческие сервисы, образование, высокотехнологичная медицина, сфера социального обслуживания. В формирующемся постиндустриальном обществе «цифровизация» ведет к тому, что возрастает роль сектора услуг. Об этом эффекте уже хорошо известно. Чем больше оцифровываются процессы на предприятии, тем большее значение приобретают нецифровые коммуникации. Именно о таких компонентах писали аналитики Всемирного банка – нельзя развивать только технологии, надо выстраивать и соответствующее новым цифровым возможностям управление. Такие формы отношений между субъектами экономики, в противовес цифровым, называются «аналоговыми» компонентами. 

В развивающихся странах за последние 2-3 года доля цифровой экономики увеличилась с 3,6%, до 4,9% ВВП. В Российской Федерации этот показатель пока составляет всего 2,8% ВВП, а большая часть приходится на сферу потребления (онлайн-торговля, услуги, поиск онлайн) [5].

В Российской Федерации на 2017 - 2030 годы принята стратегия развития информационного общества, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 [7], 28 июля 2017 правительством Российской Федерации утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее – Программа) [6].

Для реализации Программы запланированы 10 показателей, включая появление национальных компаний-лидеров, малых и средних предприятий, которые имеют отношение к сфере создания цифровых технологий, улучшение «цифровой» грамотности населения. Запланированы объемы участия российских компаний в крупных проектах в области цифровой экономики, развитие высокоскоростного интернета.

К базовым направлениям относятся нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность. К прикладным - государственное управление, "умный город" и здравоохранение.

Неправильно было бы считать, что Россия только вступает в эру цифровой экономики. Уникальным российским проектом является поисковый сервис «Яндекс», и связанные с ним разнообразные приложения, включая почтовый клиент, приложение, анализирующее траффик и службу такси. Количество стран, в которых существуют подобные национальные поисковые системы с такой аудиторией, не превышает трех, а конкуренцию «Яндексу» на глобальном рынке составляет только Google. Большой эффект приносит внедрение искусственного интеллекта. Основной проблемой развития рынка электронной коммерции в России, по мнению экспертов «Яндекса», является логистика (а также ее элементарное отсутствие в ряде регионов). 

Также среди новых цифровых разработок российских специалистов – проект создания промышленных грузовых дронов, которые применимы в работе практически во всех отраслях, таких, например, как транспорт, майниговые работы, аэропортовая инфраструктура. Грузоподъёмность нового дрона составляет 250 кг. Способность осуществлять полеты в беспилотном режиме в течение 4 часов при высоте полета 3-5 метров даёт возможность применения устройства в труднодоступных местах, например, в сельском хозяйстве для внесения удобрений, в нефтегазовом секторе в труднодоступных местах для перевозки грузов весом 80-100 кг. По сути летный аппарат является альтернативой вертолёту МИ-8, при этом стоимость часа работы дрона составляет 6-7 тыс. рублей, а вертолета - это  60-80 тысяч. Данный российский проект набирает популярность и открывает новые рынки. Уникальность российской разработки состоит в сложной системе исключительно беспилотного управления и безаварийности полетов. В ходе дискуссии представители ведущих российских компаний, в частности, демонстрировали статистику пользователей своих услуг. Представленные данные всех компаний демонстрировали схожий тренд: в периоде 2012-2015 годов кривая графика количества пользователей (или объема услуг) демонстрировала достаточно незначительный прирост. Однако за истекшие год-полтора, то есть за период активного внедрения в работу новых цифровых технологий, в частности, элементов искусственного интеллекта, количество пользователей увеличилось в среднем в два раза. Представленная статистика настолько очевидна, что не требует дополнительных комментариев.

Нельзя не отметить антивирусную программу с мировой известностью от «Лаборатории Касперского» и платформу «1С», которая установлена практически на каждом отечественном предприятии. Активно развивает цифровые технологии в сфере финансов «Сбербанк», причем интересы «Сбербанка» выходят за рамки чисто финансовой сферы, в настоящее время готовится проект, связанный с телемедицинскими технологиями.

  В заключение следует отметить, что у России есть возможность стать одним из лидеров благодаря дальнейшему развитию тех уникальных высоких технологий, которыми обладает Российская Федерация в области оборонной, космической промышленности, создания собственных высокотехнологичных программных продуктов и интернет-технологий при активной поддержке государства и частного бизнеса.

Список литературы.

1. Глазьев С.Ю. Великая цифровая экономика. Электронный ресурс. Код доступа: http://www.nlr.ru/news/20171130/glazjev.pdf (дата обращения 09.01.2019)

2. Калужский М.Л. Маркетинговые сети в электронной коммерции: институциональный подход / М.Л. Калужский. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. – 402 с.

3.Кунцман А.А. Трансформация внутренней и внешней среды бизнеса в условиях цифровой экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uecs.ru/index.php?option=com_flexicontent&view=items&id=4131 (дата обращения: 10.01.2019).

4. Методы государственного стимулирования инновационной деятельности. Киселев А.О., Безрукова Т.Л. Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2017. Т. 5. № 1 (27). С. 411-415.

5. Петросян А. Что нужно знать о цифровой экономике и ее перспективах- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/ 3063024 (дата обращения: 10.01.2019).

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. №1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

7. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы».

8. Цветков В.А. Реализация стратегий новой индустриализации экономики / В.А. Цветков, И.М. Степнов, Ю.А. Ковальчук // Вестник Финансового университета. – 2016. – Т. 20. – №6 (96). – С. 19–30.

Просмотров работы: 28