Исследование детских страхов в младшем школьном возрасте - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Исследование детских страхов в младшем школьном возрасте

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема детских страхов в младшем школьном возрасте весьма актуальна в современном мире, так как образовательная сфера одна из важнейших составляющих современного общества. А с ростом уровня развития общества растёт и запрос на образованность будущего поколения, в связи с чем на детей младшего школьного возраста накладывают большую ответственность и выставляют высокие требования к их обучению. Из всего этого следует то, что количество страхов увеличивается. Поэтому целью исследования стало выявление и описание страхов на примере детей младшего школьного возраста. Объектом исследования выступают детские страхи, а предмет – страхи детей младшего школьного возраста.

Страхи – неизбежная часть развития, их испытывают более половины детей. По мнению А.И. Захарова, страх – это интенсивно выраженная эмоция. Страх имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности.

В ходе анализа литературы мы сделали следующие выводы:

Во-первых, страх присущ всем людям, независимо от пола, возраста, национальности.

Во-вторых, у понятия «страх» довольно много определений, так как каждый ученый вложил в него своё видение. При этом их можно сгруппировать:

1. Страх – это специфическая эмоция (психический процесс).

2. Страх – это психическое (эмоциональное состояние).

В-третьих, страх имеет свои признаки: страх имеет аффективную природу; страх подразумевает переживание реальной или воображаемой опасности; страх относят к отрицательным состояниям [1].

В-четвертых, страх имеет свои функции, как положительные, так и отрицательные. Классификации этих функций также давали множество учёных. (сигнальная (О. Маурер, Ф. Риман 1999, Холл 1912), приспособительно-адаптивная (У. Джеймс 1884, В. Кэннон 1927), когнитивная (Холл 1912) и функция следообразования (А.Н. Леонтьев 1971, А.Р. Лурия 1973).)

В-пятых, есть множество классификаций страхов младших школьников по типу и виду. А.И. Захаров дал более полную классификацию. Он выделяет следующие типы и виды [3]:

1) по характеру: a) Природные (основаны на инстинкте самосохранения), b) Социальные (страх одиночества), c) Ситуативные (проявляется в опасной ситуации), d) Личностные (выливается из характера человека – его уровня тревожности);

2) по степени реальности: a) Реальные, b) Воображаемые;

3) по степени интенсивности: a) Острые, b) Хронические.

В-шестых, существует несколько точек зрения на происхождение страхов детей в младшем школьном возрасте, их причины и источники [2]:

Наличие страхов у родителей

Тревожность в отношениях с ребёнком

Избыточная охрана его от опасностей, изоляция от сверстников

Большое количество запретов

Многочисленные нереализуемые угрозы от взрослых в семье

Психическая травма типа испуга

Постоянно испытываемые матерью нервно – психологические перегрузки вследствие подмены семейных ролей.

Исследование детских страхов в младшем школьном возрасте проводилось на базе МОУ Перемиловской средней школы Шуйского района Ивановской области.

В исследовании использовались следующие методики:

“Страхи в домиках” А. И. Захарова

«Нарисуй свой страх»

Проективная методика «Мои страхи» А. И. Захарова

Для проведения исследования выбраны ученики 1 класса, в количестве 11 человек, из них 4 девочки и 7 мальчиков, возраст детей от 6 – 7 лет.

По результатам проведения методики «Страхи в домиках» Захарова А.И. были получены следующие данные: 100% (11 человек) испытывают страх смерти, 91% (10 человек) – боятся смерти родителей, у 91% (10 человек) – наблюдается страх глубины, 82% (9 человек) – испытывают страх темноты, кошмарных снов, пожара, войны, 73% (8 человек) – испытуемых наблюдается страх наказания, пожара, огня и неожиданных звуков, 64% (7 человек) – имеют страх одиночества, сказочных персонажей, врачей, уколов и боли. В данном классе среднее количество страхов у детей начинает от 15, что определяет высокий уровень выраженности страха и предполагает такие особенности, как неадекватная самооценка, напряженность, пугливость, тревожность, малообщителен и проявляет подозрительность к окружающим.

Далее был проведен содержательный анализ страхов детей 6–7 лет с использованием проективной методики «Нарисуй свой страх». Полученные данные были соотнесены с данными методики А.И. Захарова «Страхи в домиках».

Рисуночный тест проводился с целью углубить понимание страхов и возможные причины их возникновения у ребенка, а также с целью дополнить качественными выводами методику А.И. Захарова «Страхи в домиках».

Методика «Мои страхи» А.И. Захарова позволила определить тех персонажей, которые пугают детей в младшем школьном возрасте (6-7 лет). В рисунках дети изобразили несколько объектов страха:

63% (7 человек из 11-ти) – изобразили приведений,

46% (5 детей из 11) – нарисовали различных сказочных персонажей (из компьютерных игр, и монстров),

36% (4 человека) – нарисовали насекомых,

9 % (1 ребенок) – изобразил огонь,

9 % (1 ребенок) – нарисовал смерть родителей,

9 % (1 ребенок) – изобразил стихии.

Таким образом, по результатам проведенных методик, мы можем утверждать, что практически у большинства детей данной группы выявлено большое количество страхов. Поэтому для коррекционной программы, направленной на изменение количества страхов у детей 6-7 лет была выбрана вся группа детей, у которых определяется высокий уровень выраженности страха.

В качестве метода коррекции детских страхов нами была выбрана куклотерапия.

Куклотерапия – это метод лечения, коррекция детских проблем средствами кукольного театра (дети проигрывают куклами этюды по специально разработанным сценариям, отражающим индивидуальные проблемы конкретного ребенка), с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить различные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости, выработка навыков саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок – родитель, для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, в коррекции страхов, заикания, нарушенного поведения [4].

Метод куклотерапии основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки или любимой игрушкой. Любимая игрушка используется в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка («Бегемотик пришел на укол»). Любимая игрушка попадает в «страшную историю» и успешно справляется с нею. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка возрастает, а достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими реакциями (плач, смех и т. д.) и снятием напряжения.

Куклотерапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Методика позволяет погружаться в проблему на столько, насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит [5].

Каждому из нас знакомо чувство страха. Детские страхи возникают в определенные возрастные периоды и, как правило, со временем проходят. Страхи, сопровождающие детей в процессе взросления, не являются отклонениями от нормального развития, так как представляют собой этапы познания окружающего мира. Любые возрастные страхи поддаются коррекции и проходят бесследно. Патологические страхи (эмоциональный шок) тормозят развитие ребенка и формируют такие качества личности, как некоммуникабельность, замкнутость, безынициативность, безволие. Поэтому младший школьный возраст именно тот период, когда надо бороться с ними, чтобы они не переросли в нечто большее.

Список литературы

Арефьева Т.А., Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. – М.: Психотерапия, 2009. - 272с

Вологодина Н.Г. Детские страхи днём и ночью. – М.: «Феникс», 2006. - 106с.

Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – М.: Издательство: Речь 2007. – 320 с.

Татаринцева А.Ю, Григорчук М.Ю. Детские страхи. Куклотерапия в помощь детям. / А.Ю. Татаринцева — СПб.: Речь, 2007 – 226 с.

Татринцева, А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда / А.Ю. Татаринцева. – СПб.: Речь, 2006. – 102 с.

Просмотров работы: 106