ВИЗУАЛЬНАЯ СРЕДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ВИЗУАЛЬНАЯ СРЕДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Кайбалдиева М.Н. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящий момент большая часть населения Земли сконцентрирована в городах на протяжении всей своей жизни. Городская среда все чаще угнетает человека, влияя физиологически и психоэмоционально на организм. Серые монотонные здания, небоскребы, автотранспорт, присутствие угловатости, линейности, все это способствует ухудшению самочувствия, внутреннему дискомфорту. Зрение человека играет основную роль в познании внешнего мира.

Цель данной работы заключается в рассмотрении влияния визуальной среды на организм человека.

Восприятие человека в многообразии окружающей среды с помощью органа зрения называют визуальной средой. В научном направлении взаимодействие человека с окружающей видимой средой получило название видеоэкология и разрабатывалось русским физиологом Василием Антоновичем Филиным в 1989 году [1].

Саккады – быстро колебательные движения глаз. Концепция автоматизации саккад является теоретической основой видеоэкологии, согласно которой саккады созданы деятельностью структур мозга. Характер движения саккад вызван действием центральной нервной системы. Чувствительность глаза, связана с его физиологией - сканированием, изменчивостью ритма и активностью саккад. При любой освещенности саккады действуют в том же ритме, но в темноте амплитуда их увеличивается. После каждого колебательного движения глаз должен обязательно за что-то «зацепиться», чтобы не произошел сбой. Потеря информативной части окружающей среды приводит повреждению нервных процессов в центральной системе и в следствии присутствует дискомфорт, раздражительность и агрессия [2].

Различают три вида визуальной среды: гомогенная, агрессивная, комфортная. Гомогенная среда – среда в которой количество видимых элементов значительно мало или совсем отсутствуют, при этом глазу не за что «зацепиться» для фиксации взгляда. Примером в природе может служить значительно большие снежные просторы Арктики и Антарктики, а городах - бетонные плиты, огромные пустые пространства, стеклянные здания, голые стены, ровные линии домов и т.п. Так же популярностью в последнее время пользуется стиль «роскошный минимализм» состоящий из большинства гомогенных полей – плоских, монотонных покрытий. Агрессивная среда – среда в которой сосредоточенно огромное количество одинаковых элементов. Вместе с тем зрительная система находится в заблуждении фиксирования элемента. Примером могут служить многоэтажные здания с большим количеством окон, жалюзи и т.п. [1;2].

Содержание большого разнообразия элементов (цветовой гаммы, кривизны линий, сгущения, разряжения, удаленности) в окружающем пространстве благоприятно влияет на зрительный механизм. Лес, горы, моря, реки и вся естественная среда относится к благоприятным.

Многие исследования показали, что на психоэмоциональную окраску влияет восприятие цвета. Взаимосвязь эмоций и цвета закономерна, объясняется это психофизическими характеристиками цвета и психофизиологической организацией человека к этим выводам пришли многие ученые. К примеру, зеленый цвет успокаивает, снимает напряжение, красный – возбуждает, активирует все функции организма, желтый – тонизирует, бодрит, а синий оказывает успокаивающее действие. Большинство цветопсихологических исследований показали, что предпочтения цвета зависят от возрастного и эмоционального состояния.

На сегодня многие зарубежные архитекторы при проектировании общественных зданий обращаются за помощью к психологам, которые помогаю им избежать проектных ошибок и в осуществлении более тонкой «настройки» здания в соответствии с его функциональностью и потребностями конечных пользователей.

Изучение данной темы в научном мире важно, так как определяет жизнеобеспечение человека. В основном в городской среде, где естественной природной среды нахватает. Для комфортной среды в городе необходимо снижение роста этажей зданий, озеленение, цветовое насыщение, правильное освещение, натуральная отделка фасадов зданий, насыщение скульптурами. Влияние человека на визуальную среду сказывается на нем самом.

Список литературы:

1. Филин В. А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что - плохо [Текст] / В.А. Филин - М.: ТАСС-реклама, 2001. – 309 с.

2. Филин В. А. Автоматия саккад[Текст] / В.А. Филин - М.: Изд-во Московского ун-та, 2002. - 246 с.

3. Филин. В.А. Цветовая среда города как экологический фактор / В.А. Филин // Колористика города: мат-лы Междунар. Семинара. М.: 1990. -Т 1. С. 57-60.

4. Воробьев, Г., Иванова, Е. Колористика и экология / Г. Воробьев, Е. Иванова // Колористика города: мат-лы Междунар. Семинара. М., 1990. -Т II. С. 26. 2.

5. Карпова Е. В. Влияние Архитектурной Среды На Психологическое Состояние Человека [Текст]:/ Е. В. Карпова, М. А. Мищенко, С. Б. Поморов/ ВЕСТНИК АлтГТУ им. И.И. Ползунова – 2015 – №1-2.

6. Исина А.З. Психологический Фактор – Как Основа Восприятия Архитектурного Пространства [Текст] / «Архитектон: известия вузов» № 34 - Приложение Июль 2011.

Просмотров работы: 492