Государственная молодежная политика (далее ГМП), неотъемлемая часть социальной политики российского государства, имеет существенное значение для поступательного развития общества. Законодательно молодежная политика определена как деятельность, направленная на создание социально-экономических, правовых условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, их наиболее полной самореализации в интересах общества и государства.
В современных условиях, учитывая накопленный за десятилетие опыт развития государственно-молодежной политики, происходят серьезные изменения в подходах к государственной молодежной политике в Российской Федерации, корректировка ее целей, приоритетов и механизмов с учетом новых условий ее реализации, анализа процессов, происходящих в молодежной среде, особенностей российской модернизации на федеральном и региональном уровне.
Относительно роли современной молодежи в экономических отношениях, отношениях, в которые вступают субъекты экономики в процессе производства, распределения, обмена и потребления, подчеркнем, что молодые люди интегрируются преимущественно в сферу обмена и перераспределения, в то время как сфера производства остается вне их экономического интереса. Это обусловлено тем, что в молодежной среде развито стремление к достижениям, преобладают высокие амбиции, недостаточно развита профессиональная адаптация и практически отсутствует пропаганда созидательного участия молодежи в развитии современного общества.
Молодежная политика на муниципальном уровне - это политика муниципального образования по отношению к молодежи, нацеленная на включение молодежи в реальные процессы развития территории муниципальных образований. Она неразрывным образом связана с государственном молодежной политикой.
Однако следствием сложившейся практики в молодежной политике на муниципальном уровне стало то, что существующие формы работы с молодежью, охватывают сегодня не более 5-10% молодежи. В связи с этим возникла необходимость перехода от отдельных не связанных друг с другом мероприятий, имеющих хаотичный характер подбора, дублирования функций смежных структур органов исполнительной власти, к политике включение молодежи в реальные процессы «строительстве будущего» - процессы управления территориями муниципальных образований.
Рассмотрим особенности реализации молодежной политики в Суземском районе Брянской области.
За вопросы реализации молодежной политики на данном муниципальном уровне отвечает Отдел культуры, молодежной политики и спорта администрации Суземского района.
Одним из направлений деятельности является разработка программы выявления талантливой и одаренной молодежи под названием «Талантливая и одаренная молодежь Суземского района». Эта программа направленна на развитие творческого потенциала молодежи, а также профессиональное самоопределение в музыкальном, изобразительном, хореографическом и театральном искусстве.
Так же отдел культуры, молодежной политики и спорта эффективно работает в направлении социальной адаптации молодежи и их профессиональной принадлежности. Так, при отделе культуры созданы молодежный совет, работающий на основании положения и волонтерское (добровольческое) объединение «Мы вместе с Вами». В настоящее время в волонтерский отряд района принят 62 волонтера, каждому из них выдана волонтерская книжка. Члены организации ежегодно принимают участие в следующих акциях: «Большая уборка на территории», «Чистый двор», «Георгиевская ленточка», «Спешите делать добро», «Автопробег по местам боевой славы», «Волонтеры за здоровый образ жизни».
Социальная поддержка молодежи в Суземском районе включает следующие направления:
Психологическая адаптация в обществе (работа с трудными подростками). Отдел культуры, молодежной политики и спорта реализует программы по развитию работы с молодежью по месту жительства и социальные программы для неблагополучных категорий молодежи, подростков «группы риска».
Организация культурно-досуговых формирований, реализующих программы культурновоспитательного и профилактического характера с целью организации общения и досуга, социализации и социальной адаптации детей, подростков и молодежи.
Традиционной визитной карточкой отдела культуры молодежной политики и спорта администрации Суземского района стало проведение областного молодёжного патриотического военно-спортивного фестиваля «Партизанские костры». Фестиваль направлен на патриотическое воспитание молодежи Суземского района. Ежегодно собрираются молодежные команды Брянской области, гостей с Украины и Белоруссии.
Для полноты реализации государственном молодежной политики необходимо разработать комплексную программу, которая должна содержать следующие основные направления:
- Создание условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодёжи.
- Поддержка интеллектуального, творческого развития молодёжи.
- Поддержка молодежных и детских общественных объединений.
- Формирование и развитие системы социальных служб для молодежи
- Профилактика наркомании, безнадзорности и правонарушений в молодежной среде.
- Правовая защита молодежи.
Исходя из выше обозначенных направлений программы, были сформулированы основные ее цели:
- Воспитание гражданственности и патриотизма, подготовка молодых людей к службе в Вооружённых силах, интернациональное воспитание молодёжи.
- Обеспечение занятости молодёжи, снижения уровня безработицы путём предоставления сезонных и временных работ, создания рабочих мест для молодёжи и несовершеннолетних, трудовое воспитание, профориентация, повышение деловой активности молодёжи.
- Создание условий для реализации творческого потенциала молодёжи, стимулирование инновационной деятельности молодых граждан, работа со студенческой молодёжью.
- Развитие форм активного отдыха молодёжи, поддержка технических видов спорта и туризма, деятельности детских, молодёжных общественных объединений, поддержка различных форм духовнонравственного воспитания подростков и молодёжи.
- Пропаганда здорового образа жизни, укрепление института молодой семьи.
Для достижения поставленных целей отделом культуры, молодежной политики и спорта администрации Суземского района необходимо разработать систему программных мероприятий. Прежде всего, это формирование условий для военно-патриотического и духовно-нравственного, интернационального воспитания молодёжи, планируется осуществлять путем пропаганды отечественной истории и культуры, внедрением элементов и форм гражданско-патриотического воспитания, например, развивая взаимосвязи армии и молодежи. В рамках этого направления планируется так же координация и поддержка деятельности молодежных патриотических клубов, так и поддержка деятельности молодежных общественных организаций, направленной на реставрацию, восстановление и содержание памятников истории, культуры и архитектуры, экологических зон, мемориальных комплексов и памятников боевой и трудовой славы народов России.
Программой предусмотрено так же развитие системы социоклубной работы по месту жительства, формирование системы социальных служб для молодежи, поддержка молодежных общественных инициатив.
Это направление включает в себя профилактическую работу с подростками из групп социального риска, внедрение эффективного опыта по предотвращению асоциального поведения подростков и молодежи, развитие системы и расширение деятельности подростково-молодежных клубов по месту жительства, материальное оснащение социоклубной работы по месту жительства.
В рамках развития художественного творчества и поддержки талантливой молодежи программой предусмотрена организация и проведение мероприятий, воспитывающих у молодежи потребности в освоении ценностей общечеловеческой и национальной культуры, развитие вкуса, создания и преумножения ценностей духовной культуры, организация и проведение молодежных конкурсов, фестивалей, викторин, смотров по различным направлениям творчества и других форм молодежного творчества, а так же развитие системы материального поощрения талантливой молодежи, учреждение грантов и премий.
Итак, молодежная Политика на муниципальном уровне - это политика муниципального образования по отношению к молодежи, нацеленная на включение молодежи в реальные процессы развития территории муниципальных образований.
Список литературы:
Вешкельский, А.С. Административное право. Административно-правовая организация управления социально-культурной сферой. [Электронный ресурс] : Учебные пособия / А.С. Вешкельский, В.Н. Снетков, Ю.В. Нечаева. — Электрон. дан. — СПб. : СПбГПУ, 2013. — 71 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/7189
Жильцов, Е.Н. Экономика и управление социальной сферой: Учебник для бакалавров. [Электронный ресурс] : Учебники / Е.Н. Жильцов, Е.В. Егоров. — Электрон. дан. — М. : Дашков и К, 2015. — 496 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/61076
Рейнбах Е.Ю. Совершенствование системы управления социальной сферой как фактор социально-экономического развития региона/Е.Ю. Рейнбах//Региональные проблемы преобразования экономики. 2008.- № 1.- С. 18-26.
Официальный сайт Администрации Суземкого района [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://adminsuzemka.ru