Качество образования в условиях модернизации современной школы - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Качество образования в условиях модернизации современной школы

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной статье полноценно рассматривается понятие качества образования, его сущность и основополагающие особенности. Качество образования – это важнейшая составляющая социальной сферы.

Автор подробно рассматривает вопрос мониторинга качества образования, как системы беспрерывного сбора информации, последующей качественной обработке, анализу и, конечно же, интерпретации, которая необходима для обеспечения области образования и общества в целом достоверными, полными и прошедшими классификацию сведениями о соответствии процессов, а также результатов образовательной деятельности определенным нормативам. Главной целью формирования системы мониторинга является повышение качества образовательных услуг.

Сегодня повышение качества образования – важнейшая задача, ведь именно от продуктивности ее выполнения зависит благополучие страны.

На сегодняшний день в России сформированы основные направления политики по поводу оценки образования, созданы определенные стандарты, которые целесообразно применять в процессе разработки образовательных программ; определены целевые направления образования и формирования образовательного пространства. Что же означает понятие качества в общем смысле этого слова? Наиболее яркой трактовкой данного термина является определение качества как совокупности ряда свойств, характеристик, признаков продукции, определенных категорий товаров, услуг, материалов или же работ, которые в полной мере служат обусловливающим фактором в отношении их способности к удовлетворению потребностей и запросов общества и соответствия собственному назначению, а также предъявляемым требованиям. Рассмотренная мера соответствия формируется на основе конкретных стандартов, контрактов или же договоров. Важно отметить, что создание этой меры может происходить и в тесной взаимосвязи с запросами населения или же конкретных его сегментов. Каким же образом соотнести данное понятие с образовательной категорией? Качество образования – это важнейшая составляющая социальной сферы, которая абсолютно точно определяет состояние, а также результативность образовательного процесса в обществе, степень его соответствия потребностям и даже ожиданиям социума (и различных его групп, в частности) в плане развития и создания как гражданских, так и профессиональных компетенций человека как личности. Рассматриваемый показатель в процессе подробного анализа распадается на более мелкие, каждый из которых в силе полноценным образом охарактеризовать один из аспектов учебной деятельности того или иного учреждения образования. Среди таковых основными являются следующие: содержание образовательного процесса; методика, разработанная в отношении норм обучения; формы обучения; материально-техническая база, состав кадровой структуры.

Важно отметить, что понятию качества нередко приписывают разнообразные, как правило, противоречивые значения. Дело в том, что анализ может проводиться как в абсолютном, так и в относительном порядке. Таким образом, абсолютное понятие подразумевает демонстрацию превосходства и определенного статуса, что, естественно, благотворно влияет на имидж того или иного учебного заведения. Относительное понятие не воспринимает качество как атрибут образовательной услуги и может рассматриваться в двух аспектах: как соответствие определенному государственному стандарту или же как соответствие предпочтениям потребителей услуги. Следует дополнить, что первый аспект отображает точку зрения производителя, а второй – взаимосвязан с потребительскими взглядами. Однако зачастую мнение производителя не равнозначно мнению потребителя, поэтому принято рассмотрение вопроса качества образования тем или иным образовательным учреждением с двух сторон. Мониторинг качества образования говорит о том, что анализируемый показатель наделен комплексным характером. Целесообразно будет перечислить основные его аспекты: взаимосвязь цели обучения и результата; обеспечение абсолютного удовлетворения общества теми или иными образовательными услугами; достойный уровень знаний и навыков; благотворное развитие личности - умственное, нравственное и, конечно же, физическое; обеспечение всех условий для здоровой самооценки личности, ее самоуправления, а также самоаттестации; формирование разнообразных сред культурного характера для образования в плане политкультуры, духовного обогащения и, конечно же, готовности человека полноценно жить в современном обществе и так далее.

Мониторинг качества образования - система беспрерывного сбора информации, последующая качественная обработка, анализ и, конечно же, интерпретация, которая необходима для обеспечения области образования и общества в целом достоверными, полными и прошедшими классификацию по уровням применения сведениями о соответствии процессов, а также результатов образовательной деятельности определенным нормативам, об актуальных изменениях и соответствующих прогнозах. Главной целью формирования системы мониторинга является повышение качества образовательных услуг. Управление качеством образования через мониторинг имеет ряд преимуществ и недостатков, но в целях устранения вторых необходимо лишь обеспечить все условия эффективного проведения данного мероприятия. Основными условиями являются следующие: применение системного подхода; сбор количественных и качественных методов в одну совокупность; грамотная интерпретация информации, полученной в результате проведения мониторинга; использование исключительно качественных инструментов; помощь со стороны управленческих органов в методическом и, конечно же, материальном плане. Важно отметить, что в основу классификации мониторинга могут быть положены различные факторы: цели его проведения, ключевые функции, сфера использования информации и другие. Наиболее популярным является разделение видов мониторинга в соответствии с выполняемыми им функциями. Таким образом, качество образования (важнейшая составляющая социальной сферы) регулируется посредством мониторинга следующих видов: информационный мониторинг; диагностический мониторинг; сравнительный мониторинг; прогностический мониторинг. Важно отметить, что система качества образования предполагает использование представленных видов мониторинга в чистом виде достаточно редко. Таким образом, сегодня популярным стало такое мероприятие, как проведение комплексного мониторинга, который грамотно сочетает все перечисленные выше элементы. Рассмотренное выше понятие мониторинга напрямую связано с управлением качеством образования, под которым следует понимать некую систему как стратегических, так и оперативных решений (а затем – действий), осуществление которой происходит планомерным образом. Она направлена на полноценное обеспечение, существенное улучшение, строгий контроль, а также грамотную оценку качества образовательных процессов или услуг. Важно отметить, что практически в каждой стране беспрерывно функционирует центр качества образования, обеспечивающий и контролирующий выполнение вышеприведенных операций. Данный субъект образовательного процесса занимается и дополнительными вопросами, среди которых, например, планирование учебного процесса и сопутствующая этому оценка факторов, снижающих качество образования. Среди таких факторов можно выделить некоторые дефекты внутреннего или внешнего характера.

Качество образования в школе определяется следующими факторами: математизацией образовательных процессов; созданием исторического самосознания; беспрерывным обучением родному языку и истории государства; воспитанием личности в духе патриотизма; формированием настоящего защитника Отечества (для парней); воспитанием абсолютного уважения к труду; установкой на гармоничное развитие человека в отношении творчества; улучшением качества профессионального образования.

Сегодня повышение качества образования – важнейшая задача, ведь именно от продуктивности ее выполнения зависит благополучие страны.

Наиболее значимые условия достижения этой задачи:

- активизация образовательных стандартов государства, а также базисного плана процесса обучения

- оптимизация различных типов нагрузки учащихся (психологической, физической и, конечно же, учебной)

- в случае необходимости обеспечение обучения по индивидуальной программе

- развитие дистанционной системы образования

- поддержка школ для одаренных личностей со стороны государства

- формирование государственной системы в отношении оценки качества образовательного процесса

- значительное усиление роли дисциплин, которые могут обеспечить социализацию обучающихся.

Библиографический список

1. Бордовский Г. Л., Нестеров А. А., Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса [Текст] / Г. Л. Бордовский, А. А. Нестеров, С. Ю. Трапицын.- СПб.: Изд-во РГПУ им.А. И. Герцена, 2011.с 359.;
2. Бояринов Д.А. Проблема управления качеством информального образования // Современные проблемы науки и образования [Текст] / Д.А. Бояринов. – 2017. – № 6.; http://science-education.ru/ru/article/view?id=27248 (дата обращения: 15.01.2019).

3. Варченко Е. И. Управление качеством образования в образовательном учреждении // Молодой ученый [Текст] / Е. И. Варченко. — 2013. — №3. — с. 471-474. https://moluch.ru/archive/50/6384/ (дата обращения: 15.01.2019).

4. Пакет методических материалов для руководителей общеобразовательных организаций// Сборник материалов Высшая школа экономики национальный исследовательский университет [Текст] /- М., Изд. Дом НИУ ВШЭ. 2016.

Просмотров работы: 22