ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ ПРИ РАЗВИТИИ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ ПРИ РАЗВИТИИ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ

Павлова Е.А. 1
1Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

По мнению Тэкэкса Кэрола, профессора университета Кливленда, занимающегося проблемами выявления и воспитания одаренных детей, детей с признаками одаренности определяют тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными [2, с. 16]. В сфере опережающего развития отмечают следующее: особые «сензитивные» периоды, когда дети «впитывают» все окружающее, то есть они способны заниматься несколькими делами одновременно; большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умением ставить вопросы; легко справляются с познавательной неопределенностью; у некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению; повышенная концентрация внимания на чем- либо, упорство в достижении поставленной цели. В сфере психосоциального развития одаренным детям свойственны следующие черты: сильно развито чувство справедливости, проявляющееся очень рано, личные системы ценностей, яркое воображение, развитое чувство юмора, попытки решения различных проблем, преувеличенные страхи, экстрасенсорные способности (телепатия, ясновидение), возрастной эгоцентризм. При этом Тэкэкс К. подчеркивает, что положительное и отрицательное в личности способного ребенка возникает под влиянием окружающих людей.

Как отмечают исследователи, одной из главных задач при организации работы с детьми дошкольного возраста с признаками одаренности является разностороннее развитие личности, то есть способствование появлению особых свойств, или новообразований в психике, или способностей, которые становятся неотъемлемым качеством личности [1, 2].

Сказка взаимосвязана с игрой. в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. Благодаря сказочным образам активизируются функции воображения (воссоздающего и творческого), которое выступает во взаимосвязи с другими психическими процессами: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом. Авторским коллективом в книге «Сказка как источник творчества детей» описаны психолого-педагогические особенности работы со сказкой с детьми дошкольного возраста. Важным моментом они выделяют общение, выступающее в качестве своеобразного социально–психологического механизма, посредством которого осуществляется воздействие на духовный мир ребенка, его психику и сознание. Следующей особенностью после общения считают психологический контакт, под которым подразумевается общность психического состояния, вызванная и вызывающая взаимопонимание в совместной деятельности, связанная с обоюдной заинтересованностью и доверием друг к другу сторон взаимодействия [3; с. 17]. По их мнению, педагог в системе работы со сказкой берет на себя следующие функции: функцию образца – выражение подлинных эмоций и чувств; функцию советника – преобразует сложные ситуации в педагогические задачи, приводит к решению проблемы; функцию инструктора; функцию наблюдателя; функцию партнера; функцию фасилитатора – планируя вопросы, стремится помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему [3; с. 19].

Анализ теоретических основ проблемы показал, что сказка оказывает благоприятное влияние на воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Однако на сегодняшний момент времени нами не найдено исследований, где были бы изучены психолого–педагогические приемы работы со сказкой в воспитание детей старшего дошкольного возраста с признаками одаренности.

Исследование проходило в три этапа:

1) Проведение констатирующего эксперимента, целью которого выявить у старших дошкольников признаки одаренности, уровень развития возрастных особенностей (уровень развития психических процессов: мышление, память, речь и воображение).

Для достижения данной цели, нами были поставлены следующие задачи:

1. Подобрать методики для выявления признаков одаренности, уровня развития возрастных особенностей (уровень развития психических процессов: мышление, память, речь и воображение).

2. На основе подобранных методик выявить признаков одаренности, уровень развития возрастных особенностей (уровень развития психических процессов: мышление, память, речь и воображение).

3. Исходя из полученных результатов, составить программу формирующего эксперимента по применению психолого–педагогических приемов работы со сказкой в воспитании старших дошкольников с признаками одаренности.

2) Проведение формирующего эксперимента, целью которого является по средствам психолого-педагогических приемов работы со сказкой в воспитании дошкольников с признаками одаренности способствовать развитию способностей детей.

Для достижения поставленной цели, нами была поставлена следующая задача:

1. Реализовать программу по применению психолого–педагогических приемов работы со сказкой в воспитании старших дошкольников с признаками одаренности в дошкольной образовательной организации.

3) Проведение контрольного эксперимента. Цель его – проверить эффективность проведенной работы по применению психолого–педагогических приемов работы со сказкой в воспитании старших дошкольников с признаками одаренности в дошкольной образовательной организации.

Для достижения цели контрольного эксперимента, нами была поставлена следующая задача:

1. Повторное проведение методик методики для выявления признаков одаренности, уровня развития возрастных особенностей (уровень развития психических процессов: мышление, память, речь и воображение) для оценки эффективности применения психолого–педагогических приемов работы со сказкой в воспитании старших дошкольников с признаками одаренности в дошкольной образовательной организации.

На констатирующем этапе нами была подготовлена и проведена работа, по выявлению признаков одаренности, уровня развития возрастных особенностей (уровень развития психических процессов: мышление, память, речь и воображение). На данном этапе применялись методики «В гостях у сказки», направленная на определение уровня развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с признаками одаренности, «Дорисуй фигуру» Дьяченко, определение уровня развития невербального воображения у детей старшего дошкольного возраста с признаками одаренности, и «Расскажи сказку», с целью выявления уровня развития памяти и речи у детей старшего дошкольного возраста с признаками одаренности.

При анализе методик, направленных на выявление уровня развития возрастных особенностей, использовались следующие критерии:

Высокий уровень – испытуемый справился со всеми предложенными заданиями. Определял содержание, смысл анализируемого. Выполнял задание самостоятельно, правильно и быстро. Оценивал конечный результат, стремился к простому, экономичному варианту решения задания.

Средний уровень – испытуемый справился с 1-2 из 3 предложенных заданий. Анализировал содержание медленно. Задания выполнял медленно, просил подсказки у взрослого. Частично оценивал конечный результат, стремился к простому варианту решения заданий.

Низкий уровень – испытуемый не справился ни с одним из предложенных заданий. Анализировал содержание при помощи взрослого. Не стремился оценивать конечный вариант. Задания выполнял медленно, просил подсказки у взрослого.

Анализ результатов показал, что в данной экспериментальной группе детей с высоким уровнем развития возрастных особенностей выявлено 3 испытуемых, со средним – 7 испытуемых, с низким уровнем испытуемых не выявлено. Данные результаты позволяют сделать вывод, у всех испытуемых развитие возрастных особенностей соответствует возрасту.

Рисунок 1 - Результаты диагностики уровня развития возрастных особенностей

Результаты диагностики дали возможность спланировать деятельность по применению психолого–педагогических приемов работы со сказкой в воспитании старших дошкольников с признаками одаренности.

Формирующий эксперимент проводился в течение четырех недель с 8 февраля 2016 года по 11 марта 2016 года.

Составленная программа по применению психолого–педагогических приемов работы со сказкой в воспитании старших дошкольников с признаками одаренности представлена в таблице 1 Применению психолого–педагогических приемов работы со сказкой в воспитании старших дошкольников с признаками одаренности, направленных на развивающее воздействие.

Таблица 1 Применению психолого–педагогических приемов работы со сказкой в воспитании старших дошкольников с признаками одаренности, направленных на развивающее воздействие

Мероприятие

Цель

Цикл чтения сказок

знакомство детей дошкольного возраста с литературным жанром – сказка.

НОД «Три краски»

Развивать воображение по средствам изобразительной деятельности.

чтение и анализ сказки «Солдат и царь в лесу»

формировать умения слушать, анализировать и пересказывать сюжет сказки

НОД на тему «Сочинение сказки».

учить коллективному сочинению сказки

чтение, анализ и пересказ сказки «Солдатская загадка»

формировать умения слушать, анализировать и пересказывать сюжет сказки

Чтение, анализ и пересказ сказки «Про одного солдата».

формировать умения слушать, анализировать и пересказывать сюжет сказки

Игра «Наше настроение»

развитие мимики, эмоционального фона

НОД по рисованию «Солдат в сказке»

Развитие художественно-изобразительных способностей, воображения

Игра «Наше настроение»

формировать умения слушать, анализировать и пересказывать сюжет сказки

чтение и анализ сказки «Сказка про глупого змея и умного солдата»

формировать умения слушать, анализировать и пересказывать сюжет сказки

НОД «Волшебники»

развитие эмоциональной сферы по средствам творческого задания.

отработка с детьми ролей к инсценировке сказки «Белка и заяц»

Развитие актерских способностей

НОД на тему «Сказочные птицы»

Развитие творческих способностей

дидактическая игра «В гостях у сказки»

Развитие мышления, речи, воображения.

отработка с детьми ролей к инсценировке сказки «Белка и заяц»

Развитие актерских способностей

свободное рисование на тему «Сказка»

развитие мышления, воображения, фантазии по средствам изобразительнойдеятельности, творчества.

Публичная инсценировка сказки «Белка и заяц».

Развитие актерских способностей

НОД «Три краски»

Развивать воображение по средствам изобразительной деятельности.

дидактическая игра «В гостях у сказки»

Развитие мышления, речи, воображения.

Игра «Наше настроение»

развитие мимики, эмоционального фона

отработка ролей с детьми к инсценировке сказки «Журавль и лиса»

Развитие актерских способностей

Публичная инсценировка сказки«Журавль и лиса»

Развитие актерских способностей

После формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент по тем же методикам, направленным на выявление уровня развития возрастных особенностей детей дошкольного возраста, целью которого было выявление успешности применения психолого–педагогических приемов работы со сказкой в воспитании старших дошкольников с признаками одаренности.

Результаты исследования выявили положительную динамику при применении психолого–педагогических приемов работы со сказкой в воспитании старших дошкольников с признаками одаренности в выявление уровня развития возрастных особенностях. Увеличилось количество испытуемых отнесенных нами к высокому уровню с 3 до 5 человек, вследствие чего, уменьшилось количество испытуемых, отнесенных к среднему уровню - с 7 до 5 человек. Количество испытуемых, отнесенных к низкому уровню, осталось неизменным – 0.

Рисунок 2 - Результаты диагностики уровня развития возрастных особенностей

Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод, что только в процессе проведения различных видов деятельности (игровой, непосредственно-образовательной, театрализованной) в сочетании с применением психолого–педагогических приемов работы со сказкой происходит развитие творческих способностей, а также корректировка существующих проблем. А сравнительный анализ результатов показал, что результаты формирующего эксперимента положительно сказались на динамике развития и коррекции одаренности по средствам применения психолого–педагогических приемов работы со сказкой в воспитании старших дошкольников с признаками одаренности.

Список используемой литературы:

Аникин В.П. Русская народная сказка. – М.: Худож. лит., 1984. – 176 с.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. – Москва, 1999 – 536 с.

Одаренные дети: пер. с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.

Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Наук. рук. Ю.А. Лебедев. – М.:Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.

Просмотров работы: 9