ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ ПРИ РАЗВИТИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ ПРИ РАЗВИТИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ

Павлова Е.А. 1
1Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Среди самых необычных и труднообъяснимых явлений мира детская одаренность занимает одно из ведущих мест. В настоящее время существует различные трактовки данного понятия. Чаще других в психологической литературе используют определение немецкого психолога Штерна В.: «Одаренность – это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования; это общая способность психики приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни» [5]. Сущность этого определения заключается в том, что одаренность является способностью осознано ориентироваться и приспосабливаться в условиях интенсивно развивающегося общества. Одаренность, таким образом, определяется требованиями жизни и поставленными ею задачами индивидуального поведения; она является неким уровнем и типом реагирования индивида на эти требования.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. При реализации педагогической деятельности педагог использует игровую, изобразительную, театральную деятельности, чтение художественной литературы. Сказка находит отражение во всех видах деятельности детей дошкольного возраста. Она является незаменимым элементом художественной литературы, ее используют при осуществлении игровой, изобразительной, театральной деятельности. Как известно, ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития [3; с.38]. Проигрывание сказки несет в себе несколько значений для развития личности ребенка. Во-первых, одной из главных функций сказки выделяют развивающую (развитие психических процессов: воображение, память, мышление). Иными словами, сказка способствует развитию ребенка, заложенного в нем потенциала. Во-вторых, сказка – полифункциональная. Она не относится ни к одной области непосредственно–образовательной деятельности, но, несмотря на это, как метод, используется во всех областях. Сказка является уникальным творением человечества. Она позволяет увидеть положительные и отрицательные стороны, пережить чувства и эмоции героев, узнать добро и зло. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что использование в психолого-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с признаками одаренности психолого–педагогических приемов работы со сказкой будет одним из эффективных методов, способствующим раскрытию одаренности. В отечественной и зарубежной науке исследованию сказки посвящены труды Аникина В.И. [1], Никифорова А.И. [4], Проппа В.Я. [6], Фурмана В.А. [8].

Анализ теоретических основ проблемы показал, что сказка оказывает благоприятное влияние на воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Однако на сегодняшний момент времени нами не найдено исследований, где были бы изучены психолого–педагогические приемы работы со сказкой в воспитание детей старшего дошкольного возраста с признаками одаренности. Поэтому мы поставили цель исследования изучить роль психолого-педагогических приемов работы со сказкой в воспитании старших дошкольников с признаками одаренности.

Исследование проходило в три этапа:

1) Проведение констатирующего эксперимента, целью которого выявить у старших дошкольников признаки одаренности, уровень развития индивидуальных особенностей (исследовательская активность, музыкальные, художественно–изобразительные, лидерские способности, а также уровень коммуникации и наличие агрессии в поведение, перфекционизма, сверхчувствительности и нетерпимости).

Для достижения данной цели, нами были поставлены следующие задачи:

1. Подобрать методики для выявления признаков одаренности, уровня развития индивидуальных особенностей (исследовательская активность, музыкальные, художественно–изобразительные, лидерские способности, а также уровень коммуникации и наличие агрессии в поведение, перфекционизма, сверхчувствительности и нетерпимости).

2. На основе подобранных методик выявить признаков одаренности, уровень развития индивидуальных особенностей (исследовательская активность, музыкальные, художественно–изобразительные, лидерские способности, а также уровень коммуникации и наличие агрессии в поведение, перфекционизма, сверхчувствительности и нетерпимости).

3. Исходя из полученных результатов, составить программу формирующего эксперимента по применению психолого–педагогических приемов работы со сказкой в воспитании старших дошкольников с признаками одаренности.

2) Проведение формирующего эксперимента, целью которого является по средствам психолого-педагогических приемов работы со сказкой в воспитании дошкольников с признаками одаренности способствовать развитию способностей детей.

Для достижения поставленной цели, нами была поставлена следующая задача:

1. Реализовать программу по применению психолого–педагогических приемов работы со сказкой в воспитании старших дошкольников с признаками одаренности в дошкольной образовательной организации.

3) Проведение контрольного эксперимента. Цель его – проверить эффективность проведенной работы по применению психолого–педагогических приемов работы со сказкой в воспитании старших дошкольников с признаками одаренности в дошкольной образовательной организации.

Для достижения цели контрольного эксперимента, нами была поставлена следующая задача:

1. Повторное проведение методик методики для выявления признаков одаренности, уровня развития индивидуальных особенностей (исследовательская активность, музыкальные, художественно–изобразительные, лидерские способности, а так же уровень коммуникации и наличие агрессии в поведение, перфекционизма, сверхчувствительности и нетерпимости) для оценки эффективности применения психолого–педагогических приемов работы со сказкой в воспитании старших дошкольников с признаками одаренности в дошкольной образовательной организации.

Для выявления признаков одаренности у испытуемых нами была проведена диагностика опросник Савенкова А.И. «Карта одаренности», в основе которых лежат вопросы, ориентированные на наблюдательности родителей за своим ребенком, методы беседы с педагогом и наблюдение за испытуемыми в естественных условиях.

Полученные результаты по выявлению признаков одаренности у детей старшего дошкольного возраста по методики Савенкова А.И. « Карта одаренности» показали, что у испытуемого №1 имеются способности в художественно-изобразительной, литературной и музыкальной областях одаренности; у испытуемого №2 - в интеллектуальной, художественно-изобразительной, творческой, литературной и артистической; у испытуемого №3 – литературной; у испытуемого №4 – литературной, художественно-изобразительной и музыкальной; у испытуемого №5 – интеллектуальной, художественно-изобразительной и артистической; у испытуемого №6 - художественно-изобразительной, литературной и артистической; у испытуемого №7 - в интеллектуальной, художественно-изобразительной, творческой, литературной и артистической; у испытуемого №8 - в интеллектуальной, художественно-изобразительной, творческой, музыкальной, литературной и артистической; у испытуемого №9 - в интеллектуальной, художественно-изобразительной, творческой, литературной, технической и артистической; у испытуемого №10 – артистическая.

Методика Савенкова А.И. носит субъективный характер, основанный на мнение родителей или законных представителей. Для того, чтобы приблизить наше исследование к объективному характеру по заданной проблеме, мы провели методы беседы с педагогами и наблюдение за испытуемыми в естественных условиях, с целью более точного определения у испытуемых признаков одаренности в той или иной сфере.

В ходе проведения метода беседы с педагогам группы, нами было выявлено, что у испытуемых наблюдаются следующие признаки одаренности: у испытуемого № 1 имеются способности в изобразительно-художественной и литературной сфере, у испытуемого № 2 - в изобразительно-художественной, театральной и творческой сферах, у испытуемого № 3 - в творческой и технической, у испытуемого № 4 - в изобразительно-художественной и технической, у испытуемого № 5 - в творческой и литературной, у испытуемого № 6 – в изобразительно-художественной и театральной, у испытуемого № 7 – в изобразительно-художественной, у испытуемого № 8 – в изобразительно-художественной, театральной, музыкальной и творческой, у испытуемого № 9 – в театральной, у испытуемого № 10 – в изобразительно-художественной.

В ходе проведения метода наблюдения за испытуемыми, нами было выявлено, что у испытуемых наблюдаются следующие признаки одаренности: у испытуемого № 1 имеются способности в изобразительно-художественной сфере, у испытуемого № 2 - в изобразительно-художественной, театральной сферах, у испытуемого № 3 - в творческой и технической, у испытуемого № 4 - в изобразительно-художественной и технической, у испытуемого № 5 - в творческой, у испытуемого № 6 – в изобразительно-художественной и театральной, у испытуемого № 7 – в изобразительно-художественной, у испытуемого № 8 – в изобразительно-художественной, театральной и творческой, у испытуемого № 9 – в артистической, у испытуемого № 10 – в изобразительно-художественной.

Совокупность трех методов позволяет обозначить объективный характер полученных данных. Обобщенные результаты по выявлению у детей старшего дошкольного возраста признаков одаренности представлены в таблице 1 Результаты диагностики признаков одаренности у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, при анализе полученных данных в ходе проведения методики Савенкова А.И. «Карта одаренности» и методов беседы и наблюдения, можно сделать вывод, что у испытуемых, включенных в исследование, имеются признаки одаренности в той или иной области. Данный вывод позволяет нам продолжить наше исследование в следующих направлениях: и индивидуальных особенностей (исследовательская активность, музыкальные, художественно–изобразительные, лидерские способности, а также уровень коммуникации и наличие агрессии в поведение, перфекционизма, сверхчувствительности и нетерпимости).

Таблица 1 - Результаты диагностики признаков одаренности у детей старшего дошкольного возраста.

Испытуемый

Методика Савенкова А.И. «Карта одаренности»

Метод беседы с педагогом

Метод наблюдения

Часто встречающиеся сферы одаренности по результатам 3х методик

1

Художественно-изобразительная, литературная, музыкальная

Художественно-изобразительная, литературная,

Художественно-изобразительная

Художественно-изобразительная, литературная

2

Интеллектуальная, художественно-изобразительная, творческая, литературная, артистическая

Художественно-изобразительная, артистическая, творческая

Художественно-изобразительная

Художественно-изобразительная, артистическая, творческая

3

Литературная

Творческая, техническая

Творческая, техническая

Творческая, техническая

4

Художественно-изобразительная, литературная, музыкальная

Художественно-изобразительная, техническая

Художественно-изобразительная, техническая

Художественно-изобразительная, техническая

5

Интеллектуальная, художественно-изобразительная, артистическая

Творческая, литературная

Творческая

Творческая

6

Художественно-изобразительная, артистическая, литературная

Художественно-изобразительная, артистическая

Художественно-изобразительная, артистическая

Художественно-изобразительная, артистическая

7

Интеллектуальная, художественно-изобразительная, артистическая, литературная, творческая

Художественно-изобразительная

Художественно-изобразительная

Художественно-изобразительная

8

Интеллектуальная, художественно-изобразительная, артистическая, литературная, творческая, музыкальная

Художественно-изобразительная, артистическая, творческая, музыкальная

Художественно-изобразительная, творческая

Художественно-изобразительная, артистическая, творческая, музыкальная

9

Интеллектуальная, художественно-изобразительная, артистическая, литературная, творческая, техническая

Артистическая

Артистическая

Артистическая

10

Артистическая

Художественно-изобразительная

Художественно-изобразительная

Художественно-изобразительная

При проведении части констатирующего эксперимента были задействованы методики, направленные на выявление определенных способностей, социометрия и метод наблюдения.

Методика социометрии использовалась нами с целью выявления звезд и изгоев, если таковые имеются, в старшей группе, которую посещают испытуемые. Анализ полученных данных в ходе проведения социометрии среди группы испытуемых показал 2 испытуемых – звезды и 1 испытуемый – изгой.

Методика «Нарисуй сказку» направлена на выявление художественно-изобразительных способностей испытуемых. Анализ рисунков показал, что с данным заданием справились 6 испытуемых, не справились – 4. Критериями данной методики были: отображен ли сюжет на рисунке, техника исполнения рисунка, использование краски.

Методика «Озвучь роль» направлена на выявление музыкальных и актерских способностей. Основными критериями являлись умения имитировать голос персонажа, передавать его эмоциональный настрой и чувства при помощи голоса. С данным заданием справились 6 испытуемых, не справились – 4.

Методика «Наше настроение» так же позволяет выявить актерские способности. Критериями были правильность отображения мимически определенных эмоций. С данным заданием справились 6 испытуемых, не справились – 4.

Результаты, полученные в ходе исследования, отражены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Данные, полученные по диагностирующим методикам

При анализе теоретического аспекта вопроса об одаренных детях были обозначены проблемы, с которыми сталкиваются дети, относящиеся к данной категории. С помощью метода наблюдения мы проанализировали имеют ли место проблемы, к которым относят проблемы коммуникации, агрессии в поведение, перфекционизма, сверхчувствительности, нетерпимости, быть в нашей экспериментальной группе. Данные проблемы относятся к индивидуальным особенностям, так как присущи не всем детям, и требуют корректирующей направленности со стороны педагога.

При наблюдении проблем коммуникации основными критериями наличия данной проблемы служили – плохое взаимодействие с другими детьми, отчужденность, наличие игровой деятельности в одиночестве.

При наблюдении агрессии в поведение основными критериями наличия данной проблемы служили – драчливость, задиристость, обидчивость, отчужденность.

При наблюдении перфекционизма основными критериями наличия данной проблемы служили – наличие страха неудач, самокритики в случае неудачи, уверенность в необходимости доведения до совершенства, стремление избегать ошибок, перманентные чувства стыда, вины и тревоги, высокие требования к себе.

При наблюдении сверхчувствительности основными критериями наличия данной проблемы служили – гиперчувствительность.

При наблюдении нетерпимость основными критериями наличия данной проблемы служили – перебивание других детей, излишняя активность, обидчивость.

Данные получение при помощи наблюдения, направлены на выявление проблем, отражены на рисунке 2.

Рисунок 2 Наличие проблем, с которыми сталкиваются дети с признаками одаренности, в экспериментальной группе

Таким образом, можно сделать вывод, что всем испытуемым присущи определенные индивидуальные способности. При анализе выявления индивидуальных особенностей были выявлены особенности, требующие корректировки, и особенности, требующие развивающей направленности. Обобщая полученные результаты по констатирующему эксперименту, были выявлены дети с признаками одаренности в разных областях одаренности, возрастные особенности которых соответствуют возрасту, и имеющие определенные индивидуальные особенности.

Результаты диагностики дали возможность спланировать деятельность по применению психолого–педагогических приемов работы со сказкой в воспитании старших дошкольников с признаками одаренности.

Формирующий эксперимент проводился в течение четырех недель с 8 февраля 2016 года по 11 марта 2016 года.

Составленная программа по применению психолого–педагогических приемов работы со сказкой в воспитании старших дошкольников с признаками одаренности представлена в таблице 2 Применению психолого–педагогических приемов работы со сказкой в воспитании старших дошкольников с признаками одаренности.

Таблица 2 Применению психолого–педагогических приемов работы со сказкой в воспитании старших дошкольников с признаками одаренности

Мероприятие

Цель

Игра «Наше настроение»

Снятие напряженного состояния

Проигрывание игровой ситуации с куклами

Проиграть и проанализировать ситуацию агрессивного поведения

отработка с детьми ролей кинсценировке сказки «Белка и заяц

Способствовать развитию коммуникации по средствам включения в театрализованную деятельность

Публичная инсценировка сказки«Белка и заяц».

Способствовать развитию коммуникации по средствам включения в театрализованную деятельность

Индивидуальная работа по сказке «Заяц с рюкзаком»

Способствует моделированию ситуации, связанной с проблемой в коммуникативной сфере

Индивидуальная работа по сказке «Ежик»

Способствует моделированию ситуации, связанной с проблемой в коммуникативной сфере

После формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент по тем же методикам, направленным на выявление уровня развития индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, целью которого было исследование динамики по результатам применения психолого–педагогических приемов работы со сказкой в воспитании старших дошкольников с признаками одаренности.

Методика «Нарисуй сказку» направлена на выявление художественно-изобразительных способностей испытуемых. Анализ рисунков показал, что с данным заданием справились все испытуемые. Критериями данной методики были: отображен ли сюжет на рисунке, техника исполнения рисунка, использование краски.

Методика «Озвучь роль» направлена на выявление музыкальных и актерских способностей. Основными критериями являлись умения имитировать голос персонажа, передавать его эмоциональный настрой и чувства при помощи голоса. С данным заданием справились 9 испытуемых, не справились – 1.

Методика «Наше настроение» так же позволяет выявить актерские способности. Критериями были правильность отображения мимически определенных эмоций. С данным заданием справились все испытуемые.

Рисунок 3 – данные по диагностирующим методикам

Анализируя полученные данные, среди проблем, с которыми сталкиваются дети с признаками одаренности, в экспериментальной группе осталась проблема наличия агрессии в поведение у 1 испытуемого, которая влечет за собой проблему коммуникации. Это связанно с трудной жизненной ситуацией испытуемого. Коррекция данных проблем требует более длительного воздействия. У 2 испытуемых прослеживается положительная динамика в коррекции проблемы коммуникации по средствам включения в театрализованную деятельность. Испытуемые стали включаться в игру других детей, взаимодействуют с другими детьми. В ходе наблюдения за экспериментальной группой проблем перфекционизма, сверхчувствительности, нетерпимости выявлено не было.

Рисунок 4 Наличие проблем, с которыми сталкиваются дети с признаками одаренности, в экспериментальной группе

Результаты исследования выявили положительную динамику при применении психолого–педагогических приемов работы со сказкой в воспитании старших дошкольников с признаками одаренности в выявление уровня развития возрастных особенностях. Увеличилось количество испытуемых с художественно-изобразительными способностями с 6 до 10 человек, с музыкальными способностями с 6 до 10 человек, с актерскими способностями с 6 до 10 человек.

Таким образом, можно сделать вывод, что результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что только в процессе проведения различных видов деятельности (игровой, непосредственно-образовательной, театрализованной) в сочетании с применением психолого–педагогических приемов работы со сказкой происходит развитие творческих индивидуальных способностей.

А сравнительный анализ результатов показал, что результаты формирующего эксперимента положительно сказались на динамике развития и коррекции одаренности по средствам применения психолого–педагогических приемов работы со сказкой в воспитании старших дошкольников с признаками одаренности.

Список литературы:

Аникин В.П. Русская народная сказка. – М.: Худож. лит., 1984. – 176 с.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. – Москва, 1999 – 536 с.

Князева О.В. «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в сюжетно – ролевой игре» Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы VI Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 3 ок. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков[ и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - №3 (6).- 240 с.

Никифоров А.И. Сказка и сказочник / А.И. Никифоров; Сост., вступ. ст., Е.А. Костюхина. – М., 2008. – 376 С.

Педагогический словарь «Одаренность умственная» // [электронный ресурс]/ режим доступа: http://pedagogical.academic.ru/541/Одаренность_умственная дата обращения: 19.03.2013

Пропп В.Я. Русская сказка. Издательство «Лабиринт», М., 2011. – 384 с.

Сказки народов мира; Тысяча и одна ночь/ Предисл. Н.И. Никулина; Коммент. Н.И. Никулина, Д.А. Ольдерогге, А.В. Ващенко, Б.Н. Путилова – М.: ТЕРРА, 1994 – 734 с.

Фурман В.А. Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста / Дошкольная педагогика – 2010 - №11 – С. 50-53.

Просмотров работы: 5