К ПРОБЛЕМЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ СРЕДНЕГО РОДА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

К ПРОБЛЕМЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ СРЕДНЕГО РОДА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Толстопятова А.В. 1, Дзюбань А.В. 2
1Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова
2Московский Педагогический Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из важнейших психических функций человека является речь. Она является основным средством общения, источником получения и передачи информации, а также несет определенную смысловую нагрузку и фиксирует в себе то, что человек не может воспринять с помощью органов чувств [4, с. 112]. Во время речевого развития у человека происходит формирование, как познавательной деятельности, так и способности к понятийному мышлению. С помощью речевой деятельности человек имеет возможность общаться и может вступать в социальный контакт, что способствует формированию и уточнению представлений ребенка об окружающем мире, и развитию его личности в целом.

Родной язык позволяет овладевать знаниями, изучать все учебные дисциплины в школьном и последующем образовании. Л.С. Выготский утверждал, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности находится в непосредственной зависимости от речи.

Одним из основных компонентов речи является ее грамматический строй. Грамматически правильная речь оказывает большое влияние на мышление ребенка, и только морфологически и синтаксически правильно оформленное высказывание может быть понятно собеседнику и служить средством общения [1, с. 157]. При нормальном речевом онтогенезе грамматический строй ребенком осваивается постепенно, самостоятельно, с помощью подражания речи взрослых в процессе общения и в различной речевой практике. Так в психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях подчеркивается роль усвоения процесса словоизменения для нормального развития устной речи детей. Выявлено, что от полного овладения словоизменением зависит как состояние лексико-грамматической системы языка, так и развитие языковых знаний ребенка и его речевой коммуникации в целом.

Всем вышесказанным определяется актуальность нашего исследования, целью которого стало выявление уровня развития словоизменения существительных среднего рода у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.

При разработке методики для проведения обследования, мы опирались на методику исследования словоизменения существительных Р.И. Лалаевой [2, с. 40]. Наша методика была направлена на исследование процессов словоизменения существительных среднего рода дошкольниками с ОНР в импрессивной и экспрессивной речи. Методика составлялась с учетом особенностей словоизменения существительных и была направлена на исследование понимания и употребления существительных среднего рода в разных падежах, на согласование их с прилагательными и числительными, а также на изменение по числам.

Ход обследования словоизменения существительных среднего рода.

Понимание и употребление существительных среднего рода в различных падежах.

Материалом для исследования служили предметные картинки и предложения. Слова: платье, солнце, гнездо, кресло, пальто, кольцо, колесо, письмо, варенье, ведро. Предложения: У Маши есть красивое (платье). На небе не видно (солнышка). Дедушка очень рад своему новому (креслу). Девочки увидели на дереве ласточкино (гнездо). Миша доволен своим новым (ведром). Марина мечтает о красивом (кольце). Бабушка попросила Ваню принести ей банку с (вареньем). Ольга очень рада (письму) своего родного брата. Тетя Наташа давно мечтала о теплом (пальто). Ребята заметили, что у машинки отвалилось (колесо).

Ребенку предлагалось закончить предложение с помощью предмета, представленного на картинке, а затем повторить его целиком. Инструкция: «Посмотри на картинку и закончи предложение. У Маши есть красивое…(платье). Скажи всё предложение».

Согласование существительных среднего рода с прилагательными.

Материалом для исследования служили предметные картинки: молоко, варенье, облако, кольцо, ведро, кресло, окно, платье, колесо, солнце.

Ребенку предлагалось подобрать прилагательные к изображению на картинке. Инструкция: «Посмотри на картинку и подбери слова-признаки. Например: молоко (оно какое?) вкусное, полезное, белое».

Согласование существительных среднего рода с числительными.

Материалом для исследования служили картинки с изображением предметов и цифр. На предметных картинках изображено: колесо, облако, платье, окно, ведро, гнездо, пальто, кресло, кольцо, зеркало.

Перед ребенком находились карточки с изображением цифр 1, 3 и 5, а также картинки с изображением предметов. Испытуемый выбирал одну из картинок, подставлял к цифрам (по очереди к каждой) и называл словосочетание. Инструкция: «Выбери одну из картинок, подставь к каждой цифре по очереди. Произнеси словосочетание. Например: одно колесо, три колеса, пять колёс».

Изменение существительных среднего рода по числам.

Материалом для исследования служили слова: пальто, окно, платье, колесо, кресло, кольцо, гнездо, ведро, зеркало, зерно.

Ребенку предлагалось поиграть в игру «Один - много». Инструкция: «Я назову один предмет, а ты скажи, как будет много, например: одно окно, а много окон».

Методика предполагала балльно-уровневую оценку результативности выполнения заданий. При обработке результатов учитывалось количество правильных ответов, максимальное количество баллов за 1 задание – 10, следовательно, за все задания максимальный балл будет равен 40. Критерии оценки для всех заданий были одинаковые.

По результатам исследования мы выделили 3 уровня сформированности процесса словоизменения существительных среднего рода (высокий, средний и низкий), а также их особенности. Высокий уровень характеризуется правильным и самостоятельным выполнением всех заданий, средний – ошибками при выполнении заданий, но при оказании помощи ребенок самостоятельно их исправляет, низкий – многочисленными ошибками, которые ребенок не может исправить, или отказывается от выполнения задания.

Так, у детей с нормой речевого развития при употреблении существительных среднего рода в различных падежах наблюдалось очень мало ошибок. Дошкольники с ОНР 3 уровня также показали высокий уровень сформированности исследуемого процесса, но 60% испытуемых допускали незначительные ошибки. Наиболее частые ошибки в употреблении слов: пальто и кольцо («довольна пальтом», «мечтает о кольцо»).

При подборе прилагательных и согласовании их с существительными среднего рода дошкольники как с нормой речевого развития, так и с общим недоразвитием речи не допустили ни одной ошибки и показали высокий уровень выполнения данного задания.

Самым сложным заданием для всех детей оказалось согласование существительных среднего рода с числительными (Рис.1). Лишь 20% детей с нормой речевого развития оказались на высоком уровне, а остальные 80% допускали разнообразные ошибки. 30% дошкольников с общим недоразвитием речи показали средний уровень сформированности процесса согласования существительных среднего рода с числительными, т.е. при оказании помощи ребенок мог самостоятельно исправить свои ошибки, в тоже время 70% детей данной категории оказались на низком уровне, они не замечали своих ошибок или не могли их исправить. Встречались следующие ошибки: «пять ведро», «пять окнов», «три колесов», «пять яица», «пять письмов», «три платьев», «пять гнездов».

Рис. 1 – Согласование существительных среднего рода с числительными

При изменении существительных среднего рода по числам (Рис.2) обе категории дошкольников допускали ошибки, так 40% детей с нормой речевого развития оказались на среднем уровне сформированности данного процесса, и только 60% из них показали высокий уровень, что все таки говорит о более высоком уровне сформированности процесса изменения существительных среднего рода по числам по сравнению с дошкольниками с ОНР. Так как лишь 10% детей с нарушениями речи продемонстрировали высокий уровень выполнения задания, 40% детей допускали ошибки, но при оказании помощи самостоятельно их исправляли, и 50% детей показали низкий уровень, так как допускали большое количество ошибок: «много кресол», «много письмов», «много колецов», «много яицов», много колесов» и т.д.

Рис.2 – Изменение существительных среднего рода по числам

Так, мы установили, что согласование существительных среднего рода с числительными и изменение их по числам являются очень трудными процессами для всех старших дошкольников, но для детей с общим недоразвитием речи особенно. Выполнив качественный анализ ошибок, мы можем полагать, что усвоив модель словоизменения существительных женского и мужского рода, старшие дошкольники переносят эту модель по аналогии на словоизменение существительных среднего рода. Допущенные детьми ошибки мы можем условно поделить на 3 группы: 1) наложение суффиксов (много яблок- «много яблоков»); 2) замена суффиксов (пять писем – «пять письмов» ; 3) отсутствие суффиксов (много колец – «много колецов»).

Также по результатам констатирующего эксперимента мы выявили, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи показатель развития словоизменения существительных среднего рода находится на среднем уровне, в то же время стоит отметить, что у детей с нормальным речевым развитием проявлялись ошибки, характерные для детей с нарушением речи.

Проведенное нами исследование словоизменения существительных среднего рода у детей 5-6 лет с ОНР показало, что они незначительно отстают от нормально развивающихся сверстников, однако, навык словоизменения у данной категории детей сформирован хуже, чем у старших дошкольников с нормой речевого развития. Мы можем предположить, что это связано с ведением коррекционного процесса у детей с нарушением речи, так как в нашем эксперименте принимали участие дошкольники второго года обучения. Но наше предположение требует факторного анализа.

Мы не претендуем на исчерпывающую полноту исследования. Актуальной задачей остается необходимость организации комплексной системы работы, направленной на формирование у дошкольников навыков словоизменения существительных, особенно среднего рода и осознанного их применения для всех детей дошкольного возраста и особенно при работе с детьми с ОНР 3 уровня.

Список литературы:

Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд.,стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 400 с

Зализняк А.А. Русское именное словоизменение с приложением избранных работ по современному русскому языку и общему языкознанию – М. Языки славянской культуры, 2002 – IVII, 752 с.

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольни­ков (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.

Николаева Д.С. Дзюбань А.В. Особенности лексических обобщений у старших дошкольников с ОНР// Трансформация социально-гуманитарного знания в условиях цифрового общества : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 октября 2018 г. : в 2-х ч. / Под общ. ред. Е.П. Ткачевой. – Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2018. – Часть I. – С. 112-116 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://issledo.ru/wp-content/uploads/2018/11/Sb_k-1-3.

Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М., 2009. 314 с.

Просмотров работы: 24