РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Шахова Л.И. 1
1Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом одна из важнейших задач школьного обучения является не только получение знаний и формирование компетенций у учеников, но и обеспечение безопасности ребенка, в том числе психологической в образовательном процессе. Нами проведено исследование, разработанное на основе концепции психологической безопасности в образовательной среде И. А. Баевой, посвящённое изучению структуры психологической безопасности младших школьников, учащихся кадетских классов, также была апробирована программа по обеспечению этого состояния для учащихся и доказана ее эффективность [1; 4]. На основе этого исследования разработаны данные рекомендации для родителей младших школьников, обучающихся в кадетских классах, однако, считаем возможным распространить данные положения на более широкую аудиторию (далее в скобках указан уровень значимости критерия Хи-квадрат для таблиц сопряженности).

Психологическая безопасность – это благоприятное состояние ребенка, которое возникает при восприятии и оценке им образовательной среды, а также своего места в ней. Это состояние у него проявляется ощущением собственного благополучия в школе, удовлетворенностью собой как учеником, а также тем, что ему нравится в школе и классе. В состоянии психологической безопасности школьник знает, что может рассчитывать на поддержку учителя, и одноклассников. Важно помнить, что только в состоянии психологической безопасности ребенок может наилучшим образом развиваться и осваивать учебную программу, и, что самое главное, сохранить свое психологическое здоровье. В исследовании доказано, что учителя могут быть ресурсом психологической безопасности для учеников [3]. Родители также могут обеспечивать психологическую безопасность своего ребенка.

В исследовании не выявлено статистически значимую связи оценка родителями состояния ребенка в школе с уровнем психологической безопасности младшего школьника (р=0,131). Однако, если проанализировать связь родительских оценок не с уровнем психологической безопасности, а с теми показателями, которые вошли в структуру этого состояния, то обнаруживается, что с самооценкой ребенком своего состояния в школе значимо связано возможностью получить поддержку родителей (p=0,003). Представление детей об оценке их родителями, в сравнении с другими учениками (кадетами) данной школы, связано с самооценкой детей относительно других кадетов (p=0,003) и ощущением беспомощности учеников в школе (p=0,007), частоты участия в драках (p=0,035). Таким образом, родительская поддержка и позитивное оценивание детей может выступать ресурсом психологической безопасности младших школьников, учащихся кадетских классов [4].

Активность участия родители в школьной жизни (по оценке учителя) значимо связана оценка классного руководителя личности ребенка (р=0,002), его успешности (р=0,019), степени комфортности ученика в школе (р=0,048) и напряженности работы младшего школьника (р=0,019) (с точки зрения учителя). С одной стороны, родители более успешных, послушных детей охотнее принимают участие в мероприятиях класса и школы, с другой стороны, возможно, отношение учителя к активным родителям переносится на детей. Тем самым привлечение мам и пап в школу может быть также ресурсом психологической безопасности их детей. Родители могут поддерживать позитивные отношения с учителем, интересоваться мероприятиями класса и школы, принимать активное участие в них. Вероятно, тем самым демонстрируется заинтересованность важной сферой жизни школьника [4].

Психологическая безопасность ученика связана с его отношением к школе (p = 0,001) и программе (p = 0,000), по которой он учится, в нашем случае кадетской. Соответственно, родители могут помочь ребенку справиться с трудностями и полюбить школу. При этом важно собственное отношение взрослых к школе, которое может передаваться детям [4].

Одним из факторов психологической безопасности ученика в школе, являются наличие в классе друзей. Родителям рекомендуется узнать друзей своего ребенка из его класса, подумать, что можно сделать, чтоб улучшить отношения ребенка с одноклассниками. Если родители знают о насилии в отношении сына или дочери, то необходимо срочно обратитесь к специалистам (учителю, социальному педагогу, психологу в школе). Нельзя оставлять это без внимания, так как ребенок, возможно, не справится со сложной ситуацией сам, без помощи.

Часто с началом обучения в школе дети теряют эмоциональную связь со своими родителями. Одной из причин этого может быть то, что взрослые берут на себя оценивающую функцию, подменяя собой учителя, тем самым у ребёнка теряется ощущения безусловного принятия его в семье. Если родители недовольны результатами учебы своего ребенка, то для него это может означать недовольство всей личностью. Иногда родители ориентированы на достижения ребенка, забывая об его эмоциональном состоянии. Психологическая безопасность младшего школьника обеспечивается поддержкой и принятием его отцом, матерью и другими значимыми взрослыми, даже если ребенок в отчаяния, злится или неуспешен.

Для прояснения отношений родителей и ребенка, которые опосредованы учебой рекомендуем выполнить одно из упражнений, представленных в авторской программе обеспечения психологической безопасности младших школьников, учащихся кадетских классов. «Представьте себя на месте вашего ребенка, прочувствуйте, что Вы находитесь в школе весь день, там случаются разные, в том числе не очень приятные события. Как он себя чувствует там? А теперь представьте, что он приходит домой и видит там свою маму (своего папу), то есть Вас, что он чувствует теперь? Как смотрит на него мама/папа? В чем нуждается ваш ребенок?». Проделав подобный эксперимент, родители, вернувшись в свою позицию, могут дать сыну или дочери то, что ему нужно (скорее всего это будет принятие и поддержка). Важно сохранить эмоциональную связь, чтоб ребенок остался открытым и знал, что на поддержку родителей можно рассчитывать. Это обеспечит психологическую безопасность не только в этом, но и в следующем возрастном периоде.

Чтобы быть ресурсом психологической безопасности для своего ребенка родители сами должны быть в ресурсном состоянии. Иногда взрослые в современном ритме жизни забывают о себе, посвящая свою жизнь семье и работе. Дети учатся у значимых взрослых отношению к себе, перенимают образ жизни. Родители могут показать пример, освоить способы эмоциональной саморегуляции (дыхательные упражнения, медитации, расслабление мускулатуры и т.д.). Это позволит не только регулировать свое состояние, снимать раздражение, эффективно отдыхать и восстанавливаться после эмоциональных нагрузок, но и проявлять заботу о себе. Ресурсные родители могут оказывать поддержку ребенку и быть включенным в его жизнь, обеспечивая тем самым психологическую безопасность.

В каждой семье бывают трудности, с которыми сложно справиться самостоятельно (конфликты или напряженные отношения между членами семьи, временное непонимание между родителями и детьми, затруднения в поиске оптимальных способов воспитательного воздействия). Рекомендуем обратиться к психологу или найти в населенном пункте, где проживает семья, родительские группы под руководством психолога или группы самопомощи (например, в Архангельске это может быть «Родительское кафе», как реализация российско-немецкого проекта) [2]. Это даст возможность получить родителям поддержку, и найти пути разрешения проблем в семье.

Таким образом, если у ребенка дома все хорошо, он может рассчитывать на поддержку своих близких, то он точно справится с трудностями, которые могут быть в школе. Родители являются ресурсом психологической безопасности младшего школьника.

Список литературы:

Баева И. А. Сопровождение психологической безопасности учащихся в образовательной среде // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – № 6. – С. 135-141.

Булыгина Т.Б. Психологическое сопровождение семьи в рамках российско-германского проекта "родительское кафе": опыт и перспективы // Казанский педагогический журнал. – 2015. – № 4-2 (111). – С. 389-393.

Роль учителя в поддержании психологической безопасности младшего школьника / Вахрамеева, Н.Н и др. // Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка : материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под редакцией И. В. Васютенковой. – 2016. – С. 35-41.

Шахова Л.И. Структура и ресурсы психологической безопасности младшего школьника, учащегося кадетских классов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2016. – № 182. – С. 93-97.

Просмотров работы: 43