Конструктивизм в архитектуре. Простота как искусство - ДК Ильича в г. Днепр. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Конструктивизм в архитектуре. Простота как искусство - ДК Ильича в г. Днепр.

Штырбу О.А. 1, Саньков П.Н. 1
1Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. «Архитектура — выразительница нравов.» Оноре де Бальзак. В работе рассматриваются нравы начала 20-го века, где комфорт превосходствует над изощренной красотой.Стиле, который дал мировой толчок в архитектуре - конструктивизме.

Проблема. Почитание культурного наследия и достояния.

Цель. Состоит в понимании уникальности архитектуры и ее сохранении. Задачи состоят в решении этой остро стоящей проблемы и дальнейшем развитии со всеми последствиями.

Объект исследования: Архитектура эпохи конструктивизма.

Задания работы. Изучить и упорядочить информацию о конструктивизме в архитектуре. Рассмотреть историю уникального объекта этого стиля - ДК Ильича.

Провозвестником нового этапа в развитии архитектуры стала Эйфелева башня (высота312 м), возведенная из сборных стальных частей к Всемирной парижской выставке 1889 г. по проекту инженера Густава Эйфеля в знак вступления в новую эру машинного века. Лишенная утилитарного значения, ажурная башня легко и плавно взлетает к небу, воплощая мощь техники.

Разрабатывается универсальная классификация улиц и принципы их сочетания, создаются сети городских магистралей, независимых от переходных улиц и рассекающих город на ряд обособленных пространств. В проектировании городов нового типа и крупных промышленных предприятий все более утверждаются принципы функционально-конструктивной системы, зародившейся на рубеже 19-20 вв. Этот стиль в архитектуре получил название конструктивизма.

Простые формы вызывали ассоциации с новым стилем отношений между людьми – демократическим. В теории конструктивизма первостепенной провозглашали полезность вещи, которая являет собой голую конструкцию "без балласта изобразительности" (слова архитектора А. Веснина). Произведения искусства, напротив, считались лишь предметами ненужной роскоши и результатом напрасного труда. Естественно, что привычные пространственные композиции и внешний декор ушли на второй план.

Бетон, железо, стекло - три материала, что усилили позиции конструктивистов в архитектуре. Три, довольно символично, ведь в энциклопедии символики и геральдики сказано, что 3 - образ абсолютного совершенства.

Конструктивизм расцвел после Октябрьской революции и был главным стилем до середины 1930-х. Его приверженцы с наследием прошлого поступали радикально: формы и конструкции, воплощающие индивидуалистические вкусы, отвергались и уничтожались, а новая архитектура объявлялась проводником советской идеологии и средством создания истинно современного человека. Для того чтобы сделать его продуктивным работником, нужно было рационально организовать быт. Конструктивисты считали, что если при планировке жилья учесть профессиональные привычки и запросы его будущих пользователей, то и качество их продукции и отдыха значительно повысится.

Главным в конструктивизме стала игра с контрастами объемов, материалов и чистых форм. Архитекторы принимали знаменитые пять принципов архитектуры Ле Корбюзье и применяли большинство из них в своих работах. Они использовали столбы-опоры, чтобы освободить площадь первого этажа для садов или парковок, и создавали плоские крыши, которые можно было бы использовать как террасы-солярии. Благодаря развитию технологий наружные стены перестали быть несущими, и их можно было делать из любых материалов. Так любимыми выразительными элементами конструктивистов стали окна: ленточные горизонтальные, проходящие через весь фасад, или круглые, которые делали здания похожими на корабли, плывущие в светлое завтра.

С советской идеологией пришли и новые стандарты красоты. Мерилом эстетической ценности стала целесообразность, а значит, строгость, лаконичность и монолитность облика. Назначение здания диктовало его форму, а все бесполезные декоративные элементы отрицались. Если раньше по внешнему виду сооружения было сложно определить, больница это, филармония или чей-то особняк, то теперь назначение постройки должно было проявляться в экстерьере со всей возможной наглядностью.

Корифеем русского (советского) конструктивизма считается Константин Мельников. Начав с постройки российских павильонов на Международных выставках в стиле традиционной деревянной архитектуры, благодаря которым он приобрел международную известность, Мельников переходит к проектированию очень актуальных построек нового (революционного) типа и назначения - рабочих клубов.

Архитекторы конструктивизма – братья Веснины, Моисей Гинзбург, Константин Мельников, Илья Голосов, Иван Леонидов, Владимир Татлин – сформулировали функциональный метод проектирования. В его основе лежал тщательный анализ функционирования жилых и промышленных строений. Под каждую функцию подбиралась самая рациональная форма (объемно-планировочное решение). В этой концепции строили рабочие клубы, автобусные парки, универмаги, дома-коммуны.

«Существует довольно распространенное мнение, что конструктивизм есть художественный нигилизм, есть отрицание формы, есть нежелание считаться с формой. Однако в действительности конструктивизм есть рабочий метод, который отыскивает самый верный и правильный путь к новой форме, максимально отвечающей новому социальному содержанию. Разумная цель общественного коллектива, класса — вот основная веха нашего пути, но, постольку, поскольку наша деятельность есть создание конкретных материальных форм, мы не отмахиваемся от вопросов формы, но мы говорим, что к форме мы подходим путем развертывания социальной цели. Форма находится у нас в стадии постоянного искомого, каждый раз заново определяемого четко и революционно очерченной целью» - писал Моисей Гинзбург.

Время - ластик, стирающий картины исполненные в карандаше, время - пыль, покрывающая гениальные полотна, время - ветхость, обрекающая все на забвение.

История ДК Ильича началась с того, что район "Петровки" стал интенсивно развиваться после установления Советской власти. В 1920 - 1930-х гг. появилось и главное здание района - на месте бывшей Брянской площади построили Дворец труда, или Дворец культуры металлургов Юга (позднее - имени Ильича). Для своего времени это здание было образцовым, но не только из-за обширных размеров.

Конкурс на проект Дворца выиграл архитектор Александр Красносельский. Он решил его в стиле конструктивизма. Дворец Ильича в Днепропетровске входит в число лучших сооружений конструктивизма, построенных в бывшем Советском Союзе.

В годы оккупации во Дворце устроили казармы и конюшни. Восстанавливали его долго - только 18 декабря 1955г. "театр имени Ильича" снова открыли для зрителей. Интересно, что до постройки в центре города театра оперы и балета сцена Дворца Ильича считалась самой большой в Днепропетровске. Здесь чаще всего устраивали концерты и массовые представления. После войны здание какое-то время называлось "Большой театр". Со временем Дворец Ильича потерял свое значение. Тут проводятся разные общественные мероприятия, но даже по внешнему виду заметно, что Дворец требует капитального ремонта.

В 1960–1980 годы в ДК Ильича размещалась Днепропетровская областная филармония. В 1992 году здание переименовали в Украинский дом. Но это название не прижилось. В народе его продолжают называть просто «ДК Ильича». В 2011 году исполнилось 85 лет со дня его закладки и 75 лет со дня окончания строительства. С 2014 года Дворец культуры находился на балансе банка «АКТАбанк» и неоднократно выставлялся на продажу. Последний раз ДК функционировал по своему прямому назначению в 2000 году. С тех пор он стоял в качестве памятника советской системе: пустой и бессмысленный, полностью разваленный внутри, с серыми, потрескавшимися стенами снаружи. Но в ноябре 2017 года он был выкуплен за 7 875 000 грн. ТОВ «БЦ-Веста». В июле 2018 года в окнах здания была замечена бригада занимающаяся ремонтными работами.

«Наша компания имеет более чем 20-летний успешный опыт восстановления крупных, приведенных в запустение объектов в Киеве и многих других регионах Украины – это бывшие ДК, заводы, фабрики, - рассказал Алексей Тесленко. – Мы планируем восстановить ДК Ильича в первоначальном историческом облике и эксплуатировать его как целостный административно-культурный комплекс. В нем будут проводиться концерты, выставки, другие общественно значимые мероприятия. ДК получит совершенно новую жизнь! Сейчас проводим комплекс ремонтных работ, которые остановят разрушение здания – заменяем окна, ремонтируем кровлю. Далее займемся восстановлением исторического облика фасада. Эти работы планируем завершить в текущем году.» - поделился помощник директора «БЦ-ВЕСТА», руководитель проекта Алексей Тесленко.

Остается лишь верить и надеется, что пройдя «огонь и воду» ДК Ильича все же приобретет подобающий вид и вновь распахнет свои двери для горожан.

А ведь сколько таких зданий, имеющих непростую судьбу, но являющихся значимыми на страницах истории. Вероятно, их сейчас даже не счесть. С их количеством возрастает и количество акул бизнеса, жаждущих снести культурное наследие и выгнать очередного многоэтажного уродца.

Эпоха коротка - эстетика вечна.

Список литературы.

1. Хигер Р. Конструктивизм в архитектуре. // Революция и культура / Р. Хигер. — 1 ноября 1929. — № 19/20. — С. 26–31.

2. М. Комарова Строить и жить: как понять архитектуру конструктивизма [Электронный ресурс] - https://style.rbc.ru/impressions/571f2eb39a79473d66b8377e

3. М. Кавун Дворец Ильича — умирающий шедевр конструктивизма [Электронный ресурс] - https://gorod.dp.ua/news/65074

Просмотров работы: 185