Актуальность. “Город должен быть построен так, чтобы обеспечить своим жителям безопасность и счастье” – этой гениальной фразой великого мыслителя Аристотеля необходимо начинать и заканчивать трудовую неделю от домохозяйки до мэра. Ни одно решение, действие или мероприятие, которое идет наперекор этому лозунгу, не должно воплощаться в жизнь, не взирая ни на какие экономические трудности. Согласно с международными стандартами ISO 9000-20000 жизнь каждого человека должна быть обеспечена качественными и безопасными показателями.
Одним из основных факторов, влияющих на условия проживания населения города, является наличие функциональных удобств. Под функциональными удобствами понимают удовлетворение потребностей населения с минимальными затратами сил, времени и средств, а также наличие транспортных связей с местом работы, с культурным и общественным центром города. Критерием градостроительной оценки принимают экономию времени, сил и средств на транспортные передвижения и нахождение в сфере обслуживания.
Исходя из методики определения экономической эффективности капитальных вложений, 1 час свободного времени населения оценивается как 30-40% среднечасовой оплаты труда населения, проживающего в конкретном районе. В разных регионах страны стоимостная оценка 1 часа свободного времени будет различна, в зависимости от средней величины заработной платы. От длительности поездок любого назначения пассажир испытывает транспортную усталость, зависящую от количества пересадок и степени комфортности используемых видов транспорта. Транспортная усталость показывает, как длительность поездки влияет на качество продукции (% брака в общем виде продукции, что в свою очередь может быть выражено как прямое уменьшение общего объема продукции). Транспортная усталость действует и после работы. Ее продолжительность зависит от специфики труда и от степени комфортности на предприятии. Величина Втр.у. принимается для районов центральной части города Днепропетровска в размере 30 минут, что составляет около 7% баланса рабочего времени трудового дня.
Значение показателя транспортной усталости определяется по формуле:
Утр = С • Втр.у • Н • n • Т, тыс.уде. (1)
где: Утр – оценка транспортной усталости, тыс.уде;
С – стоимость рабочего времени 1 чел-час, уде;
Н – количество жителей, выезжающих из района к месту работы, чел;
n – количество рабочих дней за год;
Т – расчетное число лет.
Транспортная усталость неразрывно связана с условиями транспортной доступности районов проживания и мест работы. Из-за больших расстояний к местам работы пассажиру необходимо сделать несколько пересадок, вызывая еще большую транспортную усталость, затратить время, которое могло бы быть потрачено на повышение производительности труда, и затратить средства на поездку.
Расчет затрачиваемых средств на поездки определяется с учетом количества пересадок в зависимости от тарифов для каждого вида транспорта:
Д = Дп • n • Т • (Н + Нс • γ ), уде. (2)
где: Д – затраты денежных средств на поездки, уде;
Дп – затраты денежных средств на 1 поездку в 2-х направлениях, уде;
Нс – самодеятельное население района, чел;
Н, n , Т – то же, что и в формуле (1);
γ – доля культурно-бытовых поездок относительно трудовых.
Особенно неблагоприятные условия складываются в жилых районах, где дискомфорт вызывает чрезмерная плотность жилой застройки, вызывая нарушение инсоляционного и аэрационного режимов жилых помещений и территорий, усугубляя отрицательное воздействие расположенных рядом промышленных предприятий (загрязнение атмосферы вредными выбросами, шум, вибрации и т. д.). Поэтому одной из важнейших задач крупных городов является улучшение санитарно-гигиенических качеств районов жилой застройки. Для решения этой проблемы проводится ряд мероприятий, включающих создание санитарно-гигиенических зон и различных видов озеленения.
К мероприятиям, направленных на удовлетворение санитарно-гигиенических норм территории, относят:
Вынесение за пределы жилого района вредных производств, требующих больших зон санитарного разрыва и вложения значительных средств на их реконструкцию;
Улучшение сети подъездных дорог, инженерных коммуникаций;
Уменьшение вредных выбросов и снижение уровня шума в результате модернизации технологии производства;
Многообразие планировочных решений.
Территория исходя из необходимых затрат оценивается по следующей формуле:
где: Звр – затраты на ликвидацию вредностей, тыс.уде/га;
Смі – стоимость мероприятий, устраняющих вредные элементы дискомфорта, тыс.уде;
m – количество мероприятий по ликвидации вредностей;
F – площадь комфортной территории, га.
Комфорт жизненной среды составляет эстетическая выразительность городской застройки, а также историческая и архитектурная ценности зданий. Такие элементы жилого фонда являются объектами туризма и могут приносить доход. Поэтому ценность территории, на которой расположены эти объекты, можно определить по формуле:
где: Цтер – ценность территории в стоимостном выражении, тыс.уде/га;
Пгод – годовая прибыль, получаемая от объекта, тыс.уде/год;
(разница между поступлениями и издержками);
Т – расчетный срок;
F – площадь территории, на которой размещен объект, га.
Планировочное размещение предприятий обслуживания в городе и их взаимное влияние оказывают воздействие на экономические результаты их деятельности и на эффективность использования городских территорий под застройку различного назначения. К затратам, связанным с созданием, функционированием и оказанием услуг потребителям, относят:
Единоразовые вложения на строительство и оборудование;
Эксплуатационные издержки;
Затрачиваемое время населением на потребление услуг.
Выводы. 1. Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения является одной из задач для выполнения стратегии формирования государственной политики в природопользовании на основах устойчивого развития.2.При решении данной задачи важное значение имеет обеспечение качества и наличие функциональных удобств в городе для его жителей. 3. Применение предложенной модели учета экономических аспектов природопользования, рассмотренной в настоящей статье, имеет большое практическое значение как в условиях реконструкции, так и в условиях нового строительства для любых инфраструктурных элементов городской среды,.