Барьеры восприятия учебной информации и их преодоление - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Барьеры восприятия учебной информации и их преодоление

Ефремова В.И. 1, Пшеничнова И.В. 1
1ШФ ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема усвоения знаний имеет весомое значение в теории и практике психологии обучения. Педагоги и психологи всего мира разрабатывали концепции, методы и теории обучения, которые бы способствовали наилучшему усвоению учебной информации. Ядром, на основе которого синтезировались педагогические идеи различных психологических и педагогических направлений и сторон, являются психические познавательные процессы, такие как восприятие, ощущения, мышление, память и т.д.

Целью нашего исследованияявляется проведение анализа причин возникновения барьеров восприятия учебной информации и выявление способов их преодоления.

Объектом исследования выступает учебная деятельность школьников, его предметом - барьеры восприятия учебной информации.

Учебная деятельность представляет собой процесс приобретения человеком новых знанийумений и навыков или  изменения старых. Учебная деятельность состоит из структуры компонентов, которые показывают, что она целенаправленна, предметна, мотивированна, имеет свои средства осуществления, свои специфические продукт и результат.

Барьерами восприятия в учебной деятельности выступают явления и факторы интеллектуального и социального развития личности ребенка, его личностные особенности, образованные либо эндо-, либо экзогенным влиянием. Барьеры восприятия учебной информации имеют непосредственную связь с компонентами учебной деятельности.

Проблема постановки и понимания цели обучения.

Причиной возникновения данного барьера является неспособность педагога реализовать целеполагающий компонент – создания условий для понимания учеником необходимости решения поставленных перед ним задач.

Проблема саморегуляции в процессе учебной деятельности

Саморегуляция учебной деятельности – это специфическая регуляция, осуществляемая учеником как субъектом деятельности. Ее назначение, состоит в том, чтобы привести в соответствие возможности ученика с требованиями учебной деятельности, т.е. ученик должен осознать свои задачи в качестве субъекта учебной деятельности.

Причиной возникновения данного барьера является несформированность у учеников целостной системы компонентов саморегуляции:

Недостаточное развитие у ученика познавательных процессов (н-р, произвольного внимания, является возможной причиной многих видов трудностей при обучении.

Неадекватная самооценка учащегося.

Способность к адекватной оценке своих способностей и притязаний является важным условием для успешности в учебной деятельности [2,195].

Нейрофизиологические отклонения. Так как процесс саморегуляции реализуются с помощью нейрофизиологических механизмов, отклонения в этой сфере могут повлечь за собой трудности в обучении [7, 116].

Деятельность педагога и иное внешнее воздействие на способность к обучению.

Большое влияние на развитие саморегуляции у учащегося оказывает педагог. Если им используются методы, не способствующие развитию саморегуляции ученика, вызывающие негативное отношение него к своей деятельности, это также может привести к затруднениям в учебной деятельности ученика.

Проблема мотивации учебной деятельности

Мотивы учебной деятельности – это движущая сила, которая направляет ученика к активному овладению знаниями, умениями, навыками [6, 10-18].

Отсутствие мотивации или ее низкий уровень существенно затормаживают учебную деятельность, снижают академическую успеваемость, провоцируют интеллектуальную пассивность, негативно влияют на развитие и воспитание детей, на соблюдение ими дисциплины, на формирование знаний, умений и навыков не только учебных, но и социально значимых.

Эмпирическое исследование барьеров восприятия учебной информации проводилось на базе МОУ Начальной общеобразовательной школы №18 г. Шуя в ноябре 2018 года. Объем выборочной совокупности составил 25 человек в возрасте 10-11 лет (обучающиеся 4 класса).

Для решения практических задач исследования были использованы следующие методы:

Тестирование.

Анализ документации (школьного журнала успеваемости).

Для выявления одного из возможных барьеров восприятия учебной информации – мотивации – и его влияния на успеваемость младших школьников была проведена групповая диагностика по методике Н.Г. Лускановой «Оценка школьной мотивации обучающихся начальной школы».

Цель методики: выявление относительной выраженности различных мотивов, побуждающих к учению детей младшего школьного возраста.

По уровню общей мотивации обучения 12% учеников имеют высокий уровень мотивации (1 уровень). У детей с таким уровнем мотивации выражен познавательный мотив, желание наиболее успешно выполнять все школьные требования.

32% учеников, что составляет 8 человек, показали хорошие результаты – 2 уровень развития мотивации, который характеризуется тем, что такие дети успешно справляются с учебной деятельностью.

Средним уровнем развития мотивации обладают 24 % учеников (6 человек). Такие ученики характеризуются позитивным отношением к школе, но за счет внеучебной деятельности.

20% учеников (5 человек) показали низкий уровень сформированности мотивации обучения. Эти дети характеризуются тем, что неохотно посещают школу, отдают предпочтение пропускам занятий.

И самым низким уровнем мотивации (5 уровень), характеризующим дезадаптацию, обладают 3 ученика, что составляет 12% от класса. Такие ученики имеют негативное отношение к школе и затруднения в учебной деятельности.

Мотивация как система ценностей, мотивов, целей и выражается во внешних проявлениях. Учебная деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. Одним из индикаторов успешности учебной деятельности и сформированности высокого уровня мотивации, руководящей учеником, выступает общая успеваемость ученика.

В результате обработки данных, полученных при исследовании школьной мотивации учеников 4 класса и анализа данных журнала успеваемости учеников, была установлена взаимосвязь между уровнем учебной мотивации младших школьников и их уровнем успеваемости. Таким образом, ученики с высоким уровнем мотивации демонстрируют хорошую успеваемость, ученики же с низким уровнем мотивации хуже справляются с учебной деятельностью и имеют относительно плохую успеваемость.

Психолого-педагогическая работа по преодолению барьеров в восприятии учебной информации должна основываться на учете возможного влияния всех препятствий познавательной деятельности, на создании благоприятных условий для учебной деятельности.

Необходимыми мероприятиями являются: наблюдение и выявление личностных особенностей детей; рефлексия методов и средств своего преподавания, оценка своей деятельности и подбор на основе этого методов и средств дополнительной стимуляции познавательного интереса и мотивации учеников к учебной деятельности.

Целью данной работы являлись научно-исследовательская деятельность по изучению барьеров восприятия учебной информации младшими школьниками и эмпирическое исследование одного из этих барьеров – мотивационного барьера – и его влияния на академическую успеваемость школьников.

Проведенное исследование показало взаимосвязь наличия мотивационного барьера с академической успеваемостью учеников: дети с высоким уровнем учебной мотивации имеют высокие показатели успеваемости относительно детей с низкой мотивацией, которые демонстрируют худший результат.

Список литературы:

Блонский П.П. Педология: учебник для высших педагогический учебных заведений [электронный ресурс] / Блонский П.П. — Изд. 2-е. — Москва: Гос. учеб-пед. изд-во, 1936. Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/blonsky_pedologiya_1936/

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Божович Л.И. —СПб.: Издательство Питер. — 2008

Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Мардахаев Л.В. Социальная педагогика [электронный ресурс] / Л.В. Мардахаев. – Москва: ГАРДАРИКИ, 2005. – с. 74. – Режим доступа: http://www.jagannath.ru/users_files/books/Mardahaev_L.V._-_Sotcialnaya_pedagogika.pdf/

Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А.К. Маркова – Москва: Просвещение, 1983.

Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А.К. Маркова – Москва: Просвещение, 1983.

Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / А.Р. Лурия — Москва: Издательский центр «Академия», 2003.

Просмотров работы: 213