МОДЕЛЬ ЗВУКОВОЙ СРЕДЫ ГОРОДА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

МОДЕЛЬ ЗВУКОВОЙ СРЕДЫ ГОРОДА

Переплетчикова А.С. 1
1ФГБОУ ВО "Курганский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность: Шум это один из самых опасных спутников современного человека. Он окружает во всех сферах городского пространства, будь то улица, двор, квартира и т.д. В связи с этим необходимо выделить основные источники шумового загрязнения на разных уровнях города, глобальном, региональном и локальном. Это поможет в полной мере оценить степень влияния. А так же, в дальнейшем, разработать более современные меры по защите от шума не только в городском пространстве, но и в придомовых территориях и квартире. Учитывая особенности не только транспортных шумов.

Противоречие состоит в том, что среда обитания не может быть беззвучной, однако повышение уровня звуков имеет безопасные пределы.

Проблема: Каков уровень безопасности и источники шумового загрязнения и какое они оказывают влияние на сферы городского пространства?

Объект исследования: Объектом исследования является городская среда.

Предмет исследования: влияние звуковой среды города Кургана на здоровье человека

Цель: Провести теоретическое обоснование звуковой среды города и ее влияния на здоровье человека, создать модели воздействия звуковой среды в городских условиях.

Гипотеза: Для разработки мер по защите от шумового загрязнения на всех уровнях городской среды необходимо:

Провести теоретическое обоснование звуковой среды города и ее влияния на здоровье человека, создать модели воздействия звуковой среды в городских условиях;

разработать анкету, при анализе ответов которой будет выявлена степень информированности населения о вреде шума;

выявить, является ли городской шум одним из основных лимитирующих факторов воздействия на психологическое и соматическое здоровье человека.

разработать наиболее эффективную методику информирования городского населения о влиянии шумового загрязнения

Задачи:

1. Ознакомится с нормативно правовыми документами по проблеме шумового воздействия;

2. Провести теоретическое обоснование звуковой среды города и ее влияния на здоровье человека, создать модели воздействия звуковой среды в городских условиях

3. Выявить степень влияния шумового загрязнения на здоровье человека;

4. Разработать методику социологической оценки влияния шумового загрязнения на здоровье человека.

Методы: Научно - аналитический, обзор литературы, модельный, анкетирование.

Значение работы: В своей работе мы проведем теоретическое обоснование звуковой среды города и ее влияния на здоровье человека, создадим модели воздействия звуковой среды в городских условиях, которые помогут проследить нахождение человека в звуковой среде во всех сферах жизни.

Практическое значение - разработать методику с помощью, которой будет дана оценка осведомленности городского населения о степени воздействия звукового загрязнения во всех сферах жизни на человека. А так ж поможет проследить степень акустического сопровождения в течении дня.

В дальнейшем полученные результаты будут способствовать разработке новых методик оценки и защиты населения от шума.

Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения.

1) в основной части 4 главы;

2) список литературы включает – 30 источников

3) количество рисунков –

4) количество таблиц -

Глава 1. Нормативно правовое обеспечение защиты от шума окружающую среду и человека

Законодательная база

Высшим нормативно правовым актом определяющим благосостояние окружающей среды является Конституция Российской Федерации. Данные положения прописаны в разделе первом, главе второй «Права и свободы человека и гражданина».

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 58

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам [6].

Законы Российской Федерации так же регулируют благосостояние окружающей среды, но уже узконаправленно. Так область защиты от шумового воздействия регламентируется следующими законами Российской Федерации.

1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об охране окружающей среды» (ст. 55).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации[15].

2. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)[16].

3.Закон курганской области (от 20 ноября 1995 года) № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области» (с изменениями на 27 сентября 2017 года).

Настоящий Закон принят в соответствии с пунктами "б" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и статьей 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Настоящий Закон устанавливает административную ответственность за административные правонарушения, определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, определяет правовые основы создания и деятельности административных комиссий, а также регулирует иные вопросы в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях[2].

4."Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.04.2018)

Кодифицированный нормативный акт, регулирующий общественные отношения по привлечению к административной ответственности, а также устанавливающий общие начала, перечень всех административных правонарушений (который может быть дополнен на региональном уровне), органы, рассматривающие дела, порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам [5].

"Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (разработан Минэкономразвития России).

Глава 8. Охрана окружающей среды. Развитие ресурсного Потенциала экономики [10].

Правительство Москвы. Постановление от 16 октября 2007 года N 896-ПП «О Концепции снижения уровней шума и вибрации в городе Москве» (с изменениями на 28 августа 2012 года).

Во исполнение Целевой среднесрочной экологической программы города Москвы на 2006-2008 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2006 года N 219-ПП, в целях предотвращения роста негативного шумового воздействия на территорию и население города Москвы, сохранения и развития акустически благополучных территорий для проживания и отдыха населения города Москвы Правительство Москвы[9].

Нормативная база

Все шумы регламентируются определенными СНиПами в которых указаны нормы, предусмотренные в тех или иных помещениях и организациях.

1. К таким СНиПам относится СП 51.13330.2011 Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003 (с Изменением N 1). Настоящий свод правил устанавливает обязательные требования, которые должны выполняться при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий различного назначения, планировке и застройке городских и сельских поселений с целью защиты от шума и обеспечения нормативных параметров акустической среды в производственных, жилых, общественных зданиях, на прилегающих к ним территориях и в рекреационных зонах [13].

2. Еще одним основным сводом правил используемых на предприятии является - Санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. N 36) [4].

3. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".

Настоящие санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания[12].

Глава 2. Теоретическое обоснование внешне средового воздействия звуковой среды на здоровье человека

2.1. Здоровье человека, компоненты его составляющие

Здоровье как многокомпонентное явление, зависит от общей культуры и знаний человека. К сожалению, многие молодые люди, когда они еще физически и соматически здоровы, нет стремления к сохранению и укреплению здоровья, нет потребности в здоровье. Первую половину своей жизни они растрачивают здоровье, лишь утратив его, начинают ощущать выраженную потребность в нем.

Но сегодня все острее встает вопрос о здоровье молодых людей, из-за обостряющейся экологической ситуации возрастают врожденные патологии и различные хроническое заболевания, также у многих людей с раннего детства проявляются различные аллергические реакции.

В связи с этим, каждый человек должен иметь представление о своем организме, об особенностях строения и функциях различных органов и систем, о своих индивидуально-психологических особенностях личности, о способах и методах коррекции своего состояния, своей физической и умственной работоспособности.

В современном мире существует более 300 вариантов определения понятия «здоровье»: одни характеризуют здоровье как отсутствие болезней, другие — как способность сохранять равновесие между организмом и постоянно меняющейся внешней и внутренней средой, третьи — как гармоничное физическое развитие. В настоящее время широкое распространение получило определение здоровья, данное в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Здоровье — динамическое состояние физического, духовного и социального благополучия, обеспечивающее полноценное выполнение че­ловеком трудовых, психических и биологических функций при максималь­ной продолжительности жизни.

Поэтому принято выделять несколько компонентов здоровья:

соматический — текущее состояние органов и систем органов человеческого организма. Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека.

физический — уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основа физического здоровья — это морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов.

психический — состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.

сексуальный — комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.

нравственный — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Этот компонент связан с общечеловеческими истинами добра, любви, красоты и в значительной мере определяется духовностью человека, его знаниями и воспитанием.

Рассматривая здоровье человека как компонент жизни нельзя забывать о болезни. Так при ежедневном взаимодействии человека с окружающей средой уровень здоровья постоянно колеблется, так как это динамический атрибут жизни человека: когда он заболевает, то уровень его здоровья понижается (иногда до нуля - смерть); когда человек выздоравливает - уровень здоровья повышается (очевидно, человек никогда не достигает совершенного, абсолютного здоровья).

Рассматривая взаимосвязи и взаимоотношения процессов здоровья и болезни, следует подчеркнуть справедливость постулата отечественной медицины, утверждающей, что «абсолютное здоровье и абсолютная болезнь немыслимы, между ними существуют разнообразные формы связей и взаимных переходов».

Практическая медицина, выделяет три основных состояния человека:

1. Здоровье — состояние оптимальной устойчивости организма к меняющимся условиям жизнедеятельности и действию патогенных факторов.

2. Предболезнь — это состояние, при котором возможно развитие патологического процесса без изменения силы действующего фактора вследствие снижения резервов адаптации.

3. Болезнь — манифестированный процесс в виде клинических (патологических) проявлений в состоянии организма, отражающихся на социальном статусе.

Показателями здоровья могут быть количественно охарактеризованные следующие признаки:

1) иммунная защита;

2) уровень и гармоничность физического развития;

3) функциональное состояние организма и его резервы;

4) уровень наличия какого-либо заболевания или дефекта развития;

5) уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

2.2. Основные факторы, влияющие на здоровье человека

Основные факторы, оказывающие влияние на формирование и поддержание здоровья человека можно разделить на 4 группы. Они были выделены экспертами ВОЗ еще в 80х годах ХХ века.

1. социально-экономические условия и образ жизни индивидуума;

2. состояние окружающей среды, в том числе и взаимодействие человека с разнообразными микроорганизмами;

3. генетические (наследственные) факторы – наличие врожденных аномалий, конституциональные особенности и предрасположенность к определенным болезням, возникшие во время внутриутробного развития и в течение жизни мутации;

4. медицинское обеспечение – доступность и качество медицинской помощи, полноценность и регулярность профилактических осмотров и скрининговых обследований [20].

Соотношение этих факторов зависит от пола, возраста, места проживания и индивидуальных особенностей человека. Но существуют среднестатистические показатели их влияния на формирование здоровья. Согласно данным ВОЗ, наибольшее воздействие оказывают образ жизни (50–55%) и состояние окружающей среды (до 25%). Доля наследственности составляет около 15–20%, а медицинского обеспечения – до 15% [25].

В нашей работе рассматривается физическая природа воздействия, а именно изучение влияния городского шумового воздействия на человека. Мы будем опираться на два фактора представленных выше - образ жизни индивидуума и состояние окружающей среды. Так как именно в этих факторах мы рассматриваем шум как объект, окружающий человека во всех сферах жизни, на улице, производстве, внутри жилых и не жилых помещений.

Образ жизни включает в себя, насколько физически активен человек, а так же наличие вредных привычек. Также сюда относится характер организации труда и отдыха, приверженность к соблюдению распорядка дня, продолжительность ночного сна.

Факторы окружающей среды – это природные и антропонозные (создаваемые людьми) условия в месте постоянного проживания, отдыха или работы человека. Они могут носить физическую, химическую, биологическую и социально-психологическую природу. Их влияние может быть небольшим по интенсивности и постоянным или же кратковременным, но мощным [25].

Для комплексного рассмотрения проблемы влияния шумового воздействия на здоровье человека необходимо выделить основные источники шума в различных сферах жизни:

различные виды транспортных средств;

промышленные предприятия;

строительные и ремонтные работы;

автомобильная сигнализация;

собачий лай;

шумные люди;

бытовая и офисная техника;

громкая музыка, плееры, дискотеки, музыка в машине;

природные звуки.

Все перечисленные источники оказывают прямое воздействие на здоровье человека, это подтверждают исследования, проводившиеся в различных работах.

Приведены результаты социологических исследований по оценке действия шума, проведенные сотрудниками Института гигиены и медицинской экологии им. А.Н. Марзеева АМН Украины. Опрос 1500 жителей шумных улиц показал, что 75,9% жаловались на шум транспортного происхождения, 22% - на шум промышленных предприятий, 21% - на бытовой шум. У 37,5% опрошенных шум вызывал беспокойство, у 22% - раздражение и лишь 23% опрошенных - не жаловались на него. При этом больше всего страдали те, у кого было поражение нервной, сердечнососудистой систем и органов пищеварения. Постоянное проживание в таких условиях может стать причиной язвенной болезни желудка, гастрита из-за нарушения секреторной и моторной функций желудка и кишечника.

Установлена прямая зависимость количества жалоб населения от уровня звука на примагистральной территории. Так, при эквивалентном уровне звука 75-80 дБА зарегистрировано более 85% жалоб, 65-70 дБА - 64-70%. При уровне звука 60-65 дБА почти половина опрошенных жаловались на шум, 55 дБА - третья часть населения ощущала беспокойство, и лишь при уровне шума 50 дБА жалоб практически не было (5%). Два последних уровня являются приемлемыми для территорий жилой застройки. Нарушается сон обычно при уровне звука более 35 дБА. Реакция населения на транспортный шум практически не зависит от пола, возраста и профессии [29].

Глава 3. Модели

3.1. Модели влияния шумов на звуковую среду города

Для выявления основных источников шумового воздействия и их степени влияния на разных уровнях городской системы были составлены различные модели.

Одним из основных уровней является глобальный, это весь город в целом, в котором выделяются основные группы источников шумового воздействия и степень их воздействия. Вторым выделенным нами уровнем является региональный, к нему относится внутри дворовые территории, со своими источниками. К третьему уровню относится локальный – квартира, здесь так же выделялись лимитирующие и фоновые источники шума.

Промышленные звуки

Транспортные звуки

Городские шумы

Звуковая городская среда

Социальные звуки

Природные звуки

Рисунок 1. Модель влияния городских шумов на звуковую среду города

При составлении модели черного ящика городских шумов выделялись основные группы источников звукового влияния, которые в едином звучании формируют звуковую городскую среду. Все источники были разделены по степени воздействия на лимитирующие и косвенные. К лимитирующим звукам отнесенные следующие группы:

Транспортные – транспортные звуки от различной мощности автомобилей, звуки от пассажирских поездов и самолетов, вертолетов, прослушивание музыки в машине с саббуфером, установка глушителей на автомобили, работа техники по очистки улицы, звуковые сигналы, звуковые сигналы скорых, пожарных, полицейских машин, ремонтные работы, автобусы.

Социальные звуки - смех, крики детей, разговоры, ругань, салюты, плачь, хлопки, песни.

Косвенное воздействие оказывает природные звуки. К ним относятся – шелест листьев, лай и вой собак, мяуканье кошек, крики и гомон птиц, звуки издаваемые различными насекомыми, порывы ветра, звуки различных климатических условий: гром, дождь, град.

Так же промышленные звуки – грузовые поезда, грузовые автомобили (фуры), мусоровозы, шум от предприятий, стройка, ремонтные работы домов.

При анализе данной модели видно, что отдельно звучащие звуки в больших городах сливаются в более крупные группы, а те в последующем преобразуются в городские шумы, тем самым образуя звуковой ландшафт характерный для каждого города. И в зависимости от того как каждый город подготовлен принимать различного рода шумы, зависит физическое и психоэмоциональное здоровье человека. А так как одним из лимитирующих факторов является транспорт, необходимо кардинально менять систему транспортных развязок.

Природные звуки

Социальные звуки

Комфортность дворовой звуковой среды

Внутри дворовые шумы

Транспортные звуки

Рисунок 2. Модель влияния внутри дворовых шумов на комфортность среды

Составляя модель черного ящика внутри дворовых шумов, так же как и в первой модели, выделялись основные группы источников звукового влияния, которые формируют комфорную среду. Все источники были разделены по степени воздействия на лимитирующие и косвенные. К лимитирующим звукам отнесенные следующие группы:

Социальны звуки. К ним относятся – смех, крики детей, разговоры, громкое включение музыки (включение музыки как на улице через портативные устройства, а так же дома с такой силой что слышно на улице), ругань, игры, песни, игры на гитаре, скрип качелей, салюты, плачь.

Так же относятся транспортные звуки – прогрев двигателя в зимний период, прослушивание музыки в машине с саббуфером, установка глушителей на автомобили, заезд газелей, работа машин старых годов выпуска, работа сигнализации, звуки от близко расположенных ж/д путей и авиа путей.

Косвенное воздействие оказывает природные звуки. К ним относятся – шелест листьев, лай и вой собак, мяуканье кошек, крики и гомон птиц, звуки издаваемые различными насекомыми, порывы ветра, звуки различных климатических условий: гром, дождь, град.

Анализируя данную модель видно, что на комфортную внутри дворовую звуковую среду оказывает ряд различных звуковых групп. В данном «месте» трудно выделить лимитирующие факторы, так как она будет изменяться в зависимости от сезона года. Так поздней весной, летом и ранней осенью будут преобладать социальные звуки, из-за активного использования дворовой территории в качестве прогулок. Осенью, зимой и ранней весной, лимитирующими фактором будет транспорт, так как в холодное время года все предпочитают передвигаться на авто. Но в зависимости от лимитирующего фактора будет меняться и уровень комфорта среды.

Уличные звуки

Бытовые звуки

Квартира

Психоэмоциональное здоровье человека

Звуки животных и человека

Соседи

Подъездный шум

Рисунок 3. Модель влияния внутри квартирных шумов на психоэмоциональное здоровье человека

Аналогично, предыдущим моделям, составляется модель черного ящика внутри квартирных шумов.

К лимитирующим звукам отнесенные следующие группы:

Бытовые звуки – блендер, телевизор, радио, будильник, телефон домашний и сотовый, дверной звонок, чайник, кухонный комбайн, музыкальный центр, компьютер, стереоустановка, домашний кинотеатр, кондиционер, вентилятор, стиральная машинка, звук воды из под крана, громкая музыка, игра на музыкальном инструменте.

Так же к лимитирующим можно отнести звуки животных и человека.

Звуки животных – лай, вой собаки, бряканье когтей по полу, мяуканье кошек, гомон птицы, пищание, фыркание, чихание различных животных.

Социальные звуки – разговор, смех, пение, крик, топот, громкие игры, плачь, ремонтные работы.

К косвенным фактором шумового воздействие в квартире являются уличные звуки – транспортные шумы от различной мощности автомобилей, звуки ж/д дороги и самолетов, природные климатические звуки: дождь, град, гром, сильны порывы ветра, работа техники по очистки улицы, громкая музыка в машине, крики людей, салюты, езда автомобилей с громким глушителем, звуки сигнализации.

Так же к ним относятся подъездные звуки – звуки работающего лифта, сбор молодежи в подъезде, громкие разговоры, хлопанье дверями.

Звуки от соседей – животные звуки: лай и вой собак, чириканье птиц, плачь детей, громкая музыка, просмотр на большой громкости телевизор, крики, топот, ремонтные работы, пение, громкий смех, гости, стук по батарее, громкие игры детей.

Сильные шумы воздействуют на человека, поэтому дома он должен быть максимально защищен от данного вида воздействия. Но чаще всего человек не только не отдыхает от шума окружающего его на работе, на улице и тд., но и дополняет его включая бытовые приборы, так же у многих есть домашние животные, которые создают стабильную звуковую нагрузку.

3.2. Общая модель звуковой среды в городских условиях

Транспортные звуки

Городские шумы

Звуковая городская среда

здоровье человека

Промышленные звуки

Психоэмоциональное здоровье человека

Социальные звуки

Квартирные шумы

Бытовые звуки

Звуки от соседей

Комфортность дворовой звуковой среды

Уличные звуки

Внутри дворовые шумы

Подъездные звуки

Природные звуки

Рисунок 4. Модель звуковой среды в городских условиях

Анализируя данную модель можно сделать вывод, что представленная система способна к анализу, то есть происходить взаимодействие человек – природа.

В каждой из «зон пребывания» человека имеется свой набор различных лимитирующих звуковых групп, которые оказывают то или иное воздействие на человека находящегося в основных «зонах пребывания»: городское пространство (глобальное), дворовая территория (региональное) и квартира (локальное). Так же в ходе выявления источников в основных представленных группах (Социальные, промышленные, природные, транспортные) были выделены общие объекты, которые мы слышим в разных «зонах пребывания».

Социальные: смех, крики детей, разговоры, ругань, салюты, плачь, хлопки, песни, громкое включение музыки, плачь, игры.

Промышленные: грузовые поезда, грузовые автомобили (фуры), мусоровозы, шум от предприятий, стройка, ремонтные работы домов.

Природные: природные климатические звуки: дождь, град, гром, сильны порывы ветра, лай, вой собаки, мяуканье кошек, гомон птицы, шелест листьев, звуки издаваемые различными насекомыми, порывы ветра.

Транспортные: транспортные звуки от различной мощности автомобилей, звуки от пассажирских поездов и самолетов, вертолетов, прослушивание музыки в машине с саббуфером, установка глушителей на автомобили, работа техники по очистки улицы, звуковые сигналы, звуковые сигналы скорых, пожарных, полицейских машин, ремонтные работы, автобусы, звуки сигнализации.

Так же при анализе данной модели видно, что основная степень воздействия происходит на здоровье человека.

Можно выделить такие категории влияния шума на человека: 

1. хроническая бессонница;

2. сердечные заболевания;

3. нарушения слуха;

4. нарушение способности передавать и воспринимать звуки речевого общения;

5. снижение иммунитета;

6. истощение клеток головного мозга;

7. влияние на психическое и соматическое здоровье;

8. нервная система.

1. Основное негативное шумовое влияние происходит в ночное время, когда человек спит, так как оно нарушает сон и отдых в целом. Под шумовым воздействием человек плохо засыпает, часто просыпается. Сон поверхностный, прерывистый. После такого сна человек не чувствует себя отдохнувшим.

Изучение характера сна у жителей домов, расположенных на улицах с разными уровнями шума, свидетельствует, что сон резко нарушается при уровне звука 40 дБА, а если он составляет 50 дБА, период засыпания увеличивается до 1 ч, продолжительность глубокого сна сокращается до 60%. У жителей тихих районов сон нормальный, если уровень шума не превышает 30-35 дБА. При этом период засыпания в среднем составляет 14-20 мин, глубина сна - 82% [29]. 

Отсутствие нормального отдыха и здорового сна, после трудового дня, приводит к тому, что усталость не исчезает, а постепенно переходит в хроническую, что способствует развитию ряда заболеваний: гипертоническая болезнь, заболевание центральной нервной системы и др. Воздействие шума усиливается, если человек испытывает его суммарное влияние на работе и в быту [22]. 

2. Особого внимания заслуживают результаты исследования влияния шума на сердечнососудистую систему. Под его воздействием ускоряется или замедляется пульс, повышается или снижается артериальное давление, изменяется ЭКГ. В лабораторных условиях после двухчасового действия интенсивного транспортного шума (80-90 дБА) выявлены заметное уменьшение ЧСС за счет удлинения сердечного цикла и характерное изменение отдельных показателей ЭКГ. Колебания артериального давления достигают 20-30 мм рт. ст. Изменения ЧСС, выявленные методом вариационной пульсометрии после двухчасовой экспозиции шума от полетов и испытания двигателей самолетов с высоким уровнем звука (до 90 дБА). 

Под влиянием шума от самолета возрастает сопротивление периферического кровотока (на 23%), меняются показатели мозгового кровообращения. При помощи  реоенцефалографии выявлено повышение тонуса и снижение наполнения кровью сосудов головного мозга. Исходя из этого, можно предположить о возможной роли транспортного шума в развитии сердечно-сосудистых заболеваний у жителей крупных городов [22].

3. Звуковые волны при соответствующей интенсивности и частоте являются специфическими раздражителями для органа слуха. При достаточно высоком уровне шума и непродолжительном его влиянии наблюдается снижение слышимости, что приводит к временному повышению ее порога. Со временем она может восстановиться. Длительное влияние звука высокой интенсивности может обусловить невозвратимую потерю слуха (тугоухость), которую обычно характеризуют величиной постоянного смещения порога чувствительности. 

Транспортный шум существенно влияет на функциональное состояние слухового анализатора. Так, в звукоизолирующей камере при двухчасовой экспозиции даже относительно невысокий уровень звука (65 дБА) приводит к потере слуха более 10 дБ на низких частотах, что отвечает низкочастотному спектру транспортного шума. Уровень шума 80 дБА снижает слуховую чувствительность на 1- 25 дБА в широкой области низких, средних и высоких частот, что можно расценивать как усталость органа слуха [29].

4. Огромное значение для общения людей имеет вторая сигнальная система, связанная со словесной сигнализацией, речью. В городских жилых домах, расположенных вдоль магистралей, население часто жалуется на плохое восприятие речи, что объясняется маскировкой отдельных звуков речи транспортным шумом. Установлено, что шум нарушает разборчивость речи, особенно если его уровень превышает 70 дБА. При этом человек не разбирает от 20 до 50% слов [29].

5. Шум – является одним из сильных стрессорных агентов. В связи, с чем оказывает влияние на функции эндокринной и иммунной систем организма, что может проявится в виде трех главных биологических эффектов:

Снижение иммунитета к инфекционным болезням;

Снижение иммунитета, направленного против развития опухолевых процессов;

Появление благоприятных условий для возникновения и развития аллергических и аутоиммунных процессов.

Так же известно, что вместе со снижением слуха возникают изменения, способствующие снижению сопротивляемости организма человека, например, при увеличении производственного шума на 10 дБА, общая заболеваемость работников увеличивается в 1,2- 1,3 раза [23].

6. Шум через проводящие пути звукового анализатора влияет на различные центры головного мозга, изменяет взаимоотношения процессов высшей нервной деятельности, нарушает равновесие процессов возбуждения и торможения. При этом изменяются рефлекторные реакции, выявляются патологические фазовые состояния. Продолжительное действие шума активизирует структуры ретикулярной формации, в результате чего происходит стойкое нарушение деятельности разных систем организма [29]. 

7. С повышением уровня шума происходит увеличение уровня страха, что способствует развитию агрессивности.

Исследования психиатров показывают, что длительное время действующий сильный шум или, нерегулярно прерываемый интенсивный шум может вызвать у людей асоциальные действия.  Так как шум на грани допустимого меняет у человека отлаженный ритм деятельности, деформирует поведение, заставляет отступать от правил во взаимоотношениях с близкими. И самое главное шум снижает желание сотрудничества и стремление помочь другим людям в беде. Ничто не ослабляет наш контроль над агрессивными импульсами, как шум, то есть под действием шума человек склонен к эмоциональным взрывам. 

Интересное исследование было проведено в психологической лаборатории в университете в Нью-Хэмпшире. Группу людей сначала поместили на лесной поляне, а потом в поле, где на них воздействовал необычайно сильный шум, который издавала специально приспособленная для этой цели сенокосилка.  Возле этой группы как бы случайно проходил мужчина, у которого из рук падала папка с бумагами — они разлетались, бедняга начинал их собирать. Для усиления эффекта у «неловкого человека», которому требовалось собрать документы, одна рука была в гипсе — так легче, полагали ученые, проверить уровень «доброты» у испытуемых. Результат интересный: в нормальных условиях проявили желание помочь незнакомому человеку 80% наблюдавших, а в условиях интенсивного шума это сделали только 15%.  В Голландии подобные опыты проводят регулярно — на шумных деловых улицах крупных городов, а также в тихих переулках на окраинах. «Потерявшемуся туристу», растерянно изучавшему карту города на задворках, готовы были помочь значительно больше людей, чем в самых оживленных местах мегаполисов. То есть шум значительно снижает социальную мотивацию наших поступков, убивает желание помочь другому, нарушает отношения между людьми [24].

8. Для изучения функциональности центральной нервной системы широко используют метод определения скрытого (латентного) времени рефлекторной реакции — хронорефлексометрия. Латентное время в тихой квартире (40 дБА) у группы людей в спокойном состоянии на световой раздражитель составляет в среднем 158 мс, на звуковой — 153 мс; во время отдыха на территории микрорайона в шумных условиях оно увеличивалось на 30-50 мс. Критерием сдвига является превышение времени реакции на 10 мс. Таким образом, транспортный шум вызывает процессы торможения в коре большого мозга, отрицательно влияет на поведение человека, условно-рефлекторную деятельность.

Важным показателем функционального состояния центральной нервной системы при воздействии различных факторов среды является способность к концентрации внимания и умственной деятельности. Доказано, что нарушения состояния центральной нервной системы под влиянием шума приводит к снижению внимания и работоспособности, особенно умственной. При уровне шума более 60 дБА уменьшаются скорость переноса информации, объем кратковременной памяти, количественные и качественные показатели умственной работоспособности, меняется реакция на различные жизненные ситуации.

В коре головного мозга преобладают процессы возбуждения, приводящие к сбоям в работе нервной системы, а, значит, и всего организма. Человеку сложно сконцентрироваться на выполняемой работе. Дети, подвергающиеся регулярным шумовым атакам, сложнее справляются с учебной нагрузкой, у них снижается скорость мышления и интеллект.

Известно, что ряд таких серьезных заболеваний, как гипертоническая и язвенная болезни, неврозы, в ряде случаев желудочно-кишечные и кожные заболевания, связаны с перенапряжением нервной системы у процессе труда и отдыха [22].

Глава 4. Методика исследования

4.1. Методы социологического опроса

Существуют различные способы сбора информации у населения относящихся к той или иной проблеме. К основным методам социологических опросов относят:

1. Интервью - это обязательно целенаправленная беседа. И не просто беседа, а как бы разведывание, выяснение важных сведений, новых данных. Иными словами, способ получения информации с помощью устного опроса. 
Интервью относится к опросным методам социологии и представляет собой устную беседу между двумя индивидами, выполняющими разные роли, преследующими разные цели и придерживающимися разных сценариев поведения.

Первая роль - это интервьюер, функции которого выполняет профессионально подготовленный специалист, обладающий соответствующим опытом и наделенный коммуникативными навыками.

Вторая роль - интервьюируемый или опрашиваемый. От него не требуется владения специальными навыками, особых знаний в какой-либо области человеческих знаний, умения непринужденно общаться или связно выражать свои мысли. Интервьюер занимает активную и воздействующую позицию, интервьюируемый, напротив, пассивную и выжидательную. Разные роли предполагают, что за каждой из них скрываются разные интересы, цели и задачи, разные модели поведения. Интервьюер должен хорошо знать цели и задачи предстоящей беседы, в общих чертах - тот проект или программу, в которую он включен, очень подробно - перечень вопросов, которые он собирается задавать. 

2. Социологический опрос

Опрос - это метод сбора первичной социологической информации посредствам устного или письменного обращения исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых освещает изучаемую проблему на уровне эмпирических показателей, последующей регистрации и статистической обработки полученных ответов, а также их теоретической интерпретации.

Опрос основывается на высказываниях и суждениях отдельных лиц и проводится с целью выявления различных нюансов мнения опрашиваемых (респондентов) как важного источника информации о реально существующих фактах и процессах действительности.  

Широкая же его применимость объясняется:

во-первых, тем, что вербальная, словесная информация, регистрируемая в процессе опроса, гораздо многообразнее и богаче невербальной, 

во-вторых, тем, что суждения, оценки, мнения людей, которых опрашивают во время проведения данной исследовательской процедуры, никакими иными методами (наблюдением, экспериментом), кроме опроса, выяснить невозможно, 

в-третьих, возможностью его многократного повторения и тиражирования на различные группы людей, на различные регионы и в различное время, 

в-четвертых, относительной дешевизной его проведения.

3. Анкетирование

Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях:

а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время,

б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.

Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки. 

Обычно все вопросы в анкете подразделяют по:

1) Содержанию (вопросы о фактах сознания, поведения и личности респондента); 

2) Форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные); 

3) Методической функции (основные и неосновные, вопросы-фильтры, вопросы-ловушки и др.); 

4) Отношению к личности респондента (наводящие, провокационные, деликатные); 

5) Технике заполнения (трудные, сложные). 

В описанной классификации все виды анкетных вопросов - специализированные. Каждый вид выполняет отведенную ему роль, занимает строго однозначное место в иерархии или композиции анкеты. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что все анкетные вопросы бывают либо открытыми, либо закрытыми. 

По методическим функциям выделяют вопросы-фильтры, контактные вопросы. Необходимость в вопросах-фильтрах возникает тогда, когда исследователю нужно получить данные, относящиеся не ко всей совокупности опрашиваемых, а только к некоторой ее части. Цель контрольных вопросов - выяснить устойчивость или непротиворечивость ответов респондента, которые он дает на предшествующие вопросы по той же теме. Контактные вопросы используются для управления психологической ситуацией интервью, для установления контакта с респондентом, создания у него положительной мотивации на опрос. В практике опросов чаще всего эта функция выполняется вопросами наиболее простыми по смыслу и по технике заполнения и одновременно дающими необходимую исследователю информацию. 

По своей форме или технике заполнения анкетные вопросы делятся на два основных вида - открытые и закрытые. Открытые вопросы дают респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, выявить всю неповторимость своего индивидуального сознания, языка, стиля. Закрытый вопрос предполагает наличие готовых вариантов ответов, которые социолог разрабатывает до начала опроса, используя свои теоретические знания. 

Основные блоки анкеты:

Логическая структура вопроса определяется наличием в нем двух обязательных элементов: 

а) Базисной информации о том, что известно; 

б) Указанием на недостаточность известной информации и необходимость ее восполнения или уточнения. Например, социолог задает вопрос: «Как Вы думаете, что мешает рабочим правильно отнестись к повышению норм выработки?» (после чего приводится список возможных причин). 

Базисная часть вопроса содержит следующую информацию, которая полагается известной:

а) Нормы выработки повышаются; 

б) Все рабочие неправильно относятся к повышению норм выработки; 

в) Существуют причины, вызывающие неправильное отношение. 

Требуется выяснить (искомая информация) мнение опрашиваемого о причинах неправильного отношения. 

Анализ публикаций, содержащих результаты социологических исследований, показывает, что почти 90 % имеющихся в них данных получены с помощью той или иной разновидности социологического опроса. Поэтому популярность этого метода обусловлена целым рядом достаточно веских причин.

Во-первых, за методом социологического опроса стоит большая историческая традиция, в основе которой -- проводившиеся издавна статистические, психологические и тестовые исследования, что позволило накопить огромный и уникальный опыт. Во-вторых, метод опроса отличается относительной простотой. Поэтому именно ему нередко отдается предпочтение в сравнении с другими методами получения эмпирической информации. В этой связи метод опроса стал настолько популярным, что его часто отождествляют с социологической наукой вообще. В-третьих, метод опроса обладает определенной универсальностью, что позволяет получать информацию, как об объективных фактах социальной действительности, так и о субъективном мире человека, его мотивах, ценностях, жизненных планах, интересах и т. д. В-четвертых, метод опроса можно эффективно применять при проведении как крупномасштабных (международных, общенациональных) исследований, так и для получения информации в малых социальных группах. В-пятых, метод социологического опроса весьма удобен при количественной обработке полученной с его помощью социологической информации.

4.2. Описание методики исследования

Для выяснения реакции населения на городские, внутри дворовые и проникающий в жилые квартиры шумы, а так же оценки осведомленности о влиянии шума на здоровье необходимо провести социологический опрос. В связи с чем была составлена анкета. В которой были выделены следующие блоки: социально-демографический (вопросы с 1 по 3), характеристика местности городского пространства (вопросы с 4 по 8), характеристика внутренних уровней городского пространства (двор, квартира, вопросы с 9 по 14), психологическое и соматическое состояние человека (вопросы с 15 по 19).

При дальнейшем анализе ответов по данной анкете можно будет судить, насколько проинформировано население о воздействие шума на здоровье, так же выявить является ли шумовое загрязнение лимитирующим в городе Кургане.

Анкета по выявлению шумовой нагрузки на население города Кургана.

Ваш пол?

А) Женский

Б) Мужской

2) Ваш возраст?

А) ≤11

Б) 12-19

В) 20-25

Г) 26≥

3)Какой вид ваших занятий?

А) учеба (школа, колледж, университет)

Б) работа в офисе

В) работа на производстве

Г) работа преобладает на улице

Д) работа на дому

Е) без работный

4) Какой ваш район проживания?

А) Энергетики

Б) Рябково

В) Заозерный

Г) Восточный

Д) Центральный

Е) Северный

Ж) Другой вариант

5) Как вы считаете, является ли ваш район шумным?

А) Да, мой район шумный

Б) Нет, мой район тихий

В) Не знаю, не замечаю шума

6) Какие объекты шумоизоляции есть в вашем районе?

А) Зеленые насаждения (деревья, живые изгороди)

Б) Водоемы (озеро, река, старица)

В) Шумозащитные экраны

Г) Дороги со специальным покрытием

7) Замечаете ли вы шумы в городе?

А) Да, замечаю все шумы

Б) Нет, не обращаю внимания на шум

8) Какие шумы вы замечаете в городе?

А) Звуки транспорта

Б) Звуки животных

В) Социальные звуки

Г) Промышленные звуки

9) Замечаете ли вы шум внутри двора?

А) Да, у нас очень шумный двор

Б) Нет, у нас тихий двор

В) Не обращаю внимания

10) Какие шумы вы замечаете во дворе?

А) Звуки транспорта

Б) Звуки животных

В) Социальные звуки

Г) Ремонтные работы

11) Замечаете ли вы шум внутри квартиры?

А) Да, у нас очень шумно в квартире

Б) Нет, у нас тихо в квартире

В) Не обращаю внимания

12) Какие шумы вы замечаете в квартире?

А) Звуки транспорта

Б) Звуки животных

В) Социальные звуки

Г) Бытовые

Д) Ремонтные работы

13) По приходу домой, что вы делаете первым делом?

А) Включаю телевизор

Б) Включаю музыку, радио

В) Нахожусь в тишине, отдыхаю

Г) Веду разговоры

14) Как вы считаете, что создает звуковую нагрузку на вашем рабочем (учебном) месте?

А) Кондиционер, вентилятор

Б) Люди находящиеся рядом

В) Производственный шум

Г) Транспортные звуки

Д) У меня на работе тихо

15) Как вы считаете, влияет ли шум на здоровье?

А) Влияет

Б) Не влияет

В) Затрудняюсь ответить

16) Есть ли у вас медицинские проблемы со

А) Слухом

Б) Сердцем

В) Нервной системой

Г) Есть, но не с ними

Д) Нет, я здоров

17) Находясь в шумном месте, какие ощущения вы испытываете?

А) Подавленность

Б) Болевые ощущения

В) Прилив сил

Г) Паника, испуг

Д) Перепады настроения

Е) Спокойствие

Ж) Хочется в тихое место

З) Усталость

18) Находясь в тихом месте, какие ощущения вы испытываете?

А) Подавленность

Б) Болевые ощущения

В) Прилив сил

Г) Паника, испуг

Д) Перепады настроения

Е) Спокойствие

Ж) Хочется в шумное место

З) Усталость

19) Как вы считаете, изменяется ли острота вашего слуха в течение суток?

А) Да, ночью я слышу лучше, чем днем

Б) Нет, ночью и днем слышу одинаково

В) Днем я слышу лучше, чем ночью

Заключение

Перед составлением моделей черного ящика звуковой городской среды было проведено теоретическое обоснование влияния ее на здоровье человека. Так было выявлено, что шумовое воздействие на организм человека оказывает пагубное влияние. Воздействуя на физическое состояние, шум наносит вред здоровью, который

При составлении моделей черного ящика на разных уровнях городской среды мы старались по максимуму выявить источники звукового воздействии, разделяя их по общим группам для более четкого представления. В каждой из модели были выделены лимитирующие источники

Гипотеза: Для разработки мер по защите от шумового загрязнения на всех уровнях городской среды необходимо:

Провести теоретическое обоснование звуковой среды города и ее влияния на здоровье человека, создать модели воздействия звуковой среды в городских условиях;

разработать анкету, при анализе ответов которой будет выявлена степень информированности населения о вреде шума;

выявить, является ли городской шум одним из основных лимитирующих факторов воздействия на психологическое и соматическое здоровье человека.

разработать наиболее эффективную методику информирования городского населения о влиянии шумового загрязнения

Список литературы

1. 1. Государственный комитет по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР. Научно-исследовательский и проектный институт по разработке генеральных планов и проектов застройки городов ЛенНИИП градостроительства. «Методические рекомендации по учету шумового загрязнения в составе территориальных комплексных схем охраны среды городов» Ленинград 1989 год. - База нормативной документации: www.complexdoc.ru.

2. 3. Закон курганской области (от 20 ноября 1995 года) № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области» (с изменениями на 27 сентября 2017 года).

3. 4. Затуранов Ю.Н. аспирант ФТА, д.т.н., профессор Антипова Т.Н. «Оценка шумового загрязнения городской среды: модели и методы повышения экологической безопасности». Финансово-технологическая академия им. С.П. Королёва.

4. 5. И.А. Гиниятов «Мониторинг и охрана городской среды». Конспект лекций для студентов, обучающихся по направлению 120300 “землеустройство и кадастры”. Сибирская государственная геодезическая академия. Новосибирск 2011г.

5. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018).

6. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

7. Костина А.С., Гарипова А.З. Правильное питание в студенческой среде // Психология, социология и педагогика. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/06/6861 (дата обращения: 26.04.18).

8. 6. Литвиненко Светлана Александровна «Метод и средства контроля уровня шумового загрязнения индустриального центра (на примере города Барнаула)» 05.11.13 - Приборы и методы контроля природной среды, веществ, материалов и изделий. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. Барнаул 2009г.

9. 7. Правительство Москвы. Постановление от 16 октября 2007 года N 896-ПП «О Концепции снижения уровней шума и вибрации в городе Москве» (с изменениями на 28 августа 2012 года).

10. "Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (разработан Минэкономразвития России).

11. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с., ил. ISBN 5-7155-0720-0

12. 8. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".

13. 11. СП 51.13330.2011 Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003 (с Изменением N 1).

14. 12.Терентьева Любовь Сергеевна «Геоэкологическая оценка акустического загрязнения примагистральных территорий (на примере г. Воронежа)» 25.00.36 – геоэкология автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук. Воронеж – 2008.

15. 13. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об охране окружающей среды» (ст. 55).

16. 14. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

17.15.Физический энциклопедический словарь.М.: Советская энциклопедия - http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_physics/466/ЗВУК (дата обращения 24.03.17).

18. 16. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. – М., 2002.

19. 17. Чудинова О.Н., Тумуреева Н.Н., Санжиева С.Е. Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления «Оценка шумового загрязнения городской среды от автотранспорта».

20. Экология человека : учебное пособие, содержащее оригинальные тексты и задания для практических работ; предназначено для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата 022000 «Экология и природопользование» / И.А. Ильиных / Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2013. – 183 c.

21. 19. Википедия «Шум» https://ru.wikipedia.org/wiki/Шум (дата обращения 30.01.2018).

22.Влияние шума на организм человека http://www.руссинфо.рф/влияние-шума-на-организм-человека/

23.Влияние шума на организм человека. Специфическое и неспецифическое действие шума https://zazdorovye.ru/vliyanie-shuma-na-organizm-cheloveka-specificheskoe-i-nespecificheskoe-dejstvie-shuma/

24.Загадки человеческой психики: Влияние шума Источник: http://paranormal-news.ru/news/zagadki_chelovecheskoj_psikhiki_vlijanie_shuma/2014-10-26-9975

25.Здоровый образ жизни «Факторы влияющие на здоровье» - https://stanzdorovei.ru/zdorove/faktory-vliyayushchie-na-zdorove.html (дата обращения 26.04.18)

26. 22. Интересные факты «Влияние звуков на сон: негативное – ограничить, благоприятное – усилить» https://estet-portal.com/statyi/vliyanie-zvukov-na-son-negativnoe-ogranichit-blagopriyatnoe-usilit (дата обращения 23.01.2018).

27. 23. Мега обучалка «Основные источники шумового загрязнения окружающей среды» http://megaobuchalka.ru/6/3653.html (дата обращения 30.01.2018).

28. 24. «Основные источники шумового загрязнения окружающей среды» http://megaobuchalka.ru/6/3653.html (дата обращения 20.12.2017)

29. 29.Эко Мир «Влияние шума на организм человека» (дата размещения: 09.02.2012)  http://a-portal.moreprom.ru/pages%2Bview%2B82.html (дата обращения 23.01.2018).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Шум — беспорядочные колебания различной физической природы, отличающиеся сложностью временной и спектральной структуры [21].

Шумовое (акустическое) загрязнение — раздражающий шум антропогенного происхождения, нарушающий жизнедеятельность живых организмов и человека [27].

Городская среда — это совокупность множества природных, ар­хитектурно-планировочных, экологических, социально-культурных и других факторов, в которых обитает городской житель и которые оп­ределяют комфортность его проживания на этой территории [4].

Городская среда обитания (проживания) — совокупность конкретных основополагающих условий, созданных человеком и природой в границах населенного пункта, которые оказывают влияние на уровень и качество жизнедеятельности человека. Городская среда обитания формирует отношение человека к городу и системе управления.

Городская звуковая среда – это совокупность множества групп звуков относящихся к различным источникам возникновения (природные, социальные, транспортные, промышленные и тд звуки), которые наполняют собой общее городское пространство, в котором обитает человек.

Комфортная дворовая среда – совокупность конкретных основополагающих условий, созданных человеком и природой в границах дворовой территории, которые оказывают влияние на уровень и качество жизнедеятельности человека.

Внутри дворовые шумы – это совокупность множества групп звуков относящихся к различным источникам возникновения (природные, социальные, транспортные и тд звуки), которые наполняют собой внутри дворовое пространство, в котором находится человек..

Комфортная внутриквартирная среда – совокупность конкретных основополагающих условий, созданных человеком и соседями в границах квартиры или дома в целом, которые оказывают влияние на уровень и качество жизнедеятельности.

Квартирные шумы – это совокупность множества групп звуков относящихся к различным источникам возникновения (природные, социальные, уличные, бытовые и тд звуки), которые наполняют собой квартирное или внутридомовое пространство, в котором обитает человек и в этом оп­ределяется комфортность его проживания.

Здоровье человека - это состояние полной физической, душевной и социальной гармонии, прекрасного самочувствия, радости и счастья, в следствии отсутствия болезней [7].

Психоэмоциональное состояние человека - Психоэмоциональное состояние - особая форма психических состояний человека с преобладанием эмоционального реагирования по типу доминанты (В.П. Зинченко, Б.Т. Мещеряков, 1999). Эмоциональные проявления в реагировании на действительность необходимы человеку, так как они регулируют его самочувствие и функциональное состояние [11].32

Просмотров работы: 85