Рынок экопродуктов — пока достаточно незанятая ниша, но он активно развивается. Основными факторами, влияющими на развитие рынка, являются популяризация здорового образа жизни и употребление экологически чистых продуктов питания, недоверие к генетически модифицированным продуктам и страх перед возможными последствиями их применения.
Сегодня на рынке экологически чистых продуктов найдется альтернатива практически каждому обычному продукту. Наиболее популярными считаются следующие категории: чай, кофе; некоторые специи, орехи и сухофрукты; сезонные продукты – свежие овощи и фрукты, пользующиеся повышенным спросом в определенные периоды года; экологически чистые заменители традиционных продуктов, таких как, хлебобулочные изделия, мясная и молочная продукция, напитки и вина; продукты для детей (детское питание, каши). Каждая группа экологически чистых продуктов стремительно растет и развивается, например, замороженные продукты, полуфабрикаты и готовая еда на 39% в год, детское питание – 38%, хлебобулочные изделия – 37%, молочные и мясные продукты – 36% и 30% соответственно [7].
При продвижении экопродуктов на региональные рынки существуют следующие проблемы:
-цены на экопродукты часто завышены;
-нет доверия потребителей к производству этих продуктов;
-некоторые потребители не видят разницы между биопродуктами и обычными;
-большинство не хотят менять свои потребительские привычки.
Но не смотря на все эти проблемы, в последнее время в мире становится все более актуальной идея экологического стиля жизни. Россияне стали покупать экопродукты, активно заниматься фитнесом, предпочитать «зеленые» марки тем, которые не демонстрируют заботу об окружающей среде. В связи с этим в сфере сельского хозяйства и пищевой промышленности появилось новое направление — производство биопродуктов.
Понятие экологически чистых продуктов в России впервые появились в 1989 году, когда была запущена всесоюзная программа «Альтернативное сельское хозяйство». На протяжение двух лет она имела успех, но закончилась полным крахом, так как рынок не был готов к такой продукции. Сейчас в России многие субъекты Федерации занимаются переработкой органики и производством сельхозпродукции, что показывает дальнейшее развитие производства экологически чистых продуктов в стране [5].
На сегодняшний день ключевым документом, регулирующим производство и требования к органической продукции в России, является ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения» [3].
Также требования к таким продуктам закреплены СанПиН 2.3.2.2354-08 от 21 апреля 2008 г. (Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов) [2].
Таким образом, в нашей стране любой производитель может снабжать свой товар маркировками «Био» или «Эко», вводя тем самым потребителя в заблуждение.
3 августа 2018 года был принят Федеральный закон "Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 N 280-ФЗ, который вступит в силу с 1 января 2020 года [1]. Закон предусматривает:
Государственную регистрацию производителей органической продукции. Это позволит создать специальный реестр, который будет доступный всем жителям России. Исходя из выложенной информации в Интернете, потребитель сможет самостоятельно проверить наличие производителя в данном реестре.
Регистрацию эко-фермерства, предполагает выдачу сертификата.
Стандарты, которыми будут руководиться отечественные фермеры, которые производят эко-продукты, станут европейские, признанные всем миром.
Положения данного нормативно-правового акта предусматривают отдельную господдержку фермерам, который специализируются на выращивании эко-продуктов. Эта поддержка будет выражаться, как в финансовом, так и в информационном плане. Условием для получения такой поддержки является регистрация производителя.
В обязательном порядке закон будет прописывать максимальное количество требований, которым, должен отвечать органический продукт.
Маркировка – это обязательный атрибут эко-продукта, который будет отличать его от фальсификатов. Потребитель имеет полное право выбрать дорогой, но органический продукт, поэтому он должен легко отличить его от общего количестве предоставленной продукции. В каждой стране существует собственная маркировка, например, в США – Organic, в Германии – BIO.
Формирование специальных комиссий и независимых организаций, которые будут контролировать производство эко-продуктов.
Самым главным пунктом в данном законопроекте является запрет на использование гормонов роста, пестицидов, антибиотиков, пищевых добавок, которые не относятся к органическому земледелию.
Экопродукты — достаточно сложный сегмент со своей спецификой, выйти на рынок непросто, а закрепиться на нем еще труднее, но даже при таких условиях наблюдается тенденция нарастания спроса.
В России экопродукты можно купить на прямую у фермера, в случае если рядом с городом располагается ферма. Так же стало возможным заказать продукты в специализированных интернет – магазинах (например, Еда из деревни (eda-iz-derevni.ru), Зеленый дом (ecomne.ru), Биошоп (bioshops.ru) и др.), таких не много и не всегда есть возможность доставить продукт. В таких городах, как Москва, Санкт-Петербург и других, в связи с набором популярности движения за экологически чистые продукты, стали открываться экомагазины «Organic shop», «Эко-магазин», «Живой ЭКОмагазин», «Свой Путь» и т.п. Таких магазинов еще очень мало, количество не превышает 30 магазинов на один крупный город, соответственно расстояние между ними большое - для многих проблематично добраться до них.
В России начинают появляться рестораны здорового питания, магазины для вегетарианцев, центры здорового образа жизни, развивается экотуризм. Во многих регионах России на государственном уровне разрабатываются и утверждаются программы развития культуры здорового образа жизни среди населения. На фоне всего этого тенденция россиян перенимать западный опыт, а также открытость и интерес российского потребителя ко всему новому создают на российском рынке плодотворную почву для распространения и производства здесь продуктов биологического происхождения, так популярных в Европе.
Раньше рынок увеличивался в основном за счет импорта европейских биопродуктов из Франции, Германии, Великобритании, Нидерландов. В России рынок продовольственных товаров, как и некоторые отрасли пищевой промышленности (например, мясная), характеризовался высокой степенью импортозависимости: доля иностранной продукции в потреблении составлял около 20%. И после введения санкций, эта ситуация стала меняться. Россия начала производить многие продукты на своей территории.
Рис. 3 – 10 стран с самым высоким приростом площадей сельхозземель с органической сертификацией, тыс. га.
В России площади сельскохозяйственных земель, сертифицированных для органического производства, составляют порядка 250 тысяч гектар или около 0,2% от всех обрабатываемых площадей. По темпам роста сертифицированных под органическое производство сельхозземель, по последним данным, Россия занимает 3 место в мире.
Следует отметить, что для России открываются возможности для объективной оценки необходимости развития рынка органической продукции, и в дальнейшем с учетом специфики социально-экономической и экологической ситуации в регионах, накопленного зарубежного опыта в области государственного регулирования органического рынка, сформировать и развивать государственную политику в данной сфере.
Российский рынок биопродуктов действительно обладает огромным потенциалом, обусловленным рядом причин.
Во-первых, это широкие возможности ресурсной базы России: наличие огромной территории с благоприятной экологической ситуацией, с ее богатейшей флорой и фауной, высокой водообеспеченностью. Немаловажно и наличие обширных районов, отдаленных от промышленных центров, пригодных для сбора дикорастущих ягод и трав, природные свойства и качества которых отвечают концепции экопродукции.
Во-вторых, это высокий сельскохозяйственный потенциал. Площадь продуктивных земель России составляет около 9 млн кв. км, что представляет собой 11% от общемирового показателя. В силу исторических обстоятельств в нашей стране около 40% территорий выведено из сельскохозяйственного оборота. Освоение и использование этих земель даст российскому органик-рынку существенное преимущество перед Западом.
Рассмотрев обширные возможности нашей страны, сформулируем рекомендации для развития рынка органической продукции в России:
- сформировать подзаконные акты для основного федерального закона "Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 N 280-ФЗ;
-создать дополнительную государственную поддержку по сравнению с обычными сельхоз товаропроизводителями и уменьшить налоговую нагрузку;
-популяризация среди сельхоз товаропроизводителей и среди населения экопродуктов;
-содействие государства в создании и передаче технологий «зеленого» сельского хозяйства;
-выстраивание механизма снабжения органическими продуктами организаций образования и здравоохранения.
Таким образом, наша страна в относительно короткое время и без больших инвестиций может значительно нарастить объемы экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью – органических продуктов питания, повысить качество жизни населения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон от 03.08.2018 N 280-ФЗ "Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=304017&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.2000663594049461#09503780341857615
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21 мая 2008 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.3.2.2354-08 [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12060648/
ГОСТ Р 56104-2014 Продукты пищевые органические. Термины и определения [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200113488
Александрова О. А. Экологически чистая сельскохозяйственная продукция: вопросы производства, государственной поддержки, стандартизации [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ekologicheski-chistaya-selskohozyaystvennaya-produktsiya-voprosy-proizvodstva-gosudarstvennoy-podderzhki-standartizatsii
Жидков В. Е. Анализ спроса на экологически чистые продукты питания в мире [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23800985
Мироненко О. В. Органический рынок России. Итоги 2016 года. Перспективы на 2017 год [Электронный ресурс]. URL: http://rosorganic.ru/files/Mironenko%20Analitika%202017-18.pdf
Перегуда Д. А. Экологически чистые продукты питания в России – далекая перспектива или реальность [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26325430
Силина Т. Ю. Экологически чистые продукты [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29034922
Соколова, Ж. Е. Развитие мирового рынка продукции органического сельского хозяйства // Ж. Е. Соколова. – М.: автореферат, 2013. – 46 с.
Тарасова Н. Г. Экологически чистые продукты питания за рубежом и в Росси [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29251039
Чичкин С. Н. Экологически чистые продукты [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23796624
Яо Л. М. Экологически чистые продукты питания: мифы и реальность [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30338105