Под моделированием бизнес-процессов понимается эффективное средство поиска возможностей улучшения деятельности компании. Возможность предвидеть и минимизировать риски, возникающие на различных этапах реорганизации деятельности компании. [1, с. 66]
Моделирование свойственно любой деятельности, особенно процессуальной, поэтому моделирование с применением информационных технологий - это основная практическая составляющая при переходе управления ВУЗа к процессной модели. [2, с. 120]
Красноярский ГАУ действует в рамках строгой регламентации со стороны государства и достаточно низкого бюджетного финансирования. Государственному ВУЗу формируется план приема по специальностям, определяется в лицензии максимальная численность студентов и устанавливаются государственные образовательные стандарты, которые лежат в основе образовательных программ, подлежащих обязательной государственной сертификации.
Утверждение ректора, инспекции, отчетность, согласование многих вопросов – дополнительные этапы, ограничивающие свободу КрасГАУ.
Рисунок 1 – Модель основного бизнес-процесса КрасГАУ
Главная задача КрасГАУ – эффективно осуществлять подготовку дипломированных специалистов высшей квалификации в жестком
соответствии с лицензией и государственными образовательными стандартами, выполняя в то же время все плановые объемы научных исследований.
Достижение основополагающих результатов деятельности, установленных КрасГАУ государством, осуществляются на основе постоянного выполнения следующих видов деятельности: образовательной, научно-исследовательской, обеспечивающей и управленческой.
Образовательная деятельность в КрасГАУ включает все бизнес-процессы, непосредственно направленные на предоставление желающим и подготовленным гражданам необходимых условий для получения высшей профессиональной квалификации по утвержденным специальностям. Это основная и доминирующая деятельность в каждом ВУЗе.
Рисунок 2 – Деятельность КрасГАУ
Важным требованием является формирование необходимых навыков, в том числе самостоятельной работы.
Главная характерная особенность КрасГАУ как объекта управления состоит в том, что основные бизнес-процессы (образовательные, научные исследования и консультирования) имеет единую основу — создание, накопление, передачу и использование знаний. В условиях реализации изложенной нами стратегии внедрение управленческих инноваций должно быть направлено на более эффективное развитие и использование интеллектуального потенциала вуза.
Важное направление в стратегии развития образовательных процессов – создания условий, обеспечивающих переход КрасГАУ к полноценному электронному образованию, которое поможет преодолеть основные проблемы и недостатки традиционных образовательных технологий.
Сейчас во многих странах усиленно формируется новый рынок образовательных мультимедийных программ, особенно направленных на Интернет-обучение, распространяется дистанционное обучение вне стен университета как часть обучения в вузе. Открытие учебных мультимедийных курсов и электронных учебников можно считать наиболее крупной, сложной и трудоемкой инновационной задачей, стоящей перед любым ВУЗом.
Во-первых, необходимо сохранить все наиболее важное из имеющихся учебных курсов, что привлекало студентов, создавало особый имидж КрасГАУ. Во-вторых – надлежит развитие, расширение содержательной стороны курсов, анализирование проблемных ситуаций, элементов контроля за процессом понимания именно тех знаний, которые студент должен усвоить и превратить их в свою компетентность.
Повышение качества образования, по классической очной форме обучения, требует значительного увеличения эффективности управления образовательным учреждением. Для этого необходимо исследование и реорганизация деятельности управления КрасГАУ. Возможно применение методов реинжиниринга, который эффективно используются в современном бизнесе.
Вывод: Таким образом, не забывая, что сегодня конкурентоспособность КрасГАУ в большей степени зависит от возможности реорганизации основных процессов в поддержку стратегических инициатив, способных удовлетворить требования общества, как заказчика, необходимо большое влияние уделить подготовке специалистов, способных привести вуз к состоянию предприятия, готового бороться за свое место в образовательном пространстве.
Список литературы
Джейсон, Д. Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов / Д. Джейсон. - М.: Символ-Плюс, 2008. - 512 c.
Ширяев, В.И. Управление бизнес-процессами: Учебно-методическое пособие / В.И. Ширяев, Е.В. Ширяев. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 464 c.
Репин, В.В. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление / В.В. Репин. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 512 c
Рудакова, О.С. Реинжиниринг бизнес-процессов: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / О.С. Рудакова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 343 c.
Маклаков, С.В. Моделирование бизнес-процессов с ALLFusion PM. / С.В. Маклаков. - М.: Диалог-МИФИ, 2008. - 224 c