РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА МАРШРУТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРОПЫ ТЕРРИТОРИИ ЗАОЗЕРНОГО МИКРОРАЙОНА Г.КУРГАНА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА МАРШРУТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРОПЫ ТЕРРИТОРИИ ЗАОЗЕРНОГО МИКРОРАЙОНА Г.КУРГАНА

Бабушкина Н.А. 1
1ФГБОУ ВО "Курганский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования: Ландшафтное искусство вместе с архитектурой и градостроительством относится к группе пространственных видов искусства и призвано организовывать пространственную среду с помощью природного материала. Формирование пространства в ландшафтном дизайне подчиняется экологическим, функциональным и эстетическим требованиям.

Ландшафтный дизайн - это создание гармоничной среды, состоящей из природных элементов, сформированной средствами озеленения, обводнения, пластики земли в сочетании с малыми архитектурными формами, скульптурой, освещением. Здесь играет большую роль каждая, казалось бы, незначительная деталь.

Противоречие заключается в том, что федеральные органы власти и общественные организации в настоящее время уделяют внимание благоустройству городов, разработаны концепции программ , под которые проводится финансирование, однако, на региональном уровне реализация федеральных программ осуществляется со значительными нарушениями уже на уровне разработки проектов создания комфортной городской среды.

Проблема исследования - какие условия необходимо соблюсти для того, чтобы построить соответствующий всем требованиям проект обустройства территории жилого микрорайона города?

Объект : территория 1-й микрорайона Заозерного г.Кургана.

Предмет: ландшафтный дизайн территории.

Тема: Разработка проекта маршрута образовательной тропы территории Заозерного микрорайона г.Кургана.

Цель: провести теоретическое обоснование и разработать проект маршрута образовательной тропы территории Заозерного микрорайона г.Кургана

Гипотеза

Создание комфортной городской среды требует выполнения определенных условий и четкого следования методике проектирования.

Маршрут образовательной тропы жилого микрорайона имеет социально- экологическое значение, так как выполняет социальную функцию, а его благоустройство будет способствовать созданию комфортной окружающей среды.

Задачи:

- провести анализ нормативно-правовых материалов по созданию комфортной городской среды;

- провести теоретическое обоснование проекта маршрута образовательной тропы

- разработать методическую базу проектирования

- создать проект образовательной тропы.

Методы:

- теоретический анализ научной литературы;

- проектирования, моделирования (построение 3D моделей в компьютерной программе «Наш сад Рубин»).

Значение работы: проведено теоретическое обоснование проекта маршрута образовательной тропы

Глава 1. Концепция проекта как основа ландшафтного дизайна

1.1 Основные подходы и требования к разработке ландшафтного проекта

В большом энциклопедическом словаре под ландшафтом понимается общий вид местности, ее строение. Природный географический комплекс, для которого характерно сочетание определенных признаков: рельефа, климата, почв, растительного мира и т.п.

Ландшафт в Энциклопедическом словаре - (нем. Landschaft) - в искусстве - изображение какой-либо местности; то же, что пейзаж.

В экологическом словаре под ЛАНДШАФТОМ понимается от (нем. Landschaft) - относительно однородная по своему генезису территория, на которой наблюдается закономерное повторение участков, тождественных по геологическому строению, форме рельефа, гидрологии, микроклимату, биоценозам и почвам. Иными словами, ландшафт состоит из комплектующихся или сочетающихся ценоэкосистем или биогеоценозов. Низшая категория географического районирования. См. антропогенный ландшафт. [Экологический словарь. — Алма-Ата: «Наука». Б.А. Быков. 1983.]

По В.И Вернадскому ЛАНДШАФТ [от нем. Lаnd - земля, schaft - суффикс, выражающий взаимосвязь, взаимозависимость] - природный территориальный комплекс, состоящий из взаимодействующих природных или природных и антропогенных компонентов, а также комплексов более низкого таксономического ранга.

Ландшафт — означает часть территории (в том смысле как она воспринимается таковой населением), отличительные черты которой являются результатом действия или взаимодействия природного и (или) человеческого факторов... Источник: ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О… … Официальная терминология

По типологической трактовке (Л.С. Берг, Н.А. Гвоздецкий, В.А. Дементьев) ландшафт — это тип или вид природного территориального комплекса. В почвоведении существует понятие о типах и видах почв, в геоморфологии — о типах рельефа, а в ландшафтоведении можно говорить о типах, родах, видах ландшафта. Типологический подход необходим при средне- и мелкомасштабном картографировании ПТК значительных по площади регионов. Общая трактовка термина «ландшафт» содержится в трудах Д.Л. Арманда и Ф.Н. Милькова. В их понимании синонимами ландшафта выступают природный территориальный комплекс, географический комплекс.

Впервые слово ландшафт прозвучало в IX веке в трудах монахов Фульдского монастыря в Германии. К началу XIX века ландшафт можно было охарактеризовать как окружающую наблюдателя территорию, которую можно осмотреть единым взглядом и которая Отличалась бы от соседних участков характерными индивидуальными чертами.

В переводе с немецкого языка «ландшафт» означает «местность». По Л. С. Бергу «Природный ландшафт есть область, в которой характер рельефа, климата, растительного и почвенного покрова сливается в единое гармоническое целое, типически повторяющееся на протяжении известной зоны земли». Также ландшафт рассматривается как территориально ограниченный участок земной поверхности, характеризующийся генетическим единством и тесной взаимосвязью слагающих его компонентов.

Природный ландшафт формируется под влиянием только природных факторов и не испытывает влияния человеческой деятельности, а антропогенный - это ландшафт, измененный в результате хозяйственной деятельности человека.

Культу́рный ландша́фт — земное пространство, включающее все присущие ему природные и антропогенные компоненты. Культурный ландшафт формируется в результате сознательной, целенаправленной деятельности человека для удовлетворения тех или иных практических потребностей.

Антропогенный ландшафт — один из видов культурного ландшафта, является полной противоположностью природному ландшафту. То есть антропогенный ландшафт — ландшафт, изменённый человеком.

По определению известного отечественного ландшафтоведа Ф. Н. Милькова: «Антропогенными ландшафтами следует считать как заново созданные человеком ландшафты, так и все природные комплексы, в которых коренному изменению под влиянием человека подвергся любой из их компонентов, в том числе и растительность с животным миром».

Большинство современных ландшафтов можно считать антропогенными, поскольку они в той или иной мере изменены человеком. Вырубка лесов, отвалы (терриконы) — только часть наиболее заметных преобразований природы человеком.

АНТРОПОГЕННЫЙ ЛАНДШАФТ (греч. anthropos — человек, genes — рожденный и нем. Land — земля, schaft — суффикс, выражающий связь) — природный ландшафт, преобразованный человеком, чаще целенаправленно, реже неосознанно.

Культурный ландшафт — это целостная, территориально-локализованная совокупность природных, технических и социально-культурных явлений, сформировавшихся в результате влияния природных процессов и художественно-творческой, интеллектуально-созидательной и жизнеобеспечивающей деятельности людей. Один из наиболее существенных критериев культурного ландшафта — гармоничное сочетание культурного наследия, традиционной и современной культур.

Культурные ландшафты различаются по трем основным категориям:

- первая - ландшафт, сознательно задуманный и исполненный человеком. Сюда входят садовый и парковый ландшафты, созданные для эстетических целей, которые во многих (но не во всех) случаях связаны с монументальными сооружениями и ансамблями религиозного или иного характера.

- вторая- органически развивавшиеся ландшафты. Они возникли как результат первоначальной потребности социального, экономического, административного и/или религиозного характера и достигли своей нынешней формы в связи и под воздействием своего природного окружения. Этот процесс эволюции отражен в форме и деталях ландшафтов. Они подразделяются на две подкатегории ландшафтов:

реликтовые ландшафты, в которых эволюционный процесс уже остановился, завершившись, сразу или постепенно, какое-то время назад; при этом, однако в его физической форме все еще различимы его существенные отличительные черты;

развивающийся ландшафт, который сохранил свою активную социальную роль в той части современного сообщества, где сильны связи с традиционным образом жизни, и в котором продолжается эволюционный процесс; в то же время он демонстрирует значительные материальные свидетельства своей эволюции в ходе времени;

- третья категория - ассоциативный культурный ландшафт; включение таких ландшафтов в Список Всемирного наследия обусловлено наличием очень сильных религиозных, художественных или культурных ассоциаций природной части ландшафта, а не свидетельств материальной культуры, которые могут быть представлены незначительно или отсутствовать вовсе. Физические границы территории культурного ландшафта, выдвигаемого для включения в Список культурного наследия, зависит от его функциональности и различимости.

Основными свойствами культурного ландшафта являются:

1. Высокая производительность и экономическая эффективность;

2. Оптимальная экологическая среда для жизни человека.

Культурные ландшафты менее устойчивы, чем исходные ландшафты. Поэтому из нескольких возможных следует выбирать наиболее устойчивую модификацию, более экономичную, требующую меньших средств для своего поддержания. Так же как в природных геосистемах, устойчивее при прочих равных условиях многокомпонентные геосистемы.

Требования для культурного ландшафта: для функционирования ландшафта при превращении его в культурный необходимо соблюдать следующие требования:

- культурный ландшафт не должен быть однообразным, но он обусловлен сложным морфологическим строением, что затрудняет использование земель, лучше технику приспосабливать к ландшафту, чем провоцировать эрозию почвы и другие нежелательные последствия;

- в культурном ландшафте не должно быть антропогенных пустошей, заброшенных карьеров, отвалов, свалок, служащих источниками загрязнения, все они должны быть рекультивированы;

- при организации территории следует стремиться к увеличению площади под растительным покровом; рекультивируемые площади желательно занимать древесными насаждениями, устраивать природоохранные зоны в виде древесно-кустарниковых полос;

-на части культурного ландшафта желательно экстенсивное приспособительное использование земель, так как естественные ценозы довольно эффективно используют солнечную энергию и при определенных условиях экономически выгодны, при разумном уходе за лесами, естественными лугами, пастбищами и даже болотами (особенно верховыми) и с них можно получать продукцию, полезную для человека, и это будет способствовать охране природы;

- культурный ландшафт должен иметь охраняемые территории, без всякой хозяйственной деятельности и без массового посещения людьми; природные резерваты, а также редкие или интересные природные объекты: водопады, формы рельефа, геологические обнажения, уцелевшие остатки коренных растительных сообществ и т. п. Хорошо сочетаются природоохранные, рекреационные, культурно-воспитательные и экономические функции ландшафта в национальных и природных парках;

- при организации территории ландшафта необходимо учитывать горизонтальные связи между его составляющими, направление потоков веществ и их интенсивность, что очень важно при размещении промышленных предприятий, жилых кварталов, зеленых зон, водоемов, участков пашни при расчлененном рельефе;

- на территории культурного ландшафта должен быть выполнен комплекс работ по улучшению, восстановлению и облагораживанию гидрографической сети: восстановление малых рек, создание водоемов, регулирование поверхностного и подземного стока, улучшение качества поверхностных и подземных вод;

- при создании культурного ландшафта завершают его внешним благоустройством — рекультивация земель, рациональное размещение угодий, создание природоохранных зон, а также удачное вписывание в ландшафт различных сооружений (это предмет ландшафтной архитектуры).

Принципы рационального природопользования

Главные принципы рационального природопользования — использование природных ресурсов ландшафта не должно приводить к резкому изменению природно-ресурсного потенциала; нарушать устойчивые межкомпонентные и межсистемные взаимосвязи в ландшафте; ухудшать экологические условия ландшафта, снижать условия жизнедеятельности человека. Реализация этих принципов требует нормирования допустимых нагрузок, соблюдения природоохранных норм и правил, обоснованного выбора места и инженерных сооружений с учетом условий ландшафта. Рациональное использование ландшафта означает выявление и учет всего многообразия ресурсов ландшафта, рассмотрение объекта использования как составной части региональной геосистемы, состоящей из локальных геосистем, оценку всех возможных последствий и экологических изменений в геосистемах, обоснованный выбор хозяйственной деятельности, полное использование ресурсов с минимизацией отходов и отрицательных воздействий. Рациональное использование ресурсов ландшафта предусматривает их инвентаризацию, экологическую оценку ситуации, технологию производства, последствия хозяйственной деятельности человека.

Особое значение в рациональном использовании ландшафтов имеет возобновительная способность ресурсов. Земельные и биологические ресурсы способны возобновляться, но лишь тогда, когда интенсивность их использования не превышает скорости их самовосстановления. В случае невыполнения этого требования ресурсы истощаются, а затем исчезают.

Ландша́фтный диза́йн — искусство, находящееся на стыке трёх направлений: с одной стороны, архитектуры, строительства и проектирования (инженерный аспект), с другой стороны, ботаники и растениеводства (биологический аспект), и, с третьей стороны, в ландшафтном дизайне используются сведения из истории (особенно из истории культуры) и философии. Кроме того, ландшафтным дизайном называют практические действия по озеленению и благоустройству территорий.

Главная задача ландшафтного дизайна — создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урбанизационными формами и природой, зачастую от них страдающей.

Проект ландшафтного дизайна представляет собой пакет документации, который включает в себя дендроплан, план посадок, разбивочный чертеж, подробную смету, ведомость посадочного материала, а также пояснительную записку, включающую описание порядка выполнения ландшафтных работ и всех особенностей озеленяемой территории.

Глава 2. Основные правила ландшафтного дизайна в городской среде

В ландшафтном дизайне существуют те же правила, что и в других видах искусства – таких, как архитектура, живопись, поэзия, музыка. Эти правила диктует нам сама природа.

Природный ландшафт включает в себя несколько тесно взаимосвязанных элементов: воду, воздушные массы, растительность и животный мир. Но в своей первоначальной форме природа сохранилась лишь в нескольких уголках мира.  Практически везде оставлен след человеческой деятельности .

Композиция в ландшафтном дизайне

«Композиция» в переводе с латинского языка обозначает «связь, соединение». Мы же вкладываем в это слово более обобщенный смысл и подразумеваем под композицией расположение различных форм в пространстве в сочетании друг с другом, при котором создается единое целое. Другими словами, располагая предметы в пространстве, мы добиваемся того, чтобы их сочетание радовало глаз и вызывало ощущение гармонии. Так беседка, лавочки, качели для дачи, декоративный пруд и другие малые и большие ландшафтные формы мы стремимся объединить в общий ансамбль. Выстроить композицию не так просто. Здесь необходимо учитывать несколько свойств, определяющих пространственную форму, таких, как геометрический вид, величина, масса, фактура, расположение, свет и светотень. Соотношения форм по их свойствам образуют средства композиции.  Сюда входят единство, пропорции, законы линейной и воздушной перспективы, а также приемы симметрии и асимметрии, контраста и нюанса, ритма, масштабности и т. д.

Соотношение форм по геометрическому строению

Природой не создано четких геометрических линий, они изобретение человека. Поэтому каждый природный элемент можно визуально поместить в какую-нибудь геометрическую форму. Форма может быть линейной, плоскостной и объемной в зависимости от соотношения ее измерений.
В линейной форме одно измерение доминирует над двумя другими, в плоскостной – два измерения относительно равны между собой, но преобладают над третьим. А в объемной форме все три измерения близки по величине. Посмотрите на кроны деревьев,   все они имеют свою форму. И каждое из них можно представить в виде геометрической фигуры – шара, конуса, куба и т. д. По сравнению с ними более низкие массивы, например низкорослые кустарники, цветники и травы, выглядят как плоскости и имеют плоскостную форму. Линейной формой обладают дорожки и бордюры.

Соотношение форм по величине

При выборе деревьев и кустарников для сада мы, как правило, основываемся на контрастах: большой – маленький, высокий – низкий, конусовидный – шарообразный и т. д. Например, прямые дорожки в саду, соединяющие разные точки, прекрасно смотрятся в сочетании с круглыми клумбами цветников.

При оформлении участка следует использовать какую-то одну определенную форму. Применение сразу нескольких внесет в ваш уголок природы хаос. А разнообразия можно достичь, придавая этим формам различную величину. Так, круглый бассейн можно расположить в центре овальной площадки. Очень интересна композиция из квадратных и прямоугольных площадок. Но геометрические формы интересны только тогда, когда они четко просматриваются – в дорожках, бордюрах, газоне или очертаниях пруда. В центре композиции необходимо расположить что-то эффектное, например подстриженное, оригинальной формы дерево или цветник, устроенный в клумбе или кадке.  Подстриженные деревья и кустарники прекрасно смотрятся по углам цветника квадратной или прямоугольной формы или в конце дорожек. В этом случае они подчеркивают четкость геометрических линий.

Соотношение форм по фактуре

Фактура – это характер поверхности предметов. В нашем случае речь идет о фактуре деревьев, кустарников, газонов, цветников, материалов, лестниц, ограждений и т. д. Фактура кроны деревьев может быть грубой (дуб), средней (вяз, липа) или тонкой (береза, ива).

Соотношение форм по цвету

При выборе цветовой гаммы необходимо учитывать время года, возрастные изменения растений, колорит цветников. Летом, весной и осенью цветовая гамма растений определяется окраской листьев, цветов, плодов, стволов, ветвей. Зимой она состоит из окраски ствола и ветвей. Особое место в колорите композиции занимают вечнозеленые растения. Фоном для деревьев могут служить газоны, цветники, водоем. Соотношение форм по положению в пространстве. Здесь имеется в виду положение предметов относительно друг друга и по отношению к наблюдателю. Располагая предметы в пространстве, мы можем получить три вида пространственной композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. Во фронтальной композиции представлены только два измерения. В объемной композиции ярко выражены все три. В глубинно-пространственной композиции образуются глубокие перспективы, восприятие которых определяется законами линейной и воздушной перспективы. Одним из правил ландшафтного дизайна – это подбор экологически безопасных материалов.

Экологическая безопасность строительных материалов

Строительные материалы оказывают большое влияние на формирование качества ближней среды жизни. Понятие экологичности строительных материалов шире, чем их экологическая чистота. 

К полностью экологичным (биопозитивным) можно отнести строительные материалы из возобновимых природных ресурсов, не оказывающие негативного действия на человека (и даже оказывающих позитивное влияние на здоровье человека), не загрязняющие природную среду при их изготовлении, требующие минимальных затрат энергии в процессе изготовления, полностью рециклируемые или разлагающиеся после выполнения функций подобно материалам живой природы. Всем этим требованиям отвечают очень немногие естественные материалы: дерево (и другие растительные материалы — бамбук, тростник, солома и др.), шерсть, войлок, кожа, пробка, коралловый песок и камни, натуральный шелк и хлопок, натуральная олифа, натуральный каучук, натуральные клеи и др.

Условно экологичными строительными материалами можно считать материалы, полученные из широко представленных в земной коре полезных ископаемых, или почти полностью рециклируемые материалы (следовательно, испытывающие незначительную убыль и к тому же позволяющие экономить до 80...90 % энергии на их производство). К ним относятся изделия из глины, стекла, алюминия. Остальные материалы не являются экологичными, хотя их и используют в строительстве (сюда относятся искусственные материалы на основе пластмасс, изделия, требующие значительных энергозатрат при их изготовлении и пр.).

Под экологичными материалами подразумевают такие материалы, которые удовлетворяют принципам экологичности: при их изготовлении используют возобновимые ресурсы, они поддаются саморазложению после выполнения функций без загрязнения среды; как частично биопозитивные можно рассматривать полностью рециклируемые материалы, изготовленные из широко представленного в земной коре полезного ископаемого (алюминий, кремний). Совершенствование материалов в направлении их биопозитивности будет, видимо, осуществляться как в соответствии с современными направлениями (применение рециклируемых материалов, сокращение материалоемкости, повышение их долговечности и др.), так и в направлении более полного использования природных воспроизводимых материалов, создания новых материалов с заданными свойствами и биоподобных материалов, которые могли бы подпитываться энергией. 

К факторам, влияющим на экологическую безопасность жилища человека, относится качество строительных материалов – то, из чего сделан дом.

Безопасность игрового оборудования детской площадки

Из года в год в прессе появляются сообщения о несчастных случаях на детских игровых площадках в ДОУ. При расследовании таких происшествий нередко выявляются нарушения монтажа и эксплуатации игрового оборудования. Узнать, какие требования предъявляются к игровому оборудованию детских площадок, можно с помощью электронной системы "Образование" (далее - ЭСО).

Требования к безопасности игрового оборудования

Комплекс мер по обеспечению безопасности детей на детской площадке включает в себя соблюдение требований:

к качественным характеристикам игрового оборудования;

условиям его размещения на детской площадке;

способам и методам контроля за техническим состоянием оборудования;

контролю взрослых за поведением детей при использовании игрового оборудования.

1. Требования к качественным характеристикам игрового оборудования
Игровое оборудование должно соответствовать анатомо-физиологическим особенностям разных возрастных групп и требованиям санитарно-гигиенических норм, охраны жизни и здоровья ребенка, быть удобным в технической эксплуатации и эстетически привлекательным (пп. 2.7.1 и 2.7.2 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утв. приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 613 (далее - Методические рекомендации по благоустройству)).

Детское игровое оборудование должно быть изготовлено из прочных и безопасных для здоровья детей материалов. При производстве детского игрового оборудования не допускается применение полимерных легковоспламеняющихся материалов (группа В3 по государственному стандарту РФ "Материалы строительные. Метод испытания на воспламеняемость. ГОСТ 30402", утв. постановлением Минстроя России от 24.06.1996 № 18-40), материалов опасных по токсичности продуктов горения (п. 4.20 межгосударственного стандарта "Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения. ГОСТ 12.1.044-89", утв. постановлением Госстандарта СССР от 12.12.1989 № 3683), новых материалов, свойства которых недостаточно изучены (п. 4.2.1 государственного стандарта РФ "Оборудование детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования. ГОСТ Р 52169-2003", утв. постановлением Госстандарта РФ от 26.12.2003 № 394-ст; далее - ГОСТ Р 52169-2003). Деревянное оборудование должно быть выполнено из твердых пород дерева со специальной обработкой, предотвращающей гниение, усыхание, возгорание, сколы; быть отполировано, острые углы должны быть закруглены (п. 2.7.3 Методических рекомендаций по благоустройству). Металлические конструкции должны иметь надежные соединения, влагостойкую покраску и антикоррозийное покрытие (таблица 1).

Таблица 1 - Оценка безопасности материалов используемых при дизайне участка

Материалы

Отвечают требованиям безопасности

Оценка пригодности для дизайна участка

Резина

Изделия санитарно- гигиенические из латекса, резины и силиконовых эластомеров должны соответствовать требованиям химической и механической безопасности.

В целом пригоден

Дерево

Безопасно

Пригоден

Пластмасса

Изделия из пластмассы не должны иметь острых (режущих, колющих) кромок.

Пригодна

Ткань

Отвечает

Пригодна

Рекомендуется использовать игровое оборудование, в котором применяется металлопластик, т. к. он не травмирует детей, не ржавеет и морозоустойчив.

При использовании бетонных и железобетонных элементов в оборудовании следует обращать внимание, чтобы они были выполнены из бетона марки не ниже 300, морозостойкостью не менее 150, иметь гладкие поверхности.Конструкция детского игрового оборудования должна быть такой, чтобы риск, предполагаемый в игре, был явным для ребенка, и он мог его предвидеть. Если ребенку стало плохо при игре, конструкция должна позволять взрослому беспрепятственно проникать внутрь оборудования для оказания помощи ребенку.

В конструкции игрового оборудования должны быть полностью исключены такие отверстия и сочленения поверхностей, которые могут привести к застреванию частей тела ребенка и предметов его одежды, а также их попаданию под элементы оборудования в состоянии движения. Кроме того, подвижные и неподвижные элементы оборудования не должны образовывать сдавливающих или режущих поверхностей .

Для предотвращения застревания одежды (элементов одежды) применяют прокладки или специальные уплотнения. Конструкция горок и шестов не должна допускать застревание пуговиц. Данные требования распространяются на веревочные элементы, тросы, цепи. Вращающиеся части оборудования должны иметь защиту, предотвращающую застревание одежды и волос.

Сварные швы должны быть гладкими. Углы и края любой доступной для детей части оборудования должны быть закруглены. Минимальный радиус закругления - 3 мм. Угол между стенками V-образных зазоров и щелей должен быть не менее 60°. Выступающие концы болтовых соединений должны быть защищены (разд. 4 ГОСТ Р 52169-2003).

Поручни оборудования должны полностью охватываться рукой ребенка, т. е. пальцы руки должны смыкаться (п. 2.7.4 Методических рекомендаций по благоустройству).

Дополнительные требования безопасности установлены к игровому оборудованию для детей младше трех лет. Они предполагают особые условия конструкции ограждений, перил, лестниц и трапов.

Перила для оборудования, труднодоступного для детей младше трех лет, оборудуют, если игровая поверхность располагается на высоте от 1000 до 2000 мм. Высота перил от опорной поверхности должна быть не менее 600 и не более 850 мм (подп. 4.3.22.3 ГОСТ Р 52169-2003). Для детей младше трех лет оборудуют защитные ограждения высотой не менее 700 мм (высота игровой поверхности не более 600 мм). На лестницах, доступных детям младше трех лет, перила оборудуют, начиная с первой ступени (подп. 4.3.28.8 ГОСТ Р 52169-2003). Если трап предназначен для детей младше трех лет, ограждение оборудуют при высоте свободного падения более 600 мм (п. 4.3.30.4 ГОСТ Р 52169-2003).2. Размещение игрового оборудования на детской площадке. При размещении игрового оборудования на площадке необходимо соблюдать минимальные расстояния безопасности, приведенные к Методическим рекомендациям по благоустройству. В пределах указанных расстояний на участках территории площадки не допускается размещение других видов игрового оборудования, скамей, урн, бортовых камней и твердых видов покрытия, а также веток, стволов, корней деревьев. Кроме того, размеры минимального пространства для размещения оборудования и безопасные расстояния от оборудования до поверхности игровой площадки должны быть указаны в паспорте оборудования.

Правило. Оборудование монтируют и устанавливают так, чтобы обеспечить безопасность играющих детей (п. 4.2 национального стандарта РФ "Оборудование детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования. ГОСТ Р 52301-2004", утв. приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 № 151-ст (далее - ГОСТ Р 52301-2004)). В игровой зоне не должно быть препятствий, которых ребенок не ожидает и которые могут стать причиной травмы (подп. 4.3.25.2 ГОСТ Р 52169-2003).

Монтаж детского игрового оборудования может проводиться предприятием-изготовителем или другими юридическими и физическими лицами, располагающими необходимой для этого квалификацией. Монтаж осуществляют в соответствии с инструкцией, которая содержится в паспорте детского игрового оборудования. Не допускается оставлять не заглубленными в землю металлические перемычки игрового оборудования (например, у турников и качелей). При реконструкции площадки нельзя оставлять остатки старого, срезанного оборудования (стоек, фундаментов), находящегося над поверхностью земли.Осветительное оборудование площадки рекомендуется размещать на высоте не менее 2,5 м (подп. 2.12.7.5 Методических рекомендаций по благоустройству).

Пользоваться оборудованием, не обеспечивающим безопасность детей, запрещается. В том случае, если не завершена установка игрового оборудования, оборудование ремонтируется, отсутствует ударопоглощающее покрытие или техническое обслуживание не может обеспечить безопасность, дети на игровую площадку допускаться не должны 3. Контроль за состоянием игрового оборудования. Перед вводом оборудования в эксплуатацию проводится осмотр и проверка оборудования согласно инструкции по осмотру и проверке оборудования перед началом эксплуатации совместно поставщиком оборудования и руководством ДОУ.
Контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец) оборудования (п. 6.2 ГОСТ Р 52301-2004).

Контроль технического состояния оборудования включает в себя:

- осмотр и проверку оборудования перед вводом в эксплуатацию;

- регулярный визуальный осмотр;

- функциональный осмотр;

- ежегодный основной осмотр (п. 6.4 ГОСТ Р 52301-2004). Регулярный визуальный осмотр заключается в проверке оборудования, позволяющей обнаружить очевидные опасные дефекты, вызванные актами вандализма, неправильной эксплуатацией и климатическими условиями.

Периодичность регулярного визуального осмотра устанавливает ДОУ на основе учета условий эксплуатации. Оборудование детских игровых площадок, подвергающееся интенсивному использованию, требует ежедневного визуального осмотра. При ежедневном осмотре проверяют прочность деревянных конструкций, а также узлы крепления. Функциональный осмотр представляет собой детальный осмотр с целью проверки исправности и устойчивости оборудования, выявления износа элементов его конструкции. Осмотр проводят с периодичностью один раз в 1-3 месяца в соответствии с инструкцией изготовителя. При функциональном осмотре проверяют устойчивость конструкции, а также степень износа поверхности скольжения (горки), прочность узлов крепления.

В процессе визуального и функционального осмотра определяют:

- чистоту и внешний вид поверхности игровой площадки и оборудования;

- соблюдение расстояний от частей оборудования до поверхности игровой площадки;

- наличие выступающих частей фундаментов;

- наличие дефектов/неисправностей элементов оборудования;

- отсутствие деталей оборудования;

- чрезмерный износ подвижных частей оборудования;

- структурную целостность оборудования.

Ежегодный основной осмотр для целей оценки соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасности проводят с периодичностью не более одного раза в 12 мес.

В ходе ежегодного основного осмотра определяют:

- наличие гниения деревянных элементов;

- наличие коррозии металлических элементов;

- влияние выполненных ремонтных работ на безопасность оборудования.

Ежегодный основной осмотр проводит компетентный персонал ДОУ в строгом соответствии с инструкцией изготовителя.

В целях контроля периодичности, полноты и правильности выполняемых работ при осмотрах различного вида ДОУ разрабатывает графики проведения осмотров.

  При обнаружении в процессе осмотра оборудования дефектов, влияющих на его безопасность, дефекты немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимают меры, обеспечивающие невозможность пользования оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки.

Компоненты ландшафтного дизайна

Эле­мен­ты ланд­шафт­но­го ди­зай­на мно­го­об­раз­ны. Ос­нов­ные их группы:

Сами здания, формирующие центр ландшафтного проекта, основная цель которого — сгладить неестественность геометрически правильных конструкций, смягчить их давление на окружающую природу, убрать строительный мусор, замаскировать дефекты и изъяны. Здания могут быть одно- или озеропрудручейфонтанкамнискульптура многоэтажными, одиночными или комплексными, частными или коммерческими, типовыми или стилизованными, предназначенными для самых разнообразных целей.

Газонное покрытие, формируемое разного рода травами.

Зелёные насаждения в форме отдельных деревьев, кустарников, цветов, а также их комбинаций и целых ансамблей (садклумбарабатка и т. д.)

Различные крупные декоративные элементы.

Более мелкие художественные детали (музыкальная подвеска, светильник, свечи и т. д.).

Зелёные насаждения

Зе­лё­ные на­саж­де­ния — это со­во­куп­ность дре­вес­ных, ку­стар­ни­ко­вых и тра­вя­ни­стых рас­те­ний на опре­де­лен­ной территории.

Ос­но­ва и глав­ный фонвсех на­саж­де­ний ланд­шафт­но­го ди­зай­на — газон или га­зон­ное по­кры­тие. Различаются:

Английский газон — составлен из осоки и родственных злаковых трав; имеет правильный, подстриженный, но несколько неестественный вид, быстро «надоедает» глазу, больше подходит для индустриально-деловых и профессионально-спортивных секторов.

Мавританский газон — в его состав, помимо трав, входят и полевые цветы, имеет асимметричный и довольно яркий, нарядный вид, косится лишь пару раз в год, больше подходит для застроек частного сектора с индивидуальной планировкой для рекреационно-развлекательных целей.

Деревья и кустарники

Ку­стар­ни­ки — это рас­те­ния сред­ней вы­со­ты, обыч­но не более метра. У них твер­дые и гиб­кие стеб­ли, ко­то­рые на­чи­на­ют вет­вить­ся у самой земли. Обыч­но ку­стар­ни­ки рас­тут в за­суш­ли­вых и жар­ких рай­о­нах, и по­это­му у мно­гих из них мел­кие и жест­кие ли­стья, из ко­то­рых не так быст­ро ис­па­ря­ет­ся влага, и корни, ухо­дя­щие глу­бо­ко в землю, спо­соб­ны до­бы­вать воду из самых ниж­них слоев почвы, где она со­хра­ня­ет­ся во время засухи.

Вода и водоёмы

При со­зда­нии во­до­е­ма осо­бое зна­че­ние иг­ра­ют ма­те­ри­а­лы, из ко­то­рых он из­го­тов­лен. Можно вы­де­лить гиб­кие изо­ля­ци­он­ные по­кры­тия и жест­кие формы, от­ли­ча­ю­щи­е­ся друг от друга сро­ком служ­бы, тех­но­ло­ги­ей уста­нов­ки (уклад­ки) и даль­ней­шей экс­плу­а­та­ции. В ка­че­стве ос­нов­ных ма­те­ри­а­лов для со­зда­ния во­до­е­мов используют:

полиэтилен;

стеклопластик;

пленку из ПВХ;

бутилкаучуковую резину.

Пруды из полиэтилена от­лич­но под­хо­дят для со­зда­ния де­ко­ра­тив­но­го во­до­ё­ма неболь­шо­го раз­ме­ра и объ­ё­ма (130—4200 л). Жест­кие формы из пласт­мас­сы удоб­ны в уста­нов­ке и устой­чи­вы к вред­но­му воз­дей­ствию УФ-лу­чей и низ­ких тем­пе­ра­тур. Срок служ­бы таких пру­дов более 10 лет. В ка­че­стве недо­стат­ка вы­сту­па­ет нерав­но­мер­ная тол­щи­на сте­нок (нерав­но­мер­ность за­ви­сит от при­ме­ня­е­мой при из­го­тов­ле­нии тех­но­ло­гии и со­блю­де­ния про­из­во­ди­те­лем кон­тро­ля ка­че­ства го­то­вой продукции).

Пруды из стеклопластика иде­аль­но под­хо­дят для со­зда­ния во­до­ё­мов неболь­шо­го объ­ё­ма (от 350 до 1200 л). В уста­нов­ке они также про­сты, как и формы из пласт­мас­сы, но они более устой­чи­вы к вред­но­му воз­дей­ствию окру­жа­ю­щей среды. Срок служ­бы таких форм до 30 лет. К до­сто­ин­ствам пруда из стек­ло­пла­сти­ка можно от­не­сти воз­мож­ность его ре­мон­та и выбор раз­ных цве­тов при из­го­тов­ле­нии. Встре­ча­ют­ся пруды из стек­ло­пла­сти­ка и боль­ше­го раз­ме­ра (до 4000 л), но их уста­нов­ка тре­бу­ет вы­со­ко­го уров­ня профессионализма.

Плен­ка из ПВХ от­ли­ча­ет­ся тем, что с по­мо­щью дан­но­го ма­те­ри­а­ла можно со­здать во­до­ём любой формы и лю­бо­го раз­ме­ра. Для пру­дов пло­ща­дью менее 15 кв.м. и глу­би­ной не более 0,7 м ис­поль­зу­ет­ся плён­ка тол­щи­ной 0,5 мм. Для во­до­ё­мов боль­шей пло­ща­дью и глу­би­ной до 1,5 м ис­поль­зу­ет­ся плён­ка тол­щи­ной 1 мм. Срок служ­бы — не менее 10 лет, плен­ка под­ле­жит ремонту.

Бу­тил­ка­у­чу­ко­вая резина (EPDM мем­бра­на) — ма­те­ри­ал схо­ден с плен­кой ПВХ, но имеет более вы­со­кие по­ка­за­те­ли по проч­но­сти и на­дёж­но­сти. Осо­бен­но хо­ро­шо под­хо­дит для со­зда­ния во­до­ё­мов боль­шо­го раз­ме­ра. Срок служ­бы 10-30 лет, ре­монт осу­ществ­ля­ет­ся с по­мо­щью спе­ци­аль­ных лент и клеев. Сей­час стало модно устра­и­вать ис­кус­ствен­ные во­до­е­мы в саду. Любой, даже неболь­шой во­до­ем при­вле­ка­ет к себе вни­ма­ние и де­ла­ет сад непо­вто­ри­мым. Как пра­ви­ло, во­до­ем укра­ша­ют есте­ствен­ным кам­нем. Также во­круг во­до­е­ма са­жа­ют мно­го­лет­ние рас­те­ния, ко­то­рые со­зда­ют плав­ный пе­ре­ход от га­зо­на к воде. Летом во­до­ем яв­ля­ет­ся ис­точ­ни­ком све­же­сти и охла­жда­ю­щей влаж­но­сти воз­ду­ха. По­это­му он при­тя­ги­ва­ет к себе че­ло­ве­ка. Чтобы пруд вы­гля­дел хо­ро­шо, нужно тща­тель­но по­до­брать рас­те­ния, ко­то­рые со­зда­дут тень для во­до­е­ма, не давая ему перегреваться.

Ручьи и каскады

Ручей — неболь­шой во­до­ток, обыч­но ши­ри­ной от несколь­ких де­сят­ков сан­ти­мет­ров до несколь­ких мет­ров. Обыч­но длина ручья не пре­вы­ша­ет несколь­ко ки­ло­мет­ров, а глу­би­на редко пре­вы­ша­ет 1,5 метра. Ско­рость ру­чьёв как пра­ви­ло до­ста­точ­но ве­ли­ка (несколь­ко мет­ров в секунду).

Фонтаны

Фон­тан — (итал. fontana, от лат. fons, fontis — ис­точ­ник, ключ) — со­ору­же­ние, слу­жа­щее ос­но­ва­ни­ем или об­рам­ле­ни­ем для бью­щих вверх или сте­ка­ю­щих вниз струй воды. Пер­во­на­чаль­но фон­та­ны со­ору­жа­лись пре­иму­ще­ствен­но толь­ко как ис­точ­ник пи­тье­вой воды. Затем со­че­та­ние дви­жу­щей­ся воды с ар­хи­тек­ту­рой, скульп­ту­рой и зе­ле­ны­ми на­саж­де­ни­я­ми стало одним из средств со­зда­ния раз­лич­ных ре­ше­ний в ар­хи­тек­ту­ре и са­до­во-пар­ко­вом ис­кус­стве. Фон­та­ны были из­люб­лен­ным укра­ше­ни­ем го­род­ских пло­ща­дей в ан­тич­ных, сред­не­ве­ко­вых за­пад­но­ев­ро­пей­ских го­ро­дах, в стра­нах Ближ­не­го и Сред­не­го Во­сто­ка, в Индии. В 16-18 вв. со­зда­ва­лись гран­ди­оз­ные си­сте­мы фон­та­нов на вил­лах и двор­цо­во-пар­ко­вых ком­плек­сах. Со­вре­мен­ным фон­та­нам при­да­ет­ся де­ко­ра­тив­ный ха­рак­тер, ко­то­рый уси­ли­ва­ет­ся элек­три­че­ской под­свет­кой и му­зы­кой в ве­чер­ние часы (Барселона).

Садовые аквариумы

Са­до­вый ак­ва­ри­ум — это со­вре­мен­ное ре­ше­ние для ланд­шафт­но­го ди­зай­на. Са­до­вым ак­ва­ри­умом яв­ля­ет­ся неболь­шой ис­кус­ствен­ный во­до­ем пра­виль­ной гео­мет­ри­че­ской формы, пред­на­зна­чен­ный для вы­ра­щи­ва­ния де­ко­ра­тив­ных и про­мыс­ло­вых рыб (кар­пов кои, ка­ра­сей, осет­ров и др.) и лю­бо­ва­ния ими. Пло­щадь вод­но­го зер­ка­ла со­став­ля­ет от 5 до 15 м2, глу­би­на от 150 до 250 см. Дно устра­и­ва­ет­ся с ко­нус­ным укло­ном при­мер­но 5° к месту рас­по­ло­же­ния дон­но­го слива. Са­до­вый ак­ва­ри­ум может иметь стек­лян­ные грани для на­блю­де­ния за ры­ба­ми и место для корм­ле­ния рыбы.

Так как са­до­вый ак­ва­ри­ум пред­на­зна­чен для раз­ве­де­ния рыб, к ка­че­ству воды предъ­яв­ля­ют­ся по­вы­шен­ные тре­бо­ва­ния. Необ­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать Уф-лам­пы для обез­за­ра­жи­ва­ния воды, пру­до­вые филь­тры или пол­но­цен­ные си­сте­мы филь­тра­ции воды со­от­вет­ству­ю­щие раз­ме­рам водоёма.

Малые архитектурные формы

По­ня­тие малых ар­хи­тек­тур­ных форм (ко­рот­ко МАФ) воз­ник­ло давно, и под ним по­ни­ма­ют со­ору­же­ния, обо­ру­до­ва­ние и ху­до­же­ствен­но-де­ко­ра­тив­ные эле­мен­ты внеш­не­го бла­го­устрой­ства, до­пол­ня­ю­щие ос­нов­ную за­строй­ку на­се­лён­ных мест. К МАФ от­но­сят све­тиль­ни­ки на­руж­но­го осве­ще­ния (или как их сей­час модно на­зы­вать — ланд­шафт­ные све­тиль­ни­ки), са­до­во-пар­ко­вые со­ору­же­ния, фон­та­ны, обе­лис­ки, ме­мо­ри­аль­ные доски, го­род­скую улич­ную ме­бель, урны и т. д.

К со­вре­мен­ным малым фор­мам при про­из­вод­стве и по­куп­ке предъ­яв­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие требования:

Экономичность. Оценивается дешевизна малых архитектурных форм, это требование экономического характера.

Эстетичность МАФ. Она должна учитывать архитектурные, композиционные, художественные закономерности пространства городской среды.

Безопасность малых форм, то есть они должны обладать низкой травмоопасностью.

Функциональность МАФ. Заранее должны быть определены габариты, подобраны материалы, разработаны определённые конструктивные решения с учетом назначения и возможных особенностей использования малых форм.

Технологичность МАФ. То есть должны быть учтены особенности применяемых материалов и технологии процесса изготовления.

Ещё можно назвать универсальность малых форм. В них должен быть минимум деталей, чтобы эти изделия могли собрать даже не подготовленные люди .

Организация освещения

Со­зда­ние ланд­шафт­но­го осве­ще­ния на­чи­на­ет­ся с плана участ­ка где ука­зы­ва­ют­ся все раз­ме­ры и на­но­сят­ся: часто по­се­ща­е­мые места (зоны ак­тив­но­сти), точки при­вле­че­ния вни­ма­ния (ин­тен­сив­но осве­щен­ные участ­ки), места ко­то­рые долж­ны быть под­све­че­ны (до­рож­ки, сту­пень­ки, мосты, ла­воч­ки), точки пи­та­ния электроэнергией .

Су­ще­ству­ют несколь­ко ос­нов­ных при­е­мов ланд­шафт­но­го освещения:

подсветка сверху вниз

подсветка снизу вверх

подсветка путей (пешеходные дорожки, подъездные пути)

задняя или контражурная подсветка (используется для создания силуэтов, теней)

точечное освещение (используется для привлечения внимания)

подводное освещение

Дру­гие при­е­мы осве­ще­ния (на­при­мер, ко­лы­ха­ю­щи­е­ся «пламя», ани­ми­ро­ван­ные про­ек­ции) обыч­но носят де­ко­ра­тив­ный ха­рак­тер, ос­но­вы­ва­ют­ся на осо­бен­но­стях ланд­шаф­та и огра­ни­чен­ны в использовании .

2.1 Основные этапы проектирования и озеленения городской среды

Строительство и  реконструкция сооружений выполнения всех видов работ по благоустройству осуществляется по утвержденным проектам. Проектирование – это первый этап зеленого строительства, один из наиболее ответственных и необходимых. Проекты разрабатываются специальными государственными организациями – институтами и бюро по проектированию государственно-областного или местного значения. На небольшие объекты проекты могут разрабатываться частными фирмами.

При разработке проектов озеленения решаются следующие вопросы:

1) планировка озеленяемой территории, т.е. размещение площадок, зданий, сооружений, направление и ширина дорог;

2) конструкции, архитектурное решение и оборудование всех зданий и сооружений;

3) определение перечня растений, подлежащих посадке и их размещение;

4) технология подготовки почвы для посадки этих растений, характер и техника осуществления всех видов благоустройства территории;

5)стоимость всех видов работ. Эти вопросы должны быть решены комплексно и в органической взаимосвязи.

Задача проектировщиков заключается в том, чтобы предложенное ими решение обеспечивало:

1) полное соответствие озеленяемой территории целевому назначению;

2) высокое архитектурно-художественное качество отдельных элементов и всего объекта в целом;

3) возможность осуществления проекта в кратчайшие сроки передовыми методами и с наименьшими затратами;

4)долговечность объекта.

Тематика проектных работ в зеленом строительстве обширна и разнообразна. Она может быть объединена в 3 группы: 1)проект системы озеленения данного города в целом; 2)проекты создания новых насаждений различных категорий (парков, скверов, бульваров, жилых дворов); 3)проекты реконструкции существующих насаждений различных категорий. В зависимости от тематики меняется объем и характер проектных работ. При составлении схемы озеленения города решаются наиболее принципиальные вопросы, определяется перечень, количество, размеры и размещение в населенном пункте различных категорий насаждений, устанавливается общая потребность в посадочном материале.

Проектирование сложных объектов зеленого строительства обычно проводят в 2 стадии: 1) технический проект; 2) рабочие чертежи – разрабатывают после утверждения технического проекта. Для проектирования менее сложных объектов допустимо одностадийное проектирование – разработка техно-рабочего проекта, представляющего собой совмещение технического проекта и рабочих чертежей.

Любая проектная работа предполагает 2 предварительных этапа:

1) исследовательский (предпроектный этап);

2) этап эскизных решений.

От успешного проведения этих этапов во многом зависит качество всего проекта. Исследовательский этап предполагает ряд исходных материалов: необходимо знать существующее функциональное зонирование, размещение построек, наличие внешнего транспорта, расположение инженерных сетей (канализации, теплотрассы и т.д.), данные о количестве населения, этажности застройки; надо собрать сведения о климате, рельефе местности, тип почв, наличие водоемов, гидрологию, залегание подземных вод и т. д .

Этап эскизных решений включает в себя следующие документы:

1) опорный план;

2) генплан – чертеж представляет собой план территории в проектируемых границах, на котором показаны существующие и проектируемые насаждения с обозначением типа посадок (деревья, кустарники, здания, площадки, дороги, входы, водоемы, мосты, лестницы, подпорные стенки, фонтаны). На плане указываются основные размеры, ширина дорог, габариты площадок, зданий, цветочного оформления;

3) дендроплан – в масштабе генплана, на котором показывается ассортимент и размещение растений;

4) поперечные и продольные архитектурные профили – в масштабе 1:200, 10:500. Они разрабатываются на всей территории проектируемого объекта или для ее части в наиболее характерных местах. На этих чертежах дается объемное решение насаждений и сооружений, вертикальная планировка сооружений;

5) проекты по всем видам благоустройства в составе планов, разрезов и конструкторных деталей, а также следующий расчетов: по водоснабжению, канализации, теплофикации и горячему водоснабжению, электроснабжению и электроосвещению, водостокам и дренажам, вертикальной планировке и дорогам;

6) пояснительная записка – содержит все необходимые пояснения по проекту;

7) сводная смета – полная стоимость работ по проекту;

8)проект организации строительства – календарный график работ; графики потребности в рабочей силе, материалах, транспорте и т.д.; план участка в м 1:500 (строительный генплан).

Список используемой литературы

1. Воронова О. Сам себе ландшафтный дизайнер :Новый сезон –М.: Эксмо,2009.-320 с.

2. Воронова О.В. Ландшафтный дизайн :простые решения для идеального сада.-М. Эксмо, 2010.- 304 с.

3.Голушенко С.Н. Энциклопедия домашнего мастера. Ландшафтный дизайн.- М.: ООО «Мир книги»,2004.-192с.

4. География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. А. П. Горкина. 2006.

5. Аксянова Т.Ю., Козлова Л.Н., Романова А.Б., Гапонова Г.А. «Ландшафтное проектирование» Учебное пособие. — Красноярск: СибГТУ, 2003. -152 с.

6. Бауэр Н.В. «Ландшафтное проектирование» Учебное пособие. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013. -256 с.

Просмотров работы: 8