Период взросления, юность - это периоды, которые являются основополагающими в становлении каждого человека, ведь именно тогда происходят большие перемены. Если нарушаются процессы социального развития и социализации подростка, то это неизбежно приводит к его социальной дезадаптации, которую необходимо вовремя проследить. В результате повышенной реактивности, несбалансированности личности, даже не слишком трудные - по взрослым меркам - проблемы, могут вызвать суицидальные намерения и поступки.
Самоубийство, суицид, суицидальное поведение (от лат. Sui-себя, coedere-убивать) - намеренное лишение себя жизни. В русском языке слово «самоубийство» обозначается как индивидуальное и относительно массовое, статистически устойчивое явление [1].
Наиболее широкое и полное понятие суицида по моему мнению, дано в словаре по социальной педагогике Л. В. Мардахаева, которое трактуется как акт самоубийства совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства, либо под влиянием психического заболевания; осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл [3].
Самоубийство - это наиболее острая из стоящих сегодня перед обществом проблем, понять которую крайне нелегко. Но перед родителями, педагогами, психологами, социальными работниками и другими специалистами стоит огромная задача по предотвращению суицидальных попыток и самоубийств. Для этого необходимо увидеть те компоненты и мотивы, которые могут быть толчками в суицидальном поведении многих подростков.
В структуре суицидальных тенденций выделяют три основных компонента: аффективный, когнитивный, поведенческий. Содержанием аффективного компонента служат, в частности, переживания одиночества, безысходности ситуации (тревога, депрессия, тоска, обида, стремление к уединению, ощущение бессилия). Когнитивный компонент суицидального кризисного состояния включает представление о ненужности, бесцельности и мучительности дальнейшей жизни, вывод о невозможности разрешения кризиса из-за отсутствия времени или возможности. Поведенческий компонент кроме собственно суицидального поведения включает также поведенческую, часто высокую, активность в попытках разрешения кризисного состояния, в том числе использования неадаптивных вариантов копинг - поведения типа «бегство в алкоголизацию и наркотизацию», проявлений агрессивных и дессоциальных тенденций [2].
Основными мотивами суицидального поведения несовершеннолетних являются:
-переживание обиды, чувства одиночества, отчужденности и непонимания;
-действительная или мнимая утрата родительской любви, ревность, неразделенное чувство;
-переживания, связанные со смертью близких, разводом или уходом из семьи родителей, серьезной болезнью;
-чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
-боязнь позора, нежелание извиниться;
любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;-чувство мести, протеста, злобы, вымогательство и угроза;
-желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, уйти от трудной ситуации, избежать неприятных последствий;
-сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов («эффект Вертера») [4].
Таким образом, на основе теоретических знаний, мною было проведено эмпирическое исследование на базе МБОУ Авторском лицее Эдварса №90, так как в образовательном учреждении подростки проводят большую часть дня, поэтому лицей является идеальной средой для проведения программы предотвращения самоубийств. Для оформления исследования использовался опросник «Экспресс-диагностика суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)». Цель измерения суицидального риска - в своевременном выявлении уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства [5].
Для доказательства достоверности диагностики исследование проводилось среди учащихся 11 классов в двух группах: экспериментальной и контрольной.
В экспериментальной группе участие в исследовании принимали 19 человек. Результаты показали, что у 2 учащихся (11%) есть подверженность к суициду, 7 (37%) - в средней степени подвержены, и чуть больше половины класса- 10 подростков (53%)- не подвержены суициду.
В контрольной группе принимали участие учащиеся в количестве 25 несовершеннолетних, из них подвержены суициду 3 учащихся (12%), в средней степени подвержены 11 (44%), не подвержены суициду 11 подростков (44%).
Результаты показали, что среди опрашиваемых есть учащиеся, склонные к «группе риска», имеющие суицидальное поведение. Поэтому для того, чтобы уменьшить риск подросткового суицида, необходимо использование правильных методов профилактики в данном учреждении. Восприятие той или иной ситуации должно анализироваться на основе социальной диагностики. Важной составляющей превенции суицида в образовательной среде является психологическое благополучие педагогов, уровень профессионализма психолога и социального педагога школы. Они должны быть обучены техникам эмпатического слушания, ведения доверительной беседы, уметь устанавливать психологический контакт с учащимися, владеть навыками ведения групповых тренингов . Все эти методы помогут повышению эффективности работы специалистов с несовершеннолетними по предупреждению подросткового отклоняющегося поведения.
В заключение хочется отметить, что многое из того, что взрослым кажется пустяком, для подростка – глобальная проблема. Поэтому обязанность любого воспитателя - будь то педагог или родитель - не допустить того, чтобы ребенок не нашел выхода из той или иной ситуации и совершил страшный поступок, лишив себя жизни.
Список литературы:
1. Зотов, М. В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция / М. В. Зотов. - СПб. : Речь, 2006. - 144 с.
2. Ильина, Е. А. Почему добровольно уходят из жизни подростки / Е. А. Ильина // Воспитание школьников. - 2004 . - № 4. - 35 с.
3. Словарь по социальной педагогике : учебн. пособие для студ. высш. учебн. завед. / авт. сост. Л. В. Мардахаев. - М. : Академия, 2002. – 368 с.
4. Суицидальное поведение подростков. Методические рекомендации./ Авторы-составители: Л.К. Стадухина, Н.В. Петрова, Е.Л. Норкина, О.А. Маркова, М.Ю. Бондаренко. – Йошкар-Ола, 2013. - 50 с.
Рогозина,И.Г. Опросник суицидального риска(ОСР).[Электронный ресурс]. URL:http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2012/05/11/oprosnik-suitsidalnogoriskaosr (дата обращения:11.05.2012).