О НЕКОТОРЫХ ЭЛЕМЕНТАХ ТЕХНОЛОГИИ УДЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

О НЕКОТОРЫХ ЭЛЕМЕНТАХ ТЕХНОЛОГИИ УДЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ

Борлдаева А.В. 1
1ФГБОУ ВО "Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. городовикова", факультет СПО, специальность "Преподавание в начальных классах"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из оснований обновления профессионального образования.в настоящее время признается компетентностный подход. Сегодня нужна не просто квалификация как умение выполнять те или иные операции, а компетентность как набор профессиональных и личностных качеств: квалификации, социального поведения, способности работать в группе, инициативности. Именно с формированием компетентности будущего специалиста связывают сегодня качество профессионального образования. Очевидны его перспективность и вместе с тем недостаточная разработанность. Разработка технологий по его реализации в образовательной практике должна считаться одной из важнейших задач модернизации профессионального образования. [5]

Реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке студентов СПО предполагает глубокие системные преобразования, затрагивающие преподавание, содержание, образовательные технологии в том числе и технологию УДЕ.

В связи с этим рассмотрим технологию УДЕ, как позволяющую:

- применять обобщения в текущей учебной работе на каждом уроке;

- устанавливать больше логических связей в материале;

- выделять главное и существенное в большой дозе материала;

- понимать значение материала в общей системе ЗУН;

- выявить больше меж предметных связей;

- более эмоционально подать материал;

- сделать более эффективным закрепление материала.

Понятие «укрупнение единицы усвоения» достаточно общее, его можно представить как интеграцию конкретных подходов к обучению:

1) совместно и одновременно изучать взаимосвязанные действия, операции, функции, теоремы и т.п.;

2) обеспечение единства процессов составления и решения задач;

3) рассматривать во взаимопереходах определенные и неопределенные задания;

4) обращать структуру упражнения, что создает условия для противопоставления исходного и преобразованного заданий;

5) выявлять сложную природу математического знания, достигать системности знаний;

6) принцип дополнительности в системе упражнений.

При этом используются фундаментальные закономерности мышления:

• закон единства и борьбы противоположностей;

• перемежающееся противопоставление контрастных раздражителей;

• принцип обратных связей, системности и цикличности процессов, обратимости операций.

• переход к сверх символам, т.е. оперирование более длинными последовательностями символов.

Укрупненная дидактическая единица – УДЕ – это локальная система понятий, объединенных на основе их смысловых логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации.

В отличие от гештальтистов П.М. Эрдниев рассматривает целостные образы, формирующиеся в результате обучения, как постаналитические. Им предшествует стадия анализа, разложения первоначально целостных образов, выделения в воспринимаемом объекте его элементов и их взаимоотношений.

Обучение УДЕ строится по следующей схеме:

1) Стадия усвоения недифференцированного целого в его первом приближении.

2) Выделение в целом элементов и их взаимоотношений.

3) Формирование на базе усвоенных элементов и их взаимоотношений более совершенного и точного целостного образа.

Проблемы, связанные с методикой преподавания психологии для студентов СПО, оказались в современной психологической науке незаслуженно отодвинутыми на задний план, занимающими скромное положение на периферии психологического знания. Но сегодня круг лиц, слушающих учебные курсы по психологическим дисциплинам, расширяется: среди них не только студенты-психологи и будущие учителя, но и слушатели специальных курсов и факультетов повышения квалификации, руководители, учащиеся старших классов средней школы.

Следовательно, можно прогнозировать возрастание потребности и в знаниях по методике преподавания психологии. Между тем, как отмечают специалисты в этой области, уровень разработанности методики преподавания психологии далек от совершенства. Обращает на себя внимание слабое или недостаточное использование в методике преподавания психологии открытых в психологической науке закономерностей, существующих подходов.

Общение преподавателя со студентами СПО при решении любого типа задач не оказывает управляющего воздейст­вия на процесс усвоения непосредственно, но лишь преломляясь через всю так или иначе организованную систему переменных учебного про­цесса. Иными словами, управление обучением через закономер­ностями системной организации всей педагогической ситуации, в которой на­ходятся участники учебного процесса – преподаватель и студенты СПО. Это обстоятельство делает необходимым в рамках теоретического анализа рассмотрение в качестве примера структуры педагогической ситуации .[1].

Можно выделить пять наиболее значимых переменных в структуре педагогической ситуации.

1. Смыслы и цели включения участников в образовательную си­туацию.

2. Объективное содержание учебного предмета, структурированное и операционализованное в целях его усвоения. Характер структуриро­вания этого содержания определяет программу осваиваемых студента­ми деятельностей, действий, операций и формирующиеся у них виды познавательной деятельности. 

3. Процедуры, организующие процесс усвоения содержания учеб­ных предметов, а также усвоение обобщенных способов учебной дея­тельности и переход от одного уровня и этапа усвоения к другому.

4. Система учебных взаимодействий преподавателя и студентов и взаимодействий между студентами (включающая определенные цели, способы, средства, процедуры взаимодействия) как форма социальной регуляции ситуации развития личности в процессе обучения.

5. Динамика взаимосвязи указанных переменных на протяжении всего процесса усвоения. Синхронные и диахронные процедуры приведения в соответствие форм учебных взаимодействий с уровнями и фазами про­цесса усвоения предметного содержания знаний и собственно учебных действий (чтение научной литературы; порождение семантически цело­стных письменных текстов; совместное решение продуктивных и твор­ческих задач; способы анализа, понимания, объяснения изучаемых яв­лений; способы ведения дискуссий и аргументации и многие другие). [4]

Под педагогической ситуацией следует понимать тот или иной тип взаимосвязи, соотнесения всех указанных переменных в ди­намике их развития в учебном процессе. Единицей управляющих воз­действий не могут быть отдельные составляющие учебного процесса, так же как единицами управления не являются отдельные его участники – студенты СПО, преподаватель. Единицей и предметом управления является целостная педагогическая ситуация, взятая в сопряженной динамике всех ее переменных. При этом, как показал ряд проведенных исследований [6], центральными динамизирующими факторами в структу­ре педагогической ситуации является, с одной стороны, система учебных взаи­модействий преподавателя и студентов СПО с ее авторитарной либо демо­кратической доминантой управления, определяющая характер взаимо­действий самих студентов друг с другом, и, с другой стороны, характер структурирования системы задач различной психологической сложно­сти, объективирующих предметное содержание учебной дисциплины.

Уточнение предмета управляющих воздействий необходимо для то­го, чтобы сформировать научно обоснованное представление о функции преподавателя. Он может блестяще владеть не только знаниями учебно­го предмета, но и возможностями структурирования его содержания в систему разнообразных по психологической структуре задач: не только представлениями о закономерностях усвоения, но и процедурами пере­вода учащихся от одного этапа усвоения к другому. Но даже блестящее владение этими аспектами организации учебного процесса не обеспечит успешности управления им.

Центральным моментом реального существования педагогической ситуации явля­ются живые взаимодействия и формы общения преподавателя со сту­дентами СПО при решении учебных задач, то организация именно этой сто­роны педагогической ситуации.

Интерес студентов СПО позволяет привлечь к практико-ориентированным формам обучения и развитию творческого мышления при внедрении проектирования компетентного подхода в будущей профессиональной деятельности. Суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода – создание педагогических ситуаций, которые приведут к формированию тех или иных профессиональных компетенции.

Таким образом, отмечается большой разрыв, который существует в методике преподавания психологии для студентов СПО, между степенью обоснованности активных методов в преподавании самой психологии и теми положениями, которые в полной мере реализуются лишь в научных исследованиях психологов, но не в практике преподавания психологии для студентов СПО.

В связи этим технология УДЕ Эрдниева позволяет использовать интеграцию конкретных подходов к обучению в методике преподавания психологии для студентов СПО.

Список литературы:

Калянова Г.А. Организационно-педагогические условия создания практико-ориентированной образовательной среды в КалмГУ (на примере специальности «Родной язык и литература»). Материалы научно-практической конференции 21 октября 2015г. Элиста, 2016;

Клиническая психология. М., 1996;

Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 128 с.

Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972;

Нюденова Э.К. Тенденции развития среднего профессионального образования в условиях вуза (на примере Калмыцкого госуниверситета). Вестник Бурятского государственного университета, Улан-Удэ, изд-во Бурятского госуниверситета, 2010;

Хозиев В.Б. Сборник психологических задач. М., 1999;

Эрдниев, П. М. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике: Кн. для учит / П. М. Эрдниев, Б. П. Эрдниев. – М.: Просвещение, 1986. – 255 с.

Просмотров работы: 20