CВЕТОВОЕ ИСКУССТВО В СТРУКТУРЕ ГОРОДА НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО СВЕТОВОГО АРТ-ОБЪЕКТА «GRAVITY OF LIGHT» - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

CВЕТОВОЕ ИСКУССТВО В СТРУКТУРЕ ГОРОДА НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО СВЕТОВОГО АРТ-ОБЪЕКТА «GRAVITY OF LIGHT»

Иващенко И.В. 1, Саньков П.Н. 1
1Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. Проблема освещения и опустошённости городских и парковых пространств является весьма важной. Основным моментом считается сохранение устойчивых городских и природных ресурсов, а также внедрение новых технологий, которые будут способствовать комфортному времени при провождении, а также передвижению в пространстве на различных территориях. Важным составляющим является поднятия значимости определенных территорий, культуры и искусства.

Проблема. Отсутствие качественного освещения городских, парковых, пространств и зон отдыха в темное время суток, а также упадок значимости территорий в следствии неполноценного обслуживания и недостатка в поддержании искусства и культурного движения социума.

Цель. Донести важность и понимание того, что потенциально богатые природные территории нуждаются в качественном управлении и в обогащении интересными, функциональными объектами благоустройства, а также арт-объектами, которые поддерживают движение искусства среди общества.

Объект исследования. Световой арт-объект «Gravity of Light»

Задания работы. На основании неполноценного обслуживания одного из парков города выявить потребности к полноценному функционированию территорий и важность создания уникальных объектов благоустройства и инновационных арт-объектов в системе города. Определить стилистически-философскую модель объекта и его функциональное, эстетическое влияние.

Основная часть. Современный город можно рассматривать как экосистему, в которой созданы наиболее благоприятные условия для жизни, но нельзя забывать про места необходимые для пребывания и отдыха человека в природе. Именно в парковых зонах должна быть создана оптимальная по своим характеристикам среда.

Многим нравится проводить свободное время, дыша свежим воздухом в городских парках, садах или скверах. В вечерние и ночные часы можно в полной мере получить удовольствие от тишины, приятной атмосферы и уединения. Гopoдcкиe пapки, cквepы, бульвapы, aллeи и нaбepeжныe – это зeлeныe oaзиcы гopoдcкиx пpocтpaнcтв, cпeциaльнo coздaвaeмыe для людeй, иx пpoгулoк и oтдыxa. Чтoбы тaкиe мecтa были бeзoпacными и кoмфopтными, гopoдcкиe cлужбы дoлжны xopoшo пpoдумывaть cиcтeму ocвeщeния пapкoвыx зoн. Пpи этoм вaжнo нe тoлькo ocвeщaть мecтa нaxoждeния и движeния людeй, выпoлняя утилитapную функцию, нo и зaбoтитьcя o дeкopaтивнoй cocтaвляющeй пapкoвoгo ocвeщeния. Peчь идeт o cвeтoвoм oфopмлeнии улиц, а также дocтoпpимeчaтeльнocтeй пapкoв: пoдcвeткe дepeвьeв, куcтapникoв, гaзoнoв, и дpугиx лaндшaфтныx oбъeктoв, cкульптуp, фoнтaнoв и световых арт-объектов.

Освещение территорий несет в себе ряд функций, а именно:

Во-первых, это обеспечение горожанам комфортных условий для вечерних прогулок.

Во-вторых, это вопросы безопасности вечернего досуга горожан. Криминогенная обстановка любого большого города вынуждает градоначальников задумываться о безопасности своих граждан в темное время суток, а значит о хорошем освещении мест вечернего досуга.

И в-третьих, огромную роль играет красивое эстетического освещение и световые решения, которые создают комфортную атмосферу любой улицы или парков придавая грациозность или же романтическое место уюта и покоя. И конечно же создание креативных и функциональных идей, а именно световых арт- объектов играют большую роль в оживлении территории и непосредственно влияют на культуру людей, что заставляет их погрузится в искусство и созерцательное удовольствие.

В данное время, проблематика в сфере освещения и обустройства различных территорий является весьма актуальной. На сегодняшний день в сфере урбанистки и состоянии городских пространств важными моментами являются освещение территорий, экологичность и функционирование вспомогательных архитектурных сооружений, оборудование и художественно-декоративные элементы, обладающие собственными функциями и дополняющие общую композицию природного ландшафта, а также улиц, проспектов и площадей. Все это непосредственно влияет на культурное состояние общества посредством дизайна, искусства и новых инновационных решений.

В городе Днепр одним из мест для проведения досуга является парк культуры и отдыха им. Т.Г. Шевченко. Он является одним из двух главных садово-парковых комплексов Екатеринослава — Днепропетровска (наряду с парком Лазаря Глобы).

Именно в этом парке было обнаружено территорию, которая не живет полноценной жизнью в темное время суток для горожан города, а именно участок земли на смотровой площадке, которая сейчас не функционирует в первоначальном облике при её создании, в следствии запущенности природного ландшафта окружающей среды. К этому месту можно подойти сквозь главный вход в парк Шевченко, который увенчан ротондой (рис.1).

Рисунок 1 - Вход в парк им. Т.Г.Шевченко.

Далее проходя через главный вход и Дворец Студентов ДНУ можно приблизится к месту исследования данной территории (рис. 2., 3.).

Рисунок 2 - Вход в парк им. Т.Г.Шевченко сквозь колонны ротонды.

Рисунок 3 - Проход к смотровой площадке через Дворец Студентов ДНУ.

Проходя по главной артерии парка, направляясь прямо к реке Днепр, можно попасть к смотровой площадке (рис. 4., 5).

Рисунок 4 - Подход к смотровой площадке через радиальную площадь с уводящей в глубину парка клумбой.

Чтобы добраться к смотровой площадке нужно спуститься по ступеням, которые подводят людей к смотровой площади, но к сожалению, они не подсвечиваются надлежащим образом в темное время суток. Придя на смотровую площадку можно увидеть один фонарь (рис. 5), от которого, проходя площадку можно спуститься к набережной, а также пройти далее к Монастырскому острову, часть острова, которая относится к парку им. Шевченко. Но и далее подходя к ресторану «Маяк» к сожалению, нет надлежащего освещения, что можно увидеть на изображении (рис. 6).

Рисунок 5- Проход к смотровой площадке через радиальную площадь с центральной клумбой.

Рисунок 6- Смотровая площадка, завершающая главную артерию парка сквозь аллеи и клумбы.

Проанализировав ситуацию данной территории в структуре парка можно сказать, что парк имеет богатый природный ландшафт, и большой потенциал к развитию культуры и искусства на данном участке, но к сожалению центральный проходной путь начиная от его середины и подходя к его завершению не функционирует в полной мере, что касается освещения и покрытием проходной зоны. Данная ситуация спровоцировала творческую команду, которая участвовала в образовательном интенсиве для молодежи «Youth-Active-City» предложить проект, который носит название – «GravityofLight»

Описание проекта – «GravityofLight»

«GravityofLight» - «Гравитация Света» - это световой арт-объект с инновационной и экологичнойсистемой самообеспечения и генерирования энергии, а так же показывающий световое шоу, и являющийся источником освещения в темное время суток.

Идеация – этот световой арт-объект несет в себе гравитацию притяжения и притягивает к себе.

К созданию светового арт-объекта команду побудило то, что есть территория, которую они хотят актуализировать и обогатить своим световым арт-объектом придавая ей новую жизнь, говоря о том, что этот объект является точкой притяжения.

Световой арт-объект так же вызван тем, что в определенных местах отсутствует полноценное и функциональное освещение, и это говорит о том, что есть нужда в правильном освещении городских пространств, для комфортного пребывания на определенной территории или же в качественном освещении транзитных зон прохождения.

На изображении показана финальная модель светового-арт объекта, которая была создана посредством анализа функции объекта и его эстетики (рис 7).

Рисунок 7- Финальная модель светового арт-объекта «GravityofLight».

Функциональность. В дневное время этот световой арт-объект вращается и выступает в роли вертикального ветрогенератора, что позволяет накапливать электроэнергию и потом использовать её, для функционирования в режиме рабочего времени. В вечернее время он включается, как световой арт-объект и обеспечивает освещением определенный участок местности. Арт-объект является мобильным, поэтому он может быть в различных местах на разных территориях и в универсальных временных рамках.

Цель светового арт-объекта. Создать арт-объект, который является точкой притяжения, и становится идентификатором пространства, местности, двора, парка, создающая одну из базовых характеристик, местности. Решить проблему освещения и создать этим световым арт-объектом комфортное место, которое будет являться генерацией вдохновения, хороших и позитивных эмоций.

Проект должен привлечь внимание людей к возможности экономичного использования природных ресурсов. Световой арт-объект сам снабжает себя электроэнергией, за счет того, что ему присвоена функция вертикального ветрогенератора, это даёт ему особенное значение совмещая в себе красоту, динамику и функцию отвечая правилам ППК (Польза Прочность Красота). Этим примером он показывает, что получение ТЕПЛА или СВЕТА — это необязательно огромная структура выработки энергии на станциях или же выработки электроэнергии на фермах с солнечными батареями, полями с ветряками. Это может быть эстетично, экономично и экологично.

С помощью этого проекта, общество смотря на этот объект будет по-новому воспринимало местность, в которой он будет находиться, а также чувствовать себя комфортно в темное время суток, когда местность будет по-новому освещаться и будет задавать новый ритм жизни.

Световой арт-объект является коммуникацией с различными компаниями, инженерными школами и непосредственно с людьми, что говорит о важности и партиципативной культуры и взаимодействия в обществе.

Дизайн проекта и его функция освещения коммуницирует в действии, как объект, который показывает световое шоу синхронно со светомузыкальным сопровождением, что говорит горожанам города о развитии культурного движения и искусства посредством созерцательно-звукового мировосприятия.

Уникальность. В определенный промежуток времени этот световой арт-объект будет включаться и показывать световое шоу. При световом шоу будет музыкальное сопровождение, что грациозно дополняет эту световую систему.

Возле данного объекта могут проходить уникальные культурно – развлекательные мероприятия.

Особенностью этого проекта является то, что световой арт-объект и подобные ему объекты могут обеспечивать себя электроэнергией самостоятельно за счёт альтернативного вида получения электроэнергии путем ветрогенерирующих инженерно-конструктивных систем и возможно дополнительных источников выработки электроэнергии.

Одной из изюминок проекта является то, что он должен находиться в воздушном пространстве, то есть сам световой арт-объект с помощью конструктивной растяжки будет визуально леветировать и парить над геопластикой земли. Данное решение позволяет увидеть световой арт-объект ещё при входе в парк сквозь ротонду. Тем самым световой арт-объект выполняет функцию указателя и линейным движением подводит к завершению на месте смотровой площадки.

Рассмотрим концептуальный пример расположения светового арт-объекта на смотровой площадке в парке им. Т.Г. Шевченко (рис. 8).

Рисунок 8- Один из вариантов размещения светового арт-объекта в пространстве в районе смотровой площадки парка им. Т.Г. Шевченко.

Значимость светового арт-объекта. Сегодня формируется понятие арт-дизайна. Вписанный в определённую среду объект становится значимым элементом дизайна, в котором функциональность и художественная значимость являются одинаково важными характеристиками. Арт-объект зачастую становится важным смысловым акцентом, доминирует в создаваемом пространстве. Сегодня он востребован и в формировании городской среды, и в дизайне интерьера. Архитектурную композицию сегодня тоже сложно представить без такого яркого штриха, как арт-объект.

Считается, что арт-объект, применяемый в средовом дизайне, обладает следующими важными признаками: интегративностью, или вписанностью в конкретную среду; самодостаточностью - т. е. он сам по себе является произведением искусства. При этом не имеет значение стилевая характеристика арт-объекта; функциональность.

Функциональное свойство является важнейшей характеристикой при применении объекта в арт-дизайне. Он может являться местом отдыха, резервуаром для воды, источником света, носителем рекламы и т. д., например, интернет-скамейка в виде свёрнутой ленты в Хельсинки является и арт-объектом, и частью удобного эргономичного дизайна.

Ещё одной принципиально важной характеристикой арт-объекта в средовом дизайне является его способность трансформироваться. Модульность в современном дизайне среды становится всё более востребованной, таким образом, это свойство необходимым образом распространяется и на арт-объекты, ставшие частью среды. Модульные элементы позволяют формировать среду по определённому сценарию. Сегодня используются наиболее современные технологии, в том числе и инновации. Данный объект является мобильным и может перемещаться в структуре и за границами города. Также всё большую роль играет инсталляция. Особым видом становится световой дизайн. Он находится на стыке обычного дизайнерского объекта и арт-объекта.

При этом световой дизайн может трансформировать уже сложившуюся городскую среду, создавая арт-объекты из уже существующих предметов, не меняя их по существу, но лишь трансформируя их, создавая систему ярких и запоминающихся образов.

Сегодня введение в городскую среду арт-объектов становится всё более популярным и востребованным. К сожалению, часто можно увидеть подделку под арт-объект, не имеющую ни функционального значения, ни художественной ценности. Понимание смысла и значения введения в городскую среду арт-объектов, методов и принципов включения их в формируемое пространство - одно из необходимых условий развития грамотного и профессионального подхода к применению арт-объектов в средовом дизайне.

Проанализировав состояние одного из парков города Днепр были выявленные определенные недостатки практически-функционального назначения, что негативно влияет на эстетический и культурный уровень территории, а также на отношения горожан, которые пользуются парком, а особенно в темное время суток. Увидев неполноценное функционирование парковой территории и элементов благоустройства возникает вопрос о модернизации и восстановления территорий, а также внедрения дизайна и искусства в комплексную жизнь не только парков, но и различных территорий городских пространств. Увидев данную ситуацию творческая, команда разработала инновационный световой арт-объект, под названием – «Gravity of Light».

Анализируя световой арт-объект, можно увидеть его многогранность и уникальность. Этот проект совмещает в себе такие функционально-эстетические характеристики:

Инновационный подход выработки электроэнергии за счет выполнения функции вертикального ветрогенератора.

Нестандартная дизайнерская модель вызвана нелинейной парадигмой параметрического деконструктивизма, которая говорит о движении и динамике.

Показ светового шоу в сопровождении светомузыки, которое благоприятно влияет на состояние человека в следствии визуального восприятия, а также является источником освещения и индификатором улицы вокруг которого могут происходить различные социальные мероприятия.

Говоря о неполноценном функционированием парковой территории, в следствии которого был сделан концептуальный проект, можно сказать, что есть весьма богатые территории в структуре города, которые нуждаются в новой модернизации благоустройства и его элементов, а также поддержании культуры и искусства.

Вывод. Идея создания светового арт-объекта говорит о том, что можно создавать инновационные арт-объекты и элементы благоустройства, которые сами себя обеспечивают электроэнергией и являются источниками освещения. Такой подход говорит, о том, что будущее парков и городских пространств может нести революционный подход к созданию высокотехнологичного и эстетического благоустройства сохраняя природные ресурсы посредством экологических внедрений. Это новая идея, которую можно продолжить реальным воплощением в жизнь и создать новый подход к обустройству городских пространств и развитию прекрасного искусства и культуры в обществе!

Литература

1. Бычков В. В. Эстетика. Краткий курс. Изд-2-е. М., 2003.

2. Быстрова Т. Ю. Вещь, форма, стиль: введение в философию дизайна. Екатеринбург, 2001

3. https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-ratsionalisticheskih-modeley-predmetno-prostranstvennoy-sredy

4.https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-ratsionalisticheskih-modeley-predmetno-prostranstvennoy-sredy

5. https://cyberleninka.ru/article/n/art-obekty-v-sovremennom-sredovom-dizayne

6. https://cyberleninka.ru/article/n/formoobrazovanie-kak-osnova-distsiplin-dizayn-proektirovanie-i-risunok

7. https://ua/reference/parky/62727-park-kultury-y-otdykha-ym-t-h-shevchenko

8. http://landscape.totalarch.com/landscape_terms

Просмотров работы: 59