Применение технологии УДЕ на уроках литературы в системе СПО - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Применение технологии УДЕ на уроках литературы в системе СПО

Учурова А.Ю. 1
1ФГБОУ ВО "Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. городовикова", факультет СПО, специальность "Преподавание в начальных классах""
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из современных научных направлений, разработанных в педагогике, является обучение учащихся методом УДЕ академика Эрдниева П.М. На наш взгляд, эффективным является использование технологии УДЕ на уроках литературы в системе СПО, где отмечается большой объем материала и недостаточное количество учебных часов. Бесспорным преимуществом данной технологии является компактность, экономность переработки теоретической информации. Урок, построенный по системе УДЕ, опирается на правило: не повторение, отложенное на следующие уроки, а преобразование выполненного задания, осуществляемое немедленно на этом уроке, через несколько секунд или минут после исходного, чтобы познавать объект в его развитии, противопоставить исходную форму знания видоизмененной. [1, с.285] Укрупненные блоки помогают усваивать главное, сущностное понятие, значительно увеличивают объём усваиваемого учебного материала при резком снижении нагрузки на обучающегося. Студенты получают возможность видеть сначала целое, а затем постепенно переходят к детальному изучению частей этого целого, то есть к анализу взаимосвязанных явлений. При блочной подаче тем учащиеся легче воспринимают материал, а при соответствующей наглядности легко воспроизводят его. Таким средством, позволяющим наглядно показать учебный материал, является матрица – таблица с двумя входами. [2, с.16] Её можно использовать и при объяснении новой темы, и при её закреплении. Матрица может быть дана уже заполненной или частично заполненной.

Матричная схема на уроке литературы – это особая организация теоретического материала в виде графического изображения, зрительно подчеркивающего соотношения зависимости композиционных частей произведения и помогающего разобраться в содержании, проблематике и философии художественного текста. Использование матричной схемы на уроке литературы помогает учащимся составить представление о целостности текста, системе персонажей, композиционных особенностях, концептуальной стороне произведения, служит инструментом-помощником в решении задач, возникающих в процессе изучения произведения, освобождает время для закрепления новых знаний, помогает формированию социально-адаптированной, творчески мыслящей личности, понимающей позицию автора и умеющей выражать собственное мнение.

Осуществление работы с матричной схемой начинается с объяснения принципа построения схемы, продолжается на всех этапах работы на уроке, проводится в течение всех уроков по теме. В матрицах, в отличие от обычных таблиц, за каждым компонентом однозначно фиксируется его место, которым и определяется его отношение к другим компонентам таблицы и связь с ними. Поэтому пространственное размещение учебного материала в матрице лучше отражает логическое содержание изучаемого, а именно связь и отношения между отдельными компонентами. Классификация, употребляемая в учебном процессе, содействует не только упорядочению изучаемых понятий, но главное – установлению связей и переходов между этими понятиями. Матричная структура знаний представляет собой структуру особого, замкнутого, «матричного» пространства знаний. Построение матрицы есть по существу качественно своеобразная «свертка» информации, которая в традиционной дидактике рассматривается последовательно. В ходе объяснения учитель делает «развертку» матрицы.

На наш взгляд, применение матричной схемы возможно в системе уроков по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского. Можно составить следующие матрицы: «Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем», «Социальные и философские истоки бунта Р. Раскольникова», «Двойники Раскольникова, их роль в романе», «Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения». Матрица может быть использована на различных этапах изучения материала: как при объяснении, так и при закреплении изученного материала, или в процессе самостоятельного изучения темы. Так, матричная подача облегчает изучение раздела «Литература XVIII века». Например, матрица «Основные направления в литературе XVIII в.» может выглядеть следующим образом:

Направления

Исторические корни

Нравственный и эстетический идеал

Идеальная концепция

Герой произведения

Ведущие жанры

Классицизм

         

Сентиментализм

         

Романтизм

         

При отработке полученных знаний также возможно применить приемы УДЕ, развивающие творческие способности учащихся: взаимообратные задания (самостоятельное составление по аналогии), восстановление деформированных предложений. Такие приемы, будучи применены комплексно, в связи друг с другом, и создают эффект методической системы УДЕ.

Таким образом, применение технологии УДЕ на уроках литературы во многом экономит время, увеличивает объем материала, который можно дать на уроках, развивает логическое мышление учащихся, учит их приемам свертывания и развертывания информации, помогает вычленять главное, развивает познавательные способности и интеллект.

Список литературы:

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб.пособие / Г. К. Селевко. – Москва: Народное образование, 2005.

2. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения.ч. 1, 2. – Москва: «Просвещение», 1992г.

Просмотров работы: 48