Педагогическая ситуация определяет комплекс условий, при которых решается педагогическая задача. Эти условия могут, как способствовать, так и препятствовать успешному решению задачи. Однако для человека большую ценность представляют ситуации педагогической помощи, а именно поддержка в процессе адаптации к новым условиям и в состояниях и ситуациях, сопровождающих данный процесс: растерянности и депрессии, конкуренции, возникающего конфликта и эмоционального взрыва, а также при достижении успеха.
Методическая разработка педагогических ситуации совместной деятельности преподавателя со студентами СПО в процессе обучения психологии [3]. Однако, именно эта организация педагогической ситуации открывает путь к наиболее значительному повышению социальной продуктивности учебного процесса преподавателя и студентов СПО. Создание производственных ученических бригад, малых инновационных предприятий, студенческих строительных бригад, научно-исследовательских лабораторий, групп по проектированию бизнес, социальных и инновационных проектов, для участия в различных конкурсах и грантах, формирует педагогическую ситуацию в образовательном процессе по освоению практико-ориентированных компетенций в конкретной профессии.
В компетентностном подходе большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, которая включает выполнение домашних заданий с использованием рекомендованных источников по теме аудиторных занятий, а также подготовку сообщений и рефератов с использованием дополнительной литературы. Студентам СПО предполагается не только выполнение заданий, но и с помощью педагогических ситуаций самостоятельное решение по проблемной области обучения, что предполагает рост профессиональных компетенций.
Компетентностный подход предполагает изменение других компонентов образовательного процесса: содержание, педагогические технологии, средства контроля и оценки. В этом случае, важную роль играют активные методы обучения: общение, решение педагогических ситуаций (задач, дискуссии, диспуты, выполнение курсовых и дипломных проектов по специальности).
Компетентностный подход признается одним из оснований обновления профессионального образования. Сегодня нужна не просто квалификация как умение выполнять те или иные операции, а компетентность как набор профессиональных и личностных качеств: квалификации, социального поведения, способности работать в группе, инициативности. Именно с формированием компетентности будущего специалиста связывают сегодня качество профессионального образования. Очевидны его перспективность и вместе с тем недостаточная разработанность. Разработка технологий по его реализации в образовательной практике должна считаться одной из важнейших задач модернизации профессионального образования. [5]
Реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке студентов СПО предполагает глубокие системные преобразования, затрагивающие преподавание, содержание, образовательные технологии в том числе и технологию УДЕ.
В связи с этим рассмотрим технологию УДЕ, как позволяющую:
- применять обобщения в текущей учебной работе на каждом уроке;
- устанавливать больше логических связей в материале;
- выделять главное и существенное в большой дозе материала;
- понимать значение материала в общей системе ЗУН;
- выявить больше меж предметных связей;
- более эмоционально подать материал;
- сделать более эффективным закрепление материала.
Понятие «укрупнение единицы усвоения» достаточно общее, его можно представить как интеграцию конкретных подходов к обучению:
1) совместно и одновременно изучать взаимосвязанные действия, операции, функции, теоремы и т.п.;
2) обеспечение единства процессов составления и решения задач;
3) рассматривать во взаимопереходах определенные и неопределенные задания;
4) обращать структуру упражнения, что создает условия для противопоставления исходного и преобразованного заданий;
5) выявлять сложную природу математического знания, достигать системности знаний;
6) принцип дополнительности в системе упражнений.
При этом используются фундаментальные закономерности мышления:
• закон единства и борьбы противоположностей;
• перемежающееся противопоставление контрастных раздражителей;
• принцип обратных связей, системности и цикличности процессов, обратимости операций.
• переход к сверх символам, т.е. оперирование более длинными последовательностями символов.
Укрупненная дидактическая единица - УДЕ - это локальная система понятий, объединенных на основе их смысловых логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации.
В отличие от гештальтистов П.М. Эрдниев рассматривает целостные образы, формирующиеся в результате обучения, как постаналитические. Им предшествует стадия анализа, разложения первоначально целостных образов, выделения в воспринимаемом объекте его элементов и их взаимоотношений.
Обучение УДЕ строится по следующей схеме:
1) Стадия усвоения недифференцированного целого в его первом приближении.
2) Выделение в целом элементов и их взаимоотношений.
3) Формирование на базе усвоенных элементов и их взаимоотношений более совершенного и точного целостного образа.
Проблемы, связанные с методикой преподавания психологии для студентов СПО, оказались в современной психологической науке незаслуженно отодвинутыми на задний план, занимающими скромное положение на периферии психологического знания. Но сегодня круг лиц, слушающих учебные курсы по психологическим дисциплинам, расширяется: среди них не только студенты-психологи и будущие учителя, но и слушатели специальных курсов и факультетов повышения квалификации, руководители, учащиеся старших классов средней школы.
Следовательно, можно прогнозировать возрастание потребности и в знаниях по методике преподавания психологии. Между тем, как отмечают специалисты в этой области, уровень разработанности методики преподавания психологии далек от совершенства. Обращает на себя внимание слабое или недостаточное использование в методике преподавания психологии открытых в психологической науке закономерностей, существующих подходов.
Общение преподавателя со студентами СПО при решении любого типа задач не оказывает управляющего воздействия на процесс усвоения непосредственно, но лишь преломляясь через всю так или иначе организованную систему переменных учебного процесса. Иными словами, управление обучением через закономерностями системной организации всей педагогической ситуации, в которой находятся участники учебного процесса - преподаватель и студенты СПО. Это обстоятельство делает необходимым в рамках теоретического анализа наметить хотя бы в первом приближении структуру педагогической ситуации как определенную взаимосвязь ее переменных, которые в реальных учебных ситуациях образуют неразложимую целостность.[1]
Прагматический смысл такого теоретического экскурса и оперирования понятием структура педагогической ситуации заключается для преподавателя психологии в том, чтобы уточнить реальный предмет управления в обучении.
Можно выделить пять наиболее значимых переменных в структуре педагогической ситуации.
1. Смыслы и цели включения участников в образовательную ситуацию.
2. Объективное содержание учебного предмета, структурированное и операционализованное в целях его усвоения. Характер структурирования этого содержания определяет программу осваиваемых студентами деятельностей, действий, операций и формирующиеся у них виды познавательной деятельности.
3. Процедуры, организующие процесс усвоения содержания учебных предметов, а также усвоение обобщенных способов учебной деятельности и переход от одного уровня и этапа усвоения к другому.
4. Система учебных взаимодействий преподавателя и студентов и взаимодействий между студентами (включающая определенные цели, способы, средства, процедуры взаимодействия) как форма социальной регуляции ситуации развития личности в процессе обучения.
5. Динамика взаимосвязи указанных переменных на протяжении всего процесса усвоения. Синхронные и диахронные процедуры приведения в соответствие форм учебных взаимодействий с уровнями и фазами процесса усвоения предметного содержания знаний и собственно учебных действий (чтение научной литературы; порождение семантически целостных письменных текстов; совместное решение продуктивных и творческих задач; способы анализа, понимания, объяснения изучаемых явлений; способы ведения дискуссий и аргументации и многие другие). [4]
Под педагогической ситуацией следует понимать тот или иной тип взаимосвязи, соотнесения всех указанных переменных в динамике их развития в учебном процессе. Единицей управляющих воздействий не могут быть отдельные составляющие учебного процесса, так же как единицами управления не являются отдельные его участники - студенты СПО, преподаватель. Единицей и предметом управления является целостная педагогическая ситуация, взятая в сопряженной динамике всех ее переменных. При этом, как показал ряд проведенных исследований [6], центральными динамизирующими факторами в структуре педагогической ситуации является, с одной стороны, система учебных взаимодействий преподавателя и студентов СПО с ее авторитарной либо демократической доминантой управления, определяющая характер взаимодействий самих студентов друг с другом, и, с другой стороны, характер структурирования системы задач различной психологической сложности, объективирующих предметное содержание учебной дисциплины.
Уточнение предмета управляющих воздействий необходимо для того, чтобы сформировать научно обоснованное представление о функции преподавателя. Он может блестяще владеть не только знаниями учебного предмета, но и возможностями структурирования его содержания в систему разнообразных по психологической структуре задач: не только представлениями о закономерностях усвоения, но и процедурами перевода учащихся от одного этапа усвоения к другому. Но даже блестящее владение этими аспектами организации учебного процесса не обеспечит успешности управления им.
Центральным моментом реального существования педагогической ситуации являются живые взаимодействия и формы общения преподавателя со студентами СПО при решении учебных задач, то организация именно этой стороны педагогической ситуации.
Интерес студентов СПО позволяет привлечь к практико-ориентированным формам обучения и развитию творческого мышления при внедрении проектирования компетентного подхода в будущей профессиональной деятельности. Суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода - создание педагогических ситуаций, которые приведут к формированию тех или иных профессиональных компетенции.
Таким образом, отмечается большой разрыв, который существует в методике преподавания психологии для студентов СПО, между степенью обоснованности активных методов в преподавании самой психологии и теми положениями, которые в полной мере реализуются лишь в научных исследованиях психологов, но не в практике преподавания психологии для студентов СПО.
В связи этим технология УДЕ Эрдниева позволяет использовать интеграцию конкретных подходов к обучению в методике преподавания психологии для студентов СПО.
Список литературы:
Калянова Г.А. Организационно-педагогические условия создания практико-ориентированной образовательной среды в КалмГУ (на примере специальности «Родной язык и литература»). Материалы научно-практической конференции 21 октября 2015г. Элиста, 2016;
Клиническая психология. М., 1996;
Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 128 с.
Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972;
Нюденова Э.К. Тенденции развития среднего профессионального образования в условиях вуза (на примере Калмыцкого госуниверситета). Вестник Бурятского государственного университета, Улан-Удэ, изд-во Бурятского госуниверситета, 2010;
Хозиев В.Б. Сборник психологических задач. М., 1999;
Эрдниев, П. М. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике: Кн. для учит / П. М. Эрдниев, Б. П. Эрдниев. - М.: Просвещение, 1986. – 255 с.