ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Полукарова М.В. 1, Зиновьева И.С. 1
1ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире динамичное и успешное развитие экономики любого государства невозможно без международной миграции капиталов, без интеграции в мировое хозяйство и международной кооперации. Все возрастающее влияние глобализации является характерной особенностью развития российской экономики в современных условиях. Это способствует привлечению иностранного капитала, увеличению научно-технического потенциала, повышению эффективности производства и производительности труда с учетом освоения опыта зарубежных стран. Одна из самых распространенных форм решения этих проблем – создание совместных предприятий, как формы сотрудничества между резидентами и нерезидентами.

Совместные предприятия являются важной формой реализации корпоративных стратегий, будь то в разведке и завоевании новых рынков и получении выгоды или развитии инновационных технологий.

Правовой режим совместного предприятия с участием иностранного капитала определяется статьей 4 Федерального закона от 25 июля 1999 года № 160 «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Согласно его положениям, правовой режим для совместного предприятия предусмотрен такой же, как и для иностранных инвесторов. Это значит, что в ведении бизнеса зарубежные предприниматели могут рассчитывать на полноценную правовую защиту, гарантии и льготы по российскому законодательству.

Функция внутреннего аудита должна учитывать не только вопросы достижения целей, но и соответствовать требованиям акционеров. Но зачастую возникают проблемы подготовки и согласования плана аудита, сбора информации, сроков и лиц, ответственных за выполнение планов мероприятий. Решением данной проблемы может быть разработка документа, согласованного со всеми заинтересованными участниками проведения внутреннего аудита в совместном предприятии.

Обязательство акционеров организовать функцию внутреннего аудита в совместном предприятии должно быть предусмотрено в Договоре (Соглашении) компаний-акционеров о создании совместного предприятия [1]. Предмет любого акционерного Договора (Соглашения) включает обязательства сторон по осуществлению права голоса на собраниях акционеров по ключевым вопросам - формированию органов управления, реорганизации и ликвидации общества, изменению уставного капитала (финансирование), распределению прибыли, утверждению бизнес-плана, распоряжению значимыми активами и т.п.

Функция внутреннего аудита совместных предприятий должна соответствовать требованиям профессиональных стандартов внутреннего аудита (Стандартов).

Целями Стандартов являются [2]:

1. Предоставление руководства по соблюдению обязательных для применения элементов Международных основ профессиональной практики внутреннего аудита;

2. Предоставление методической основы для выполнения и продвижения широкого спектра услуг внутреннего аудита, приносящих пользу организации;

3. Формирование базовых критериев для оценки деятельности внутреннего аудита;

4. Способствование совершенствованию организационных процессов и операций.

Внутренний аудит совместных предприятий должен подчиняться Совету директоров либо Наблюдательному совету, административно – генеральному директору или руководителю другого подразделения, если данное решение было предварительно согласовано акционерами. Информация о подчинении внутреннего аудита должна быть также отражена как в соглашении (договоре) о создании совместного предприятия между акционерами, так и в процедурно-нормативном документе самого совместного предприятия (Положении о внутреннем аудите совместного предприятия) [3].

Деятельность внутреннего аудита в совместном предприятии включает следующие направления:

1. Разработка плана внутреннего аудита в совместном предприятии, который подлежит согласованию с руководством и акционерами;

2. Организация и проведение проверок;

3. Предварительная оценка качества информации;

4. Проведение независимой и объективной оценки информации (оценка управленческих решений, достоверности информации для акционеров);

5. Контроль за выполнением мероприятий (сроки, качество и полнота, эффект от выполнения мероприятий);

6. Проведение независимых проверок с привлечением представителей акционеров, обладающих достаточной квалификацией по исследуемому вопросу;

7. Предоставление акционерам консультаций по различным аспектам деятельности;

8. Иные направления, которые не оказывают отрицательного влияния на объективность и независимость внутреннего аудита.

Однако существуют моменты, которые могут оказать негативное влияние на независимость внутреннего аудита или выполняемую работу в целом. Приведем примеры некоторых из них [4]:

1. Важным моментом в отношении ожиданий от функции внутреннего аудита совместных предприятий является отсутствие единого понимания акционерами задач для достижения результатов внутреннего аудита;

2. В отношении планирования, оценки рисков, формирования отчетности, назначения сроков и ответственных лиц для выполнения мероприятий, у акционеров совместных компаний может отсутствовать единый подход. Мероприятия по устранению проблемы могут противоречить друг другу;

3. Взаимодействие между компаниями-акционерами и представителями функции внутреннего аудита при планировании находится на низком уровне;

4. Отношение компаний-акционеров к функции внутреннего аудита совместного предприятия с низким уровнем доверия;

5. Проведение объема аудита, превышающем техническое задание. Вследствие этого происходит увеличение времени аудита, согласования результатов и привлечение дополнительных аудиторов совместного предприятия;

6. Скрытие руководством информации об аудитах, проведенных представителями компаний-акционеров от участников внутреннего аудита с целью оказать отрицательное влияние на полноту и своевременность мероприятий.

Решением проблемных ситуаций могут стать [5]:

1. Формализация основных целей и задач внутреннего аудита в соглашении (договоре акционеров) о совместном предприятии, а также во внутренних процедурно-нормативных документах;

2. Обеспечение на стадии планирования внутреннему аудитору согласования с аудиторами акционеров объема проверки, методологии проведения и формата отчета, а также графика проведения аудита, рассмотрения и согласования результатов, состава аудиторской команды и порядок документирования результатов;

3. Проведение оценки функции внутреннего аудита на соответствие требованиям международных (профессиональных) стандартов.

4. Передача информации аудиторам акционеров для оценки важности несоответствия и присущих ему рисков;

5. Назначение лиц, ответственных за координацию всех мероприятий по аудиторским проверкам в совместном предприятии. Внутреннему аудитору находиться во взаимодействии с аудиторскими подразделениями компаний-акционеров по исполнению Плана выполнения мероприятий;

6. Уведомление аудиторов акционеров о необходимости соответствия результатов согласованному объему. В отчете по результатам аудита отражение информации об объеме и его соответствии ранее согласованному техническому заданию;

7. Обеспечение независимого обмена информацией внутреннего аудита и акционеров о проведенных аудитах в течение отчетного периода.

Одним из наиболее важных путей решения проблемных ситуаций является формирование единой позиции руководства и акционеров совместного предприятия, что позволит в будущем исключить разногласия по вопросам проведения аудитов и проверок.

Кроме того, предлагаемые решения проблемных ситуаций должны быть адаптированы к каждому конкретному совместному предприятию, сегменту экономики.

Важным аспектом в организации и взаимодействии между внутренним аудитом совместного предприятия и аудиторами компаний-акционеров является планирование и проведение встреч по обмену опытом в области внутреннего аудита и контроля в формате аудиторского форума. В нем участвуют руководитель подразделения внутреннего аудита, председатель аудиторского комитета, представители подразделений внутреннего аудита, а также другие представители совместного предприятия.

Главной задачей аудиторского форума является поиск и согласование оптимального решения по всем вопросам, отраженным в повестке очередной встречи. Основные результаты форума, в том числе, принятые решения отражаются в протоколе (меморандуме), согласованная версия которого впоследствии направляется всем участникам.

Функционирование внешнего аудита тесно связано с технологическими инновациями и IT- технологиями. Нельзя не сказать о создании единого информационного пространства ERP-системы, функциональность которой напрямую зависит от точного определения задачи конкретного предприятия и настройки ее под эти задачи. Абсолютная эффективность от применения данной системы достигается лишь в том случае, ежели она спроектирована и настроена верно, что, несомненно, поможет в будущем сделать бизнес наиболее управляемым [6].

Главная задача ERP-системы состоит в предоставлении удаленного доступа представителям акционеров совместного предприятия.

Кроме этого, внедрение современных информационных технологий позволит обрабатывать большие объемы информации, совершенствовать внутренний контроль, проверять лицензии на предмет договора.

Таким образом, функция внутреннего аудита в совместных предприятиях может достигать поставленных целей при выполнении следующих условий:

- продвижение курса на предотвращение нарушений законодательных и корпоративных норм, с одновременным изменением вектора контрольной деятельности от оценки статичного состояния системы внутреннего контроля по установленным компонентам и разработке рекомендаций, на аудит принятия мер по расхождениям и аудит эффективности "встроенных" контролей;

- обеспечение оперативности и высокого качества управленческих решений, принимаемых на различных уровнях, экспертно-аналитическими мероприятиями и встраиванием процедур превентивного контроля, проведение тематических аудитов управления рисками и контроля с возрастанием роли IТ и аналитической составляющей в деятельности аудита.

Наконец, реализация приоритетов бизнеса, требующая адаптации систем управления, ставит перед внутренним аудитом задачи по оценке результативности программ, проектов, процессов деятельности в части достижения их целей; эффективности систем управления и наличия согласованного нормативного документа, разработка плана аудиторских проверок и наличия адекватных контролей (их достаточность или избыточность, точечность и риск-ориентация).

Список используемых источников

1. Гармаев А.С. Корпоративный договор для совместных предприятий [Текст] // «ЭЖ-Юрист». – 2015. – № 35.

2. Международные основы профессиональной практики внутреннего аудита (МОПП ВА) [Текст] Институт внутренних аудиторов (США). – 2017.

3. Гармаев А.С. Российское право для совместных предприятий [Текст] // «ЭЖ-Юрист», 2014. – № 38.

4. Андресон У., Хэд М. Внутренний аудит: обеспечение уверенности и консультирование [Текст] Институт внутренних аудиторов (США), 2018. – 340 с.

5. Маловицкий Р.С., Барышев М.А. Совместное предприятие в Российской Федерации: преимущества и недостатки создания с точки зрения корпоративного управления [Текст] // «Вестник Арбитражного суда Московского округа». 2016. – № 2.

6. Шибилева О. В. Компьютеризация аудиторской деятельности в современных условиях [Текст] // «М.:Молодой ученый», 2014 - 455 с.

7. Кукуева А.С., Зиновьева И.С. Особенности внутреннего аудита предприятия [Электронный ресурс] // IX Международная студенческая электронная научная конференция «СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2017». – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2017/article/2017035057

Просмотров работы: 11