Важнейшими компонентами процесса обучения являются знания, умения и навыки, которые выполняют образовательную функцию.
Процесс обучения в школе направлен на решение учебно-воспитательных задач, каждая из которых характеризуется своей дидактической направленностью. Проверка знаний умений и навыков является одной из важнейших проблем, без которой невозможно эффективное использование разных форм и методом обучения математики школьников.
Мы рассмотрели проблему проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Знание – главный компонент образования. Знания подвижны, они развиваются, изменяются в процессе развития науки в связи с новыми открытиями. Часть прежних знаний устаревает, новые знания либо содержат старые, либо отбрасывают их как несоответствующие новым представлениям. В век стремительного развития науки, постоянного обновления научной информации в процессе обучения большую сложность составляет отбор необходимых знаний.
В процессе обучения школьник приобретает значительные знания, умения и навыки, многими из которых он пользуется в течение всей своей жизни. Проблема проверки и оценки знаний, умений и навыков теоретически очень сложна, а фактически чрезвычайно значима, поскольку от характера и уровня приобретенных знаний, умений и навыков зависит эффект деятельности человека. Знания, умения и навыки в учебном процессе выступают во взаимосвязи и взаимообусловленности, в диалектическом единстве. Однако психологическая природа их различна, как различна их роль в учебном процессе.
Умение - это осознанная, преднамеренная, интеллектуальная деятельность, которая в учебном процессе нужна при решении сложных и новых задач, при выработке новых и сложных способов деятельности.
Навык – это точная, безошибочно выполнимая деятельность, которая в силу многократного повторения становится автоматизированной.
Ценность навыков состоит в том, что они высвобождают сознательную деятельность от регулирования элементарных актов для решения более сложных задач. Значительная часть операций, основанных на навыках, в век автоматизации и технического прогресса может выполняться машинально. Овладение знаниями, умениями и навыками невозможно без основательного фонда навыков, безошибочно выполняемых действий.
Проверка – это контроль учебной деятельностью учащихся.
Проверка обеспечивает внешнюю обратную связь (проверка, выполняемая учителем) и внутреннюю обратную связь (самоконтроль учащихся).
Результаты проверки учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке.
Проверка усвоения учебного материала, сформированности умений и навыков является необходимым компонентом процесса обучения. Она выступает на различных этапах овладения знаниями, умениями и тем самым выполняет целый комплекс задач.
Проверка и оценка знаний учащихся должны удовлетворять определенным дидактическим требованиям:
1. Систематичность
2. Регулярность.
Нарушения этих требований ухудшает отношение учащихся к учебе, отрицательно влияет на качество знаний. Школьники должны готовиться к уроку ежедневно. К этому их побуждает регулярность проверки. Опытные учителя контролируют всегда, когда ведут занятия: следят за собой, за своими учебниками, поведением, развитием мышления учеников. И при этом исходят из главного правила: проверяй все, что даешь, оценивай достаточно полно, ставь оценку только за существенное.
Знания, умения и навыки учащихся проверяются с точки зрения выполнения государственных стандартов.
Оценка успеваемости является в определенной степени характеристикой учебно-познавательной деятельности. Только в итоговом обобщенном виде она может характеризовать ученика полно и основательно.
Резкое усилие влияния математики на прогресс науки и производства, расширение сферы применения математических знаний и умений усиливает значения полноценного математического образования для качества математической подготовки учащихся.
Овладение каждым школьником глубокими и прочными знаниями возможно при условии повседневной информированности учителя о результатах обучения. Только в этом случает можно своевременно устранить пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся. Основой источник информации учителя об овладении учениками программным материалом – различные виды проверки знаний, умений и навыков.
Посредством проверки знаний учитель воспитывает школьников, влияет на их отношение к учебе, работоспособность и требовательность к себе. Если учитель делает это правильно, то он развивает их внимательность, настойчивость, прилежание, воспитывает в должной мере их самосознание и скромность. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, положительная или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом к их деятельности и поведению. Конечно, верно, что могут появиться «стресс» и боязнь. Эффективность метода проверки и оценки знаний, умений и навыков зависит от того, как и в каких условиях он применяется. Если проверка и оценка знаний используется правильно, то они вынуждают учащихся проявить себя на деле, что, по крайней мере, очень важно с педагогической точки зрения.
Достижение обязательных результатов обучения – это первоочередная задача, которую должен ставить перед собой учитель, организуя усвоение материала учащихся. При этом необходимо понимать, что, не смотря на относительную простоту соответствующих задач и сравнительно небольшой их объем, очень важно добиться того, чтобы каждый ученик мог свободно справляться с их решением. Недооценка сложности этой проблемой встречается часто. Никакая творческая инициатива или познавательная самостоятельность не могут быть успешными, если у ученика отсутствует база элементарных знаний, умений и навыков. Прочные основы, полученные школьниками, могут только помочь в расширении и углублении познания, но никак не помешать этому.
Перечислим основные методы проверки и оценки знаний, умений и навыков, которые наиболее распространены в школьной практике:
Текущая проверка;
Проверка домашних заданий;
Устный опрос;
Математический диктант;
Тематическая проверка;
Тесты;
Самостоятельные работы;
Контрольные работы;
Письменные ответы по карточкам и др.
Как мы видим, учитель располагает богатым набором средств проверки, что позволяет сделать ее достаточно эффективной, регулярной и разнообразной.
Вопросы, касающиеся проверки освящаются в различных литературных источниках. Видное место они занимают в основных методических руководствах. Таким образом, учитель достаточно хорошо вооружен для проверки знания учащихся.
Мы остановимся лишь на некоторых видах проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике в начальных классах.
Текущая проверка.
Основой учета успеваемости является регулярное наблюдение за работой учеников, осуществляемое учителем. Эта текущая проверка должна быть повседневной. Текущая проверка ни в коем случае не должна сводиться к выставлению в журнал оценок несколько раз за четверть за выполнение учеником отдельных заданий. Она должна быть полнее, сопровождаться анализом причин, а также определенными выводами, относящимися к дальнейшей работе ученика. Повседневное наблюдение и проверка имеют большое значение для всех остальных видов проверки. Без опоры на регулярное наблюдение и проверку знаний, умений и навыков снижается эффективность всех методов обучения и специальных методов проверки знаний. Систематическое наблюдение за учащимися в процессе работы над учебным материалом помогает учителю составить правильное суждение об отношении каждого ученика к знаниям, доступности и посильности для них учебного материала и на этой основе планировать проверку их знаний. Оно способствует индивидуальному подходу при применении различных методов проверки знаний к разным учащимся. Некоторые учителя ведут специальные дневники, в которые записывают свои наблюдения за каждым школьником, отмечая их индивидуальные особенности, имеющиеся у них пробелы в знаниях и тому подобное, или применяют какие – либо другие формы записи и составления индивидуальных памяток каждому из учеников.
Текущая проверка обеспечивается проверкой выполнения домашнего задания и устным опросом.
Проверка домашнего задания
Домашняя работа учащихся, являясь одной из форм организации обучения в школе, имеет контролирующее, обучающее и воспитательное значение.
Так, ученики, работая дома самостоятельно, не только закрепляют полученные на уроке знания и совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, аккуратность, трудолюбие. От способов и приемов проверки домашних заданий существенно зависит и характер их выполнения.
Если при проверке домашнего задания учитель требует воспроизвести лишь то, что записано в тетради ученика, или оценивает работу при проверке тетради, то эта оценка часто не соответствует знаниям. Такая проверка соответственно влияет и на характер его выполнения. Ученик старается только аккуратно оформить работу, не разобравшись в сути задания. Поэтому не следует ограничиваться только проверкой домашней работы после уроков и простым воспроизведением выполненных заданий во время фронтального опроса, а необходимо использовать различные способы и приемы, активизирующие деятельность учащихся и позволяющие установить самостоятельно ли дети выполняли данную работу.
Продумывая способы проверки домашних заданий, следует иметь помнить, что проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую. Именно сочетание этих функций проверки позволяет повысить его воспитательное значение и активизировать деятельность учащихся.
Проверка домашней работы – органическая часть урока, то есть она служит либо подготовкой к изучению нового материала, либо закреплению ранее изученных вопросов.
Рассмотрим такой пример, дома учащиеся решали задачу:
«В одной комнате пять стульев, а в другой на три стула больше, сколько стульев во второй комнате?»
Цель урока, на котором проверяется выполнение этой задачи – формирование умения решать задачи на увеличение и уменьшение числа.
Продумывая последовательность заданий на данном уроке, учитель, прежде всего, имеет ввиду проверку домашнего задания и, основываясь на этом, строит свою дальнейшую работу.
Задания предлагаются в такой последовательности:
Задание1. Решите задачу устно.
«В одной комнате пять стульев, а в другой на три стула меньше, сколько стульев в другой комнате?»
Проводим беседу.
- Откройте тетради с решением домашней задачи. В чем сходство и различие этих задач? (сходства: даны числа пять и три, вопросы задач одинаковы). Различие: в домашней задаче дано, что во второй комнате стульев больше, а в классной задач – меньше.
- Каким действием решали задачу дома? Почему?
- Каким действием решали классную задачу? Почему?
Задание 2. На доске тест:
«На одном столе лежало пять карандашей, три карандаша убрали».
Поставьте вопрос к задаче (сколько карандашей осталось?)
- Можно ли решить задачу, так же как и домашнюю? Почему нельзя?
Задание 3. На доске тест:
«На дереве сидели пять птичек. Сколько птичек сидело на другом дереве?»
- Дополните условие задачи так, чтобы она решалась так же как и домашняя. Дети опять обращаются к задаче, которую решили дома. Сопоставляют ее решение с условием и по аналогии дополняют условие предложенной задачи.
Приведенные способы проверки активизируют деятельность учащихся. Контролируя, учитель обучает. При этом он использует различные методические приемы, способствующие формированию умения решать задачи – это сравнение задач, дополнение условия задач вопросом, недостающими данными. Предложенные задания постепенно усложняются. Дополнительные задания, связанные с проверкой домашнего задания, органически включаются в урок и служат достижению его цели. При систематической работе использованию различных приемов проверки домашней заданий у учащихся постепенно формируется способность самостоятельно анализировать то, что они выполняют дома.
Взаимопроверка домашнего задания - это наиболее высокая ступень самостоятельной деятельности учащихся. К использованию этого приема можно приступать только после того, как в процессе работы учитель будет применять на уроке различные приемы проверки домашней работы. Только в этом случае взаимопроверка будет осуществляться сознательно и ответственно.
Проверка домашнего задания может осуществляться с помощью составления и решения обратных задач:
Прямая задача
Катя купила 9 открыток, а Надя 8 открыток. Сколько всего открыток купили девочки?
Прямая задача 9 , 8, |
1 обратная задача , 8, 17 |
2 обратная задача 9 , , 17 |
Решение: 9 + 8 = 17 (от.) Ответ: девочки купили 17 открыток. |
Решение: 17 - 8 = 9 (от.) Ответ: Катя купила 9 открыток. |
Решение: 17 - 9 = 8 (от.) Ответ: Надя купила 8 открыток. |
Сравним решения задач:
Все задачи решаются одним действием.
Прямая задача – действием сложения, обратные – действием вычитания.
2.Тесты
В последние годы появилась новая форма проверки - тест. Она заслуживает внимательного изучения и применения их на практике по целому ряду присущих и положительных характеристик:
- обработка проверки выполненной работы;
- оценка достаточно большого количества учеников;
- проверка большого объема материала малыми порциями;
- объективность оценки результатов выполненной работы.
- проверка лишь конечных результатов действий.
Тесты не могут служить основной формой проверки успеваемости школьников. Тесты целесообразно использовать в качестве проверочных математических работ, для развития математической речи, логики рассуждений.
Тест. Тысяча. Нумерация.
Проверяем:
Усвоение понятий «разряд в записи числа», «сумма разрядных слагаемых», «трехзначное число».
Формирование умений и навыков.
Чтение и запись трехзначных чисел;
Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых;
Сравнение чисел;
Составление числовой последовательности.
Максимальное количество баллов - 21
№ задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Количество баллов |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
Оценки: «5» - 18-21
«4» - 10 - 17
«3» - 8 – 15
Как записать цифрами число?
Шестьсот восемьдесят два.
А) 682 Б) 268 В) 862 Г) другой ответ. Какой?
Ответ:_________.
2. Двести семь.
А) 270 Б)207 В)702 Г) другой ответ. Какой?
Ответ:____________.
3. Как прочитать число 430?
А) сорок три
Б) четыреста три
В) четыреста тридцать
Г) другой ответ. Какой?
Ответ:_________
4. 1) Запиши число, в котором 37 десятков.
А) 37 Б) 307 В) 370 Г) Другой ответ. Какой?
Ответ:_____________
2) Сколько сотен в числе 574?
А) 57 Б) 7 В) 5 Г) Другой ответ. Какой?
Ответ:____________
5. Выбери число, в котором 8 сотен и 3 десятка.
А) 803 Б) 838 В) 83 Г) 138 Д) 380
Ответ:______________
6. Выпишите в карточки нужные цифры.
375 = 00 + 0 + .
7. 1) Представьте число 705 суммой разрядных слагаемых.
А) 7с. + 5д Б) 7.с + 5ед.
В) 5с. + 7ед. Г) Другой ответ, какой?
Ответ:_________
2) Найди трехзначное числа.
А) 12 Б) 512 В) 021 Г) 125 Д) 100 Е)120
Ответ:__________
8. Составьте все возможные трехзначные числа из цифр 0,1,5,так, чтобы в записи числа цифры не повторялись.
Ответ:__________.
9. Расположите числа 201,21,210,102,222,12 в порядке убывания.
Ответ:_________
10. Какие числа называют при счете между числами 538 и 542?
А) 538, 539, 540, 541, 542.
Б) 539, 540, 541.
В) 543, 544, 545.
Г) Другой ответ. Какой?
Из выше изложенного мы можем сделать следующее выводы:
Знание является главным компонентом образования, в них выражен обобщенный опыт человечества, отражающий различные области действительности в виде фактов, идей, которыми распаляет наука
Умение - это особый, очень ценный компонент обучения. Умение охватывает целый комплекс умственных и практических действий. Системное осуществление этих действий обеспечивает успех в достижении поставленных задач.
Навык - это точное безошибочно выполняемая деятельность, которая в силу многократного повторения становится автоматизированной. Ценность навыков состоит в том, что они высвобождают сознательную деятельность от регулирования элементарных актов для решения более задач сложных.
Проверка обеспечивает внешнюю обратную связь и внутреннюю обратную связь. Результаты проверки учебной и познавательной деятельности учащихся выражается в ее оценке.
Проверка домашней работы осуществляется различными способами. Одним из эффективных методов проверки домашнего задания является метод взаимообратных задач, тесты которые позволяют выявить основные знания, умения и навыки учащихся.
Список литературы:
Алешина Т.Н. Тесты как форма контроля// Начальная школа, №1, 1993
Бельтюкова Г.В. Совершенствование контроля и оценки учебной работы школьников по математике// Начальная школа, -1990 г., №8
Блинов В.М. Эффективность обучения – М.: Педагогика, 1986 г. -189 с.
Блок А.Я. Тестовая система оценки знаний по математике в школах США// Математика в школе. -1990 г. №2
Борчугова З.Г. организация контроля знаний учащихся в обучении математике. – М.: Просвещение, 1987 г. -95 с.
Глушкова О.Б. Тесты по математике. Учебное пособие для начальной школы. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 г. -200 с.
Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004 г. -399 с.
Радюпова Л.А. Совершенствование контроля и оценки знаний, умений и навыков младших школьников// Начальная школа, 1992 г., №1
Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Теория и методика обучения математике в начальной школе. – М.: Педагогика, 2002 г., -201 с.