Этнокультурная направленность в изучении русской литературы. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Этнокультурная направленность в изучении русской литературы.

Солопова Е.И. 1, Нюденова Э.К. 2
1ФГБОУ ВО "Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. городовикова", факультет СПО, специальность "Преподавание в начальных классах"
2ФГБОУ ВО "Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. городовикова", факультет СПО
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Филологическое образование в среднем профессиональном образовании реализуется через единую систему учебных предметов (русский язык, русский язык и культура речи, русская литература, иностранные языки).Цели языкового и литературного образования студентов ссузов напрямую связаны с постижением культуры как важнейшей и неотъемлемой стороны человеческой жизнедеятельности, социальности человека, его этнической принадлежности. Если мировидение человека пронизано теми или иными этнокультурными представлениями и навыками, специфическим образом окрашивающими его и во многом его определяющими, то можно утверждать, что нет человека «вне культуры». Включение этнической культуры в содержание литературного образования призвано содействовать формированию целостного представления о родной культуре и культуре народов, проживающих в данном регионе, формированию эмоционально-ценностного отношения к национальной культуре, формированию национального самосознания, духовности, толерантности, что является особенно важным в условиях развивающегося в современном мире кризиса гуманизма. Обращение к феномену духовности и этнической самобытности в преподавании литературы является не только вопросом теории, но и актуальным требованием общества, которое стремится возродить духовную культуру народов России. Этнокультурная направленность образования показывает, в какой мере цели, задачи, содержание, технологии воспитания и обучения ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в условиях современной цивилизации [1,с.10]. Эта проблема приобретает особую остроту в сфере среднего профессионального образования.

В связи с общей гуманистической ориентацией образования и изменением содержания образования, значительные перемены происходят и в программах обучения языкам и литературе в средних профессиональных учебных заведениях. Например, в ссузах Калмыкии языковое образование в предметном плане связано с изучением русского языка, родного калмыцкого языка, калмыцкого языка как языка титульной нации, иностранных языков. Литературное образование в предметном отношении складывается из русской литературы, литературы народов России и зарубежной литературы - калмыцкая литература не изучается в большинстве средних учебных заведений Калмыкии. Родной литературе не уделяется большое внимание. Именно родная литература, как и родная культура в целом, формирует идейные и нравственные убеждения подростков, способствует их эстетическому воспитанию. Литературное образование в системе СПО - это русская литература, которая имеет особое, объединяющее, общекультурное значение для всех народов России, являясь хранительницей духовных ценностей не только русского, но и других народов. Русская литература содействует взаимообогащению, объединению национальных литератур народов России, способствует формированию общероссийского гражданского, сознания, гармонизации межнациональных отношений. Специфичным для преподавания русской литературы в средних учебных заведениях должно стать сопоставительное изучение русской литературы с учетом своеобразия родной калмыцкой и русской литератур. Суть его заключается в том, что, с одной стороны, учитывается специфика той национально-культурной среды, в которой изучается русская литература, с другой - фактор национального своеобразия самой русской литературы.

Учет национального своеобразия русской и родной литератур и, главное, опора на элементы общности способствуют более глубокому, осознанному и эмоциональному изучению русской литературы. Поэтому перспективным аспектом изучения русской литературы в средних учебных заведениях должен стать культуроведческий аспект, то есть изучение русской литературы на широком фоне русской культуры с учетом этнокультурной специфики родной литературы и культуры [1,с.12 ].

Литература в силу своего особого положения в системе художественной культуры содержит огромные возможности в плане воспитания и развития личности. Сегодня, как никогда, стала актуальной социальная и общепедагогическая значимость приобщения молодежи к духовной жизни и культуре родной земли. Весь мир как единое целое должен осмысливаться в сознании человека через познание своей родины. Неоценима в этой связи роль литературы - кладезя культурного наследия народа. Из этого благодатного источника человек, говоря словами К. Д. Ушинского, « пьет духовную жизнь и силу». Художественная литература хранит для своих читателей нравственный и эмоциональный опыт многих поколений, что позволяет ей, по словам Л.Н.Толстого, «воспитывать без поучений» и «учить не уча». Литература региональная, а в условиях Калмыкии и национальная калмыцкая литература, мощно воздействует на формирование нравственных, этических, эстетических идеалов растущего человека. «Русские писатели... принесли с собой в литературу свои донские, степные, уральские и сибирские родные места. Они утверждали в нашем читательском восприятии особливый облик этих мест и краев, цвета и запахи их лесов и полей, их весны и зимы, жары и метели, отголоски их песен, своеобразную прелесть местного словечка, звучащего отнюдь не в разладе с законами единого великого русского языка», – писал А.Т. Твардовский [ 2,с.37]. Нравственные аспекты региональной литературы в понимании поэта-классика – приоритетны.

Калмыцкая литература, тесно связанная с творчеством русских писателей, в подходе к ряду важнейших гуманистических и социально-философских проблем занимает свое определенное место в мировой художественной культуре. Д.Кугультинов, С.Каляев, А.Амур-Санан, М.Хонинов, Б. Сангаджиева всегда выступали за просвещение нации, за распространение духовных ценностей, воспевали дружбу и взаимопонимание людей. Их эстетические идеалы и национальные идеи всегда были на уровне русской и восточной культуры. Помня о вечных и всегда новых возможностях родной литературы в процессе становления личности, педагоги - новаторы ищут подходы к возможности приобщения молодежи к литературе Калмыкии. Через постижение литературы человек усваивает параметры своей культурной идентичности и вместе с осознанием органического единства родной литературы с общим литературным процессом и мировой художественной культурой – понимание не только своей этнокультурной особенности, но и общности. Вот почему основным принципом литературного образования должна стать ориентация на этнокультуру, на диалог культур и литератур.

Обновление содержания литературного образования студентов СПО в условиях поликультурного пространства Калмыкии связано с необходимостью введения этнокультурных компонентов на основе сопоставительного подхода. Изучение состояния преподавания русской литературы в средних учебных заведениях города Элисты показали, что в содержание обучения литературе лишь эпизодически включается материал, отражающий особенности национальной культуры. При этом мало внимания уделяется ознакомлению учащихся с этнической (материальной и духовной) культурой калмыцкого и русского народов на уроках литературы. И тем более не имеет места в практике преподавания литературы в средних учебных заведениях изучение русской и калмыцкой литературы в сопоставлении.

Уроки литературы, содержание которых насыщено этнокультурологической информацией органически встроенной в структуру урока, как правило, успешно усваивается учащимися и способствует более полному и глубокому восприятию русской литературы и культуры. Сопоставление двух литератур, двух культур, выявление их сходства и различий способствует прочному усвоению знаний об этих культурах. Результаты, полученные в ходе практической деятельности, свидетельствуют, что системная и целенаправленная подача этнокультурной информации, а также предложенная методическая система обучения способствовали формированию «этнолингвокультуроведческой компетенции» учащихся. Студенты в результате сопоставительного изучения русской литературы и калмыцкой литературы и устного народного творчества калмыков получают больше знаний об этнической (духовной и материальной), художественной и мировоззренческой культуре русского и калмыцкого народов. Например, сопоставительное изучение повести «Девичья честь» С Балыкова наряду с другими произведениями русской литературы, написанными на эту тему и включенными в программы по литературе («Бег, «Белая Гвардия» М.Булгакова, «Окаянные дни» И.Бунина и др.), а также сопоставительный анализ этой повести при рассмотрении темы «Литература Русского зарубежья» поможет учащимся осознать общность и национальное своеобразие художественного слова.

Интегрированные уроки, уроки литературы с этнокультурными компонентами, основанные на использовании приемов крупноблочной подачи учебных материалов, дают прекрасную возможность словеснику для реализации в литературном образования этой идеи «диалога» культур. Дидактическая природа знаний, приобретенных на таких уроках, состоит в изучении человека в его отношении к миру и познании самого себя. Согласно выводам В.В.Серикова, «гораздо целесообразнее считать гуманитарным знание не просто о человеческом, а о специфически человеческом» [ 3,23 ].

Таким образом, этнокультурная направленность уроков литературы , гуманная по своей природе, способствует сохранению и возрождению этнической культуры. Для этого необходимо в повседневной педагогической практике использовать идеи УДЕ, которые помогут в рамках отведенного учебного времени насыщать стандартные учебные программы этнокультурным компонентом, информацией о традициях, обрядах, об особенностях этноса, воспитывающих в человеке уважение к себе подобному, терпимость и взаимопонимание.

.Список литературы:

1.Нюденова Э.К.Об этнокультурологическом подходе к изучению русской литературы в средней школе//Русская речь в инновационном окружении.-Элиста:КалмГУ,2003.-С.34

2.Твардовский А.Т. Статьи и заметки о литературе. М.,1961. С. 37-38

3. Сериков В.В. Личностная ориентация образования: концепция и технология // Гегярлт. 1997. № 1. С. 22-26

Просмотров работы: 75