Средства развития познавательной активности обучающихся - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Средства развития познавательной активности обучающихся

Бугров В.А. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО Ивановский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе развития общества школьное образование обязано обеспечивать условия для успешной социализации школьников. Практика показывает, что процесс социализации проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. В этом отношении очевидна значимость применения средств развития познавательной активности обучающихся.

Понятие «активность» широко описано в научной литературе. Оно встречается в работах философов, психологов и педагогов. Учеными оно рассматривается как общенаучное и вполне обоснованно связывается с понятием «деятельность». В частности, в философии «активность» понимается как деятельное поведение. [1]

Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление учащегося к познанию. По мнению Я.А. Коменского «всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению». [2]

Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Уровень её развития определяется индивидуально-психологическими особенностями и условиями воспитания. [3]

Познавательная активность не может возникнуть сама по себе. Она является результатом целенаправленных педагогических действий. Эффективность развития познавательной активности, способствующая формированию общественно значимых личностных качеств в процессе развивающего и воспитывающего учебного процесса, обеспечивается созданием необходимых психолого-педагогических условий. [4]

Поиск путей развития познавательной активности школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности - задача, которую должны решать педагоги, психологи, учителя и методисты.

Ученые утверждают, что наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся самостоятельно должны дискутировать, отстаивать свое мнение, рецензировать ответы одноклассников, а также проводить рефлексию.

Педагоги отмечают эффективность проблемного метода обучения при развитии познавательной активности. Целесообразно формулировать тему урока так, чтобы она заставляла обучающихся задуматься, сделать свой собственный вывод по изучаемой на уроке проблеме. Учителя истории могут так формулировать тему урока: «Народники – герои или убийцы?» или «Почему победили «красные», почему проиграли «белые?».

Важно также привлечение ярких фактов и использование активных форм обучения. Практика показывает, что уроки с использованием таких игровых моментов и состязательности пробуждают познавательный интерес школьников, делают учебный процесс привлекательным для школьников. Эффективно также использование нестандартных типов уроков: урок-суд, урок-исследование, урок-экскурсия, урок-соревнование. Это не только развивает творческие способности обучающихся, но и способствует развитию их познавательной активности.

«Детская природа требует наглядности», - писал К.Д. Ушинский. Во многом этот важнейший педагогический принцип реализуется в практике педагогов с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Дидактические материалы, представленные посредством ИКТ, как правило, более информативные, красочные. Использование ИКТ позволяет заинтересовать ученика. Как мы определили, интерес – одно из условий развития познавательной активности школьников.

Проникновение компьютерных коммуникаций в сферу образования дало толчок к развитию новых образовательных технологий. Использование информационно – коммуникационных технологий основано на применении ИКТ-средств. К ИКТ-средствам можно отнести мультимедийные и компьютерные средства.

По мнению педагогов, применение ИКТ-средств в обучении и воспитании способствует совершенствованию практических умений и навыков воспитанников. Они также позволяют эффективно организовать групповую и индивидуальную работу, позволяют индивидуализировать процесс обучения и развивать познавательную активность обучающихся.

Педагогические эксперименты показывают, что различные виды работ: индивидуальная, фронтальная, работа в парах и группах, а также нестандартные типы уроков и уроки с применением ИКТ-средств повышают уровень познавательной активности школьников. Результаты экспериментов показывали повышение процента обучающихся с высоким и средним уровнем познавательной активности. [5]

Внеурочная деятельность является частью учебно-воспитательного процесса, а также средством развития познавательной активности школьников любого возраста. И.А. Зимняя утверждала, что целью внеурочной деятельности является создание условия для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора и создания условий для постижения ценностей и отдыха детей. [6] Она полагала, что в этих условиях развитие познавательной активности проходит наиболее эффективно.

Таким образом, разнообразие средств развития познавательной активности школьников позволяет педагогам грамотно включать их в педагогический процесс для достижения целей образования, развития познавательных способностей обучающихся.

В ходе эмпирического исследования мы изучили уровень развития познавательной активности учащихся подросткового возраста: высокая познавательная активность отмечена у 14% класса, нормальная – у 51%, низкая – у 35%. В ходе опроса педагогов по использованию средств развития познавательной активности школьников выявлено, что приоритетными в развитии уровня познавательной активности обучающихся на уроках истории являются метод дискуссии, метод эвристического обучения, метод проблемного обучения, нестандартные уроки - урок-конференция, урок-викторина, урок-диспут, урок-зачет, урок-диалог, урок-суд, а также использование информационно-коммуникационных технологий.

Из многообразия форм внеурочной деятельности учителя предпочитают использовать следующие: факультатив, проблемная группа, участие в конкурсах, олимпиадах, тематические мероприятия и экскурсии.

Таким образом, познавательная активность не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому ее развитие является важнейшим направлением организации образовательного процесса и задачей каждого учителя.

Список использованной литературы

Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф. Губский и др. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 576 с.

Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. 656 с.

Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 160 с.

Педагогические условия развития познавательной активности школьников в детских объединениях [Электронный ресурс]: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н.: Спец. 13.00.01 / Беляева Лариса Александровна; [Том. гос. пед. ун-т]. - М.: РГБ, 2005.

Сафонова О. В. Развитие познавательной активности младших школьников в процессе обучения // Молодой ученый. — 2018. — №20. — С. 418-421.

Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М., 2013. – 480 с.

Просмотров работы: 52