ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДИК ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ЦИКЛА В ВУЗЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДИК ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ЦИКЛА В ВУЗЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Весь спектр современных научно-исследовательских и учебно-методических разработок является следствием перестройки российской системы высшего образования в сфере экономики и управления. Эти изменения инициированы вследствие запросов рынка труда, которые предъявляют повышенные требования к выпускникам.

Одним из главных требований является наличие не только глубокой теоретической профессиональной подготовки выпускника, но и сочетание разнообразных личностных и профессиональных компетенций, практических навыков, быстрая обучаемость (в том числе, склонность к самообразованию).

Для того, чтобы студенты соответствовали применяемым к ним требованиям после выпуска из вуза, во время обучения применяются различные техники и методы, как традиционные (лекции, семинары и т.д), так и инновационные, направленные, в основном, на отработку практических навыков работы.

В числе инновационных методик обучения студентов в вузах следует выделить игровые методики, как форму самостоятельной работы слушателей.

Игры – это инструмент образовательной и управленческой деятельности, при применении которого можно добиться следующих видов результатов:

- управленческие – выработка и обсуждение управленческих решений;

- организационные – отработка системы коммуникаций структурных подразделений в рамках организационной структуры предприятия;

- обучающие – повышение уровня управленческой квалификации участников игры вследствие получения новых знаний и информации, выявленной совместно во время игры;

- социально-писхологические – выявление у участников эмоций негативного характера по отношению к управленческой деятельности в целом или с решением конкретных задач с последующей проработкой подобных ощущений.

На сегодняшний день в литературе описаны различные виды игровой деятельности в образовательном процессе:

-организационное-деятельностные;

- организационно-обучающие;

- деловые и учебно-деловые;

- ролевые;

- имитационные и т.д.

Педагогическая сущность игрового метода – задействовать мышление обучающихся, развить навык самостоятельной работы и ответственности принятия управленческих решений.

Из всех игровых методов наиболее эффективным и часто используемым в процессе изучения предметов управленческого цикла является деловая игра. Деловая игра базируется на принципе коллективной работы, гласности, занятости каждого участника, соревновательности, неограниченной творческой деятельности в рамках игры. Исследователи установили, что в процессе деловой игры участниками усваивается около 90% полученной информации (против 20% при лекционной форме подачи материала).

Деловая игра – это упражнение для группы людей, направленное на выработку цепочки решений в искусственно созданных условиях, максимально приближенным к реальной производственной ситуации.

Этапы разработки деловой игры:

1. Формулировка проблемы.

2. Определение назначения игры (обучающая, исследовательская, для принятия управленческого решения, связанная с кадровыми вопросами и т.д.).

3. Формулировка цели игры.

4. Анализ основных закономерностей, лежащих в основе игры, исходя из ее цели.

5. Определение игровых единиц и их ролей. Создание сценария, обдумывание игровых событий.

6. Разработка списка возможных решений, которые могут принимать участники.

7. Определение правил игры, распределение ролей среди участников.

8. Определение системы поощрений и наказаний, формулировка критериев победы.

Результаты игры могут быть как явными, выраженными натурально, так и могут определяться экспертным мнением.

Примером деловой игры для изучения предметов управленческого цикла может быть игра «Делегирование задания подчиненному».

В игре участвует пара студентов, которым присваиваются роли руководителя и подчиненного. Остальная группа выступает в качестве наблюдателей. «Руководитель» придумывает должность себе и своему подчиненному.

Цель игры – провести с подчиненным деловую беседу и делегировать ему задачу:

- задача традиционная, плановая;

- задача экстремальная, внеплановая.

Подготовка по содержанию деловой беседы:

- объяснение сути задачи и инструктаж подчиненного;

- мотивация подчиненного к эффективному выполнению задания.

Во время игры руководителю требуется выяснить следующее:

1) способен ли подчиненный выполнить делегируемое задание?

2) Есть ли у него мотивация к выполнению задания?

3) Что необходимо для того, чтобы задача была выполнена в срок и качественно (информация, ресурсы и т.д.)?

Играющий роль подчиненного должен отклоняться от выполнения задания, мотивируя отказ недостаточным уровнем профессиональных компетенций. Это позволить руководителю применить к подчиненному коммуникативные и психологические приемы влияния.

Оценивается игра экспертами (наблюдатели из остальной группы студентов), при помощи ответов на следующие вопросы (ответы могут быть сформулированы как «правильно», «частично правильно» и «неправильно»):

1) Конкретно руководитель формулировал вопросы подчиненному?

2) Получилось ли у руководителя сообщить подчиненному всю важную информацию?

3) Корректно ли руководитель задавал наводящие вопросы, не было ли в его формулировках готовых ответов?

4) Правильно ли руководитель вел себя в процессе беседы, использовал ли невербальные способы передачи информации?

5) Беседа проходила в форме диалога? Дослушивал ли руководитель реплики подчиненного?

6) Сформировал ли руководитель непринужденную атмосферу?

7) Правильно ли руководитель выбрал модель общения и поведения?

8) Продуктивно ли прошла деловая беседа?

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что игровые методы изучения предметов управленческого цикла способствуют развитию навыка анализирования и принятия управленческих решений, углубляют системный и стратегический взгляд на ситуацию, делают самооценку и оценку внешней среды более адекватной.

Список использованной литературы

1. Чеглакова Лариса Сергеевна Применение деловых игр в подготовке специалистов экономических профилей // Концепт. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-delovyh-igr-v-podgotovke-spetsialistov-ekonomicheskih-profiley (дата обращения: 23.01.2019).

2. Бабанова Ирина Александровна Деловые игры в учебном процессе // Научные исследования в образовании. 2017. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/delovye-igry-v-uchebnom-protsesse (дата обращения: 23.01.2019).

3. Напалкова Мария Вячеславовна Деловая игра как активный метод обучения // Интеграция образования. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/delovaya-igra-kak-aktivnyy-metod-obucheniya (дата обращения: 23.01.2019).

4. Чичко Юлия Валерьевна Деловая игра как эффективный метод обучения экономическим дисциплинам // ИСОМ. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/delovaya-igra-kak-effektivnyy-metod-obucheniya-ekonomicheskim-distsiplinam (дата обращения: 23.01.2019).

5. Педагогическая практика магистрантов: практикум / А. Д. Иванова ; Уфимский. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа: РИК УГАТУ, 2017. – 77

Просмотров работы: 2