Весь спектр современных научно-исследовательских и учебно-методических разработок является следствием перестройки российской системы высшего образования в сфере экономики и управления. Эти изменения инициированы вследствие запросов рынка труда, которые предъявляют повышенные требования к выпускникам.
Одним из главных требований является наличие не только глубокой теоретической профессиональной подготовки выпускника, но и сочетание разнообразных личностных и профессиональных компетенций, практических навыков, быстрая обучаемость (в том числе, склонность к самообразованию).
Для того, чтобы студенты соответствовали применяемым к ним требованиям после выпуска из вуза, во время обучения применяются различные техники и методы, как традиционные (лекции, семинары и т.д), так и инновационные, направленные, в основном, на отработку практических навыков работы.
В числе инновационных методик обучения студентов в вузах следует выделить игровые методики, как форму самостоятельной работы слушателей.
Игры – это инструмент образовательной и управленческой деятельности, при применении которого можно добиться следующих видов результатов:
- управленческие – выработка и обсуждение управленческих решений;
- организационные – отработка системы коммуникаций структурных подразделений в рамках организационной структуры предприятия;
- обучающие – повышение уровня управленческой квалификации участников игры вследствие получения новых знаний и информации, выявленной совместно во время игры;
- социально-писхологические – выявление у участников эмоций негативного характера по отношению к управленческой деятельности в целом или с решением конкретных задач с последующей проработкой подобных ощущений.
На сегодняшний день в литературе описаны различные виды игровой деятельности в образовательном процессе:
-организационное-деятельностные;
- организационно-обучающие;
- деловые и учебно-деловые;
- ролевые;
- имитационные и т.д.
Педагогическая сущность игрового метода – задействовать мышление обучающихся, развить навык самостоятельной работы и ответственности принятия управленческих решений.
Из всех игровых методов наиболее эффективным и часто используемым в процессе изучения предметов управленческого цикла является деловая игра. Деловая игра базируется на принципе коллективной работы, гласности, занятости каждого участника, соревновательности, неограниченной творческой деятельности в рамках игры. Исследователи установили, что в процессе деловой игры участниками усваивается около 90% полученной информации (против 20% при лекционной форме подачи материала).
Деловая игра – это упражнение для группы людей, направленное на выработку цепочки решений в искусственно созданных условиях, максимально приближенным к реальной производственной ситуации.
Этапы разработки деловой игры:
1. Формулировка проблемы.
2. Определение назначения игры (обучающая, исследовательская, для принятия управленческого решения, связанная с кадровыми вопросами и т.д.).
3. Формулировка цели игры.
4. Анализ основных закономерностей, лежащих в основе игры, исходя из ее цели.
5. Определение игровых единиц и их ролей. Создание сценария, обдумывание игровых событий.
6. Разработка списка возможных решений, которые могут принимать участники.
7. Определение правил игры, распределение ролей среди участников.
8. Определение системы поощрений и наказаний, формулировка критериев победы.
Результаты игры могут быть как явными, выраженными натурально, так и могут определяться экспертным мнением.
Примером деловой игры для изучения предметов управленческого цикла может быть игра «Делегирование задания подчиненному».
В игре участвует пара студентов, которым присваиваются роли руководителя и подчиненного. Остальная группа выступает в качестве наблюдателей. «Руководитель» придумывает должность себе и своему подчиненному.
Цель игры – провести с подчиненным деловую беседу и делегировать ему задачу:
- задача традиционная, плановая;
- задача экстремальная, внеплановая.
Подготовка по содержанию деловой беседы:
- объяснение сути задачи и инструктаж подчиненного;
- мотивация подчиненного к эффективному выполнению задания.
Во время игры руководителю требуется выяснить следующее:
1) способен ли подчиненный выполнить делегируемое задание?
2) Есть ли у него мотивация к выполнению задания?
3) Что необходимо для того, чтобы задача была выполнена в срок и качественно (информация, ресурсы и т.д.)?
Играющий роль подчиненного должен отклоняться от выполнения задания, мотивируя отказ недостаточным уровнем профессиональных компетенций. Это позволить руководителю применить к подчиненному коммуникативные и психологические приемы влияния.
Оценивается игра экспертами (наблюдатели из остальной группы студентов), при помощи ответов на следующие вопросы (ответы могут быть сформулированы как «правильно», «частично правильно» и «неправильно»):
1) Конкретно руководитель формулировал вопросы подчиненному?
2) Получилось ли у руководителя сообщить подчиненному всю важную информацию?
3) Корректно ли руководитель задавал наводящие вопросы, не было ли в его формулировках готовых ответов?
4) Правильно ли руководитель вел себя в процессе беседы, использовал ли невербальные способы передачи информации?
5) Беседа проходила в форме диалога? Дослушивал ли руководитель реплики подчиненного?
6) Сформировал ли руководитель непринужденную атмосферу?
7) Правильно ли руководитель выбрал модель общения и поведения?
8) Продуктивно ли прошла деловая беседа?
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что игровые методы изучения предметов управленческого цикла способствуют развитию навыка анализирования и принятия управленческих решений, углубляют системный и стратегический взгляд на ситуацию, делают самооценку и оценку внешней среды более адекватной.
Список использованной литературы
1. Чеглакова Лариса Сергеевна Применение деловых игр в подготовке специалистов экономических профилей // Концепт. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-delovyh-igr-v-podgotovke-spetsialistov-ekonomicheskih-profiley (дата обращения: 23.01.2019).
2. Бабанова Ирина Александровна Деловые игры в учебном процессе // Научные исследования в образовании. 2017. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/delovye-igry-v-uchebnom-protsesse (дата обращения: 23.01.2019).
3. Напалкова Мария Вячеславовна Деловая игра как активный метод обучения // Интеграция образования. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/delovaya-igra-kak-aktivnyy-metod-obucheniya (дата обращения: 23.01.2019).
4. Чичко Юлия Валерьевна Деловая игра как эффективный метод обучения экономическим дисциплинам // ИСОМ. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/delovaya-igra-kak-effektivnyy-metod-obucheniya-ekonomicheskim-distsiplinam (дата обращения: 23.01.2019).
5. Педагогическая практика магистрантов: практикум / А. Д. Иванова ; Уфимский. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа: РИК УГАТУ, 2017. – 77