К ПРОБЛЕМЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОБОБЩЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

К ПРОБЛЕМЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОБОБЩЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

Дзюбань А.В. 1, Николаева Д.А. 2
1Московский Педагогический Государственный Университет
2Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной статье рассматриваются результаты исследования особенностей лексических обобщений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что не существует готовых методик для изучения лексических обобщений, поэтому авторами статьи была разработана соответствующая методика. Статья включает в себя описание методики, хода исследования и уровней сформированности лексических обобщений у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: лексические обобщения, обобщающие слова, дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР), смысловая структура слова.

Речь, как основное средство человеческого общения, источник получения и передачи информации, несет определенную смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Слово выступает как обобщенное отражение обозначаемого им объекта или явления [5, с. 228].

С помощью речевой деятельности человек имеет возможность общаться и вступать в социальный контакт, что способствует формированию и уточнению представлений ребенка об окружающем мире [7, с. 134].

Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики, был изучен Л.С. Выготским, установившим, что ребенок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков к существенным. С изменением возраста изменяется полнота и правильность отражения ребенком в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности. Так лексические обобщения у дошкольников содержат представления о том или ином предмете, способность группировать предметы по определенному признаку и определять разные виды предметов.

Нормальное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей, и к данной категории детей в первую очередь будут относиться дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР). Так как «общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте» [4, с. 513]. Анализ психолого-педагогической и специальной литературы позволил сделать выводы, что учеными достаточно подробно представлены особенности речевого развития детей с ОНР, но проблема формирования лексики у данной категории дошкольников освещена недостаточно широко, что определило актуальность нашего исследования.

Изучив психолого-педагогическую литературу, мы обнаружили, что на данный момент нет готовых методик для изучения лексических обобщений у детей дошкольного возраста. Соответственно, был проведен анализ содержания следующих методик: Волковой Г.А. по исследованию уровень сформированности лексики, методики обследования словарного запаса О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой и И.А. Смирновой и методики исследования лексики Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой – который обнаружил, что для изучения сформированности лексических обобщений у детей 5-6 лет необходимо использовать задания, которые будут направлены на мыслительные процессы детей не о самом слове, как лексической единице, а о предмете или явлении, которое оно обозначает [1, с. 32; 2, с. 15; 3, с. 47; 6, с. 23]. В связи с вышеперечисленным, нами была разработана методика, позволяющая установить картину сформированности семантического поля, выявить базовый уровень пассивного и активного словаря и конкретизировать объем лексического запаса.

Ход обследования уровня сформированности лексических обобщений.

В каждом задании дошкольникам предлагалось по 5 иллюстрированных рядов по 3 картинки в каждом. Каждый ряд был выстроен так, чтобы дети легко поняли, что изображено на иллюстрациях. Для этого, в словесном ряду не допускалось наличие незнакомых, труднопроизносимых слов. Также педагогу следовало помнить, что ребёнок может назвать не то слово, которое указано в нашей методике, а подобрать синонимичное ему. Например, вместо слова «одежда» скажет «вещи». Такое расхождение было допустимо и не служило основанием для снижения баллов при оценке выполнения задания ребёнком.

1) Изучение активного словаря детей – задание «Назови одним словом». В первом ряду были изображены фрукты, во втором - транспорт, в третьем - посуда, в четвертом - мебель, в пятом - ягоды.

Инструкция: «В каждом ряду ты видишь 3 картинки. Назови по порядку, что изображено в ряду. Молодец. А как ты назовешь их одним общим словом?».

Содержание задания «Назови одним словом»: 1. Яблоко, апельсин, банан (фрукты); 2. Автобус, автомобиль, экскаватор (транспорт); 3. Тарелка, чашка, вилка (посуда); 4. Диван, кресло, стол (мебель); 5. Вишня, смородина, черника (ягоды).

2) Выявление уровня понимания лексических обобщений – задание «Покажи, где...». В первом ряду были изображены игрушки, во втором - обувь, в третьем - цветы, в четвертом - одежда, в пятом - настольные игры.

Инструкция: «Посмотри на ряд картинок. Что изображено на каждой? Покажи, где одежда (обувь, цветы, игрушки, настольные игры)?»

Содержание задания "Покажи, где...": 1. Мяч, мишка, юла; 2. Кроссовки, туфли, сапоги; 3. Ромашка, тюльпан, гвоздика; 4. Брюки, юбка, куртка; 5. Шашки, лото, шахматы.

3) Выявление уровня понимания детьми 5-6 лет значений слов – задание "Убери лишнее". В первом ряду изображены домашние животные, во втором - деревья, в третьем - еда, в четвертом - инструменты, в пятом - насекомые.

Инструкция: «Посмотри внимательнее на картинки и убери ту, что считаешь лишней в данном ряду. Тебе понятно задание?»

Содержание задания «Убери лишнее»: 1. Собака, корова, волк, кот. (Волк); 2. Ель, ромашка, дуб, берёза. (Ромашка); 3. Вишня, батон, сыр, колбаса. (Вишня); 4. Нож, молоток, топор, пила. (Нож); 5. Жук, пчела, бабочка, ящерица. (Ящерица).

По результатам исследования мы выделили 3 уровня сформированности лексических обобщений у старших дошкольников. Высокий уровень характеризуется лёгкостью понимания инструкций, дети легко справляются с заданиями, хорошо понимают значение каждого слова и быстро находят обобщающее слово для иллюстрированного ряда. Средний уровень отличается большими временными затратами на выполнение задания, необходимостью в наводящих вопросах, только благодаря которым они справляются с заданием, низкий уровень – не способностью подобрать обобщающее слово для ряда иллюстраций.

Результаты исследования показали, что у детей с нормой речевого развития сформированность активного словаря на высоком уровне, все 100% дошкольников получили максимальный балл в результате выполнения задания. Большинство детей с недоразвитием речи показало высокий уровень сформированности изучаемого процесса, но в тоже время 20% старших дошкольников нуждались в активной помощи педагога при выполнении заданий, и продемонстрировали средний уровень сформированности активного словаря (рис. 1).

Рисунок 1 ̶ Уровень сформированности активного словаря

Диагностика уровня понимания лексических обобщений показала, что дети с нормальным речевым развитием справились с данным заданием несколько хуже, чем с предыдущим, так 30% старших дошкольников не смогли дать правильные названия настольных игр и цветов (гвоздика, тюльпан). Больше половины дошкольников с ОНР показали высокий уровень понимания лексических обобщений, 30% детей продемонстрировали средний уровень, и лишь один ребенок с нарушениями речи оказался на низком уровне, и 10% - не справились с данным заданием, совершив большое количество ошибок при выборе картинок по определенным лексическим темам (рис. 2).

Рисунок 2 ̶ Уровень понимания лексических обобщений

Исследование уровня понимания значения слова выявило, что также лишь у 70% детей без речевой патологии данный процесс сформирован на высоком уровне. У 30% дошкольников 5-6 лет ряд картинок вызывал затруднения (например, убрать лишние слово «ящерица» среди ряда насекомых). Ровно половина детей с ОНР оказались на высоком уровне, они без труда справились с предложенным заданием. В тоже время, другая половина оказалась на среднем и низком уровнях, выполняя задания с грубыми ошибками. 30% старших дошкольников с речевыми нарушениями требовались наводящие вопросы, 20% испытуемых с ОНР не справились с заданием даже при наличии активной помощи педагога. Так дети с ОНР, получившие средний и низкий уровни, выбирали лишний предмет по цвету, отличающему один предмет от трёх других, находили слова с общим звуком и таким образом убирали лишнее, а не выполняли задания по лексическим темам, что четко проговаривалось в инструкции перед заданием (рис. 3).

Рисунок 3 ̶ Уровень понимания значения слова

Так, проведенное нами исследование, выявило, что у старших дошкольников с нормальной речевым развитием словарь лексических обобщений соответствует возрасту, но в отдельных случаях дети допускают незначительные ошибки в малознакомых для них речевых категориях. У дошкольников 5-6 лет с ОНР нами были выявлены следующие особенности сформированности лексических обобщений: имелись сложности с категоризацией близких по признаку слов, они не всегда могли объяснить выбор своего ответа, часто не понимали инструкций педагога и соответственно нуждались в активной помощи со стороны взрослого.

Мы не претендуем на исчерпывающую полноту исследования. Актуальной задачей остается необходимость в разработке методики развития навыков лексических обобщений у дошкольников 5-6 лет с ОНР.

Список литературы:

Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 144 с.

Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 96 с.

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.

Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. Учеб заведений / под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 703 с.

Селиверстов В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда. – М.: Владос, 2015. – 287 с.

Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 320 с.

Толстопятова А.В., Дзюбань А.В. Особенности словоизменения существительных среднего рода у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Трансформация социально-гуманитарного знания в условиях цифрового общества: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 октября 2018 г. : в 2-х ч. / Под общ. ред. Е.П. Ткачевой. – Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2018. – Часть I. – С. 133-137 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://issledo.ru/wp-content/uploads/2018/11/Sb_k-1-31.10.18.pdf

Просмотров работы: 273