Одними из самых сложных предметов в школьном курсе являются математика и физика. Эти направления на протяжении всей своей истории развивались обоюдно. На самом деле, многие физические законы можно выразить математическими формулами. Наиболее часто учащийся сталкивается с недопониманием какого-либо вопроса по физики в связи с тем, что плохо разбирается в составлении математических уравнений и их решении, неспособность делать геометрические построения и проводить алгебраические преобразования. Роль математики, как фундаментальной науки, принижается, если ученик невнимателен на уроках физики, так как интерес, как правило, пропадает вместе со вниманием.
Межпредметные связи – это связи между учебными предметами, которые устанавливает учитель или ученик в процессе познавательной деятельности с целью наиболее глубокого осознания той или иной проблемы, а так же с целью наиболее эффективного применения знаний на практике. В России значение межпредметных связей обосновывали В.Ф. Одоевский, К.Д.Ушинский и другие педагоги, они подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины мира, природы "в голове ученика", для создания истинной системы знаний и миропонимания.
На самом деле, физика крепко связана с математикой, так как математика дает средства и приемы общего и точного выражения зависимости между величинами. Поэтому, в зависимости от знания математических основ, формулируются методы и содержание обучения физике. Педагог по физике, прежде чем составить план урока, должен проанализировать программу по математике для нахождения с учащимися общий «математический язык». Межпредметные связи физики и математики можно классифицировать на уровне а) знаний и б) видов деятельности. Первая классификация раскрываются посредством языка, элементов теории и прикладной информации.
Конечно, в межпредметной связи школьных предметов математики и физики обнаруживаются трудности:
1. Физические понятия, используемые на уроках математики, могут быть не изучены на уроке физики, и аналогично математические действия, используемые на физике, не всегда вовремя сформулированы.
2. В курсе физики могут быть использованы математические понятия, которые не изучаются в программе по математике.
3. На уроках математики и физики вводятся отличающиеся друг от друга термины и обозначения.
4. Основные идеи математики не всегда используются в курсе физики.
Конечно, в обучении физики и математики нужно направить внимание учеников на то, что математика является главнейшим средством обобщения физических понятий и законов. В связи математики и физики значительное место занимает пересечение внутренних потребностей с развитием наук. Это пересечение дает начало к значимым открытиям в сфере математики и в физики. Математика представляет аппарат для выражения общих физических закономерностей и методы раскрытия новых физических явлений и фактов, а физика, в свою очередь, побуждает развитие математики постановкой новых задач.