О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ И ЯЗЫКОВОЙ КАРТИН МИРА КАК ПРОЯВЛЕНИИ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ И ЯЗЫКОВОЙ КАРТИН МИРА КАК ПРОЯВЛЕНИИ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Алтухов Д.Д. 1, Никитин А.В. 1, Павлова Ю.Е. 1
1Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Воронеж, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Объективный мир можно представить как «всеобъемлющую данность», в которую включен и человек. В философском смысле слова этот мир определяется как бытие сущего, к которому приложим предикат «действительность». Действительность отражается в человеческом сознании, формируя образ мира, его картину. В картине мира взаимодействуют знания энциклопедического и языкового порядка. Знание языка и знание о языке складывается в одну целостную модель картирования мира, и в ней инвентаризируется все, что было накоплено говорящими на данном языке [Кубрякова 1999: 7]. По мнению У. Чейфа, «язык – до сих пор лучшее окно в знание, ведь мы все время используем язык, чтобы выразить его… Язык к тому же наблюдаем, поддается анализу, и нам хочется думать, что он предлагает неплохую возможность анализировать и знание» [Chafe 1987: 109].

Современная лингвистика определяет знание о мире в сознании носителей языка как концептуальную картину мира (ККМ), в которой закреплен результат познания. Человек мыслит концептами. Анализируя, сравнивая и соединяя разные концепты в процессе мыслительной деятельности, он формирует новые концепты как результаты мышления. Передача какой-либо информации и процесс общения в целом также представляют собой передачу и обмен концептами в вербальной и невербальной форме.

ККМ представляется весьма сложной, поскольку включает как естественные концепты (концепты объектов, существующих в действительности), так и концепты собственно языковые (существующие в языке). Язык при этом сам является объектом реального мира, одновременно отражая знание обо всем мире, знания о самом языке и знания о том, как язык отражает все эти знания, то есть «отражает непосредственно нашу концептуализацию мира» [Wierzbicka 1980: 49-50]. Язык помогает человеку объективировать предметный мир, формировать и выражать идеи, воззрения. Изучение устройства языковой системы и ее функционирования призвано ответить на вопрос, каким образом языковые структуры отражают знания человека об окружающем мире и о самом языке.

Языковая картина мира (ЯКМ) не образует автономный образ мира, существующий параллельно с концептуальной картиной мира. ЯКМ встроена в структуру концептуальной картины мира. Изменение ККМ, обусловленное, например, приобретением нового знания, вызывает адекватное изменение языковой картины мира. И, наоборот, обогащение языка новой лексикой или другими языковыми структурами, привносящими новое знание, приводит к соответствующим преобразованиям ЯКМ, следовательно, и концептуальной картины мира. Тесная связь языковой и концептуальной картин мира приводит к их непрерывному изменению, взаимодействию и уточнению. Следовательно, языковая картина мира есть подсистема, репрезентирующая связь языка и мышления.

Подчеркнем, однако, что в ментальных процессах индивид может оперировать концептами, означивая их как средствами естественного языка, так и другими невербальными идентификаторами. Следовательно, обоснованной является позиция, согласно которой ККМ шире, разнообразнее, богаче языковой. Информация ККМ является инвариантной, то есть независимой от того, на каком языке она выражена. Иначе говоря, ЯКМ понимается как подсистема ККМ, включающая те ее компоненты, с которыми соотнесены языковые знаки. ЯКМ при таком понимании предстает как знание, зафиксированное в содержании языковых форм и конвенциональных способах их выражения, как своеобразная система членения мира и форма его категоризации.

Литература

Кубрякова Е.С. Языковое сознание и ЯКМ // Филология и культура. Тамбов, 1999. / Kubriakova E.S. Yazykovoe soznanie i yazykovaya kartina mira // Philologia i kultura. Tambow, 1999.

Постовалова В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988. // Postovalova V.I. Kartina mira a zhiznedeyatelnost’ cheloveka // Rol’ chelovecheskogo phaktora v yazyke. Yazyk i kartina mira. M., 1988.

Chafe W.L. Repeated verbalizations as evidence for the organization of knowledge // Preprints of the plenary session papers: XIV International Congress of Linguists. Berlin, 1987.

Wierzbicka A. The Case for Surface Case. Ann Arbor, 1980.

Просмотров работы: 72