РАЗРАБОТКА ЭОР КАК СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РАЗРАБОТКА ЭОР КАК СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Храмцов Д.А. 1
1Филиал РГППУ в г. Нижнем Тагиле
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 годы миссией современной школы является реализация каждым выпускником своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала.

В соответствие с этим в настоящее время приоритетное развитие получает такая организация образовательного процесса, которая способствует успешному профессиональному самоопределению учащихся, т.е. эффективному выбору профессии учащимися с учетом общественной потребности и личных склонностей.

Вопросы профессионального самоопределения личности изучались в работах Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова, Э.Ф. Зеера. Отечественные исследователи рассматривают формирование профессионального самоопределения личности не как единичный акт выбора, как длительный процесс развития в рамках будущей профессиональной деятельности (Е.А. Климов, И.С. Кон, Т.В. Кудрявцев, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова и др.).

Ретроспективный анализ возникновения и становления современных образовательных технологий, в том числе использования электронных образовательных ресурсов дан в работах зарубежных авторов (Б. Блум, Д. Брунер, Г. Гейс, В. Коскарелли, Д. Хамблин и др.) и отечественных авторов (В.В. Беспалько, М.В. Кларин, Л.Н. Ланда, М.М. Левина, И.П. Раченко, В.А. Сластѐнин, Н.Ф. Талызина и др.).

Проблеме формирования профессионального самоопределения старшеклассников в процессе обучения посвящены работы Ю.К. Бабанского, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, A.M. Матюшкина, М.И. Махмутова, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина и др.

Самоопределение – это уменьшение неопределенности представлений о профессиональном будущем, которое сопровождается формированием жизненной стратегии (К.А. Абульханова-Славская, 1991), оформлением личного профессионального плана (Е.А. Климов, 2007), стремлением к смыслу профессии (В. Франкл, 2000), осознанием своих перспектив и осмыслением альтернатив профессионального выбора (Н.С. Пряжников, 2008).

Самоопределение – самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни (А.В. Морозов).

Выделяют три вида самоопределения: личностное, профессиональное и жизненное. Личностное самоопределение неразрывно связанно с ценностями человека. Формируя их, люди решают, какими им быть, какие нормы поведения приемлемы для них, как относиться к другим людям, как оценивать себя и свои поступки. Профессиональное самоопределение заключается в выборе человеком специализации, принятии решения о том, кем стать, и какая работа придется ему по душе. Первым шагом на пути к этому является получение образования. Жизненное самоопределение представляет собой выбор стратегии и стиля жизни. Для каждого человека очень важно понять смысл своего существования и действовать в соответствии с ним. Все эти виды самоопределения постоянно взаимодействуют друг с другом на основе причинно-следственных связей. Одни из них либо служат предпосылкой для формирования других, либо существуют и развиваются одновременно.

Готовность к самоопределению – это упорядоченность структур самосознания, которая сопровождается настройкой на деятельность поиска, активной субъектной позицией, формированием образовательно-профессионального плана и постоянной направленностью сознания на его реализацию.

Профориентация – помощь молодому поколению (но также и отдельным взрослым личностям) в выборе профессии и вообще в профессиональном самоопределении и становлении.

Профессиональное самоопределение – проявление профессиональных намерений в отрочестве и ранней юности, когда их развитие оформляется в сознательный выбор профессии и учебного заведения подготовки к нему.

Успешное профессиональное самоопределение учащихся – эффективный выбор профессии учащимися с учетом общественной потребности и личных склонностей.

Педагогическое сопровождение – процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ученику сделать нравственный самостоятельный выбор при решении ребенком образовательных задач.

Система сопровождения профессионального самоопределения ориентируется на активизацию внутренних психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, старшеклассник мог в полной мере реализовать себя в профессии.

Модель профессионального самоопределения старшеклассников в процессе педагогической поддержки включает следующие компоненты: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный.

Область интересов информатики, как науки, охватывает свойства информации, способы её поиска, сбора, хранения, редактирования, передачи и использования, в том числе проблемы автоматизации этих процессов, вопросами материальной базы информатики и коммуникационных технологий.

Предмет «Информатика и ИКТ» ориентирован на подготовку учащихся к большому количеству профессиональных функций для любой профессии, а также специализированных профессиональных функций в области информационно-коммуникационных технологий и связи. В процессе обучения информатике целенаправлено осуществляется поиск и обработка информации, что позволяет учащимся находить интересную для себя информацию о профессиях и ситуации на рынке труда.

Электронный образовательный ресурс – основной компонент информационной образовательной среды, который ориентирован на реализацию образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий и на применение новых методов и форм обучения.

Список литературы:

Мащенко М.В., Волкова Е.А. Методические подходы к разработке образовательного веб-квеста по программированию как способу активизации познавательной активности учащихся // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2. С. 240-244.

Булыгина, Д.А. Социализация личности учащихся основной школы в условиях информационно-коммуникационной среды ОУ [Текст] / Д.А. Булыгина // Педагогическое мастерство: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 320-322.

Мащенко, М.В. Развитие системного стиля мышления старшеклассников в процессе обучения информатике: монография [Электронный ресурс] / М.В. Мащенко, Е.А. Волкова. – Электрон. текстовые дан. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2017. – 100 с.

Просмотров работы: 6