Владельцы компаний рассматривают различные способы оптимизации бизнес-процессов, и в этом существенно помогает переход на электронный документооборот. В настоящее время электронный документооборот находит все более широкое применение в различных сферах деятельности: это и составление первичных документов, и сдача отчетности через Интернет, и участие в электронных аукционах.
Электронный документооборот (ЭДО) — это система автоматизированных процессов обработки электронных документов, реализующая концепцию «безбумажного делопроизводства».
Посредством использования преимуществ электронного документооборота возможным становится оптимизация бизнес-процессов, в осуществлении которых задействованы группы документов. Использование процессного подхода при определении направлений автоматизации документооборота позволяет оценить качество существующих бизнес-процессов и определить возможные пути оптимизации, исключая дублирование ввода информации, обеспечивая должное качество информации, ее актуальность и своевременность доставки адресату.
Развитие и активное внедрение электронного документооборота началось в 90-е годы, когда на российском рынке появилось большое количество программ по автоматизации делопроизводства. С тех пор эта отрасль активно развивается. Все больше организаций стремятся внедрить у себя систему электронного документооборота, чтобы повысить эффективность использования рабочего времени и свести к минимуму затраты на ручную обработку документов.
Основным элементом электронного документооборота является электронный документ, создаваемый с помощью средств компьютерной обработки информации и хранящийся в виде файла того или иного формата на машинном носителе.
Внедрение электронного документооборота позволяет предприятию получить следующие преимущества:
однократная регистрация документа, позволяющая безошибочно идентифицировать его в системе;
параллельное выполнение нескольких операций, сокращающее время движения документа и повышающее оперативность исполнения;
непрерывное движение документа, дающее возможность выявить ответственного за его исполнение в любой момент процесса;
единая база документов, исключающая возможность их дублирования;
результативный поиск документа при наличии о нем минимальной информации;
эффективная система отчетности, позволяющая контролировать движение документа на каждом этапе документооборота.
Эффективность ЭДО
Эффективность использования электронного документооборота в организациях оценивается количественно и качественно. Количественные показатели могут быть измерены и оценены с точки зрения материальных и временных затрат:
сокращение времени в среднем на 75% на обработку и создание документов: регистрация, рассылка, поиск, выполнение контрольных операций;
ускорение движения информационных потоков: передача документа от подразделения к подразделению или компании-партнеру, подготовка типовых документов, согласование, скорость распространения информации внутри компании;
экономия материалов и ресурсов в виде сокращения расходов на канцелярские принадлежности, расходные материалы и хранение документов.
Качественные показатели оцениваются с точки зрения улучшения и развития нескольких аспектов деятельности компании:
рост производительности труда работников до 25%, благодаря наличию единого информационного пространства, упрощению процессов коллективной работы, эффективному контролю над исполнением документов;
снижение рисков потери документов;
увеличение скорости согласования и утверждения документов;
Требования к системам электронного документооборота
Система электронного документооборота (СЭД) — это специальное приложение, обеспечивающее участникам обмен электронными документами, имеющими юридическую значимость. Все системы электронного документооборота могут быть классифицированы по нескольким признакам:
СЭД с развитыми системами хранения и поиска информации.
СЭД с развитыми системами маршрутизации, обеспечивающие движение документов по заданным маршрутам.
СЭД с системой поддержки управления организацией и накопления знаний. Обычно эти системы сочетают в себе свойства двух предыдущих. При этом в такой системе возможно использование как жесткой, так и свободной маршрутизации. Подобные СЭД используются в крупных компаниях и государственных структурах.
СЭД с поддержкой совместной работы сотрудников. Такие системы нацелены на организацию коллективной работы сотрудников даже в том случае, если они разделены территориально. Предоставляют возможность поиска информации, обсуждений и назначения встреч, включая реальные и виртуальные, а также сервисы хранения и публикации документов.
СЭД с дополнительными сервисами: управление проектами, электронная почта, сервис CRM.
Функции СЭД являются:
Хранение и поиск документов.
Поддержка делопроизводства.
Маршрутизация и контроль исполнения документов: составление маршрутов документов, поддержка действий во время маршрутов, уведомление сотрудников о поступлении нового документа, автоматический контроль сроков исполнения.
Составление аналитических отчетов, таких как отчет о текущей занятости, о выполнении работ по документам и о просроченных поручениях.
Обеспечение информационной безопасности, включая аутентификацию пользователей, поддержку электронной цифровой подписи, шифрование документов и писем, аудит работы в системе.
В настоящее время сфера применения электронного документооборота неуклонно расширяется и в любых организация большого и среднего масштаба каждый день выполняется множество операций с электронными документами.
Список использованных источников:
Электронный документооборот[Электронный ресурс]: Информационный портал – Режим доступа: http://www.garant.ru/actual/dokumentooborot/
Электронный документооборот как способ оптимизации бизнес-процессов [Электронный ресурс]: Информационный портал – Режим доступа: https://www.kp.ru/guide/ielektronnyi-dokumentooborot-na-predprijatii.html
Электронный документооборот [Электронный ресурс]: Информационный портал InterTrust – Режим доступа: http://www.intertrust.ru/press_center/articles/view/520-elektronnyi-dokumentooborot-vnedreni.htm