АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ

Стрелова О.И. 1, Баркунова О.В. 1
1ШФ ИвГу
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном обществе имеют место социально-экономические преобразования, изменения в системе образования, нарушения в системе семьи и детско-родительских отношениях. В связи с этим современные подростки нередко испытывают острый кризис в процессе формирования своих ценностных ориентаций и свойственные подростковому и юношескому возрасту противоречия развития усиливаются. Особое влияние на формирование ценностей молодого поколения оказывают сегодня средства массовой информации, интернет-ресурсы, и влияние это не носит позитивного характера, а приводит к зависимостям и девиациям.

Подростковый возраст является особым многогранным этапом развития личности и по мнению ученых, в этом возрасте начинает формироваться определенный круг интересов касающийся сферы ценностей, который постепенно приобретает устойчивость [1, c.124].

Проблема развития ценностных ориентаций является междисциплинарной и имеет богатую историю развития, над ней работали: Н.Г. Ананьев, Б.С. Волков, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Мудрик, А.Г. Здравомыслов, Д.А. Леонтьев, Р.С. Немов и др.

Так, Р.С. Немов под ценностными ориентациями подростков понимает то, что особенно ценно в жизни, чему подростки придают особый, положительный жизненный смысл [2, c.239].

Б.С. Волков определял ценностные ориентации как «сознательный регулятор социального поведения личности [3, c.109]».

Формирование ценностных ориентаций подростков, по мнению современных ученых (Агеева А.В., Галицких Е.О., Истомин И.Н., Лисовский В.Т., Панкова Т.А., Щетинская А.И. и др.), становится приоритетным направлением всей системы воспитания.

Система ценностных ориентаций является нравственным и культурным стержнем личности, ей принадлежит важная роль в определении целей деятельности и в формировании структуры личности, оказывает она влияние на действия и поступки, обуславливает мотивацию, обнаруживается в идеалах и убеждениях.

В подростковом возрасте человек открыт социальным влияниям, активно и в короткие приобретает социальный опыт человечества в процессе социализации. Исследование проблем формирования системы ценностных ориентаций подростков, особенно их позитивное формирование, представляется особенно актуальной темой.

Одним из путей формирования позитивных ценностных ориентаций подростков может стать система дополнительного образования, которая на современном этапе своего развития способна удовлетворить все потребности молодого поколения. Наряду с традиционными направлениями (художественное, эстетическое, краеведческое) популярностью у подростков пользуются военно-патриотические клубы и кружки робототехники. Дополнительное образование способствует удовлетворению интересов личности подростка, его склонностей, способностей и способствует его самореализации выходящие за рамки учебной деятельности. В учреждениях дополнительного образования у подростков успешно формируются следующие ценностные ориентации: ответственность, социально-направленные ценности, познание, социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе. Органичное сочетание учебной деятельности и посещение детьми объединений дополнительного образования может помочь развитию каждого ребенка, оказывая влияние на интересы, познавательные предпочтения, формирование ценностных ориентаций.

Таким образом, система дополнительного образования обладает большим потенциалом для развития ценностных ориентаций подростков, ее деятельность ориентирована на свободное избранное подростком освоение знаний, способов деятельности. Это особенно важно в подростковом возрасте, для которого актуальны потребности в самоутверждении, стремление занять достойное место в обществе, потребность в общении со сверстниками.

Список литературы:

Донских О.А. Трансформация ценностных ориентаций / О.А. Донских // Философия образования. 2005. № 2. С. 121-127.

Немов Р.С. Психология: В 2 т. — М., 1994. — Т. 1. — 576 с.

Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов.-М.: Трикста, 2006.- 256 с.

Просмотров работы: 504