История развития экологического законодательства в России до начала XX века - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

История развития экологического законодательства в России до начала XX века

Федорук Н.А. 1, Кирпичев И.А. 1
1Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Университет «Дубна»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного влияния на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство [2]. Многие из этих аспектов уже долгие годы регулируются экологическим законодательством. Поэтому для повышения эффективности решения данных проблем, необходимо знать историю развития природоохранной деятельности нашей страны.

Большинство исследователей выделяют 3 этапа развития российского экологического законодательства.

Первый этап (начальный), который можно назвать консервационным, охватывает конец XIX века и первую половину XX века. В этот период под охраной природы понимали не охрану окружающей природной среды в целом, а охрану редких и исчезающих видов животных и растений. Для этих целей начали создавать заповедники, (Баргузинский и Астраханский), заказники, национальные парки. Так, в центре внимания на первой международной конференции в Берне в 1913 году, была охрана дикой фауны от хищнического истребления ее в погоне за максимальной прибылью [1].

Второй этап – от середины XX века до восьмидесятых годов XX века – характеризует­ся значительным расширением самого понимания охраны природы, под которой в этот период понимается не только и не столько охрана исчезающих видов животных и растений, а охрана всех природных ресурсов как таковых. В данный период (1957–1963 гг.) в тогдашних союзных республиках, в том числе и в Российской Федерации, были приняты зако­ны об охране природы. Законом «Об охране природы в РСФСР» под охрану бы­ли поставлены практически все природные ресурсы, включая атмосферный воздух, типичные ландшафты, редкие и достопримечательные природные объекты [10].

Третий этап  примерно с начала восьмидесятых годов XX века и по настоящее время – характеризуется всеохватывающим понимаем охраны окружающей природной среды, а не только природных ресурсов. Речь, таким образом, идет об охране самой природной среды обитания человека, что является не только непременным условием дальнейшего прогресса нашей цивилизации, но и самого ее существования. Именно в этот период появилось само понятие экологического права, были введены учебные курсы по экологическому праву во многих учебных заведениях, и не только юридических [10].

Перед тем как разобрать начальный этап, рассмотрим историю развития экологических взглядов на Руси. Как и в других древних или средневековых государствах, охрана природных ресурсов осуществлялась через защиту прав собственности, экономических, военных и налоговых интересов государства.

Например, в «Русской правде» (1016 г.) предусматривалась охрана общинной собственности, объектом которой, к примеру, был лес, или собственность князя.

С XIV века был установлен заповедный характер оборонительных лесных засек, которые служили средством защиты от набегов татар. Законодательством того времени строго запрещалась вырубка деревьев в засечной черте [1].

В русском законодательстве средних веков предусматривался довольно широкий набор санкций за нарушение правил, касающихся природных объектов. При наказании принимался во внимание факт повторения нарушения, например, за лов рыбы в чужом пруду пойманный с поличным подвергался в первый раз битью палками, во второй раз кнутом, а в третий раз отрезанию уха. Широко применялась смертная казнь.

Для регулирования соболиной охоты в Сибири были объявлены заповедными целые районы. В XVII же веке было введено ограничение права собственности на природные объекты и право пользования ими в интересах государства, а позже и третьих лиц [7].

Требования по охране воздуха, воды и общественных мест от загрязнения получили развитие в законодательстве, которое позже стало называться санитарным. Потребность в таких нормах возникла в России в XVII веке. По указу Михаила Федоровича Романова, принятому в 1640 г., для профилактики возникновения в Москве заболеваний, предписывалось, чтобы мертвый скот и других животных вывозили за черту города.

В соответствии с правовым актом «Учреждения для управления губерний» 1775 г. земский исправник обязан был наблюдать, чтобы везде на местах и дорогах была чистота.

В 1833 г. были изданы Правила «О размещении и устройстве частных заводов, мануфактурных, фабричных и иных заведений в Петербурге», которые предусматривали, что «все вредные газы, могущие отделяться при производстве работ, должны быть непременно поглощаемы или сжигаемы». В этом же документе промышленные предприятия в зависимости от вредности воздействия на атмосферный воздух делились на три категории, причем предприятия третьей категории не должны были размещаться в городе [7].

Перейдем к начальному этапу. В период конца Х1Х – начало ХХ в. законодатель преследовал две экологических цели: во-первых, установить запреты на отдельные виды природопользования (лесопользование, охоту и т.д.), и, во-вторых, изъять из хозяйственного использования отдельные природные территории с приданием им статуса особой охраны (заповедники) [4].

В уголовном законодательстве России был установлен ряд запретов в рассматриваемой области отношений. Предусматривалась ответственность за излишнее истребление диких животных и рыбы, самовольное создание рыбных заводов, незаконный улов, самовольную рубку деревьев в казенных и частных лесах, строительство признанных по закону вредными для чистоты воздуха или воды фабрик или заводов, сброс в водоемы ядовитых или сильнодействующих веществ с намерением лишить кого-либо жизни и др.

В 1888 г. в России было принято Положение о сбережении лесов, запрещавшее сплошные рубки и установившее категории защитных лесов. Однако положение применялось формально и не препятствовало выборочным рубкам по всей площади лесных дач и последующему сельскохозяйственному освоению. В 1913 г. переруб расчетной лесосеки в Европейской части России достигал 47%, в том числе в Центральном Черноземье до 60%, а на Юго-Востоке 35% [9].

В целях охраны ценных природных ландшафтов из сельскохозяйственного оборота, оборота лесного хозяйства выводились некоторые земли, предназначенные для организации на них заповедников, парковых зон. К примеру, барон Ф.Э. Фальц-Фейн на базе созданного в 1874 г. на юге Украины зоопарка в 1898 г. организовал первый частный степной заповедник «Аскания-Нова», для которого выделил 500 десятин земли [8]. Были также созданы частные заповедники в имениях князя Карамзина (заповедано 600 га девственной степи в Бугурусланском уезде), графа Шереметьева («Лес на Ворскле»), а также на Кавказе (реликтовые рощи Пицунды, Лагодехи и др.).

Выступая на конференции по международной охране природы (Берн, 1913 г.), делегат от России профессор Г.А. Кожевников отмечал: «В России не существует специального закона для охраны природы. Причиной этому является то, что до последнего времени Россия обладала и обладает таким количеством диких животных, что сама мысль об охране природы была чужда как народу, так и правительству». Но уже в 1915 1916 гг. под руководством академика И.П. Бородина, пионера серьезной научной природоохранной деятельности в России, был разработан первый (неосуществленный) проект российского Закона об охране природы [9].

В этот период принимаются многочисленные законы об охране и использовании лесов (1883-1913 гг.), недр (1864-1893 гг.), земель (1893 г.), об охоте (1892 г.), заповедниках (1916 г.) и т.д. Таким образом, к окончанию пореформенного и предреволюционного периода сформировались основные отрасли российского права окружающей среды, их нормативно-правовая база. Наметилась тенденция кодификации природоохранительного законодательства.

В силу того, что лес составлял и составляет одну из экономических основ нашего государства, наиболее ярко природоохранная функция государства проявилась именно в отношении лесных богатств. Основная масса природоохранных актов данного периода была посвящена охране, сбережению и восстановлению лесных ресурсов.

В целом можно говорить о рациональной и продуманной государственной политике в отношении лесного фонда уже на дореволюционном этапе развития Российского государства. Об этом свидетельствует комплексный подход в применении мер, касающихся лесопользования, охраны лесных ресурсов и лесовосстановительных мер в различных категориях лесов [6]. Значение природоохранного законодательства данного периода трудно переоценить. Всестороннее изучение нормативной базы и правоприменительной практики предыдущих этапов исторического развития в настоящий момент может послужить совершенствованию современного законодательства об охране природных объектов и в первую очередь лесного богатства страны.

В настоящее время существуют разные точки зрения на состояние экологического законодательства. Принятие новой Конституции закрепило государственную собственность на природные ресур­сы, как и на частную землю, что способствовало созданию новых заповедников, например, Шайтан-Тау, Утриш, Васюганский и др. Впервые охра­на окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья че­ловека, названа как главная цель государства, а гражда­не России обязаны сохранять природу и бережно относиться к при­родным богатствам.

Список используемой литературы:

Булгаков, М.Б. Природоохранные акты: от «Русской правды» до петровских времен. Журнал «Государство и право», №8, 1996.–С. 136-146.

Воронина А.Б. Проблемы охраны окружающей природной среды.// Международный аграрный научный журнал«Молодежь и наука»,№1, 2016. – С. 75-80.

Голиченков А.К. Очерки истории экологического права: развитие правовых идей охраны природы. //Вестник Московского университета. Сер. 11: Право.№1, 1991. – С. 50-57.

Насонова А.В. Становление и развитие заповедного дела в России в дореволюционный период. //Вестник Московского ун-та МВД России, №2,2008.– С. 199-203.

Насонова А.В. Становление и развитие правовой охраны животного мира со времен «Русской Правды» до начала XX века. //Журнал «Закон и право». №2, 2010.– С. 110-113.

Насонова А.В. Эволюция лесного законодательства в дореволюционной России. //Журнал «Юридическая мысль» , №2, 2011. – С. 53-56.

Чистяков О.И. Российское законодательство X-XX веков в 9-ти т. Т. 5.– М., 1994. – 352 с.

Память о Фальц Фейне и его деле // История науки. – URL: http://bio.1september.ru/article.php?ID=200201409.Режим доступа: свободный. Дата обращения: 26.10.2018.

История охраны природы в России // Единый центр дистанционного образования. – URL:http://www.voronovaon.ru/prirodopolzovanie/flora/Hustoruoxranaflora/Hustory/index.html. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 27.10.2018.

Каковы основные этапы развития экологического законодательства? // Экологическое право, вопросы и ответы. – URL: http://bibliotekar.ru/ecologicheskoe-pravo-4/4.htm . Режим доступа: свободный. Дата обращения: 24.10.2018

Просмотров работы: 441