УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ХЕДЖИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ХЕДЖИРОВАНИЯ

Юрьева О.А. 1, Качула А.А. 1
1ДГТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель хеджирования — достижение оптимальной структуры риска посредством соответствующих действий на рынке производных финансовых инструментов, при этом должно быть достигнуто оптимальное соотношение между преимуществами хеджирования и его стоимостью. Эффективная программа хеджирования не ставит целью полностью устранить все риски: она разрабатывается для того, чтобы трансформировать неприемлемые формы риска в приемлемые. Использование хеджирования возможно в случае, если существует развитый и достаточно ликвидный рынок производных финансовых инструментов с одной стороны, и профессиональное сообщество, обладающее навыками и технологиями проведения операций по хеджированию — с другой.

В процессе финансово-хозяйственной деятельности большинство компаний сталкиваются с финансовыми рисками. Финансовый риск включает в себя рыночный риск (в том числе валютный риск, риск изменения процентных ставок и другие ценовые риски), кредитный риск и риск ликвидности. С целью управления данными рисками компании применяют хеджирование. Хеджирование позволяет снизить неопределенность и достигнуть оптимальную структуру риска, посредством соответствующих действий на рынке производных финансовых инструментов.

Таким образом, хеджирование — это использование одного производного финансового инструмента для снижения риска, связанного с неблагоприятным влиянием рыночных факторов на цену другого, связанного с ним инструмента, или на генерируемые им денежные потоки.

В соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (МСФО) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» производный финансовый инструмент -это финансовый инструмент, имеющий следующие характеристики:

а) его стоимость изменяется в результате изменений в определенной процентной ставке, цене финансового инструмента, цене на товары, обменных курсах валют, индексах цен или курсов, кредитном рейтинге или кредитном индексе, или иных переменных (при условии, что нефинансовая переменная не относится специфически к какой-либо из сторон по договору);

б) его приобретение не требует чистых инвестиций или же инвестиции меньше, чем для других видов договоров, которые, как ожидается, будут иметь схожие характеристики в результате изменений в рыночных факторах;

в) расчеты по нему осуществляются на будущую дату.

Производные финансовые инструменты получили свое название из-за своей стоимости, являющейся производной от стоимости базовых активов, положенных в основу соглашения. Отсюда и другое их название - деривативы.

Рынок производных финансовых инструментов и хеджирование с их помощью финансовых рисков компаний достаточно молодое явление в Российской Федерации, а учет операций хеджирования в российской практике практически отсутствует. В связи с этим при учете операций хеджирования необходимо руководствоваться международными стандартами финансовой отчетности: МСФО (IAS) 32, МСФО (IAS) 39, МСФО (IFRS) 7. При этом учет хеджирования зачастую рассматривается как «устраняющий» недостатки требований учета, которые иначе применялись бы к каждому из участвующих в операции хеджирования инструментов. Как правило, такой метод учета предполагает признание доходов и расходов по инструменту хеджирования в том же периоде (периодах) и в той же статье финансовой отчетности, что и доходов и расходов по хеджируемой позиции. Он может применяться в различных ситуациях, например с тем, чтобы устранить:

1) Оценочные разницы. Такие разницы могут возникнуть в случае, когда при хеджировании признанного в балансе актива или обязательства этот актив или обязательство и инструмент хеджирования оцениваются согласно различным принципам. Примером могут служить инвестиции в акции, отражаемые в финансовой отчетности по фактической стоимости. Их стоимость хеджируется опционом «пут», предоставляющим право продать акции по заранее определенной цене. В этом случае существуют и признаются в финансовой отчетности как инструмент хеджирования, так и хеджируемая позиция, но они будут оцениваться согласно различным принципам.

В данной ситуации учет хеджирования может быть произведен несколькими способами. Нереализованные доходы и расходы по опциону «пут» могут просто не признаваться, а реализованные доходы и расходы могут быть отложены (например, по отдельности как активы или обязательства, или посредством включения их в балансовую стоимость инвестиций) до того момента, когда инвестиции будут проданы. С другой стороны, если бы нереализованные доходы и расходы по опциону «пут» были признаны в Отчете о финансовых результатах, то принципы оценки инвестиций могли быть изменены с тем, чтобы отразить изменения в справедливой стоимости инвестиций в этом отчете.

2)Разницы по отражению финансовых результатов. Даже если принципы оценки инструмента хеджирования и хеджируемой статьи совпадают, могут возникнуть разницы по отражению финансовых результатов, если доходы и расходы учитываются в разных статьях финансовой отчетности. В приведенном выше примере и инвестиции, и опцион «пут» могут оцениваться по справедливой стоимости. Однако если доходы и расходы по инвестиции признаются в составе капитала, в то время как доходы и расходы по опциону «пут» признаются в Отчете о финансовых результатах, то возникнет несоответствие в последней форме. Аналогичным образом доходы и расходы при пересчете чистых активов зарубежного подразделения, как правило, отражаются в капитале, в то время как доходы и расходы от пересчета займов, использованных для хеджирования данных чистых инвестиций, в общем случае, будут учтены в Отчете о финансовых результатах.

3)Разницы вследствие различных принципов признания в балансе. Такие разницы могут возникнуть при хеджировании договорных прав или обязательств, которые не признаны в финансовой отчетности. Примером может служить сделка операционной аренды, деноминированная в иностранной валюте, когда не признанное в балансе договорное обязательство осуществлять арендные платежи в иностранной валюте хеджируется рядом форвардных валютных контрактов. В данном случае учет хеджирования мог бы состоять в учете аренды в качестве «синтетической» сделки аренды, деноминированной в функциональной валюте. Такой же результат может быть получен, если нереализованные доходы и расходы по каждому форвардному контракту не признавались бы до момента начисления того арендного платежа, который данный форвардный контракт хеджирует.

Корректировка балансовой стоимости хеджируемой статьи при хеджировании справедливой стоимости часто приводит к тому, что данная статья оценивается ни по фактической, ни по справедливой стоимости. Это связано с тем, что данная корректировка производится только в отношении изменений, вызванных хеджируемым риском, а не в отношении всех рисков; возникает только в течение периода, когда применяются правила учета операций хеджирования; ограничивается только хеджируемой частью соответствующей статьи.

Примером хеджирования денежных потоков является использование процентных свопов для превращения долгового инструмента с плавающей ставкой в долговой инструмент с фиксированной ставкой, т.е. хеджирование будущей сделки, в которой хеджируемыми будущими денежными потоками являются будущие процентные платежи. Как отмечено выше, хеджирование риска влияния изменений процентной ставки на справедливую стоимость долгового инструмента с фиксированной процентной ставкой может рассматриваться в качестве хеджирования справедливой стоимости. Такая операция не может рассматриваться как хеджирование денежных потоков, так как изменения процентной ставки не оказывают влияния на денежные потоки хеджируемой статьи, а только на ее справедливую стоимость. Если будущая (прогнозируемая) сделка в итоге приведет к приобретению финансового инструмента, тогда сумма, накопленная в составе собственного капитала, остается в составе собственного капитала, а в составе прибыли или убытка за период она будет признаваться в том периоде, когда данный финансовый инструмент будет оказывать влияние на прибыль или убыток соответствующего периода (например, по мере его амортизации или в момент его обесценения или продажи).

Представленный выше порядок учета применяется также в тех случаях, когда учет операций хеджирования потоков денежных средств используется в целях хеджирования твердых обязательств против валютного риска. В случае выбытия чистой инвестиции соответствующая сумма, накопленная на счете резерва накопленных курсовых разниц при пересчете из другой валюты в составе собственного капитала, переносится в состав прибыли или убытка за период как величина корректирующая сумму прибыли или убытка от выбытия этой инвестиции. Поэтому компании следует отслеживать суммы, признаваемые непосредственно в составе собственного капитала, отдельно по каждой зарубежной компании для того, чтобы можно было идентифицировать суммы, подлежащие переносу в состав прибыли или убытка за период, при выбытии соответствующей инвестиции.

Источники:

1. Гончарова О. А. Основы хеджирования. Учет хеджирования процентного риска // МСФО и МСА в кредитной организации. - 2017. - № 2.- 314 с. (Goncharova O. A. basics of hedging. Accounting for interest rate risk hedging // IFRS and ISA in the credit institution. - 2017. - 2. - 314 p).

2. Гетьман В.Г. Международные стандарты финансовой отчётности. – М.: Финансы и статистика, 2015.- 656 с. (Hetman V. G. International financial reporting standards. - Moscow: Finance and statistics, 2015.- 656 p).

3. ПалийВ.Ф. Международныестандартыфинансовойотчётности. – М.: Высшее образование, 2015. - 512 с. (Paly V. F. International financial reporting standards. - Moscow: Higher education, 2015. - 512 p).

4. Рэдхэд К., Хьюс С. Управление финансовыми рисками / Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2016. - 288 с. (Redhead K., Hughes S. financial risk Management / Per. English. - Moscow: Infra-m, 2016. - 288 p).

Просмотров работы: 5