Проблемой изучения деятельности психологических служб образовательных организаций уделяли и уделяют внимание ученые М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, В.Е. Бенера, Овчарова, Н.П. Матвеева и др. Но несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме организации деятельности психологической службы в школе, не все её аспекты остаются раскрытыми и проанализированными. В частности, не хватает методического обоснования организации информационно-просветительского направления деятельности психологической службы образовательной организации. Поэтому наше исследование было посвящено изучению основных направлений информационно-просветительской деятельности психолога школы.
Психологическая служба системы образования – это совокупность учреждений, подразделений и должностей, входящих в единую субординативную систему, основу которой составляют специалисты в области практической (прикладной) психологии, социальной педагогики и методисты соответствующих кабинетов (центров) [2].
Основной целью деятельности психологической службы системы образования является обеспечение и повышение эффективности учебно-воспитательного процесса путем его индивидуализации и, одновременно, защиту психического здоровья и социального благополучия всех его участников на основе применения методов и технологий прикладной психологии и социальной педагогики [1].
Психологическая служба системы образования является составной частью государственной системы охраны физического и психического здоровья населения и действует с целью выявления и создания оптимальных социально-психологических условий для развития и саморазвития личности. Служба обеспечивает своевременное и систематическое изучение психофизического развития ребенка, мотивов его поведения и деятельности с учетом возрастных, интеллектуальных, физических, половых и других индивидуальных особенностей, создание психологических условий для саморазвития и самовоспитания, способствует выполнению образовательных и воспитательных задач образовательными заведениями.
Психологическая служба в своей деятельности руководствуется Конституцией России, Декларацией прав человека, Конвенцией о правах ребенка, Федеральным законом «Об образовании в РФ», действующим законодательством России, положением о психологической службе системы образования России, этическим кодексом психологов России.
Деятельность службы в системе образования обеспечивается практическими психологами, социальными педагогами, консультантами психолого-медико-педагогических консультаций, методистами, которые имеют высшее специальное образование. По своему статусу работники службы относятся к педагогическим работникам и в соответствии с действующим законодательством пользуются всеми правами и гарантиями, предусмотренными для них. Основными видами деятельности школьного психолога являются: просветительская и психопрофилактическая работа, психологическое консультирование, психодиагностика и психокоррекция. Школьный психолог выбирает и объединяет конкретные виды и направления работ, определяет какие из них будут приоритетными, в зависимости от специфики заведения и проблем, требующих решения.
Информационно-просветительская деятельность психолога в школе является важным направлением всей деятельности специалиста в образовательном учреждении. Данная деятельность предполагает организацию лекций и информативных семинаров, направленных на повышение психологической грамотности, специальная организация свободного времени, тренинги позитивного жизненного настроя, социальное моделирование в образовательном учреждении. Несмотря на имеющиеся положительные результаты в работе психологической службы наблюдается недостаток информационно-просветительной работы в среднем звене образовательного учреждения, в связи с этим нами разработан проект программы информационно-просветительской деятельности психолога среднего звена школы – программа «Ступеньки моего Я».
Исследования психологического состояния детей и подростков в условиях современной школы показывают, что они с раннего возраста страдают от различных неврозов, синдрома усталости и ряда других психосоматических заболеваний, связанных с нервными и психическими перегрузками, не свойственными возрасту [2, 3, 4]. Опыт работы в школе позволяет утверждать, что для учителей средних классов актуальной является проблема регуляции поведения детей, как на уроках, так и в свободное время. Эмоциональная импульсивность, конфликтность, доходящая до агрессии, грубость, вульгарность обращения друг к другу, чрезмерная обидчивость и раздражительность подростков мешает продуктивной обучающей деятельности педагога на уроках. Причины такого поведения кроются в факте падения уровня общего развития подростков, отсутствии навыков коммуникабельности, эмоциональной саморегуляции и полном отсутствии речевой и поведенческой культуры школьников среднего звена. Актуальная проблема: отсутствие в рамках современной школы благоприятных условий для формирования позитивной «Я-концепции» и развитие психологической культуры личности современных подростков, и как следствие: низкий уровень эмоционального развития, познавательного интереса, отсутствие навыков межличностного общения (речевой и поведенческой культуры подростков).
На психологических занятиях в рамках проекта «Ступеньки моего Я» не ставят оценок, каждый ребенок сможет быть услышанным, почувствовать собственную значимость, принятие группы, что очень важно для формирования позитивного образа «Я». В процессе реализации программы подросток приобретет уникальную и увлекательную возможность в познании самого себя и других ребят. Это способствует повышению психологической культуры личности подростка, который адекватно оценивает себя, знает о своих внутренних ресурсах, верит в собственные силы и возможности и готов преодолевать школьные и жизненные трудности.
Нетрадиционная форма проведения занятий, разнообразие содержания, использование большого количества игр, отсутствие напряженности, связанной с боязнью получить плохую отметку, — все это создает у ребят особый положительный эмоциональный фон и желание выполнять предлагаемые задания. На таких занятиях учащиеся не только имеют возможность сидеть свободно, но и достаточно много двигаться, играя в подвижные игры. Игры способствуют снятию напряжения и в то же время дисциплинируют, организуют ребят благодаря необходимости выполнять правила. В играх ребята охотнее выполняют то, что кажется им трудным в жизненных ситуациях, и легче усваивают предлагаемую информацию. Сочетание различных форм обучения способствует тому, что материалы занятий усваиваются намного эффективнее, чем на традиционных занятиях.
Мы рассчитываем, что проект будет способствовать наилучшей адаптации детей в условиях современного учебного процесса, а также содействует развитию общей психологической культуры:
1) развитие интеллектуальных и творческих способностей раскрывает учебный потенциал детей, что придает им уверенности в собственных силах;
2) содействие эмоциональному раскрепощению детей, умению понимать и описывать собственные чувства и чувства другого, способствует развитию эмпатии, а значит, и развитию умения конструктивно строить отношения со сверстниками и взрослыми;
3) развитие культуры общения и поведения подростков. Развитие данных показателей способствует раскрытию внутреннего потенциала личности каждого ребенка и умению пользоваться своими внутренними ресурсами всегда, когда это необходимо.
Мы считаем, что данный проект возможно и нужно применять педагогу-психологу в современной школе, это поможет учащимся в адаптации учебного процесса, а также содействует развитию общей психологической культуры ребенка и его родителей.
Список литературы
Бенера В.Е. Психологическая служба в учреждениях образования. Практикум / [учебное пособие для высших учебных заведений] / В.Е. Бенера. – Тернополь: ОАО «ТВПК «Збруч», 2008.
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе /М.Р. Битянова. – М. : Совершенство, 1998.
Матвеева Н.П. Организация работы школьного психолога: метод. рекомендации / Н.П. Матвеева. – Каменец-Подольский, 2001.
Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учебн. пособие для студ. психол. ф-тов ун-тов / Г.В. Овчарова. – М.: Издат. центр «Академия», 2003.