НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ШКОЛЬНИКОВ

Куклина А.О. 1, Пшеничнова И.В. 1
1Ивановский государственный университет, Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в системе образования Российской Федерации происходят значительные и существенные изменения, одним из которых является гуманизация образования. В связи с этим к педагогам предъявляются более высокие требования, которые включают в себя повышение уровня профессиональной подготовки, проявление активности, как творческой, так и личностной, эффективности межличностного взаимодействия и общения с учениками и их родителями. Именно о последнем и пойдет речь. Актуальность изучения данной темы связана с влиянием, которое педагог может оказать на возникновение и развитие конфликтных ситуаций, разногласий между участниками педагогического процесса. Большинство конфликтов можно избежать или сгладить, если знать, какой стиль педагогического общения и поведения наиболее применим в конкретной ситуации. Можно с уверенностью сказать, что от выбора стиля педагогического общения зависят многие компоненты процессов общения и обучения.

Каковы основные направления взаимодействия педагога с родителями обучающихся в современной школе? Рассмотрению данной проблемы и посвящена наша статья.

Проведённый анализ научной литературы позволил прийти к следующим выводам. Под взаимодействием понимается процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Целью взаимодействия педагога с родителями является психологическая поддержка и помощь в установлении в семьях адекватных родительско-детских отношений. В связи с этим перед педагогом ставятся такие задачи:

-снижение эмоционального дискомфорта;

-укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;

-стимулирование активности родителей через участие в различного рода мероприятиях;

-способствование установлению партнерских отношений родителей и педагога в вопросах воспитания и образования детей.

При взаимодействии с родителями педагог планирует всю суть этого общения, при этом проигрывая все возможные ответы. Педагог при планировании общения с родителями должен учитывать личностные интересы своего собеседника и применять индивидуальный подход. Таким образом, педагог заранее планирует и подготавливает общение с родителями используя различные планы [1, 3].

Формирование сотруднических отношений между учащимися, родителями и педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда они станут союзниками. Формы взаимодействия педагогов с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия [2]. Так, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых консультациях. На наш взгляд, все формы являются эффективными, так как в каждой из этой форм существуют характерные особенности которые являются вспомогательными в взаимодействии педагога с родителями. Выделяют следующие основные задачи во взаимодействии педагога с родителями:

• формирование активной педагогической позиции родителей;

• вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

• активное участие родителей в воспитании детей.

Исходя из проведенной работы можно составить рекомендации для педагога:

Важным для педагога является установление доброжелательных отношений с родителями, а так же их взаимодействие. Необходимо помнить, что для родителей их дети – лучшие дети в мире.

Совместными усилиями организуйте и разработайте с родителями единый взгляд или стратегию на ребенка, основанный на взаимодоверии.

Необходимо вместе с родителями разработать совместные требования к ребенку, не ущемляйте его права.

Разработайте и организуйте для ребенка режим жизни и работы дома.

Постоянно информируйте родителей о процессе воспитания, чем живет школа, успехах и продвижении в развитии ребенка.

Выявляйте причины дезадаптации, неприспособленности ребенка к школе и совместными усилиями вместе с родителями стремитесь к их устранению.

Организуйте педагогическое просвещение родителей, приобщайте их к прекрасному , стремитесь к повышению их педагогической культуры.

Организуйте коррекцию семейного воспитания для наилучшего развития индивидуальности ребенка.

Необходимо познакомиться с условиями проживания ребёнка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребёнка.

Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности как в школе, так и вне ее. Соотносите свои взаимоотношения с родителями с задачей по повышению воспитательного потенциала семьи.

Самым главным помощником вам станет родительский комитет, если вы станете единомышленниками и найдете с ними общий язык.

Работа с ребенком должна идти постоянно. Необходимо поддерживать и принимать контакт с психологом школы, совместно с ним участвуйте в различных адаптационных играх для формирования и установления эмоционального контакта, сплачивания коллектива.

На наш взгляд, учет данных рекомендаций в работе педагога позволит улучшать взаимодействие и взаимопонимание с родителями и будет в целом способствовать развитию мастерства и профессионализма педагога.

И в заключении хотелось бы сказать, что общение и взаимодействие является главной проблемой педагогики. Оно является основным средством решения задач обучения, а также решения задач по воспитанию и личностному развитию учащихся и направлено на создание благоприятной психологической атмосферы. Оптимальное состояния учебно-воспитательного процесса – это высокоэффективное достижение педагогической цели. В связи с этими ведущими положениями педагогического общения может быть принят императив И. Канта: всегда относиться к себе и учащимся как цели общения, в результате которого происходит восхождение к индивидуальности.

Список литературы

Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1997.

Проблемы общения педагога с родителями [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2014/01/10/problemy-vzaimootnosheniy-uchitel-roditel

Планирование педагогического общения и подготовка к нему [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vuzlit.ru/426840/planirovanie_pedagogicheskogo_obscheniya_podgotovka_nemu

Просмотров работы: 68