В век цифровых технологий, для того чтобы эффективно функционировать в цифровой экономике, организации должны быть подвергнуты изменениям. В настоящее время, для того, чтобы современные организации могли решать сложные вопросы, возникает необходимость в развитии передовых знаний, а также максимальное и эффективное их применение. Они должны адаптироваться к постоянно развивающимся технологиям вокруг. В качестве важного инструмента в данном вопросе необходимо выделить реинжиниринг бизнес-процессов.
Под реинжинирингом бизнес-процессов понимается фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения резкого, скачкообразного повышения показателей деятельности организации.
В условиях постоянно изменяющихся цифровых платформ и систем, для удержания своих позиций и обеспечения повышения конкурентоспособности, российским организациям необходимо адаптироваться к непрерывному и динамичному развитию информационных технологий, а также осуществлять реинжиниринг бизнес-процессов.
Существует ряд факторов, которые определяют эффективность реинжиниринга:
Мотивация. Требуется ясное определение и закрепление мотивов реинжиниринга. Руководству необходимо верить в успех изменений, и осознавать, что возможно изменение структуры организации. От руководства также требуется предоставление «лучших сил» организации в распоряжение команды реинжиниринга.
Руководство. Проект реинжиниринга должен осуществляться с непосредственным участием высшего руководства организации. Руководитель должен быть ответственным, иметь авторитет в организации. Руководитель должен иметь активную позицию. Руководитель должает осознавать то, что при реализации проекта могут возникать трудности (например, сопротивление переменам со стороны сотрудников организации), от руководителя требуются приложение значительных усилий для преодоления трудностей и реализации проекта. Предполагаемые результаты должны быть оценены руководителем реалистично.
Сотрудники. При осуществлении реинжиниринга важную роль играют сотрудники организации. Они должны обладать определёнными полномочиями, высоким уровень компетентности. Сотрудники должны осознавать важность проведения реинжиниринга и двигаться к целям проекта. Участники проекта не должны руководствоваться собственными амбициями, которые способны нанести ущерб целям организации.
Так Б. Виллор подразделяет сотрудников на следующие категории:
«Ослы». Данная категория сотрудников организации достигла определенных целей в карьере. Она предпочитает стабильность и может противиться переменам;
«Тигры». Это молодые карьеристы, умеющих концентрироваться на новых задачах, однако ими возможно неприятие мнения других;
«Акулы». К данной категории относятся сотрудники, разработавшие инструкции и процедуры для управления организацией. «Акулы» имеют влияние в организации, и могут представлять угрозу для реальных изменений.
Консультанты. Консультанты способны оказать значимую помощь при проведении реинжиниринга. Однако консультанты не должны входить в штат компании, их роль должна быть поддерживающей, но не управляющей.
Бюджет. Для проекта необходим собственный бюджет.
Технологическая поддержка. Проведение работ по реинжинирингу требует применение определенных методик и инструментальных средств.
Результаты проекта должны быть четко определены.
При проведении реинжиниринга необходимо фокусировать усилия на приоритетных целях
Участники проекта должны осознавать риски данного мероприятия.
Реинжиниринг бизнес-процессов в условиях цифровой экономики позволит российским организациям не только адаптироваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям функционирования, но и выходить на новые качественные технологические, производственные и управленческие уровни.