Профессиональное выгорание педагогического работника - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Профессиональное выгорание педагогического работника

Фоменко А.Ю. 1, Саданова В.Н. 1
1НГГТИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из наиболее значимых профессий в наше время является профессия педагога. Профессиональная деятельность педагога представляет собой комплекс необходимых знаний, умений и личностных качеств. Педагогическая деятельность связана с формированием общественного сознания и культурного наследия будущего поколения. В результате социально-экономических изменений педагог начинает менять отношение к своей профессиональной деятельности, увеличивается эмоциональное и психическое напряжение, растёт стресс на рабочем месте, снижается работоспособность педагога, появляются нарушения. Увеличивается число конфликтов с коллегами-педагогами и обучающимися, возрастает уровень тревожности и беспокойства, появляется равнодушие к проблемам окружающих, в том числе и к собственной жизни, пропадает уверенность к себе.

Наиболее стрессогенными являются профессии типа «человек-человек», к которому относится профессиональная деятельность педагога. Результаты многочисленных исследований показывают, что психологическое и эмоциональное напряжение, отсутствие эмоциональной разрядки приводят к профессиональному выгоранию педагога, он начинает страдать различными психосоматическими болезнями. Проблема эмоционального выгорания педагогов является достаточно актуальной в современном мире, так как эмоциональное и психическое состояние педагога напрямую влияет на психологическое здоровье обучающихся, а также на их тягу к обучению.

Основная часть.

Профессиональное выгорание педагога представляет собой состояние психического и эмоционального истощения, устойчивую стрессовую реакцию, появляющуюся после продолжительных стрессов на рабочем месте.

К. Маслач и С. Джексон (1981 г.) сформировали модель синдрома профессионального выгорания педагога, являющуюся наиболее распространённой в современном обществе. Они выделили три компонента:

эмоциональное истощение – проявляется в чувстве усталости, беспомощности нервных срывах, равнодушии к потребностям окружающих.

деперсонализация – выражается в формировании негативного отношения к другим людям, в том числе к обучающимся.

редукция личных достижений – склонность педагога к негативному восприятию и оценке своих возможностей, успехов и достижений.

В настоящее время педагоги находятся на 2 месте среди профессий-лидеров с синдромом профессионального выгорания. В 2013-2014 гг. МГО профсоюза было проведено исследование, участниками которого стал 641 московский педагог. Результаты данного исследования выявили, что рабочая нагрузка педагога составляет 70,5 часов, что превышает установленный для него рабочий режим почти в 2 раза. Таким образом, можно рассчитать, что один рабочий день в данном случае составляет 11 часов и более.

Было установлено, что:

Схема 1. Результаты исследования МГО профсоюза.

Также, в 2014 г., Московская городская организация Общероссийского профсоюза образования проводила анкетирование среди педагогов в возрасте до 35 лет для изучения их психологического и эмоционального здоровья. В данном исследовании была использована методика В. Бойко для диагностики уровня профессионального выгорания. Результаты анкетирования показали, что установившийся синдром профессионального выгорания наблюдается даже у молодых педагогов.

Таким образом, несмотря на обилие учебных материалов, современные оборудованные аудитории, огромные возможности для профессионального и личностного развития и самосовершенствования, синдром профессионального выгорания по-прежнему остаётся распространённым явлением в профессиональной деятельности педагога.

Возникает вопрос: что же нужно делать, чтобы предотвратить или свести шансы возникновение синдрома выгорания к минимуму?

Прежде всего, педагог должен обладать определёнными качествами, снижающими риск выгорания, такими, как:

хорошее здоровье, ведение здорового образа жизни;

высокая самооценка, уверенность в себе и своих силах;

умение преодолевать стресс в процессе педагогической деятельности;

высокий уровень культуры и воспитания;

креативность и оригинальность;

умение приспосабливаться к напряжённым условиям;

открытость, общительность;

позитивный настрой, оптимизм, чувство юмора.

Кроме этого, педагогу необходимо:

постоянно развиваться, совершенствоваться, повышать свою квалификацию;

общаться не только со своими коллегами, но и с представителями других профессий;

планировать и контролировать свой путь профессионального развития;

принимать участие в различных конференциях, семинарах для обмена опытом;

постоянно анализировать и корректировать свою педагогическую деятельность.

пользоваться правом на ежегодный удлинённый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством РФ (ФЗ-273, ст. 47, п. 5).

В то же время противодействие выгоранию обеспечивают меры по поддержанию высокого качества жизни педагогов, которые должны обеспечить власти:

Предоставление жилых помещений педагогическим работникам в случае необходимости (ФЗ-273, ст. 47, п. 5);

Обеспечение конкурентоспособного уровня оплаты труда;

Создание необходимых условий для эмоциональной разгрузки, поддержания и укрепления здоровья педагогов, а также для их отдыха;

Предоставление высокого статуса для профессии педагога.

Что касается руководителя образовательной организации, ему необходимо:

Проводить грамотный отбор и расстановку кадров;

Способствовать повышению квалификации педагогических работников и их профессиональному росту;

Предоставить безопасные и оснащённые аудитории для проведения занятий;

Мотивировать работников, поощряя и награждая их за успехи и достижения в педагогической деятельности;

Обеспечить поддержку со стороны коллег и обучающихся;

Проводить тренинги для психологической разгрузки и формирования стрессоустойчивости педагогов.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что проблема профессионального выгорания педагогического работника имеет огромное значение в современном мире. Решение данной проблемы требует усилий не только педагога, но и руководителя образовательного учреждения, а также властей.

Список литературы.

Харланова Ю. В. Профессиональное выгорание педагогов: выявление и профилактика.//Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях новых образовательных и образовательных стандартов. С. 94-98. – 2015.

Профессиональное выгорание педагогов: кто виноват и что делать? – «УГ Москва», №45 – 2015 г.

Профессиональное выгорание педагогов. – СтудМи.

Просмотров работы: 7