Экскурсия, как форма профориентационной работы в начальной школе. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Экскурсия, как форма профориентационной работы в начальной школе.

Давлетова А.Р. 1
1Шадринский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Программа начальной школы по окружающему миру включает в себя урок: «Все профессии нужны! Все профессии важны!», так как необходимость  профориентационной работы со школьниками очевидна. С каждым годом на ряду с новыми технологиями появляются и новые профессии. Детей нужно готовить к тому, что им придётся постоянно повышать свой уровень знаний сначала повышая квалификацию, а позже осваивая смежные специальности. Своевременная возможность освоения новой специальности сделает их ценными специалистами, востребованными на рынке труда. Престижность каждой профессии должна учитываться, наряду с учётом интересов и способностей обучающихся. Экономист или ветеринар не менее полезен для общества, чем учитель и юрист. Главной задачей педагога является помощь обучающимся в выявлении круга интересов по отношению к будущей профессии, которая должна приносить им чувство удовлетворения и полезности, создание нужного и важного для своей страны.

Возникшая необходимость в предпрофильном обучении и воспитании младших школьников, которая выполняет подготовительную функцию, и является подсистемой профильного обучения.

Раскрывая сущность профориентационной работы, необходимо дать определение понятий, являющихся ее основой.

Профессия (от лат. «professio» – официально указанное занятие, специальность) – род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.

Ориентация – умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.

Профориентация – система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

Профессиональная ориентация в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение обучающимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

При работе с обучающимися учитываются и возрастные особенности младшего школьного возраста.

Для младших школьников профориентационные занятия направлены на создание у детей наглядных представлений о мире профессий. Именно это создает психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания обучающихся. Содержание и структура занятий в начальных классах определяется возрастными особенностями младших школьников.

Восприятие детей 2–4-го классов становится уже более дифференцированным. Тем не менее, необходимо продолжать использовать в работе упражнения на сравнение двух схожих объектов, явлений, слов, значений, ситуаций. Очень важно во 2–4-м классах развивать способность к интерпретации. Если в первом классе некоторым детям сложно перечислить и объяснить, что изображено на картинке, то со второго класса нам необходимо развивать умение детей описывать, какие события изображены на картинке и давать оценку происходящему на ней. Если у дошкольников и первоклассников наблюдение носит целостный характер, то во 2–3-м классе взрослому необходимо развивать умение устанавливать внутренние взаимосвязи между предметами и явлениями, умение сравнивать ситуации, явления. По-прежнему важно развивать у детей умение аргументированную точку зрения.

Если первоклассники могут сохранять внимание в течение лишь 30–35 минут, то во 2–4-м классах это время увеличивается до 40–45 минут. К окончанию 3–4-го классов школьники должны уметь быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Также важно развивать умение распределять внимание. Эта способность развивается при использовании парных и групповых форм работы в школе. К примеру, называть качества, необходимые для определенной профессии, обучающимся начальных классов легче в парах.

При этом активно развивается воображение детей, которое необходимо использовать для развития пространственного мышления и стратегического мышления.

Третий класс - переломный в жизни детей, именно в этот период они начинают действительно осознанно относиться к обучению, проявляя активный интерес к познанию. В этот период происходит первичное осознание потребности в саморазвитии. Становится более устойчивой самооценка, таким образом, появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки.

Познакомимся с формами  и методами профориентационной работы.

      Основой этой формы работы является собственно проведение самого профориентационного занятия. Но дополнительными структурными элементами могут быть:

Беседы с приглашенными специалистами. При этом важно помнить, что специалистов нужно готовить, направляя их речь в русло, понятное детям. Обращаясь к родителям, важно помнить, что многие родители чувствуют неловкость выступая перед аудиторией и самостоятельно составить план выступления не смогут.

Оформление уголка профессии в классе. В этом уголке могут быть книги, фотоматериалы, так или иначе связанные с профессией. В процессе проведения занятия к этому уголку необходимо обращаться, концентрируя на нем внимание обучающихся.

Организация экскурсий на предприятие города или поселка. В проведении экскурсии главное - сосредоточиться на одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий. Для целей профориентации важно показать существенные характеристики профессии.

Не нужно упускать из виду и ведение «профессионального портфолио», в которое они будут вкладывать интервью, вырезки из газет, свои рисунки и письменные работы.

Формирование представлений младших школьников о профессиях осуществляется в процессе обучения при помощи различных методов и средств обучения. Рассказ, беседа, дискуссия, наглядные методы обучения, иллюстративные пособия, плакаты, таблицы, картины, позволяющие обучающимся не только более прочно усвоить необходимые понятия, но и создать более яркий образ того будущего, которое их ожидает.

Мини-лекция о содержании профессии. Лучше всего рассказывать о профессии самому специалисту, беседуя с ним, и отвечая на вопросы. Лучше, конечно, вести эту беседу прямо на рабочем месте, но так как сделать это не всегда получается по объективным причинам, то мы должны представить эту профессию максимально наглядно. Рассказ о профессии должен длиться не более 5–7 минут, с сопровождением наглядных материалов: фотографий, рисунков, орудий труда и др. Рекомендуется представлять рассказ о профессии в форме истории об одном дне специалиста, о его биографии. Но независимо от выбранной формы, лекция должна быть проведена на языке ребенка начальных классов и включать в себя такие моменты, как: условия труда, орудия труда, история профессии, ограничения при работе по этой профессии, интересные случаи. Эта информация может быть разделена на отрывки и рассказываться фрагментами.

Методика неоконченных предложений.  На урокеобучающимся предлагаются незаконченные предложения, которые они должны завершить. Выявляется отношение учащегося к трудовой деятельности, интерес к той или иной профессии, а также наличие потребности участвовать в трудовой деятельности.

Одна из целей предпрофильной подготовки - дать ребёнку возможность попробовать себя, свои силы в разных видах деятельности, творчества. Разнообразие собственного опыта, увлечений, дел позволяет обучающемуся лучше понять, что именно ему нравится, к чему лежит душа, что у него лучше получается. Такое самопознание необходимо для того, чтобы подросток мог уже осознанно выбрать дальнейшее направление своей специализации, исходя из своих интересов и представлений о своих возможностях и способностях.

Профориентационные занятия в школе.

В начале учебного года было проведено обследование обучающихся по их интересам и склонностям к разному роду деятельности. Психолог на основе анкетных данных сделал вывод: из 25 обучающихся выделилось 6 групп. I - склонность к работе с людьми – 43%; II - склонность к исследовательской деятельности – 19%; III - склонность к практической деятельности – 38%; IV - склонность к эстетическим видам деятельности – 34%; V - склонность к экстремальным видам деятельности – 30%; VI - склонность к планово-экономической деятельности – 12%.

Между интересами и склонностями много общего, но есть и различие. Интересы выражаются формулой «хочу знать», а склонности – формулой «хочу делать». К примеру, можно быть фанатом футбольной команды, посещать все игры с ее участием, но при этом не делать даже утренней зарядки. Профессию надо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями. А интерес формируется в реальном деле.

Были даны рекомендации учителю и родителям обратить внимание на их интересы и склонности. Также на родительском собрании было проведено анкетирование, где выяснилось, что родители советуют своим детям выбрать такую профессию, которая им нравится. Интересно, что для многих родителей вопрос о выборе профессии был один из самых трудных в их жизни. 

В результате на профориентационных занятиях ребята получают знания о мире профессий, знакомятся с наиболее популярными профессиями. Формируется положительное отношение к трудовой деятельности, обогащаются представления младших школьников о качествах, необходимых им в труде, понимание общественной значимости труда. Таким образом, к концу 3 класса обучающиеся могут делать первые пробы выбора.

Профессиональное самоопределение личности – сложный длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Психологические особенности младшего школьного возраста особенно благоприятны для развития первых профессиональных интересов. Чем глубже и шире будет осуществляться этот процесс в младших классах, тем эффективнее будет формирование профессионального самоопределения в старших классах.

Таким образом, обучающиеся получают возможность попробовать себя, свои силы в разных видах деятельности и творчества. Это поможет осознанно выбрать дальнейшее направление своей специализации, исходя из своих интересов и представлений о своих способностях.

Экскурсия оказывает большое влияние на формирование интереса к профессии, сочетая в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализирования, сравнивания. Экскурсию можно рассматривать, как специфический организованный урок, и его эффективность значительно возрастает, если подготовить экскурсовода, продумать маршрут и объекты осмотра, подготовить обучающихся к активному восприятию информации.

    Чтобы экскурсия вызвала интерес у школьников, важно во время экскурсии правильно преподнести материал. При этом необходимо соблюдать общие правила проведения экскурсий. Прежде всего, необходимо регулировать численность группы. Как правило, можно работать с группой 20-25 человек, но опыт показывает, что это достаточно большая группа. Эффективность снижается, ребятам очень часто не слышно экскурсовода, нет возможности ближе рассмотреть объект. Мы когда идем на экскурсию на предприятие стараемся договориться заранее с экскурсоводом о делении ребят на подгруппы по 10- 12 человек. Обычно ребят сопровождают на экскурсию 2 человека (классный руководитель и преподаватель или представитель родительского комитета).

Профориентационная экскурсия является одним из видов сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, сочетающая в себе не только наглядность и доступность информации, но и возможность формирования у ребят интереса к профессии. Экскурсия помогает школьникам соотнести свои профессиональные интересы и знания, полученные в школе, с новыми представлениями о профессиях, знакомит их с различными видами трудовой деятельности и потребностями в кадрах. В перспективе способствует осознанному выбору своего профессионального пути.

Просмотров работы: 157