Психолого-педагогические условия развития социальных навыков детей раннего дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Психолого-педагогические условия развития социальных навыков детей раннего дошкольного возраста

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования определяется согласованнием действий родителей и воспитателей для ообеспечения полноценного процесса адаптации детей раннего возраста в ДОУ.

Адаптация (от лат. adaptatio – приспособление), по Ж. Пиаже, обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды или, что одно и то же, равновесие во взаимодействии субъекта и объекта.

В нашем исследовании адаптацию детей к условиям детского сада мы рассматриваем как - адаптацию, как многоплановый процесс, который включает в себя социализацию в группе сверстников, усвоение правил и норм жизни в детском саду, формирование внутренней позиции ребенка. Вместе с тем, в отношении детей, которые испытывают трудности приспособления к детскому саду, следует рассматривать понятие «дезадаптация», под которой мы понимаем невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях той микросоциальной среды, в которой он находится.

Критерии дезадаптации детей раннего возраста.

1. Сон. Это первое, на чем может сказаться эмоциональная и психологическая перегрузка ребенка, посещающего детский сад. Ребенок может начать просыпаться среди ночи, плакать, не просыпаясь, говорить во сне. Ребенок, который раньше вставал среди ночи и писал на горшок, может начать писаться в кровать. Ребенок, который писался один раз за ночь, может начать писаться чаще. Может измениться ритуал отхождения ко сну: из спокойного и самостоятельного может стать длительным, требующим присутствия родителей, с капризами перед сном и нетипичным для ребенка поведением. Изменение сна - это один из первых признаков, который появляется в результате психологической перегрузки при посещении детского сада.

2. Поведение ребенка до и после детского сада. Если вы все сделали правильно, и ребенок пошел в детский сад легко и с удовольствием, на второй или третьей неделе ситуация может измениться. Ребенок может начать капризничать с утра и говорить, что он не хочет идти в детский сад, аргументируя это тем, что он не выспался, плохо себя чувствует, хочет сегодня остаться дома.

3. У детей, которые даже в домашних условиях имели проблемы с едой, дезадаптация к детскому саду очень часто выражается в нежелании есть в детском саду. Боязнь прийти в детский сад к завтраку, остаться там на обед, негативная реакция малыша на запах еды в детском саду - это результат общего стресса, который ребенок переживает в адаптационный период.

4. Одним из неярких, но очень важным признаком детсадовской дезадаптации является изменение взгляда и мимики ребенка, его осанки и манеры двигаться. Не стоит думать, что это пройдет само собой.

5. Частые респираторные заболевания и обострение хронических заболеваний - один из самых распространенных признаков того, что нагрузка при посещении ребенком детского сада ему не по силам.

В психолого-медицинской литературе выделены три фазы прохождения адаптационного периода.

Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе. Что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
2. Подострая фаза, характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
3. Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Психолого-педагогическое сопровождение детей в период адаптации к ДОО должно осуществляться по следующим направлениям:

1. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам: организации режима дня, создания предметно-развивающей среды в домашних условиях.

Данные процесс перехода ребенка из семьи в детский сад сложен, как и для ребенка, так и для родителей. Поэтому чтобы ребенку было легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения родителям необходимо создать для ребенка режим дня (прием пищи, сон, игры, прогулки) максимально приблизить к режиму детского сада. Родители должны рассказывать ребенку о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему они хотят его туда повести (там хорошо, интересно, там много других детей, игрушек с которыми можно играть и т.д.). Так же дома можно поиграть в игру «Детский сад», обыграть ситуации, которые могут возникнуть в детском саду.

После прихода из детского сада, родителям необходимо интересоваться у ребенка о том, чем он занимался, как прошел его день, что было сегодня интересного. Обязательно нужно делать акцент на положительные эмоции, так родители сформируют у ребенка позитивное отношение к детскому саду.

Воспитатель обязан предупредить родителей об особенностях адаптации детей и попросить их обязательно рассказывать о том, как ведет себя ребенок дома. Если ребенка заранее приучили к режиму дня, который ждет его в детском саду, если он умеет проситься в туалет, умеет сам держать ложку, играть с игрушками, интересуется ими, способен хотя бы к кратковременному контакту с другими детьми, доверяет воспитателям, то большинство проблем, связанных с адаптационным периодом можно будет избежать.

2. Создание условий для эмоционально-психологического комфорта детей раннего возраста

Проводится работа по созданию условий, облегчающих период адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

Формы и методы работы

-Разработка рекомендаций по созданию условий для эмоционально – психологического комфорта детей.

-Разработана памятка. «Организация развивающей предметно – пространственной среды».

-Памятка. «Особенности организации прогулки в период адаптации».

-Воспитатели знакомят родителей с показателями нервно-психического развития детей, объясняя, что должен уметь ребенок этого возраста, знакомят с методикой определения нервно-психического развития детей раннего возраста

-В период адаптации воспитатели ведут дневники наблюдений за малышами, ежедневно оформляя лист наблюдений (Приложение 6) и сообщая родителям новости из жизни ребенка. Для получения обратной информации в группах можно сделать «Почтовые ящики», в которые родители могут поместить вопросы и пожелания.

-Согласование методики режимных процессов с семьей.

Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатели составляют план воспитательно-образовательной деятельности. При этом выбирают разнообразные направления работы с детьми.

-Разработана система мониторинга достижения детьми планируемых результатов.

-Организация игровой деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей.

Направления работы для организации успешной адаптации детей раннего возраста:

- развлечения;

- консультации для родителей;

- памятки;

- интересные для детей дидактические игры;

-подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей;

- элементы устного народного творчества.

Используются различные методы, приемы и формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.

3. Работа с детьми.

Занятия с детьми раннего возраста отличаются не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т. Д

Поэтому, в работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты:

1. Ребенок познает мир с помощью взрослого человека, путем подражания Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении. В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения

2. Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. (Элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.)

3. Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение. Предположение, что необходимо постоянно вносить разнообразие в игры и занятия ребенка, правильно для детей старшего возраста. А малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр. Чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.

4. Содержание материала должно соответствовать детскому опыту Основные темы занятий – быт человека, животные и птицы, растения, сезонные изменения и погода и т. д. Одни и те же сюжеты закрепляются, уточняются, расширяются на разных занятиях. Повторное использование знакомых сюжетов в работе с маленькими детьми вполне оправданно и полезно.

5. Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала Если малыш попытается выполнить задание, и оно у него не получится, то он быстро потеряет интерес. В этом случае будут разочарованы и ребенок и взрослый, а в следующий раз малыш может отказаться от попыток выполнения сложного задания. Материал должен быть доступен для маленького ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию.

6. Необходимо контролировать длительность игры. Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно. Также во время занятия необходимо гибко варьировать длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.

7. Необходима смена видов деятельности. Смена видов деятельности, когда игра состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия.

8. Малышам необходима положительная оценка их деятельности. В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому старайтесь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентируйте на ней внимание. Скажите, например: «Потом еще раз попробуем», «В следующий раз обязательно получится», «Ты старался, – молодец!». Чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, хвалите их почаще.

Для ребенка детский сад это новый период в жизни. Не все дети принимают без проблем. Многие дети реагируют на детский сад плачем. Есть дети, которые легко входят в группу своих сверстников, но плачут дома, другие, же дети перед входом в детский сад капризничают, а вечером не хотят уходить домой.

Как только ребенок начинает ходить в дошкольное учреждение его жизнь меняется: отсутствие родителей и родственников, режим дня, иные требования к поведению. Все это создает для ребенка стрессовую ситуацию.

Дети раннего дошкольного возраста очень ранимы, они не приспособлены к отрыву от родителей. Чем старше становится ребенок, тем быстрее он адаптируется к новым условиям.

Учитывая исследования ученых о степени тяжести адаптации можно судить по некоторым критериям:

1.плохой сон,

2нарушение питания,

3.проявление отрицательных эмоций в общении,

4.боязнь пространства,

5.частые заболевания,

6.снижение веса,

7.вялость.

С первого дня пребывания ребенка в дошкольном учреждении необходимо для него обеспечить психологический и физический комфорт, что смягчит неприятные моменты. От того сколько будет привыкать ребенок к новым социальным условиям, а также характер поведения в первые дни зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Основным видом детской деятельности является игра. В период адаптации игра становится главным расслабляющим средством для дошкольников. Её основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду, помочь запомнить имена других детей и воспитателей.

Игра помогает создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

В своей работе я использую игры из книги А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению». Здесь подобраны игры и упражнения, которые помогут ребенку успешно адаптироваться к условиям ДОУ, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений. [3]

Совместными усилиями воспитатели и родители должны организовать жизнь ребенка так, чтобы адаптация к дошкольному учреждению прошла наиболее безболезненно, чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к дошкольному учреждению, навыки общения с взрослыми и детьми, что необходимо для дальнейшей жизни в обществе.

Список литературы:

Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж. ТЦ Учитель, 2004

Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста.– М.: Просвещение, 1985

Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2003

Просмотров работы: 8