Под профессионализмом понимают особое свойство людей регулярно, результативно и надежно выполнять профессиональную деятельность в самых разнообразных условиях. [2] В понятии "профессионализм" отражается уровень усвоения человеком психологической структуры профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и лицеприятным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Но понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что в современном, быстро изменяющемся мире социально-экономические условия заставляют по-другому посмотреть на профессию педагога: посмотреть на нее с точки зрения профессионализма и мастерства в педагогической деятельности.
Каковы пути повышения профессионализма и компетенции педагога? Решению данной проблемы посвящена эта статья.
Анализ научной литературы позволил сделать следующие выводы: Профессионализм педагога – это единая черта личности педагога, которая предполагает владение им видами профессиональной деятельности и наличие у него сочетания важных психологических качеств, обеспечивающих результативное решение профессиональных педагогических задач по обучению и воспитанию детей. [4]
На данный момент к единому мнению о понятии «компетенция» ученые не пришли, но можно сказать, что компетенция – это уровень сформированности у педагога профессиональных умений и навыков, наличие багажа знаний, необходимых для преподавания.
Понятия «профессионализм» и «компетенция» рассматриваются в тесной взаимосвязи друг с другом и важны для понимания каждого педагога, который хочет повысить качество своей профессиональной деятельности.
Профессиональная компетентность учителя — владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания. [1]
Для повышения уровня профессионализма и компетентности педагога на данном этапе развития педагогической науки существует достаточно форм:
Методические советы – организационные координационные органы методической работы.
Проблемные семинары и практикумы направлены на обеспечение единства теоретической и практической подготовки учителя.
Школа передового опыта реализует цели и задачи индивидуального и коллективного руководства.
Проблемная группа устремляет свои старания на изучение, обобщение и распространение опыта, разработку и внедрение собственной концепции или методической находки, проводит опытно-экспериментальную работу в соответствии с основными признаками научно-исследовательской работы.
Научно-педагогические конференции, педагогические чтения, творческие отчеты являются конечными формами методической работы.
Самообразование педагога – это один из важных направлений развития и совершенствования педагогического мастерства. Оно опирается на имеющиеся знания педагога и индивидуальные особенности интеллектуальной деятельности. Опыт работы над собой в плане самосовершенствования составляет предпосылку профессионального самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию своей личности как профессионала: адаптирование своих индивидуально неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социальнонравственных и других свойств личности. [3]
Рефлексия – заключается в умении учителя дать объективную, адекватную оценку себе и своим поступкам, понять свою роль и предназначение в педагогическом процессе, осознать то, что он является главной фигурой в формировании личности учеников.
Аттестация педагогических кадров стимулирует рост профессионализма, квалификации и продуктивности педагогического труда, творческой инициативы. Целью аттестации является установление соответствия уровня профессиональной компетентности педагога требованиям, которые предъявляются к квалификационной категории (первой или высшей), а также занимаемой должности.
Для поиска путей повышения профессионализма и квалификации педагога он должен владеть понятиями «профессионализм», «компетентность»; должен знать личностные качества, необходимые для плодотворной и результативной работы педагога; должен знать критерии и уровни профессионализма и компетентности.
Характеристикой высокого уровня профессионализма педагога могут быть наличие сформированных умений:
аналитических (анализ совместной деятельности по устранению проблемы);
рефлексивных (самоанализ собственной деятельности);
проективных (определение программы деятельности, исходя из системного понимания ситуации);
прогностических (выделение цели деятельности, ее задач, отбор способов осуществления, предвидение результата);
коммуникативных (владение культурой межличностного общения).
Изучение уровня сформированности профессионализма и компетентности педагога – это очень важный этап, который позволяет построить свою работу исходя из недостатков и достоинств конкретного педагога. На наш взгляд, все методы и формы диагностики уровня профессионализма и компетентности имеют место быть, логичны и эффективны, а их разнообразие позволяет каждому педагогу подобрать для себя подходящую ему методику.
Список литературы
Зязюн, И.А. Основы педагогического мастерства / Учебное пособие для вузов/ И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич. – М.: Просвещение, 1989.- 302 с.
Петренко А.А. Развитие профессионализма педагога в системе непрерывного образования: ведущие тенденции/ А.А. Петренко// Вестник ТГУ. – 2008.-№2. – С. 312-316.
Сластенин, В.А. Учителю о педагогической технике / В.А. Сластенин. – Казань, 1993. – 98 с.
Щепотин А. Ф. Эффективная система методической работы с педагогическими кадрами. // Профессиональное образование, 2012. – № 8. — С. 58–62.