МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА

Стыденко А.С. 1, Бакленева С.А. 1
1Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Воронеж, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время образовательный процесс в любом учебном заведении уже нельзя представить без средств мультимедиа. Этот вид технических средств предоставляет обучающимся возможность для углубленного изучения дисциплин с учетом личностных интересов, что оказывает значительное влияние на качество обучения в современных условиях интенсивной информатизации обучения и заслуживает детального анализа. В данной статье предпринята попытка раскрыть влияние технических средств на качество усвоения учебного материала курсантами военных вузов.

Высокий потенциал федеральных государственных образовательных стандартов, Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года 1, а также руководящих документов 2, регламентирующих образовательную деятельность, в современном образовательном процессе ввуза самостоятельной подготовке курсантов уделяется особенное внимание. Именно в часы внеаудиторной деятельности обучающиеся могут более детально изучить тот материал, который был дан преподавателем на лекционных и практических занятиях.

Лекционные занятия проводятся, как правило, в специально оборудованных аудиториях, в которых, помимо конструкционных особенностей, присутствует и техническое оснащение в виде персонального компьютера в комплексе с мощным мультимедийным аппаратом, в свою очередь, состоящим из проектора и интерактивной доски. Имеющаяся система позволяет преподавателю более эффективно изложить свой материал, взаимодействуя с мультимедийной системой, воздействуя таким образом, как на слуховое восприятие обучаемых, так и на зрительное, путем визуализации изображений. Применительно к визуализации – интерактивное управление на «умных досках» позволяет превращать привычное отображение какой-либо схемы или чертежа в более развернутом виде.

На практических занятиях предполагается отработка изученного на лекциях материала. Роль преподавателя в этом случае заключается в прогнозировании возможных смысловых барьеров и планировании путей их нивелирования 3. Кроме того, дополнительные затруднения могут вызвать группы большой численности, поскольку и в этом случае от преподавателя требуется личная активность каждого курсанта, присутствующего на занятии. Решению этой проблемы способствуют трансляции учебных видеофильмов, применение которых позволяет наглядно представить изучаемые процессы, обеспечивая достижение поставленных на занятиях целей.

На завершающем этапе проводятся самостоятельные занятия. Курсанту представлен широкий спектр возможностей по обучению: доступ в электронную сеть, изучение цифровой литературы (электронных учебников), просмотра тематических видеоматериалов с подробным объяснением и, в последующем, отработкой проверочных интерактивных тестов и контрольных заданий с возможностью формирования статистических данных об индивидуальных достижениях обучающихся.

Стоит отметить, что внедрение мультимедийных средств в учебный процесс военных вузов положительно влияет на усвоение материала в целом 4. Помимо лекционных, практических занятий курсант может самостоятельно изучать те материалы, которые отвечают его интересам и, при необходимости, формировать свое личное расписание в рамках самостоятельной подготовки и составлять свой индивидуальный учебный план. Доступ к сетевым ресурсам, электронным библиотекам обеспечивает реализацию учебного процесса с учетом личностных интересов и базового уровня знаний каждого курсанта.

Положительными аспектами мультимедийных средств являются: интерактивность, свободный доступ, доступность (большинство учреждений оборудованы специальными аудиториями), а также способность к «насыщению» бесконечным количеством данных, что позволяет повысить мотивацию к изучению дисциплин на основе избирательного подхода, т.е. выбора той литературы, в которой отражены близкие обучающемуся идеи на исследуемую проблематику.

Однако, объективно существуют и негативные стороны учебного процесса с использованием данных технических средств, как отмечают некоторые исследователи, – нерациональное использование личного времени, бесполезное пребывание в информационном пространстве. До начала этапа компьютеризации учебного процесса обучающимся, для того, чтобы самостоятельно освоить необходимый материал приходилось тратить немалое время на поиск информации в библиотеках, книги в которых представляли собой монотонное исполнение и не всегда могли в полной мере удовлетворить требования курсанта, что в последствии могло пагубно сказаться изучении дисциплины в целом. Однако, в этом случае курсанту необходимо было планировать свою деятельность заранее, путем составления определенного учебного плана, тем самым прививая себе дисциплинированность и пунктуальность. Сейчас же, обучающемуся предоставляется возможность доступа ко множеству различных данных, которые могут повлечь за собой переизбыток лишней информации, а также привить чувство «легкодоступности» ко всей информации, в том числе и к жизни в целом.

Кроме этого, чрезмерное взаимодействие с электронными средствами может пагубно воздействовать на общее физическое состояние (зрение, осанка и т.д.)

Таким образом стоит отметить, что внедрение в учебную деятельность курсантов мультимедийных средств позволило повысить качество образования в общем, систематизировать учебные методики, которые направлены на привитие обучающимся новаторства. А воздействие вредных составляющих можно уменьшить путем рационального распределения времени.

Список литературы:

Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://sc.mil.ru/social/strategy.htm (Дата обращения: 21.05.2018).

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. N 670 г. Москва "О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"" // Российская газета - Федеральный выпуск №6570 (298), 2014. – 30 дек. С. 9.

Крысанов М. А. Содержание и организация самообразовательной деятельности курсантов высшего военного института: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Томск, 2009. –25 с.

Журавлева О. Б., Крук Б. И. Дистанционное обучение: концепция, содержание, управление. Новосибирск: Изд-во Сиб. гос. ун-та телекоммуникаций и информатики, 2001. 86 с.

Просмотров работы: 130