ПАТРИОТИЗМ КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПАТРИОТИЗМ КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Терещенко О.А. 1, Мартынов М.И. 1
1Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Воронеж, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях серьёзное внимание уделяется вопросам совершенствования патриотического воспитания курсантов, улучшения подготовки молодого поколения к воинской службе и защите национальных интересов государства. Воспитание верных защитников Отечества, способных обеспечивать надёжную безопасность страны, предусматривает поиск направлений в области содержания патриотического воспитания, его организационных и методических приёмов, связанных с формированием высоких морально-психологических качеств военнослужащих [2].

Патриотизм является характерной чертой военнослужащих Российской армии. Он проявляется в знании ими отечественной истории и национальных традиций, уважении духовных и культурных ценностей страны, ответственности за её будущее. Патриотическое воспитание предполагает распространение среди курсантов конституционных и правовых норм, утверждение в их сознании чувства долга, чести, совести, любви к Родине, гордости за Отечество, готовность к его защите.

Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания. «Составной частью патриотического воспитания, – отмечается в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, – является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности военнослужащих к армейской службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убеждённостью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации» [1].

Задачами патриотического воспитания являются:

– изучение и уяснение военнослужащими требований военной присяги, воинских уставов и наставлений, выполнение приказов командиров и начальников;

– развитие у военнослужащих ответственности за защиту Отечества, сознательного отношения к овладению боевой техникой и оружием;

– формирование у военнослужащих таких морально-психологических качеств как стойкость, мужество, способность преодолевать трудности военной службы;

– развитие у военнослужащих инициативы, самостоятельности и творческого отношения к выполнению учебных задач.

Главная цель патриотического воспитания курсантов – формирование духовно-нравственных ценностей, развитие личности, обладающей социально значимыми качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его стабильности и безопасности [4].

Анализ теоретической и методической литературы позволяет выделить следующие направления в организации патриотического воспитания курсантов военного вуза.

1. Учёт в обучении и воспитании курсантов исторических традиций, примеров мужества и героизма предшествующих поколений формирует мировоззрение курсантов, побуждает их сознание и волю на выполнение воинского долга. В настоящее время предельно очевидной стала необходимость обращения к истории, ратным подвигам русского народа. Тому есть многочисленные примеры в годы Великой Отечественной войны, когда за мужество, беззаветную преданность Родине, непреклонную волю к победе, массовый героизм свыше 11, 6 тысяч советских воинов были удостоены звания Героя Советского Союза и более 7 миллионов награждены орденами и медалями. В современной истории немало примеров, когда целые подразделения российских воинов демонстрировали пример массового героизма: легендарная 9 рота 345-го отдельного полка ВДВ в Афганистане, 6 рота 104-го парашютно-десантного полка 76 -й Гвардейской Псковской дивизии ВДВ в Чечне [3]. Продолжая эту тему, следует отметить, что среди Героев Российской Федерации есть и выпускник Воронежского высшего военного авиационного инженерного училища – старший лейтенант милиции Вячеслав Шибилкин, который в ходе боевых действий в Чечне закрыл своим телом упавшую на броню гранату, защитив остальных бойцов от осколков. В память о мужественном подвиге офицера в Военно-воздушной академии на протяжении многих лет проводится турнир по армейскому рукопашному бою имени Героя России Вячеслава Шибилкина.

2. Важным направлением патриотического воспитания курсантов является разъяснение смысла и содержания национально-государственной символики Российской Федерации – герба, флага и гимна, а также проведение государственных и профессиональных праздников, формирующих чувство гордости за службу в авиационных частях и подразделениях [6]. Особая роль в реализации этого направления отводится музеям военно-учебных заведений. В этой связи следует обратить внимание на богатый потенциал военно-патриотической направленности, который содержится в музее ВУНЦ ВВС «Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж). Один из залов музея посвящен основателю академии, профессору Н.Е. Жуковскому – «отцу русской авиации». Именно работы Н.Е. Жуковского явились источником базовых идей, на которых развивалась академия, авиационная наука и техника. Перелистывая старые альбомы, рассматривая уникальные экспонаты, каждый посетитель музея ощущает свою причастность к истории зарождения и развития авиации. В этом зале можно увидеть макеты первых самолетов, интересные документы, рассмотреть личные вещи и ордена известных ученых, занимавшихся исследованиями в области самолетостроения. Особый интерес представляет зал музея, посвященный первому космонавту Ю.А. Гагарину, и непосредственно истории становления военного учебно-научного центра. Фонды музея постоянно пополняются новыми экспонатами, документами, фотографиями.Интересные мероприятия, проводимые организаторами музея, формируют у будущих офицеров патриотические качества, способствуют расширению кругозора, настраивают на позитивное отношение к учебной, служебной и военно-профессиональной деятельности.

3. Результаты современных педагогических исследований свидетельствуют о том, что совершенствование патриотического воспитания предполагает творческое использование в работе с курсантами потенциала различных религиозных конфессий. Вопрос о взаимосвязи воспитания воинов и потенциала религии имеет давнюю историю. Это обусловлено её расширяющимся влиянием на развитие общества, на мировоззрение людей, культуру и нравственность военнослужащих. В религиозных воззрениях традиционных конфессий России воинский долг имеет прочную основу. Для реализации религиозного компонента в воспитательном процессе военного вуза хорошо зарекомендовали себя встречи курсантов с представителями традиционных религиозных конфессий, духовно-просветительские беседы и торжественные мероприятия; посещения богослужений; проведение экскурсий с посещением храмов, выставок предметов историко-церковного значения.

Одним из мероприятий патриотической направленности в Военно-воздушной академии является проведение ежегодных Митрофановских церковно-исторических чтений, в которых принимают участие представители различных религий. Осмысление в церковно-историческом контексте проблем патриотического воспитания современности является целью и предметом для размышления участников данного мероприятия. Многие доклады и выступления посвящаются духовным ценностям военно-профессиональной деятельности, роли религиозных ценностей в развитии духовно-нравственного потенциала личности курсанта в военном вузе. На конференции обсуждаются такие примеры патриотизма как жизнь и подвиги святых Бориса и Глеба, Александра Невского, Дмитрия Донского, Фёдора Ушакова – адмирала, не проигравшего ни одного морского сражения и всегда участвовавшего в сражениях с православными иконами. Многие участники конференции в своих выступлениях раскрывают особенности полководческого таланта Александра Суворова, Михаила Кутузова и других известных патриотов земли Русской.

4. Следующим направлением военно-патриотического воспитания курсантов является организация круглых столов, тематических вечеров, встреч с ветеранами и офицерами военной службы, просмотр документальных фильмов о действиях Российской армии в миротворческих операциях. Эти формы патриотического воспитания способствует развитию у курсантов готовности преодолевать трудности несения военной службы, грамотно и решительно действовать в опасных жизненных ситуациях, стремления в совершенстве овладеть военным делом.

Патриотизм – естественная и необходимая часть мировоззрения личности курсанта, формирующаяся в процессе обучения в военном вузе на протяжении многих лет на основе восприятия национальной культуры, истории и традиций общества [5]. Для передачи курсантам военно-исторических знаний используются разнообразные формы информационно-воспитательной работы, позволяющие им широко ознакомиться с подвигами русского народа, глубоко и основательно изучить боевые традиции Российских Вооруженных Сил. С этой целью в военно-учебных заведениях организуются экскурсии в исторические музеи, встречи и тематические беседы. Чётко спланированные мероприятия по военно-патриотическому воспитанию способствуют формированию высоких морально-психологических качеств курсантов, развивают мотивацию к учебной и профессиональной деятельности, развивают чувство гордости и уверенности при освоении избранной военной специальности.

Литература

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». 42 с.

2. Левченко Ю.А. Теория и методика воспитания. Патриотическое воспитание военнослужащих: Учебно-методическое пособие / Ю.А. Левченко–Воронеж: ВАИУ, 2010.–48 с.

3. Николаев О.С. Использование российских воинских традиций в военно-патриотическом воспитании учащихся. / О.С. Николаев // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). – Челябинск, 2012. – С. 93–94.

4. Овчинников О. А. Патриотическое воспитание курсантов и его виды // Молодой ученый. – 2014. – №15. – С. 293-295. – URL https://moluch.ru/archive/74/12561/ (дата обращения: 18.01.2019).

5. Уткин В.Е. Задачи военно-патриотического воспитания курсантов и направления их реализации. / В.Е. Уткин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена – СПб., 2008. – С. 304–308.

6. Шутько Д.В. Роль духовной составляющей в воспитании военнослужащих. / Д.В. Шутько // Научные исследования в образованииМосква, 2012. – С. 46–50.

Просмотров работы: 451