Честь и достоинство на страницах художественных произведений русских писателей - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Честь и достоинство на страницах художественных произведений русских писателей

Постников В.С. 1, Постникова О.А. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести и морали. Эта проблема была и есть одна из центральных в русской литературе. Честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить многие беды и невзгоды, но, наверно, ни один народ на земле не смирится с разложением нравственности. Потеря чести – это падение моральных устоев, за которыми всегда следует наказание. Об этом должны помнить и те, кто живет в XXI в.

Поэтому темой военно-научной работы выбрана следующая: «Честь и достоинство на страницах художественных произведений русских писателей».

Цель исследования – доказать на примерах произведений русских писателей, что честь и достоинство – важные и единственно верные ориентиры для человека в любой жизненной ситуации.

Задачи:

1) проанализировать и сравнить категории «честь» и «достоинство» в отечественной литературе;

2) охарактеризовать проблему чести и достоинства в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, других русских писателей;

3) выявить черты сходства и различия в понимании чести и достоинства в произведениях русских писателей.

Для этого мы изучили:

- словари и справочники по русскому языку, объясняющие смысл понятий «честь» и «достоинство» (Архимандрит Платон, В.И. Даль, Д.В. Дмитриев, С.И. Ожегов, Д.Н. Ушаков и др.);

- значение этих понятий в Уставе внутренней службы ВС РФ;

- тексты произведений русских писателей классиков (Ю. Бондарева, В. Быкова, В. Каверина, М. Лермонтова, Б. Окуджавы, А. Пушкина, В. Распутина, М. Шолохова и др.);

- работы литературоведов М.И. Гиллельсона, И.А. Есаулова, В.Н. Катасонова, В.Г. Маранцмана, И.Г. Мушина, Н.Н. Петруниной, Т.И. Поповой, О. Чайковской, в которых исследовались особенности произведений, их идеи и образы;

- Интернет-ресурсы по исследуемой проблематике.

Основными методами исследования были литературоведческий и сравнительный анализ текстов произведений, понятий, характеристик персонажей, событий, описание, кластерный анализ.

Новизна военно-научной работы заключается в системном анализе произведений русских писателей и выявлении в них значения категорий «честь» и «достоинство».

Практическая значимость исследования в возможности использовать ее материал при подготовке и проведении занятий по учебным дисциплинам «Русский язык и культура речи» и «Русский язык как иностранный» в военном вузе.

О понятиях «честь» и «достоинство».

Что такое честь и достоинство?

В православной традиции: «Честь – это внутреннее, данное самому себе право оценивать себя и своё существование в категориях самоуважения. Объективными факторами, дающими право на честь, являются целомудрие и благородство. Целомудрие – идеальная аксиологическая норма природного состояния. Благородство – идеальная аксиологическая норма личностного состояния» [2, с. 185].

Словарь В.И. Даля определяет честь и как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть», и как «условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое» [6, с. 710].

В словаре С.И. Ожегова читаем: «Честь – это достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности» [15].

Наиболее детально понятие «честь» рассматривается в «Толковом словаре русского языка» Д.В. Дмитриева. В контексте данного исследования наиболее подходящими являются следующие определения:

1. Честь – это добрая, незапятнанная репутация, честное имя. Честь семьи | Честь фирмы | Береги платье снову, а честь смолоду | Сражаться за честь кого-либо, чью-либо | Отстаивать свою честь в газетной статье.

2. Честь – это честность, порядочность, добросовестность, достоинство, вообще все моральные качества и принципы, достойные уважения. Человек чести | Понятие чести | Оскорбить, уронить, запятнать чью-либо честь.

3. Делом чести вы называете какое-либо дело, поступок и т.п., которые необходимо сделать, совершить, в противном случае ваше достоинство будет задето, вы не сможете уважать себя и т.п.

5. Закон чести, кодекс чести – это комплекс личных или групповых правил поведения, которые считаются человеком или группой людей обязательными, ненарушимыми и оберегают чувство личного (группового) достоинства и порядочности.

6. Честью мундира, белого халата и т.д. называют официальный авторитет, репутацию военных людей, врачей и т.д. Беречь честь мундира.

12. Если кто-то живёт по чести, по совести, то это означает, что этот человек поступает в соответствии с представлениями о чести.

23. Честью называют человека или предмет, которые вызывают гордость, восхищение близких или тех, кто обладает этим предметом. Писатели – честь и слава пашей родины [8].

Проблема чести находила свое отражение и у политиков («Помните о том, что при посещении далеких заморских стран вы являетесь представителями России! Ведите себя достойным образом, чтобы поддержать честь русского имени среди народов стран, которые вам придется посетить», – написал император Николай II [14]), и у писателей («Мы все реже задумываемся о чести, честности, человеческой порядочности… Очевидно, этим словам нужно вернуть их подлинный смысл», – как-то сказал поэт Булат Окуджава [1]).

Понятие человеческого достоинства говорит нам об особой ценности человека. Чувство собственного достоинства – это переживание собственной ценности и утверждение ее, возможно, вопреки обстоятельствам.

В словаре Д.Н. Ушакова дается такое определение достоинства – это 1. положительные качества. 2. необходимые моральные качества, моральная ценность человека. Сознание этой ценности, проявление уважения к себе [20].

Определение достоинства у Даля: «отличное качество или превосходство; сан, звание, чин, значенье и пр.» [7].

Нужно помнить, что честь и достоинство – основополагающие качества офицера. В Уставе внутренней службы ВС РФ сказано: «Военнослужащие должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и уважать достоинство других. Они должны помнить, что по их поведению судят не только о них, но и о Вооруженных Силах в целом» [19].

Русский офицер – есть благородный защитник Отечества, имя честное, звание высочайшее. Честь является главной драгоценностью для Русского Офицера, священный долг которого сохранять ее в чистоте и безупречности. Честь оберегает достоинство офицерского звания, обязывает совершать отличные поступки, великие дела, ратные подвиги, полагать «душу свою задруги своя».

Воинская честь во все времена составляла важнейшее духовное качество офицера. Понятие чести восходит к истории Российской империи, когда офицеры представляли собой особое сословие и являлись носителями воинской чести. Неукоснительное следование девизу: «Жизнь – Отечеству, честь – никому!» являлось основным нравственным принципом в офицерской среде.

Проблема чести в творчестве А.С. Пушкина.

Вопросы чести и морали всегда являлись основополагающей проблемой во взаимоотношениях людей в обществе. Одно из важных мест уделяется этой теме в русской литературе XIX в. Русские писатели этого значительного периода в развитии отечественной истории создавали произведения, которые не только отражали жизнь, но и имели огромное воспитательное значение, выявляя то лучшее, что есть в народе, на что этому народу следует опираться.

Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи трусости. Это стержень, который укрепляет в выборе поступка, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять на себя удар или смалодушничать и пойти против своей совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей или даже смерти. Выбор у человека есть всегда , и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести ещё мучительнее. Бесчестие всегда бывает наказано. Так, видимо, распоряжаются высшие силы.

Подобно законам движения истории, с точки зрения христианской морали (от язычества к христианству), от тьмы к свету складывается и жизнь человека. И самое главное, в чем уверен Пушкин, что никакие наши грехи и преступления не способны до конца извратить и стереть образ Божий в душе человеческой, и, пока жив человек, остаётся в любящем и верующем сердце надежда на спасение.

Тема чести – одна из основных в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». На эту тему указывает эпиграф произведения: «Береги честь смолоду». Отец главного героя, Петра Гринева, дает сыну наказ служить честно, начальству не угождать, а главное – беречь свою дворянскую честь.

Проблема нравственного воспитания молодого человека своего времени глубоко волновала Пушкина; с особой остротой она встала перед писателем после поражения восстания декабристов, которое в сознании Пушкина воспринималось как трагическая развязка жизненного пути лучших его современников. Воцарение Николая I привело к резкому изменению нравственного «климата» дворянского общества, к забвению просветительских традиций XVIII в. В этих условиях Пушкин ощутил настоятельную необходимость сопоставить нравственный опыт разных поколений, показать преемственную связь между ними. Верность просветительским идеалам и высоким нравственным образцам осознается им как единственное спасение от официозной правительственной морали, которая усиленно насаждалась в годы последекабрьской реакции. В повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкин изображает людей нравственно цельных, не затронутых жаждой чинов, орденов и наживы [5, с. 62]. Тема чести является одной из основных тем произведения, которое можно считать итоговым в творчестве писателя, поэта. Но ещё раньше в романе «Дубровский» Пушкин изобразил быт и нравы провинциального дворянства с идеализированными моральными и нравственными устоями старинного дворянства. Он противопоставил честность – подлости, щедрость – жадности, любовь – ненависти, сдержанность – разгулам. Выдвинул на первый план одного из представителей провинциального дворянства честолюбивого, благородного повстанца.

Объединяет главных героев этих произведений то, что они оказываются перед нравственным выбором: как поступить правильно, чтобы сохранить человеческое достоинство? Они в поиске нравственных ориентиров.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой нравственности. На первых страницах повести Пушкин устами Савельича знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…» Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно. А перед отъездом на службу Гринев получает от отца завет: «Береги платье снову, а честь – смолоду». Эта народная пословица также является эпиграфом к произведению. Вся дальнейшая история Гринева представляет собой выполнение, несмотря на все трудности и ошибки, этого отцовского завета. Но честь – термин широко понимаемый. Если для Гринева-отца честь – это прежде всего честь дворянина и офицера, то Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания, смог расширить понятие чести до его человеческого и гражданского значения. В нем как бы соединились доброе, любящее сердце матери с честностью, прямотой, смелостью – качествами, которые присущи его отцу. Первый раз Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.

Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Эти качества проявились в щедром подарке неизвестному ему «мужичку», который указал дорогу во время бурана и который потом сыграл решающую роль во всей его дальнейшей судьбе. И в том, как, рискуя всем, он бросился на выручку захваченному в плен Савельичу.

Честность и порядочность занимает особое место и в характеристиках героев. Поразительно, как честны друг перед другом Маша и Гринев. Между ними естественно понимать, спасать, жалеть друг друга. Взаимная преданность помогает им преодолеть жизненные трудности и обрести счастье.

Во время бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев и низость других. Например, капитан Миронов и его жена предпочли умереть, чем сдаться на милость восставших. Так же поступил и Гринев, не желая присягнуть Пугачеву, но был помилован. Автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени оценил Гринева как человека чести.

Тема чести, нравственности и благородства была для Пушкина принципиальной. Она была тесно связана и с другим, более глубоким вопросом: как жить в истории? За что держаться? Чем руководствоваться? В особенности в смутные переходные периоды истории, когда ставятся под сомнение сложившиеся традиции и институты.

Таким испытанием было для молодого Пушкина декабристское восстание. И хотя возвращенный в 1826 году Николаем I из ссылки Пушкин мужественно ответил на прямой вопрос императора: «Пушкин, принял ли бы ты участие в 14 декабря, если б был в Петербурге? – Непременно, государь, все друзья мои были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нём. Одно лишь отсутствие спасло меня, за что я благодарю Бога!» – однако и этот ответ – сам по себе замечательный своей двойственностью, не был решением вопроса. И в «Капитанской дочке», законченной за несколько месяцев до смерти, на этот вопрос был дан ответ, плод размышлений целой жизни. «Молодой человек! – как будто с завещанием обращается к нам Пушкин, – если записки мои попадут в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений!» [11, с. 2].

Перед нравственным выбором оказался и герой А.С. Пушкина Владимир Дубровский из одноименного романа. Работа над этим произведением была начата 21 октября 1832 г. В основу сюжета был положен эпизод, сообщенный Пушкину его другом П.В. Нащокиным. Он рассказал про одного «белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский» (как и назывался сначала роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом и других. Нащокин видел этого Островского в остроге.

Пушкин в это время обдумывал план исторического романа об удальце Шванвиче – дворянине, который поступил на службу к Пугачеву, и он нашел в рассказе Нащокина сюжет о герое такого же типа, подсказанный самой жизнью.

Дубровский от начала до последней написанной главы остаётся личностью, представленной исключительно в идеальных своих проявлениях (в отличие от других персонажей). Но ничто человеческое не чуждо и ему. Как и все молодые люди дворянского сословия, он ведёт светский образ жизни в Петербурге, мало думает о будущем: он «расточителен и честолюбив», предаётся «роскошным прихотям». Его мысль не бьётся над «проклятыми вопросами» человеческого бытия, но душа сохраняет способность к чистым порывам, подвластна обаянию «тихих радостей» «семейственной жизни». Смерть отца заставила его повзрослеть. Когда приехал в Кистеневку Троекуров, косвенно виновный в смерти Андрея Гавриловича, Владимир держался независимо и решительно, чем очень напомнил старшего Дубровского.

Героем овладело чувство духовного бездорожья, одиночества, в котором он оказался после смерти отца: «Он шёл не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, нога его поминутно вязла в болоте, – он ничего не замечал… Владимир остановился,… и мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его… Будущее для него являлось покрытым грозными тучами. Вражда с Троекуровым предвещала ему новые несчастья». Как жить дальше? Чем руководствоваться? Стечение обстоятельств толкает героя на путь протеста против общественной несправедливости, делает его разбойником.

Но сам Пушкин называет Владимира «маскированным разбойником». И не только потому, что он появляется перед Машей в полумаске в конце романа, это ещё одна роль, роль благородного спасителя. Он всё время играет какие-то роли: генерала, который возвращает деньги Анне Савишне Глобовой, украденные её приказчиком; учителя Дефоржа, сумевшего заставить себя уважать, смелого и решительного, не побоявшегося остаться наедине с разъяренным медведем; атаманом разбойников (но автор не показывает, как герой руководит бунтовщиками). На протяжении всего романа, в какой бы роли Владимир Дубровский ни выступал, он всегда великодушен, благороден, отважен, верен принципам чести. Он и в роли атамана разбойников выступает, пока в этом был смысл: сначала – месть за оскорбление и гибель отца, затем – благородное служение всем несправедливо обиженным и обманутым (Глобова), и, конечно же – спасение любимой девушки от ненавистного брака. По своему характеру, принципам герой не вписывается в круг разбойников. Пушкин не показывает своего героя как единомышленника бунтующих крестьян. Поэтому автор и не оставил своего героя во главе бунтовщиков.

Благородство, честность и великодушие дворянина Дубровского несовместимы с той средой, в которую он попадает, и с той ролью, которая выпала на его долю. Он сделал свой нравственный выбор: отказался от мести Троекурову: «Я ему простил… Я понял, что дом, где обитаете вы, священен, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию», – объясняет он Маше. Любовь помогла герою выбрать верные ориентиры в сумраке жизни.

Пушкин и саму героиню ставит перед выбором: «… брак пугал её как плаха, как могила … Нет, нет, – повторяла она в отчаянии, – лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского». Брак с Верейским для Маши равнозначен плахе; в безысходной ситуации она из двух зол выбирает меньшее – решается обратиться за помощью к Дубровскому и готова была к участи супруги разбойника. Но снова стечение обстоятельств … И после венчания с князем она отказывается от предложения Владимира. Почему? «Я дала клятву», – вот её ответ. Чувство долга, чести берёт верх.

Перед нами столь любимый Пушкиным женский образ – чистая, кроткая душа, слабая в своей беззащитности и сильная своей добродетелью. Легко нанести ей обиду, причинить зло, но невозможно заставить оплатить свое счастье чужим несчастьем. Любые муки снесет она, кроме мук совести. «Ради Бога, – заклинает Маша Дубровского от преступления над князем, – не трогайте его, не смейте его тронуть... Я не хочу быть виною какого-нибудь ужаса». И в его обещании отражение ее нравственной высоты: «Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше. Вы должны быть чисты даже в моих преступлениях».

В рукописи романа сохранилось место, вычеркнутое Пушкиным при правке: Дубровский «считался одним из блестящих офицеров своего блестящего полка. Около него составлялось всегда некоторое общество, комната его была всегда полна. Его любили». Это фон жизни многих декабристов. Но дело не во внешних приметах. Идея чести, независимости, которую необходимо и в бедности отстоять и сохранить, была характерна для декабристов. Идею независимости личности Пушкин сознавал как одно из условий общественного прогресса. В «Опровержении на критики» он писал об историческом значении идеи чести, о старинном дворянстве – носителе благородства и независимости: «Каков бы ни был образ моих мыслей, никогда не разделял я с кем бы то ни было демократической ненависти к дворянству. Оно всегда казалось мне необходимым и естественным сословием великого образованного народа. Смотря около себя и читая старые наши летописи, я сожалел, видя, как древние дворянские роды уничтожились, как остальные упадают и исчезают…и как имя дворянина, час от часу более униженное, стало, наконец, в притчу и посмеяние разночинцам, вышедшим в дворяне, и даже досужим балагурам!» Эти заметки Пушкина, написанные в Болдине в 1830 г., очень близки к чувствам, одушевляющим Дубровского. Но для Пушкина «есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное». «Идея чести, защита прав человеческой личности лежали в основе гуманистического мировоззрения Пушкина. Верность этой идее определяла и поэтическое творчество, и личное поведение»[13, с. 27].

Если посмотреть на «Капитанскую дочку» глазами православного человека, то просто поражаешься, насколько глубоко охвачены в ней проблемы устроения благородной христианской души!

Береги честь смолоду. Пушкин не случайно взял за эпиграф эту русскую народную пословицу: что такое благородство, что такое честь и что такое целомудрие в отношениях молодых людей – все это можно очень глубоко изучить по этой замечательной повести.

Эпиграф к повести подсказывает, что жизнь испытывает каждого героя прежде всего в отношении чести и долга. Этому испытанию подвергнуты не только абсолютно противоположные Гринев и Швабрин, не только супруги Мироновы, кроткая Маша или старый Гринев, которого не радует жизнь, дарованная его сыну, потому что она покрыта бесчестьем, – но и крайние противники: вождь восстания и самодержавная царица. Также в черновом введении к повести престарелый «автор» записок Петр Андреевич Гринев, обращаясь к своему внуку, говорит о главнейших качествах, служащих залогом достойной человека жизни: «доброте и благородстве», – о тех моральных нормах и ценностях, которые всегда чтимы простым народом. Пушкин, которому, по словам Герцена, «были ведомы все страдания цивилизованного человека», который, в конце концов, пал жертвою травли и искусственных условностей «света», в роковом для него 1836 году погружается в мир народной простоты с ее идеалом «доброты и благородства».

Эпиграф представляет собою сокращенный вариант русской пословицы: «Береги платье снову, а честь смолоду». Полностью эту пословицу вспоминает Гринев – отец, напутствуя сына, отправляющегося в армию. Историческое и частное (в т.ч. – семейное) в «Капитанской дочке» с самого начала предстают в их «домашнем» переплетении. Понятие чести, службы и семейного долга поставлены в один ряд. Эпиграф к 1-й главе «Был в гвардии он завтра капитан…» заканчиваются вопросом: «Да кто его отец?». И как бы предлагая ответ на этот вопрос, глава открывалась фразой: «Отец мой Андрей Петрович Гринев в молодости своей служил при графе Минихе…». Кровнородственная связь, ее нерушимость постоянно подчеркивается на протяжении всего повествования [16, с. 22]. Смотревший на военную службу как на долг дворянина, старик Гринев отправляет сына не в гвардию, а в армию, чтобы он «потянул лямку, стал дисциплинированным солдатом». Прощаясь с Петром, старик дал ему наставление, в котором выразил своё понимание службы: «Служи верно, кому присягнешь, слушай начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

И Петр берег. По дороге к месту службы он по наивности проигрался человеку, с которым едва свел знакомство. Никакие уговоры Савельича броситься победителю в ноги не заставили Гринева сделать это, коль проигрался нужно отдавать. Честь свою Петр Гринев не запятнал даже в тех случаях, когда за нее легко можно было поплатиться головой. Первый случай это дуэль. Петр не мог просто так оставить без ответа бесстыдный наговор Швабрина на Машу Миронову. Защитить ее от сплетен отвергнутого и из-за этого разгневанного воздыхателя, было для Гринева делом чести. Что касается Швабрина, то он в повести полная противоположность Гриневу, человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существуют. Во время поединка Швабрин не гнушается воспользоваться двусмысленностью ситуации для нанесения бесчестного удара. Ничего не стоит этому глубоко безнравственному человеку присягнуть другому государю, в то время как Гринев и тут благороден. А ведь Швабрин образованный человек, он не был недорослем, каким был тот же Гринев. Этим фактом Пушкин подчеркивает, что благородство и образованность две разные вещи. Более того, огромное значение имеют взаимоотношения в семье, в которой человек воспитывался.

Второй случай, в котором наиболее ярко проявились высокие нравственные качества одних героев и низость чувств других, приход в Белогорскую крепость Пугачева. Предпочтя благородную смерть позорному помилованию, погибли капитан Миронов и его жена, малообразованные, наивные и, на первый взгляд, недалекие люди. Их примеру готов был последовать и Гринев, но случай спас его от смерти. И причиной этому тоже благородство Петра, проявившего в отношении вожатого, который помог когда-то им выбраться из пурги. К счастью, человек этот оказался не кем иным, как самим Пугачевым.

«Меня снова привели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачев протянул мне жилистую свою руку. «Целуй руку, целуй руку!» - говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению. «Батюшка Петр Андреич! – шептал Савельич, стоя за мной и толкая меня. – Не упрямься! Что тебе стоит? Плюнь да поцелуй у злод… (тьфу!) поцелуй у него ручку». Я не шевелился. Пугачев опустил руку, сказав с усмешкою: «Его благородие, знать, одурел от радости. Подымите его!» Меня подняли и оставили на свободе». Что тебе стоит? – спрашивает Савельич. Стоит чести, и ею Гринев не торгует, даже в обмен на жизнь: он присягнул императрице.

Выслушав доводы молодого дворянина, Пугачев не разгневался, более того проникся к нему симпатией и даже помог в освобождении Маши Мироновой. И все это не из-за заячьего тулупчика, а благодаря благородству и высокой нравственности Гринева, так поразившими народного бунтаря. Сама же Маша Миронова осталась верна сердечной привязанности наперекор страху. Она – истинная дочка своего отца. Миронов в жизни был человеком мягким и добродушным, но в экстремальной ситуации проявил решительность, достойную русского офицера. Его дочка падала в обморок от выстрела пушки, но когда речь зашла о ее чести, она готова была, как и отец, скорее умереть, чем сделать что-либо противное ее совести. Пушкин подводит нас к выводу, что честь и достоинство – это необходимые качества цельной и органичной личности. Каждый из героев повести по-разному понимает эти понятия и поступает так, как велит ему совесть

Благородные чувства Гринева проявились и в эпизоде его ареста. Петр не хочет впутывать в эту историю свою возлюбленную, поэтому и не называет ее имени. Но Маша сама отправляется в Петербург искать заступничества и находит. Ей помогает сама императрица. История с Пугачевым для влюбленных заканчивается хорошо, они счастливы. Такой оптимистичный финал, на мой взгляд, автор придумал потому, что хотел подчеркнуть: на благородство чаще всего отвечают благородством. А может быть, и потому, что Пушкину просто очень хотелось, чтобы это было именно так.

Что касается Гринева, то он до конца своей жизни остался человеком чести. Став Гриневым-мемуаристом, этот человек правдиво и без искажений передал бумаге не только свои встречи с предводителем восстания, но и свои мысли относительно его. Он рассказал о Пугачеве всю правду, несмотря на то, что она противоречила той, что сложилась в официальном мнении о народном бунтаре.

Главный герой повести «Капитанская дочка» Петр Гринев – семнадцатилетний мальчик, живой, сообразительный, благородный, перед которым судьба поставила нелегкую задачу: честная смерть на виселице или опозоренная жизнь, и он не задумался в выборе, к нему все эти вопросы касательства не имеют. Да, он сын своего века, дворянин с головы до ног, но в нем, помимо этой временной и социальной обусловленности, есть еще живая даровитая душа. Правда, душевная одаренность Гринева далеко не всегда находила понимание критики, Белинский сказал про него: «Ничтожный, бесчувственный характер». За мужественной сдержанностью критик не заметил искренности и силы чувств, которые видны в каждом поступке героя, отвечает ли он Пугачеву, кланяется ли виселице, перед тем как уйти из Белогорской крепости; только в минуту перед приступом, расставаясь с Машей, он не смог сдержаться. Да и как можно говорить о ничтожестве и бесчувственности того, кто так отчаянно любит, кто готов жертвовать ради другого жизнью, а Гринев сделал это дважды, но с такой простотой и естественностью, что это не сочли за подвиг.

Нельзя не заметить, что Гринев – это воплощение высокого чувства ответственности, вовсе незнакомое недорослю, в том числе и современному. Вообще как недостает в нашем воспитательном процессе славного гриневского начала! К сожалению, нравственная неустойчивость молодых стала в наше время неким устойчивым явлением [21, с. 234]. У пушкинского героя есть качества, такие как сообразительность, благородство, честность – которые будут цениться во все времена.

Не на исторические события сами по себе, не на психологические характеристики героев – главное внимание автора «Капитанской дочки» направлено на открытие внутреннего человека в человеке, в глубине своей свободы перед лицом Бога и другого человека.

«Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастием. Но спорить было нечего. На другой день поутру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в неё чемодан, погребец с чайным прибором и узлы с булками и пирогами, последними знаками домашнего баловства. Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: «Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Комендант, Иван Игнатьич и я мигом очутились за крепостным валом; но обробелый гарнизон не тронулся. «Что ж вы, детушки, стоите? – закричал Иван Кузмич. – Умирать так умирать: дело служивое!» В эту минуту мятежники набежали на нас и ворвались в крепость. Барабан умолк; гарнизон бросил ружья; меня сшибли было с ног, но я встал и вместе с мятежниками вошел в крепость. Комендант, раненный в голову, стоял в кучке злодеев, которые требовали от него ключей. Я бросился было к нему на помощь: несколько дюжих казаков схватили меня и связали кушаками, приговаривая: «Вот ужо вам будет, государевым ослушникам!» Нас потащили по улицам; жители выходили из домов с хлебом и солью. Раздавался колокольный звон. Вдруг закричали в толпе, что государь на площади ожидает пленных и принимает присягу. Народ повалил на площадь; нас погнали туда же.

Колокольный звон утих; настала глубокая тишина. «Который комендант?» – спросил самозванец. Наш урядник выступил из толпы и указал на Ивана Кузмича. Пугачев грозно взглянул на старика и сказал ему: «Как ты смел противиться мне, своему государю?» Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице. На ее перекладине очутился верхом изувеченный башкирец, которого допрашивали мы накануне. Он держал в руке веревку, и через минуту увидел я бедного Ивана Кузмича, вздернутого на воздух. Тогда привели к Пугачеву Ивана Игнатьича. «Присягай, – сказал ему Пугачев, – государю Петру Феодоровичу!» – «Ты нам не государь, – отвечал Иван Игнатьич, повторяя слова своего капитана. – Ты, дядюшка, вор и самозванец!» Пугачев махнул опять платком, и добрый поручик повис подле своего старого начальника.

Пугачев смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости. Наконец он засмеялся, и с такою непритворной веселостью, что и я, глядя на него, стал смеяться, сам не зная чему. – Что, ваше благородие? – сказал он мне. – Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось... А покачался бы на перекладине, если бы не твой слуга. Я тотчас узнал старого хрыча. Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (Тут он взял на себя вид важный и таинственный.) Ты крепко передо мною виноват, – продолжал он, – но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов. То ли еще увидишь! Так ли еще тебя пожалую, когда получу свое государство! Обещаешься ли служить мне с усердием? Вопрос мошенника и его дерзость показались мне так забавны, что я не мог не усмехнуться. – Чему ты усмехаешься? – спросил он меня нахмурясь. – Или ты не веришь, что я великий государь? Отвечай прямо. Я смутился: признать бродягу государем был я не в состоянии: это казалось мне малодушием непростительным. Назвать его в глаза обманщиком – было подвергнуть себя погибели; и то, на что был я готов под виселицею в глазах всего народа и в первом пылу негодования, теперь казалось мне бесполезной хвастливостию. Я колебался. Пугачев мрачно ждал моего ответа. Наконец (и еще ныне с самодовольствием поминаю эту минуту) чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою. Я отвечал Пугачеву: «Слушай; скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый: ты сам увидел бы, что я лукавствую».

Пугачев взглянул на меня быстро. «Так ты не веришь, – сказал он, – чтоб я был государь Петр Федорович? Ну, добро. А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал? Думай про меня что хочешь, а от меня не отставай. Какое тебе дело до иного-прочего? Кто ни поп, тот батька. Послужи мне верой и правдою, и я тебя пожалую и в фельдмаршалы и в князья. Как ты думаешь?» – Нет, – отвечал я с твердостию. – Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург. Пугачев задумался. «А коли отпущу, – сказал он, – так обещаешься ли по крайней мере против меня не служить?» – Как могу тебе в этом обещаться? – отвечал я. – Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник; сам требуешь повиновения от своих. На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится? Голова моя в твоей власти: отпустишь меня – спасибо; казнишь – бог тебе судья; а я сказал тебе правду. Моя искренность поразила Пугачева. «Так и быть, – сказал он, ударя меня по плечу. – Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь. Завтра приходи со мною проститься, а теперь ступай себе спать, и меня уж дрема клонит» [17].

Проблема чести в творчестве М.Ю. Лермонтова.

Русская литература XIX в. – это история человеческих трагедий, высоких порывов и страстей. Готовность платить жизнью, неприкосновенность своего личного достоинства предполагали острое осознание этого достоинства, сильно развитое чувство чести. Смысл многих произведений М.Ю. Лермонтова («Смерть поэта», «Песня про купца Калашникова, «Герой нашего времени, «Маскарад») – это защита чести, достоинства человека.

Защитником народных представлений о чести и достоинстве является купец Калашников в знаменитой «Песне о купце Калашникове...» М.Ю. Лермонтова.

Положив в основу сюжета действительное событие, Лермонтов наполняет его глубоким нравственным смыслом. Калашников выходит биться «за святую правду-матушку», за семейные ценности, за честь. Кто, если не он, должен спасти от бесчестия свою жену. Алена Дмитриевна верна своему мужу, не утаивает своей беды, у него просит защиты от позора. Образ купца Калашникова близок к народному идеалу. Так же, как герои народных былин и сказаний, Степан борется за честь и справедливость, отстаивает вечные ценности. Поединок чести развернется перед народом. Услышав обвинения купца, Кирибеев испугался. Он-то вышел потешиться, а предстоял бой насмерть. Степан Парамонович спокоен и готов принять смерть, ведь на кону – честь его семьи, честь рода Калашниковых.

В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» тема чести раскрывается через противопоставление Грушницкого и Печорина. Оба героя – типичные представители дворянства того времени. У каждого из них своеобразные понятия о дворянской и офицерской чести, каждый ее воспринимает и трактует по-своему.

У Печорина на первом месте находится личное «Я», все его поступки подчинены удовлетворению своих желаний. Чтобы получить желаемое, он манипулирует людьми. Решив заполучить черкешенку Бэлу, герой использует страсть ее брата к хорошим скакунам и буквально вынуждает юношу украсть для него девушку. Но, пресытившись ее любовью, Печорин просто забывает о ней. Он даже не задумывается о чувствах самой Бэлы, которая беззаветно полюбила его, о ее поруганной чести. Это подтверждает то, что понятие человеческого достоинства для Печорина очень условно.

Но в главе «Княжна Мери» мы видим, что Печорину не чуждо благородство. Во время дуэли с юнкером Грушницким герой до последнего момента не хочет убивать своего соперника. Зная, что секунданты Грушницкого зарядили только один пистолет, главный герой до последнего момента дает своему сопернику шанс одуматься. Позволив Грушницкому стрелять первому, герой готов к практически неминуемой смерти, но тот промахнулся. Печорин понимает, что он убьет Грушницкого, поэтому дает ему возможность извиниться. Но Грушницкий находится в таком отчаянии, что сам просит Григория Александровича стрелять, ибо иначе он зарежет его ночью из-за угла. И Печорин стреляет [12].

Проблема чести в творчестве классиков русской литературы.

Проблема нравственности – вечная проблема, которая волнует писателей всех времен и народов.

Тема чести и достоинства звучит в произведениях многих писателей с древнейших времен до сегодняшнего дня:

Вода все смоет, только бесчестье не может смыть (пословица).

Всяк честен своими заслугами (пословица).

Честь для всех одна (Либерий).

Где найдешь того, кто честь друга ставил бы выше своей? (Марк Туллий Цицерон).

Честь – это бриллиант на руке добродетели (Ф. Вольтер).

Я всякую беду согласен перенесть, / Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь (П. Корнель).

Честь – это совесть, но совесть болезненно чуткая. Это уважение к самому себе и к достоинству собственной жизни, доведенное до крайней степени чистоты и до величайшей страстности… Вы никогда не знали, что такое честь, потому что не знали, что такое бесчестье. Честь – это мужественная стыдливость (Альфред Виктор де Виньи).

Честь – это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь (А. Шопенгауэр).

Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости (В.Г. Белинский).

Честь нельзя отнять, ее можно потерять (А.П. Чехов).

Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине… Честь – вот истинная красота! (Ромен Роллан).

Хочешь быть счастливым всю жизнь – будь честным человеком (Томас Фуллер).

Честь может быть потеряна только однажды (Э.М. Капиев).

Проблема чести и достоинства раскрывается в произведениях А.И. Куприна (повести «Поединок», «Юнкера»; «Мало быть честным перед другими, – пишет он, – надо быть честным перед самим собою…»), М.А. Булгакова («Бег», «Белая гвардия»; где можно найти строки: «Господа офицеры, вся надежда города на вас. Оправдайте доверие гибнущей матери городов русских, в случае появления неприятеля – переходите в наступление, с нами бог! Через шесть часов дам смену. Но патроны прошу беречь…», «Но честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете»). Представлена она в произведениях Л.Н. Толстого, М.А. Шолохова, В. Быкова, В. Распутина, В. Катаева и др.

Л.Н. Толстой «Война и мир».

В романе «Война и мир» писатель уделяет главное внимание проблеме нравственной чистоты души. Его любимые герои: Андрей Болконский и его близкие, Пьер Безухов, семья Ростовых – это искренние и благородные люди, живущие по чести и совести.

Воспитанный своим отцом, генерал-аншефом, князь Андрей усвоил понятия чести и долга перед людьми и Отечеством. Другой герой романа, Пьер Безухов, ни разу не изменил своей чести и всегда поступал как порядочный человек.

М.А. Шолохов «Судьба человека».

В небольшом рассказе Шолохов затронул тему чести. Андрей Соколов – простой русский человек, имел семью, любящую жену, детей, свой дом. Всё рухнуло в один миг, а виной тому стала война. Но ничто не смогло сломать настоящего русского духа. Соколов сумел вынести все тяготы войны с гордо поднятой головой. Одним из главных эпизодов, раскрывающих силу и стойкий характер человека, является сцена допроса Андрея Мюллером. Слабый, голодный солдат превзошёл фашиста по силе духа. Отказ от предложения выпить за победу немецкого оружия стал для немцев неожиданным: «Да чтобы я, русский солдат, пил за победу немецкого оружия?». Отвагу русского солдата фашисты оценили, сказав: «Ты храбрый солдат. Я тоже солдат и уважаю достойных противников». Твёрдость характера Соколова вызвала уважение немцев, и они решили, что этот человек заслуживает жизнь. Андрей Соколов олицетворяет честь и достоинство. За них он готов отдать даже свою жизнь [22].

Как проявит себя человек на войне – тяжелейшее испытание, которое уготавливает ему судьба? Останется верным чести, нравственным принципам или перейдёт черту, за которой – предательство, подлость, позор, бесчестие? Андрей Соколов – обобщённый образ советских людей, переживших войну, выстоявших в ней, несмотря ни на что и вопреки всему. Не случайно автор даёт такое название рассказу – о человеке во время войны пишет он в нём, о тех людях, которые остались верны долгу, не запятнали свою честь. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Каждый день на войне – это уже подвиг, борьба за жизнь, изгнание врагов с родной земли. Разве не подвиг, когда Андрей шёл в атаку, когда выстоял в немецком плену, поразив даже своих врагов. «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Разве не нравственный подвиг совершил он, когда уже после войны остался человеком, сочувствующим другим, усыновившим мальчика Ванюшку? Нравственные идеалы и ценности, которым он был верен до конца, помогли Андрею остаться человеком чести, не уронить своего человеческого достоинства. «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина». К сожалению, на войне проявлялась и подлость души некоторых людей, которые ради спасения жизни становились предателями. Выжить любой ценой – это было для них главное. О какой чети и совести можно говорить, если рядом она, смерть? Так думали они в те минуты, переходя черту порядочности, человечности. Вспомним солдата, который готов был выдать своего офицера немцам, лишь бы остаться живым (эпизод в церкви, когда Андрей был в плену и убил этого предателя: «Первый раз в жизни убил, и то своего… Да какой же он свой? Он же худее чужого, предатель»). На войне проверялся характер человека. Честь или бесчестие, предательство или героизм – что выбирал человек, это зависело он тех нравственных принципов и идеалов которые лежали в основе его жизненной позиции. Но выиграли мы войну потому, что бесчестных было намного меньше. Народ объединяла воля к победе, патриотизма, любовь к родине. Судьба человека и судьба страны, народа слились воедино [22].

В. Быков «Сотников».

Сущность характера человека отчётливо проявляется в трудных ситуациях, когда нужно сделать выбор, и часто это выбор между ложью, предательством и честью, между жизнью и смертью. Сделали свой выбор и герои повести В.Быкова «Сотников»- Рыбак и Сотников. Два бойца, воспитанных в одной стране, на единых ценностях, оказались перед лицом врага. Какой выбор сделать – погибнуть, не предав своих товарищей, или совершить героический поступок. Рыбак стал предателем. Случайность ли это? Сила обстоятельств, огромное желание выжить любой ценой? Да, и это тоже. Однако автор показывает , что герой этот слишком эгоистичен, да и за провиантом для партизанского отряда он пошёл потому, что в той деревне жила его бывшая возлюбленная, он хотел встретиться с ней. Как раздражал Рыбака больной Сотников! Он мог бы его, раненого и беззащитного, спокойно оставить на произвол судьбы, но понимал, что перед отрядом придётся держать ответ. Везде ищет выгоду Рыбак. Попав в плен, решил пойти на сделку со своей совестью. «Но ведь кому не известно, что в игре, которая называется жизнью, чаще с выигрышем оказывается тот, кто больше хитрит. Да и как иначе? Честь, долг – всё это ушло на задний план, главное – выжить любой ценой («… здесь все дело в корыстном расчете ради спасения своей шкуры, от которого всегда один шаг до предательства). Сколько нравственной стойкости в Сотникове! Это человек чести, для него друзья, Родина, защита Отечества – не просто слова – это суть его характера. Почему Сотников, больной, пошёл за продуктами? Да потому, что другие просто не хотели этого сделать. «Рыбак спросил, почему он смолчал, тогда как двое других отказались, на что Сотников ответил: «Потому и не отказался, что другие отказались». Он всегда был там, где трудно. Просто, тихо, скромно он совершает свой подвиг человека, не предав никого. «Он ничего не боялся, и это давало ему определенное преимущество перед другими, равно как и перед собой прежним тоже». Сотников совершенно не думает о подвиге, ведь, возможно, о его смерти вообще никто не узнает. Но он, как человек чести, остаётся верен воинскому, человеческому долгу до конца: «…надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть». Рыбак и Сотников оказались по разные стороны: «Идя вместе, они уже оказались по разные стороны черты, разделявшей людей на друзей и врагов». Никогда не будет прощения предателям. Вечная память героям, отдавшим жизни за Родину, оставшимся верными чести и долгу! [4].

В. Распутин «Живи и помни».

Произведение В. Распутина «Живи и помни» – многоплановое. Автор размышляет над многими проблемами, одна из которых – проблема чести и бесчестия. Как сохранить своё человеческое достоинство, не запятнать свою честь в ситуациях, в которых порой так трудно сделать выбор. Что позволяет людям сделать этот выбор? Герой повести – Андрей Гуськов, хороший боец, храбрый, героически защищавший свою родину, получивший отпуск домой за свои подвиги, дожидавшийся отпуска в госпитале. Однако отпуск отменили. Что же происходит с героем? Почему вдруг он становится изгоем. Предателем, врагом народа? Как получилось, что отважный боец вдруг так изменил сам себе, став позором семьи, причиной гибели своей жены и неродившегося ребёнка? Да, он очень хотел домой, он не был виноват в том, что ему не дали съездить домой, что пора ехать в часть. Но так сильна тоска по дому. Именно она одолела героя. Андрей нарушил воинский долг, оказался дома, но уже не как герой, а как предатель. Как страшно герою осознавать, что «никогда больше не бывать ему в родном доме, не говорить с отцом и матерью, не пахать этих полей… Теперь раз и навсегда он поймет, что сюда ему ходу нет». Порой такой зыбкой бывает черта меду честью и бесчестием. Человек даже не замечает, как переходит её. А за ней – позор, стыд, осуждение окружающих. Сколько несчастья принёс Андрей своим родителям, своей жене! Переступив черту дозволенного, он разом отделил себя от людей, став изгоем, и назад дороги уже не было. Человек должен помнить, что он в ответе за каждый свой шаг, поступок, а особенно в ответе за близких людей, которые могут пострадать от непродуманного шага. Оставаться в любой ситуации человеком чести, не уронить своего достоинства – только так должен жить человек, таков закон жизни среди людей [18].

В. Каверин «Два капитана».

Повесть В. Каверина «Два капитан» была написана в 1944 г., когда страна вела страшную войну с фашистами. Понятие чести, достоинства, необходимость отстаивания их в любых ситуациях – всё это было как никогда актуально в то время. И сегодня повесть Каверина одна из любимых книг, особенно молодёжи, которая ищет свой жизненный пусть, формирует нравственные установки и ценности. Два капитана – Саня Григорьев и Татаринов. Их объединяет порядочность, нравственная чистота. Ещё мальчишкой Саня заинтересовался судьбой пропавшей экспедиции Татаринова. Впоследствии он пытается узнать правду о ней, восстановить честнее имя капитана. Он узнаёт, что команда Татаринова открыла новую Северную землю, что виновником гибели людей стал двоюродный брат капитана – Николай Антонович. Именно он недобросовестно подготовил снаряжение для экспедиции, что стало причиной гибели людей. Восстановить честное имя бывает порой не так и просто. Григорьев своей правдой практически убивает вдову Татаринова, отталкивает от себя его дочь – Катю, которую он так полюбил. Однако Григорьев идёт до конца: публикует дневник штурмана, находит тело капитана, читает доклад об экспедиции на заседании Географического общества. До конца в поисках правды шёл Александр Григорьев. Верила своему мужу жена Татаринова. Это произведение учит идти до конца, когда цель – праведная, когда дело идёт о восстановлении чести и справедливости. А бесчестные люди тоже дождутся своего наказания, как наказан мнимый друг Сани – Ромашка, посаженный за свои злодеяния в тюрьму, как изгнан из науки Николай Антонович. При любых испытаниях необходимо не терять человеческого достоинства, оставаться человеком чести, преодолевать препятствия и двигаться вперёд [10].

Заключение.

«Познайте истину, и истина сделает вас свободным» (Евангелие от Иоанна, 8, 32).

Нам выпало жить в трудное время, когда бездуховность, безнравственность, беспринципность люди не замечают. Они замкнуты и злы, основная проблема для большинства – добыча денег и пропитания. Понятие чести и благородства многими воспринимаются как пережиток прошлого.

Нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как отдельной личности, так и целого народа. Поэтому так огромно значение великой русской классической литературы, в частности, повести «Капитанская дочка» – самого христианского произведения русской литературы, являющегося нравственным фундаментом и помощником для многих поколений людей. Яркие образы, сотворенные писателями с любовью и жизненной силой как бы обретают материальность. Они живут среди нас и являют собой пример нравственности и чести, христианской морали.

В жизни каждого человека бывает пересечение двух дорог, и на перепутье лежит камень с надписью: «С честью пойдешь по жизни – умрешь. Против чести пойдешь – жив будешь».

Сам Александр Сергеевич Пушкин был «невольник чести», как написал о нем в своем стихотворении «Смерть поэта» другой гениальный поэт М.Ю. Лермонтов. Он пал жертвой бесчестных и злобных завистников. Защищая честь своей жены и свою честь, Пушкин вызвал на дуэль Дантеса, который сомнительным поведением мог опорочить доброе имя четы Пушкиных. Александр Сергеевич не мог жить «оклеветанный молвой» и положил конец бесчестью ценой собственной жизни.

Но он успел сказать своё напутствие потомкам. Пословица «Береги честь смолоду» приобрела значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.

Список использованной литературы.

Авторская песня Булата Окуджавы. – Режим доступа: https://infourok.ru/avtorskaya-pesnya-bulata-okudzhavi-1780577.html, свободный.

Архимандрит Платон. Православное нравственное богословие. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

Бондарев Ю. Мгновения // Роман-газета. – 1978. – №20.

Быков В. Сотников. – М.: ООО «Агентство ФТМ, Лтд.», 2018.

Гиллельсон М.И., Мушина И.Г. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», комментарии. – Л.: Просвещение, 1977.

Даль В.И Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: ЭКСМО, 2002.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 573 c.

Дмитриев Д.В. Толковый словарь русского языка. – М.: Астрель: АСТ, 2003. – 1578 с.

Есаулова И.А. Русское народное сознание в литературе («Капитанская дочка»). – Режим доступа: http://www.portal-siovo.ru, свободный.

Каверин В. Два капитана. – М.-Л.: Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1940. – 464 с.

Катасонов В.Н. Тема чести и милосердия в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» // Литература в школе. – 1991. – №6.

Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени: роман. – СПб.: Лениздат, 2014. – 222 с.

Маранцман В.Г.Роман А.С. Пушкина «Дубровский» в школьном изучении. – Л.: Просвещение, 1974.

Мессинское землетрясение или российский мирный десант в Италию. Ч. 1 / Живой журнал. – Режим доступа: https://humus.livejournal.com/ 2321946.html, свободный.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений. – 26-е изд., испр. и доп. – М.: Оникс, 2009. – 1359 c.

Попова Т.И. Семейное начало в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина и «Тарасе Бульбе» Н.В. Гоголя» // Литература в школе. – 1998. – №1.

Пушкин А.С. Капитанская дочка. – СПб.: Лениздат, 2014. – 319 с.

Распутин В. Живи и помни / Повести и рассказы. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1989. – 464 с.

Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Утвержден указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495. – М.: Военное издательство, 2007. – 150 с.

Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний. – М.: Альта-Принт, 2008. – 1239 c.

Чайковская О. Гринев // Наш современник. – 1989. – №7.

Шолохов М.А. Судьба человека. – М.: Речь, 2015.

Просмотров работы: 6183