Адмирал Нахимов – гордость русского флота - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Адмирал Нахимов – гордость русского флота

Зайцев П.А. 1, Чернышова С.В. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Объектом исследования данного реферата является исторический портрет великого русского адмирала – Нахимова Павла Степановича. Русская история богата выдающимися личностями в различных сферах общественной деятельности, будь то наука, образование или же государственная деятельность, политика. Область военной службы также не стала исключением. А.В. Суворов, М.И. Кутузов, В.А. Корнилов, В.И. Истомин, Ф.Ф. Ушаков – великие русские полководцы и флотоводцы, известные далеко за пределами нашей страны. Это уникальные личности, на кого до настоящего времени ровняются, чьи идеи до сих пор развиваются, чьих взглядов до ныне придерживаются, чьи достижения актуальны и по сей день. В один ряд с ними по боевым заслугам, по вкладу в развитие военного дела, безусловно, можно поставить адмирала Павла Степановича Нахимова, чья деятельность и чьи заслуги прославили на весь мир силу русского оружия, силу русского духа. П.С. Нахимов, несомненно, является гордостью русского народа, страница летописи истории России с его именем – это страница гордости и славы.

Личность и деятельность адмирала П.С. Нахимова были исследованием многих ученых: И.В. Бестужев, Б.И. Зверев, Н.П. Мазунин, Р.Н. Мордвинов, Н.А. Питерский, Е.В. Тарле и др.

Поэтому целью данной работы является исследование личности П.С. Нахимова, его жизненного пути, вклада в развитие русского военно-морского флота, роли и значения его деятельности для государства.

В связи с целью данной исследовательской работы были поставлены следующие задачи:

выявить особенности начала создания и развития военно-морского флота во времена Петра I;

выявить особенности личностных качеств П.С. Нахимова, прохождения им обучения в Морском кадетском корпусе и начала его боевой службы;

определить, какой вклад внес П.С. Нахимов в развитие военно-морского флота;

определить роль адмирала П.С. Нахимова в Наваринском, Синопском сражениях и обороне Севастополя;

установить значение адмирала П.С. Нахимова в истории военно-морского России.

Создание и развитие российского флота.

Петром Великим создан флот...

Державы русской - щит, оплот!

Овеян славою Побед –

Забвенья не было и нет!

Создание регулярного военно-морского флота в России – это историческая закономерность развития как русской армии, так и России в целом. Территориальная, политическая, культурная изолированность России, которые были препятствием для дальнейшего экономического и социального развития Российского государства, выступила одной из основных причин зарождения и становления российского военно-морского флота.

Петр I, великий русский император, реформатор, полководец и флотоводец, как никто другой понимал необходимость в создании регулярного военно-морского флота. «Всякий потентат [правитель], который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет», говорил Петр I. Военные неудачи первого Азовского похода, который показал, что без сильного флота приморскую крепость взять нельзя, окончательно убедили Петра I в необходимости военно-морского флота. Кроме того, огромная территория России в XVII в. не соприкасалась с морскими берегами, была лишена возможности широкого использования дешевых путей сообщения. Хотя моря, омывавшие страну с севера и востока имели огромную протяженность береговой линии, они не могли быть использованы для хозяйственных нужд, а единственный порт на Белом море – Архангельск замерзал на девять месяцев в году. Внешняя торговля на Балтийском и Чёрном морях была недоступна России. Северное Причерноморье находилось в руках Турции и подвластных ей крымских татар, когда-то оживленный «путь из варяг в греки» по Днепру пришел в упадок – у его устья стояла турецкая крепость – Очаков, устье Дона запирала другая турецкая крепость – Азов. Борьба за возвращение выхода к морю велась в затруднительных условиях для России: шла затяжная и изнурительная войны с Польшей за воссоединение Украины с Россией. Русское государство не имело ни экономических, ни военных ресурсов, чтобы вести войну с победоносным концом на два фронта. Но стране был необходим выход к морю, без которого она обрекала себя на изоляцию, застой в развитии во всех сферах общественной жизни, зависимость внешней торговли от иностранных государств.

До Петра I также осуществлялись попытки создания военно-морских сил. Но эти попытки были неорганизованными и бессистемными, и делались для решения текущих задач, а не были направлены на создание именно регулярного военно-морского флота. Так, Иван Грозный в своих кампаниях против Казанского и Астраханского ханств активно использовал речной флот. В ходе войны со шведами 1656–1661 гг., в Московском царстве серьезно задумались о постройке полноценного флота, способного действовать в водах Балтийского моря, чьим созданием занялся воевода Ордин-Нащекин. Но по условиям мира 1661 г., русским пришлось уничтожить все корабли и верфи. Неудача на севере заставила Ордин-Нащекина и государя Алексея Михайловича обратить внимание на юг, где решили строить флотилию для Каспийского моря, чего в 1667–1668 гг. был построен трехмачтовый парусный корабль «Орел», прозванный впоследствии «прадедушкой» русского парусного флота. Но прослужил он недолго, а позже и вовсе был сожжен повстанцами Разина в самой гавани. Создание же настоящего сильного флота пришлось отложить на несколько десятков лет.

Ко времени начала правления Петра I Россия уже накопила необходимый потенциал и некоторый опыт для создания собственного военно-морского флота, так на тот момент у государства было 10 судостроительных верфей, на которых строились как парусные, так и гребные корабли. Кроме того, были подготовлены плотники и другие мастера. Указанные предпосылки привели к тому, что 20 октября 1696 г. появился указ Петра I, в котором царь Петр I «указал», а Дума «приговорила»: «Морским судам быть» – государственный акт, официально положивший начало созданию регулярного флота. В настоящее время эта дата выступает как день рождения Российского военного флота.

В 1698 г. Петр начал строительство Таганрога в качестве военно-морской базы, что позволило закрепиться на Азовском море. С 1695 по 1710 г. Азовский флот укрепился, пополнилась многими линейными кораблями и фрегатами, галерами, брандерами, бомбардирскими и мелкими судами. Было организовано общее управление флотом. После смерти в 1699 г. первого адмирала русского флота Ф.Я. Лефорта, его место занял с тем же званием адмирала гр. Ф.А. Головин, внесший немалый вклад для создания морской силы России. Ф.А. Головин скончался в 1706 г., и тогда главным начальником флота был назначен Федор Матвеевич Апраксин, остававшийся в этой должности все время царствования Петра. Вице-адмирал Крюйс составил правила морской службы. Таким образом, азовский флот Петра I, развиваясь достаточно быстро, становился большой, серьезной силой. Однако его существование было непродолжительным, так как в 1711 г. после неудачной войны с Турцией, по Прутскому мирному договору, Россия вынуждена была отдать туркам берега Азовского моря, и взять на себя обязательство уничтожить Азовский флот. Несмотря на это, создание Азовского флота было чрезвычайно важным для России событием. Во-первых, оно выявило роль военного флота в вооруженной борьбе за приморские земли и выход к морю. Во-вторых, был приобретен необходимый опыт массового строительства военных судов, что позволило в дальнейшем достаточно быстро создать сильный Балтийский флот. В-третьих, Россия показала Европе свой огромный потенциал стать мощной морской державой.

После окончания войны с Турцией и лишения выхода к Азовскому морю и тем самым и Азовского флота Петра I переключился на борьбу за выход к Балтийскому морю, успех которого во многом зависел от военной силы на море и приступил к строительству Балтийского флота.

На верфях рек Сязь, Свирь и Волхов закладываются речные и морские военные суда, на архангельских верфях строятся семь 52-пушечных кораблей и три 32-пушечных фрегата. Создаются новые верфи, растет число железоделательных и медно-литейных заводов на Урале. В Воронеже налаживается отливка корабельных пушек и ядер к ним. За довольно короткий срок была создана флотилия, которую составляли линейные корабли водоизмещением до 700 т, длиной до 50 м. На их двух-трех палубах размещались до 80 пушек и 600–800 человек экипажа. Высокое качество русских кораблей признавалось и отмечалось многими зарубежными мастерами-кораблестроителями и моряками. Так, один из современников английский адмирал Поррис писал: «Русские корабли во всех отношениях равны наилучшим кораблям этого типа, какие имеются в нашей стране, и притом более изрядно закончены». Достижения русских корабельных дел мастеров были значительны: уже к 1714 г. в состав Балтийского флота вошло 27 линейных 42-74-пушечных кораблей. 9 фрегатов с 18–32 пушками, 177 скампавей и бригантин. 22 вспомогательных судна. Общее число пушек на кораблях достигло 1060. Выросшая сила Балтийского флота стала главным фактором 27 июля (7 августа) 1714 г. одержания блистательной победы над шведским флотом у мыса Гангут.

Таким образом, за короткий срок, всего за тридцать лет (с 1696 по 1725 г.) Русское государство обзавелось регулярным Азовским, Балтийским и Каспийским флотом. За это непродолжительное время было построено 111 линкоров и 38 фрегатов, 60 бригантин и еще больше крупных галер, скампвей, бомбардирских кораблей, шмако и брандеров, более 300 транспортных судов и огромное количество мелких лодок. Замечателен тот факт, что корабли русского флота ни чуть не уступали по своим военным и мореходным качествам судам великих морских держав, таких как Англия или Франция. Тем самым Петра I добился признания авторитета российского флота государствами Европы и Прибалтики.

Жизнь и служба адмирала П.С. Нахимова.

Павел Степанович Нахимов родился 23 июня (5 июля) 1802 г. в с. Городок Вяземского уезда Смоленской губернии в семье небогатых смоленских дворян. Отец его, Степан Михайлович, был офицером и еще при Екатерине вышел в отставку. Всего в семье Нахимовых было 11 детей, но выжили только шестеро, и все шестеро сыновей обучались военно-морскому делу. В 1815 г. П.С. Нахимов был зачислен в Морской кадетский корпус, где учился с отличием,совершал плавания по Балтийскому морю на бригах «Симеон и Анна» и «Феникс» и уже тогда, в пятнадцать лет получил чин мичмана и назначение на бриг «Феникс», где под командой одного из лучших морских офицеров того времени Дохтурова в числе немногих лучших учеников, назначенных на бриг самим Государем, плавал к берегам Дании и Швеции. Павел Степанович завершил обучение в 1818 г. шестым по выпуску и тогда же зачислен на службу во 2-й флотский экипаж. Кон. 1818 и 1819 г. П.С. Нахимов служил в Петербурге. В 1820 г. плавал по Балтике на тендере «Янус», а в 1821 г. был отправлен сухим путем в Архангельск, в команду строившегося там корабля. Оттуда вскоре он был вызван обратно в Петербург и назначен на фрегат «Крейсер», который должен был отправиться в кругосветное плавание. Его командиром был капитан 2 ранга М.П. Лазарев, знаменитый адмирал, под руководством которого произошло становление многих русских моряков. Подобное назначение человеку без «особых рекомендаций» в то время, когда кругосветные плавания были редкостью, говорит о том, что молодой мичман обратил на себя особое внимание. Кругосветное плавание на «Крейсере» сыграло огромную роль в формировании Нахимова как прекрасного моряка, опытного начальника, в совершенстве овладевшим искусством кораблевождения, способствовало приобретению опыта, совершенствованию боевой выучки.

Будучи еще пятнадцатилетним гардемарином П.С. Нахимов обнаружил для окружающих такую интересную черту: морская служба была для Нахимова не просто важнейшим делом жизни, каким она была, например, для его учителя М.П. Лазарева или для его товарищей Корнилова и Истомина, а единственным делом, никакой жизни, кроме морской службы, он не знал и знать не хотел и просто отказывался признавать для себя возможность существования не на военном корабле или не в военном порту. Историк Е.В. Тарле так говорил о П.С. Нахимове: «За недосугом и за слишком большой поглощенностью морскими интересами он забыл влюбиться, забыл жениться». На пристани, на море была его служба, там же были и все его удовольствия. Усердие и рвение к исполнению своей службы во всем, что касалось морского дела, доходило в нем до фанатизма, и он с восторгом принял приглашение М.П. Лазарева служить у него на фрегате.

Три года плавал он на этом фрегате, сначала в качестве мичмана, а потом в качестве лейтенанта, и здесь-то и сделался одним из любимых учеников и последователей Лазарева. В 1827 г. принял участие в Наваринском морском бою против турецкого флота, где на корабле «Азов» ближе всех подошёл к неприятелю, и, как говорили тогда, громил турок с расстояния пистолетного выстрела.

Так начал Нахимов свое боевое поприще. Вот что говорит об этих первых блистательных шагах Нахимова близко наблюдавший моряк-современник: «Я твердо помню общий тогда голос, что Павел Степанович служит 24 часа в сутки. Никогда товарищи не упрекали его в желании выслужиться, а веровали в его призвание и преданность самому делу. Подчиненные его всегда видели, что он работает больше их, а потому исполняли тяжелую работу без ропота и с уверенностью, что следует им или в чем можно сделать облегчение, командиром не будет забыто».

В двадцать девять лет он стал командиром только что выстроенного тогда (в 1832 г.) фрегата «Паллада», за постройкой которого Нахимов следил лично и ввел на нем некоторые усовершенствования. В 1836 г. стал командиром «Силистрии» и, спустя несколько месяцев, произведен в капитаны 1-го ранга. Однако непрерывное многолетнее плавание, связанное со многими лишениями и неудобствами, участие в боевых действиях, невнимание к своему здоровью и непринятие советов докторов серьезно подорвали здоровье Нахимова. Усиленное лечение стало для него радикальной необходимостью, поэтому ему пришлось на время расстаться с родной стихией. В октябре 1838 г. Нахимов был уволен с сокращением содержания за границу, где пробыл 11 месяцев. Оправившись, Нахимов вновь вступил в командование «Силистрией». «Силистрия» плавала в Черном море 9 лет, когда корабль выполнил под флагом Нахимова ряд трудных и ответственных задач. В частности, Нахимов перевозил сухопутные войска к черноморским берегам Кавказа и содействовал истреблению контрабандного судна, за что был отмечен Императором. С 1841 по 1845 г. он крейсировал по Черному морю, а 30 августа 1844 г. оказал помощь Головинскому укреплению, осажденному горцами.

М.П. Лазарев бесконечно доверял своему ученику. В 1845 г. Нахимов был произведен в контр-адмиралы, и М.П. Лазарев сделал его командиром 1-й бригады 4-й флотской дивизии. Его моральное влияние на весь Черноморский флот было в эти годы так велико, что могло сравниться с влиянием самого М.П. Лазарева. От его зоркого и наблюдательного взгляда ничто не ускользало, а его замечаний и выговоров страшились не только подчинявшиеся ему матросы, но и бывалые адмиралы, которым Нахимов вовсе не имел ни малейшего права делать замечания по одной простой причине, что они были чином выше его. Он никогда ничего не делал для того, чтобы понравиться начальству, считая, что служит не высоким чинам в Петербурге, а России.

Мирное время Нахимов воспринимал как этап подготовки к войне, к бою, к моменту проявления всех своих моральных сил. Еще во время кругосветного плавания лейтенант Нахимов, подвергнул себя опасности гибели, спасая упавшего в море матроса. В 1842 г. командир «Силистрии» Нахимов бросился без всякой нужды в самое опасное место, когда на «Силистрию» наскочил корабль «Адрианополь». А когда офицеры пытались понять, зачем он так дразнит судьбу, Нахимов отвечал: «В мирное время такие случаи редки, и командир должен ими воспользоваться, команда должна видеть присутствие духа в своем командире: ведь, может быть, мне придется идти с ней в сражение». Несомненно, после указанного поступка авторитет Нахимова возрос еще больше.

Денег много у него никогда не водилось, потому что каждый лишний рубль он отдавал матросам и их семьям, а таковыми у него назывались те, которые оставались после оплаты квартиры в Севастополе и расходов на стол, тоже не очень отличавшийся от боцманского. Наверное, поэтому Нахимов не мог понять, что у морского офицера может быть еще какой-нибудь интерес, кроме службы. Он считал, что необходимо, чтобы матросы и офицеры постоянно были заняты, что праздность на судне не допускается, что если на корабле работы идут хорошо, то нужно придумывать новые. Офицеры тоже должны быть постоянно заняты. Есть свободное время – пусть занимаются с матросами обучением грамоте или пишут за них письма на родину. Ухтомский, начинавший службу под начальством Нахимова, передает еще следующее: «Все ваше время и все ваши средства должны принадлежать службе, – ораторствовал Павел Степанович. – Например, зачем мичману жалованье? Разве только затем, чтобы лучше выкрасить и отделать вверенную ему шлюпку или при удачной шлюпочной гонке дать гребцам по чарке водки, – иначе офицер от праздности или будет пьянствовать, или станет картежником, или будет развратничать, а ежели вы и от натуры ленивы, сибариты, то лучше выходите в отставку». Тратя все свое адмиральское жалованье не на себя, а на корабль и на матросов, Нахимов искренне не понимал, почему бы и мичману не делать того же.

Нахимов настойчиво старался внушить подчиненным ему офицерам те идеи, которыми сам он был одержим и которые не походили на общепринятые тогда. Он говорил, что служба представится в другом свете, сами моряки получат другое значение, когда они поймут и будут знать, как и на кого нужно действовать. Одинаковое поведение начальника во всех ситуациях говорит лишь о том, что у него нет общего языка со своими подчиненными и соотечественниками. А матрос, по его мнению, сразу видит неуважение и высокомерие со стороны офицеров, которые презирают сближение со своими соотечественниками – простолюдинами. В этом и есть настоящая причина, что на многих судах ничего не выходит и что некоторые молодые начальники одним только страхом хотят завоевать уважение и доверие со стороны матросов. Но на страхе нельзя удержать команду, необходимо сочувствие, нужна любовь к своему делу, тогда «с нашим лихим народом можно такие дела делать, что просто чудо», думал Нахимов. Он отлично понимал, что истинная сила не в количестве кораблей и их вооружении, а в простых матросах, прекрасную и могучую русскую натуру которых адмирал высоко ценил. Он умел учитывать выдающиеся особенности русских людей – ясность ума, стойкость характера и безграничное терпение, которые чаще всего становятся решающими факторами в сражении. Он говорил, что пора уже офицерам перестать считать себя помещиками, а матросов – крепостными. Показательным становится тот факт, что, будучи командиром линейного корабля «Силистрия», Нахимов запретил применение телесных наказаний. От офицеров он также требовал моральной дисциплины и настоятельно советовал изучать особенности своей страны, «не подражать слепо иностранным порядкам» и не пренебрегать своими, чтобы тем самым быть ближе к простым людям. Он искренне считал, что «матрос есть главный двигатель на военном корабле… Матрос управляет парусами, он же наводит орудия на неприятеля; матрос бросится на абордаж, если понадобится. Все сделает матрос, если они, начальники, не будут эгоистичны, ежели не будут смотреть на службу как на средство для удовлетворения своего честолюбия, а на подчиненных – как на ступени для собственного возвышения. Матросы - основная военная сила флота. Вот кого нам нужно возвышать, учить, возбуждать в них смелость, геройство, ежели мы несебялюбивы, а действительные слуги Отечества». Позже за отеческую заботу о подчиненных Нахимова прозовут «отцом-благодетелем». Матросы любили своего командира за простоту и справедливость, за искреннюю привязанность, за подлинное желание разделить вместе с ними все тяготы и лишения. Он знал имя каждого своего матроса, никогда не отказывался от беседы с ними. Ради доброго слова «Пал Степаныча» матросы были готовы идти в огонь и воду. Его забота о подчиненных проявлялась даже в мелочах. Так, во время обороны Севастополя он лично проверял пищу солдат. Был даже выпущен приказ, по которому запрещалось с кусков мяса срезать сало для смазки колес, а варить «непременно в полном количестве».

Интересен тот факт, что по прошествии событий Синопа, Севастополя близко наблюдавшие Нахимова не могли говорить о них, не подчеркивая особого значения личного влияния адмирала на свою команду, определяя именно этим его успех. Вот одно из подобных высказываний: «Синоп, поразивший Европу совершенством нашего флота, оправдал многолетний образовательный труд адмирала М.П. Лазарева и выставил блестящие военные дарования адмирала П.С. Нахимова, который, понимая черноморцев и силу своих кораблей, умел управлять ими. Нахимов был типом моряка-воина, личность вполне идеальная... Доброе, пылкое сердце, светлый, пытливый ум, необыкновенная скромность в заявлении своих заслуг. Он умел говорить с матросом по душе, называя каждого из них при объяснении другом, и был действительно для них другом. Преданность и любовь к нему матросов не знали границ. Всякий, кто был на севастопольских бастионах, помнит необыкновенный энтузиазм людей при ежедневных появлениях адмирала на батареях. Истомленные донельзя, матросы, а с ними и солдаты воскресали при виде своего любимца и с новой силой готовы были творить и творили чудеса. Это секрет, которым владели немногие, только избранники, и который составляет душу войны... Лазарев поставил его образцом для черноморцев».

Внешняя бесстрастность и некая сухость в отношениях с большинством окружающих дополнялась в характере Нахимова такими душевными качествами как сострадание, готовность прийти на помощь ближнему, умение сопереживать чужому горю. И будучи лейтенантом, и уже став адмиралом, он помогал морякам-инвалидам, осиротевшим семьям моряков, их вдовам, а, порой, и случайным людям, которые разжалобили его рассказом о своей тяжелой судьбе. Сердце подсказывало ему, что иначе поступать он не может. Нахимов был набожным человеком: исповедовался, причащался, постился, совершал ежедневную молитву.

Прекрасную репутацию на флоте Нахимов заслужил благодаря таким своим качествам как необыкновенная доброта, простодушие и скромность, беззаветная преданность морскому делу, как уже сказано, он был в полном смысле слова фанатиком морской службы. У него не было никаких личных интересов, ему не был присущ эгоизм и честолюбие, его поступки были вызваны не тщеславием, а его необыкновенно светлым воззрением на происходящее и страстным желанием сделать всё, как то требуется для общего блага и достижения поставленных целей. Он не имел ни в молодости, ни в зрелом возрасте семьи, не имел «сухопутных» друзей, не имел никаких привязанностей, кроме как на кораблях и около кораблей, потому что для него Севастополь, Петербург, Лондон, Архангельск, Рио-де-Жанейро, Сан-Франциско, Сухум-Кале были не города, а лишь якорные стоянки. Все эти его свойства сделали то, что на матросов он стал смотреть как на свою единственную большую семью.

Однако Нахимов был требовательным начальником. Его строгость за нерадивость или неактивность на службе не знала пределов. Все, кто был рядом с ним, не имели ни минуты физического или нравственного спокойствия. Но еще более был требовательным к себе, был примером неутомимости и преданности службе. Кроме того, Нахимов имел пытливый ум, и все его «работы» (корвет «Наварин», фрегат «Паллада», корабль «Силистрия») несли в себе что-то новое, усовершенствованное.

Дружбу со студенческой скамьи с Михаилом Рейнеке, будущим гидрографом, Павел Степанович пронес через всю жизнь. В письмах к другу он будет делиться переживаниями, ощущениями от прожитых дней, рассказывать об удачах и досадовать на поражения. В редкие часы общения с семьей и друзьями Павел Степанович обнаруживал такие черты своего характера как простота, обходительность, желание и умение делиться душевной теплотой. Он проявлял чрезвычайную привязанность к детям. В доказательство достаточно вспомнить его письмо брату Сергею и его супруге Александре, в котором он расспрашивает о своей племяннице: «Здорова ли, весела ли моя несравненная Сашурка? Теперь без меня ни трогать, ни дразнить ее некому…» Далее следует целый ряд не праздных вопросов: начала ли ходить? Говорит ли? Привита ли ей оспа? Проколоты ли уши для сережек? Часто ли ее выпускают гулять? «Знаете ли, – пишет Нахимов, – она более всего занимала меня в моем горестном и болезненном одиночестве. Она создала для меня новый вид наслаждения, с которым я так я давно раззнакомился, – мечтать…». Убежденный холостяк Нахимову не раз задавали вопрос, почему тот не женится. Он неизменно отшучивался, что все время проводит на корабле, а туда, как известно, женскому полу вход воспрещен. Впрочем, большинство исследователей сходятся на мнении, что была в жизни некая «нигде не высказанная драма», которая оставила Нахимова холостяком до гробовой доски. Возможно, речь идет о его неудачном сватовстве к дочери командующего Архангельского порта – небогатому и незнатному офицеру отказали. Думается, что позже желающих стать адмиральшей было уже предостаточно, однако, «потенциальный жених» имел на этот счет, как говорили, «твердо-каменные позиции», замечая, что женатый офицер – не служака. Впрочем, об одном браке Нахимова известно точно – он был «женат» на Черноморском флоте. Фаталист, став душой севастопольской обороны, Нахимов был уверен, что именно здесь он закончит свой жизненный путь. Он решительно заявлял, что будет оборонять город вместе со своими матросами до конца. Он был уверен – прятаться от пуль, бояться смерти могут трусы, а «чистый душой и благородный человек будет ожидать смерти спокойно и весело». Нахимов обходил укрепления, не прикрывая легендарные золотые эполеты серой солдатской шинелью, находил время для общения с солдатами, вникал в каждую мелочь, отдавал приказы, требуя вместо поклонов, поцелуев и чинов, которыми жаловал его император, бомб и провизии. Он предчувствовал поражение, но не желал с ним мириться. В последний день жизни Нахимов, кажется, начнет испытывать судьбу, осматривая батареи и укрепления «под самым страшным огнем». Последний взор на противника он бросит в подзорную трубу с насыпи Малахова кургана – пуля ударит в лицо, пробьет череп и выйдет через затылок. Не приходя в сознание, легендарный адмирал скончается в 11 часов 7 минут 12 июля 1855 г.

Таким образом, личность адмирала Нахимова Павла Степановича, несомненно, личность уникальная, сочетающая в себе безграничную доброту, чувствительность к чужим бедам с неимоверной силой духа, неутомимостью, храбростью не только на службе, но и в обычной жизни. Нахимов до настоящего времени остаётся образцом того, каким должен быть офицер, каким должен стараться быть каждый человек.

Первые боевые победы П.С. Нахимова.

Жизнь адмирала Нахимова была богата победами. Он отличился в Наваринском Сражении 1827 г., во время Русско-турецкой войны 1828–1829 гг. блокировал Дарданеллы, одержал победу в Синопском сражении 1853 г. в период Крымской войны, до последнего вздоха защищал Севастополь.

Наваринское сражение стало для Нахимова первым серьезным сражением, где он блестяще себя проявил. Линейный корабль «Азов», где находились М.П. Лазарев и П.С. Нахимов, шел головным в левой русской колонне. Он оказался против крепостей под сильным огнем турецкого флота, по нему стреляла артиллерия шести турецких кораблей. После П.С. Нахимов писал: «Кровопролитнее и губительнее этого сражения едва ли когда флот имел. Сами англичане признаются, что ни при Абукире, ни при Трафальгаре ничего подобного не видали». В Наваринском сражении, которое длилось четыре часа, русские моряки показали образец храбрости, а русские корабли оказали решающее значение на исход битвы. Так, артиллерийским огнем «Азова» было уничтожено пять вражеских кораблей. М.П. Лазарев в это время показал пример организации и ведения боя с превосходящими силами противника, чем после восхищался П.С. Нахимов. Сам лейтенант П.С. Нахимов во время Наваринсокого сражения «находился при управлении парусов, командовал орудиями на баке, действовал с отличною храбростью и был причиною двукратного потушения пожара, начавшихся было от попавших в корабль брандскугелей» – с таким описанием действий П.С. Нахимова командование представляло его к награде. За храбрость П.С. Нахимов был произведен в капитаны-лейтенанты и награжден боевым орденом Георгия 4-й степени. Командованием артиллерийской батареей одного из лучших кораблей русского флота и участие в разгроме турецкого флота в Наваринской бухте окончился важный период в формировании П.С. Нахимова как отличного моряка и образцового офицера.

Безусловно, важное место в деятельности Павла Степановича занимает время, когда он был командиром корабля «Силистрия» и командующим отрядом судов Черноморского флота, и служил у побережья Кавказа, где прошла треть его военно-морской службы. Это время становления Нахимова как командира, усвоения опыта старших моряков. Именно тогда он начал совершенствовать взаимодействие морских сил с сухопутными войсками. Именно поэтому корабли Черноморского флота достигли высокого уровня мастерства взаимодействия с сухопутными войсками. С 1838 по 1840 г. с кораблей Черноморского флота было высажено несколько десантов, которые освободили от противника побережье и устье рек Туапсе и Псезуапе. Корабль «Силистрия», который находился под командованием Нахимова, также дважды участвовал в высадке десанта. В первой высадке десанта у Псезуапе (май 1939) и Туапсе (июль 1839) Нахимов, по состоянию здоровья находившийся в отпуске, не участвовал. Но, несмотря на это, экипаж «Силистрии», который обучал П.С. Нахимов три года, действовал безукоризненно. В повторном взятии этих пунктов П.С. Нахимов принимал непосредственное участие.

Освобождение фортов Вельяминского и Лазаревского должно было пройти в мае. Во время подготовки к высадке десанта штурмана кораблей произвели копировку карт восточного побережья Черного моря, на которые нанесли диспозицию гребных судов, действовавшую в момент высадки десанта. Интересен тот факт, что на линейном корабле «Силистрия» по этому поводу проводились специальные совещания, на которых П.С. Нахимов, будучи командиром флагманского линейного корабля «Силистрия», где находился М.П. Лазарев со своим штабом, где находились главные нити управления подготовкой десанта, был одним из главных исполнителей этой сложной работы.

Высадка десанта в форт Вельяминовский была произведена 10 мая 1840 г. Первые залпы по берегу должен был сделать линейный корабль «Силистрия», другие корабли открывали огонь вслед за флагманским. То есть, точность и эффективность артиллерийского обстрела главным образом зависела от артиллерийской выучки личного состава «Силистрии». Следует отметить, что руководство и личный состав «Силистрии» прекрасно справились с этой задачей.

Все гребные суда были разбиты на отделения, первым из которых командовал П.С. Нахимов. Выгрузка грузов для высаженных войск происходила с 10 по 14 мая. Было выгружено на берег для 7000 человек действующего отряда на два с половиной месяца, полугодовой запас продовольствия на 1000 человек гарнизона форта Вельяминовского, вся крепостная артиллерия, заряды и припасы, строения и палисад, сделанные специально для этого форта. К Псезуапе эскадра прибыла только утром 22 мая. Порядок высадки был аналогичным, как и в Туапсе. П.С. Нахимов командовал также гребными судами левого крыла, им были учтены все недочеты предыдущей высадки. Так, в Туапсе при движении к берегу при высадке десанта, гребные суда не ровнялись на середину, из-за чего шедшие сзади перегоняли шедших впереди, что нарушало установленный порядок высадки.

Занятие фортов Вельяминского и Лазаревского продемонстрировало, как моряки Черноморского флота отлично справились с поставленными перед ними задачами. Особенно отличился личный состав линейного корабля «Силистрия», который первый в обоих десантах открывал артиллерийский огонь по берегу, что сыграло решающую роль в правильном выполнении боевого задания.

П.С. Нахимов показал себя отличным артиллеристом еще в Наваринском бою. Но если тогда он прекрасно справлялся командованием артиллерийской батареей из нескольких орудий, то у кавказских берегов Нахимов блестяще управлял огнем 84-пушечного линейного корабля. Артиллерийская обработка местности при высадке десанта выступила для Нахимова неким этапом обучения, позволившим ему позже успешно управлять артиллерийским огнем целой эскадры. Все это повлияло на совершенствование артиллерийского мастерства П.С. Нахимова, которое во всей полноте проявилось в Синопском сражении и при обороне Севастополя. М.П. Лазарев также дал высокую оценку действиям П.С. Нахимова.

Адмирал П.С. Нахимов в Синопском сражении.

Победа русского Черноморского флота над турецким флотом при Синопе вошла в историю России как одна из страниц летописи героических подвигов русского народа. Многотысячный отряд моряков-черноморцев под руководством адмирала П.С. Нахимова наглядно продемонстрировал всему миру мужество и отвагу русских людей, передовое русское военно-морское искусство. Именно в Синопском сражении наиболее ярко проявилось флотоводческое мастерство Нахимова.

Синопское сражение произошло в самом начале Крымской войны 1853–1856 гг., возникшей в результате обострения англо-русских противоречий в «восточном вопросе». К началу Крымской войны Черноморский флот уже располагал богатейшим боевым опытом. Особенным тактическим приемом русского руководства было утверждение о возможности победы и над сильнейшим флотом противника при условии искусного использования маневра кораблей и огня артиллерии.

В связи с напряженной обстановкой Черноморский флот установил наблюдение за турецким флотом, для чего крейсировали русские корветы и бриги. Кроме того, наблюдение за турецким флотом вели и главные силы Черноморского флота, разделенные на две эскадры, первой из которых командовал вице-адмирал П.С. Назимов.

Когда начались боевые действия на Дунае, из Севастополя для крейсерства в районе анатолийского побережья Турции между мысом Керемпе и портом Амастро вышла эскадра под флагом вице-адмирала П.С. Нахимова. Узнав о крейсерстве русской армии у анатолийского побережья, турецкое руководство оповестило все свои корабли об опасности со стороны русских и почти прекратило посылку судов из Босфора в восточную часть Черного моря с тем расчетом, что эскадра Нахимова вскоре уйдет в Севастополь на отдых и ремонт. Свои предположения турки строили на основании того, что октябрь из-за штормовой погоды считался последним месяцем плавания парусных судов. Но, вопреки ожиданиям турок, русская эскадра продолжала крейсерство. Личный состав русских кораблей стойко переносили все трудности, будучи закаленными в предыдущих плаваниях. Поэтому несмотря на тяжелые условия плавания, эскадра Нахимова продолжала крейсерство у побережья Турции. А в это время турецкое командование направило из Константинополя к восточному побережью Черного моря большую эскадру в составе лучших быстроходных судов под командованием вице-адмирала Осман-паши. Отправление этой эскадры в восточный район Черного моря было связано с планом наступления турецких войск и отрядов Шамиля на Кавказе, где противник к ноябрю 1853 г. сосредотачивал большие силы. Действия эскадры Нахимовы у анатолийского побережья Турции имели большое значение для Кавказского театра, так как русские корабли контролировали морские сообщения противника между Константинополем и Батумом, препятствовали переброске турецких войск и оружия в поддержку восточно-анатолийской армии и отрядов горцев. Основной задачей эскадры Нахимова являлось уничтожение морских сил противника, направившихся из Константинополя к кавказскому побережью.

Действуя на морских сообщениях у анатолийского побережья Турции, русская эскадра активно и непрерывно осуществляла поиск неприятельского флота. 4 ноября 1853 г. у мыса Кремпе с кораблей эскадры Нахимова было замечено несколько одномачтовых турецких судов и пароход «Меджари-Теджарет». Последний был настигнут пароходом «Бессарабия» и захвачен. Команда этого вражеского парохода сообщила, что два турецких фрегата и два турецких морвета находятся в Синопской бухте. Вице-адмирал Нахимов, стремясь к решительной встрече с турецким флотом, решил проверить сведения, полученные от команды турецкого парохода «Меджари-Теджарет» и при опросе купеческих судов. 6 ноября корабли взяли курс к Синопской бухте. К вечеру 8 ноября русская эскадра, состоявшая из пяти линейных кораблей, одного фрегата, одного брига и одного парохода, приблизилась к Синопу. В Синопской бухте русские корабли действительно обнаружили четыре больших неприятельских судна, стоявших на якоре, но из-за наступившей темноты не смогли определить состав турецкой эскадры. На следующей день стало известно, что это были укрывавшиеся от шторма корабли турецкой эскадры под командованием Осман-паши, шедшие к кавказскому побережью для участия в высадке десантов, которые должны были содействовать наступлению турецких войск на Кавказе.

Таким образом, в результате упорного и настойчивого поиска П.С. Нахимов обнаружил эскадру противника. Этот важный успех был достигнут благодаря высокой морской выучке черноморских моряков. Успешное плавание эскадры у незнакомых турецких берегов во многом было обеспечено блестящем руководством флагмана. П.С. Нахимов по справедливости пользовался на флоте большим авторитетом. Адмирал Корнилов, в том числе, отмечал исключительный талант Нахимова.

После обнаружения турецких кораблей в Синопской бухте, несмотря на превосходство сил противника, Нахимов установил блокаду Синопской бухты. Несмотря на трудные условия боя для русской эскадры, Нахимов принял решение уничтожить турецкую эскадру. 17 ноября закончились последние приготовления к решительному бою.

Утром 18 ноября 1853 г. при неблагоприятной погоде эскадра Нахимова, выстроившись в две колонны, подошла к входу в Синопскую бухту. Турецкий флагманский корабль «Ауни-Аллах» первым открыл огонь. За ним начали ожесточенную пальбу остальные вражеские корабли. «Ауни-Аллах» не выдержал напора корабля «Императрица Мария» и в бою между адмиральскими кораблями потерпел поражение. Потом флагманский корабль перенес свой огонь на турецкий фрегат «Фазли-Аллах», который загорелся и выбросился на берег. Корабль «Великий князь Константин», осыпаемый градом ядер, открыл сильный огонь по турецким фрегатам «Навек-Бахри», «Несими-Зефир», «Наджими-Фешан», первый из которых был взорван, а другие выбросились на берег. Продолжительная артиллерийская дуэль произошла между кораблями «Париж» и «Низамие». Последний потерял много орудий, вышел из боевой линии и прекратил сопротивление.

Адмирал Нахимов внимательно следил за действиями своих кораблей. Заметив отличную боевую работу личного состава линейного корабля «Париж», Нахимов приказал поднять ему благодарственный сигнал. Однако выполнить приказание оказалось невозможным, так как на флагманском корабле были перебиты все фалы. Тогда Нахимов под огнем противника отправил шлюпку с адъютантом.

Боевые суда турецкой эскадры упорно сопротивлялись, но не одно из них не могло противостоять удару русской эскадры. Немало турецких офицеров во время сражения позорно бежало со своих кораблей. Трусом оказался и главный советник Осман-паши англичанин А. Слэд.

Синопское сражение закончилось блестящей победой русского оружия. Турецкая эскадра перестала существовать: из 16 турецких кораблей 15 были ликвидированы. Были уничтожены также четыре береговые батареи. Турецкого адмирала Осман-пашу нашли на разбитом фрегате «Ауни-Аллах». Кроме него были взяты в плен командиры двух кораблей и 250 турецких моряков, более 3000 турок было убито. Адмирал Нахимов послал на берег парламентера, чтобы объявить губернатору Синопа, что в отношении города русская эскадра не имеет враждебных намерений, но губернатор и вся администрация давно уже убежали из города.

Во время сражения эскадра Нахимова потеряла убитыми 37 человек, раненными – 233, было подбито и выведено из строя 13 орудий, все корабли получили повреждения в корпусе, такелаже и парусах. Для встречи героических моряков нахимовской эскадры вышло все население главной базы Черноморского флота – Севастополя.

В Синопском сражении ярко проявилось флотоводческое мастерство Нахимова. Прежде всего, в этом сражении одержала победу та система воинского воспитания, которую Нахимов проводил в течение многих лет перед войной и которая помогла ему воспитать прекрасные кадры. Огромную роль в достижении победы имела морская закалка личного состава Черноморского флота. Победа над противником в Синопском сражении была достигнута благодаря непрерывности боевой подготовки и в мирное и в военное время, благодаря активному наступательному духу, присущему воспитательной системе Нахимова. Для тактического мастерства Нахимова в Синопском сражении, прежде всего, характерна тщательная подготовка к сражению, учет слабых и сильных сторон противника, умелый выбор направления главного удара, максимальное использование артиллерийских средств эскадры, организация взаимной поддержки в бою. Адмирал Нахимов Синопской победой блестяще завершил многовековую эпох парусного флота.

Славной победой в Синопском сражении была вписана еще одна героическая страница в историю главных побед русского флота, одержанных у Гангута, Чесмы, Корфу, Наварина. Имя выдающегося русского флотоводца Нахимова стало известно далеко за пределами России.

Адмирал П.С. Нахимов в обороне Севастополя.

После Синопского сражения над Россией нависла серьезная угроза. Русские Балтийский и Черноморский флоты, значительно уступавшие противнику по количеству боевых единиц, должны были отойти под прикрытие батарей Кронштадта и Севастополя, так как англичане и французы не решались атаковать их там. При подобной обстановке перед русским командованием встала задача максимально усилить оборону Крыма и прежде всего Севастополя. Однако Николай I и его приближенные не сумели вовремя определить направление главного удара противника и сосредоточить на этом направлении достаточные для должного отпора силы и средства. Высадка в Крыму вражеских сил представлялась им маловероятной. В результате Севастополь оставался неподготовленным к эффективному сопротивлению на случай нападения противника.

Совершенно иначе отнесся к угрозе нападения на Севастополь командующий эскадрой Черноморского флота вице-адмирал П.С. Нахимов. Правильно оценив серьезность угрозы, он развил активную деятельность по усилению боевой готовности вверенных ему основных сил флота. «После Синопского дела, – писал он брату в марте 1854 г., – возвратясь в Севастополь, я вскоре опять поднял свой флаг на корабле «Двенадцать Апостолов», а с тех пор каждый из нас постоянно был занят – готовились достойно встретить грозных врагов драгоценной нашей отчизны». Мало того, не ограничиваясь сферой своей непосредственной компетенции, Нахимов вместе с начальником штаба Черноморского флота вице-адмиралом В.А. Корниловым неоднократно ходатайствовал перед Меншиковым о необходимости существенного усиления сухопутных севастопольских укреплений. Он первым указал Меншикову наиболее вероятное место высадки армии противника. По настоянию Корнилова и Нахимова напряженная подготовка личного состава начала проводиться не только на судах флота, но и на береговых батареях. Таким образом, еще задолго до высадки англичан и французов в Крыму Нахимов и Корнилов принимали непосредственное участие в подготовке Севастополя к обороне.

Под руководством Корнилова, Нахимова и Истомина, опиравшихся не на устаревшие догмы Вобана и других «отцов фортификации», а на передовые идеи выдающегося русского военного инженера того времени А.З. Теляковского, строительство севастопольских укреплений с самого начала пошло по пути, резко отличавшемуся от традиционных крепостных форм. По-иному организовали подготовку к отпору Корнилов и Нахимов. Превосходству противника в калибрах и диспозиции орудий они противопоставили новую систему артиллерийского огня, не имевшую ничего общего с устаревшими канонами.

Первая общая бомбардировка и штурм Севастополя были назначены англо-французским командованием на 5 октября. Однако благодаря хорошо поставленному наблюдению Корнилов и Нахимов своевременно узнали о замысле противника, и русская артиллерия сумела нанести тяжелые повреждения осадным батареям еще до того, как они успели развить интенсивный обстрел.

Руководство сражением 5 октября с самых первых минут осуществлялось Нахимовым и Корниловым. Прибыв на передовые линии с первыми выстрелами, оба адмирала находились во время обстрела в наиболее опасных местах оборонительной линии, воодушевляя воинов, давая им конкретные указания по организации отпора противнику. После упорного пятичасового боя англо-французский флот был вынужден признать себя побежденным. Но победа досталась защитникам города нелегко. Особенно тяжкой потерей была гибель Корнилова. Занимая формально должность командующего эскадрой, Нахимов после гибели Корнилова стал фактически основным руководителем всей обороны Севастополя.

Главное внимание Нахимова было направлено на всемерное усиление системы обороны. При сооружении укреплений Нахимов проявлял исключительно большую заботу об укрытии солдат. В это время Нахимов сумел поднять на более высокий уровень взаимодействие родов войск. Он успешно привлекал к инженерным работам в помощь саперам пехотинцев, моряков и артиллеристов. Обеспечение надежной обороны Севастополя с моря являлось предметом постоянной заботы Нахимова.

Будучи с октября 1854 г. фактическим руководителем обороны Севастополя, Нахимов выполнял обязанности не только начальника гарнизона и командующего эскадрой, но также командира порта и военного губернатора города. Официально это было оформлено лишь в конце февраля 1855 г. Он же осуществлял организацию снабжения гарнизона всем необходимым. В дни Севастопольской обороны находила дальнейшее развитие передовая нахимовская система воспитания воина, явившаяся достойным продолжением традиций Суворова и Кутузова, Ушакова и Лазарева.

Вторая общая бомбардировка Севастополя началась 28 марта и продолжалась до 6 апреля. В связи с истощением запасов пороха и боеприпасов Нахимов был вынужден издать приказ о резком сокращении темпов стрельбы, что ставило русские войска в еще более невыгодное положение по сравнению с противником. Нехватка у севастопольцев боеприпасов не позволила им добиться полного подавления осадных батарей, как это было при первой общей бомбардировке, но штурм города был отложен на неопределенное время. А через две недели осаждавшие перешли в наступление перед Корабельной стороной. Положение оборонявшихся оказалось критическим. Оно было спасено благодаря исключительной оперативности Нахимова и Хрулева. Штурм был начат англичанами и французами на рассвете 6 июня. Первые атаки вражеских войск оканчивались неудачно. Все это время Нахимов находился на Малаховом кургане, руководя обороной этого важнейшего бастиона Корабельной стороны. Когда французы, воспользовавшись замешательством обойденных с фланга защитников кургана, предприняли еще одну атаку и ворвались в бастион, Нахимов, как и ранее на Камчатском люнете, немедленно поднял солдат и матросов в штыковую контратаку и обратил противника в бегство, после чего тут же организовал преследование огнем. К семи часам утра штурм был отражен повсеместно.

Несмотря на тяжелую обстановку, Севастополь под руководством Нахимова по-прежнему держался. 28 июня 1855 г. Нахимов объезжал бастионы оборонительной линии и делал необходимые распоряжения. Прибыв на Малахов курган, который в тот день подвергался особенно ожесточенному обстрелу, он взошел на банкет и стал рассматривать в подзорную трубу осадные работы французов, стоявшие всего на несколько десятков метров от бастиона. В этот момент он был ранен в висок, а через день, не приходя в сознание, скончался. Смерть Нахимова явилась тяжелой утратой для Севастополя и для всей России.

Героическая оборона Севастополя заняла высокое место в летописях войны. В напряженных боях защитники города во главе с Нахимовым в немалой степени измотали и обескровили главные силы англо-французской коалиции.

Заключение.

Павел Степанович Нахимов – великий флотоводец, патриот земли русской, человек особых дарований как профессиональных, так и просто человеческих. Личность неординарная, он никогда не выказывал своего таланта, да и, наверное, вряд ли его осознавал. Безмерная доброта, сострадание абсолютно ко всем независимо от чина и звания, преданность своему делу, своей Родине, требовательность как к себе, так и к другим, верность своим убеждениям – все это есть Нахимов Павел Степанович. Его вклад в развитие военно-морского дела нельзя переоценить – он действительно огромен. Его рука коснулась усовершенствования устройства кораблей, тактики ведения артиллерийского боя, размещения батарей, укрепления обороны осажденных пунктов, взаимодействия разных родов войск при выполнении боевых задач, а самое главное – системы обучения матросов, получившей название «нахимовской». Поэтому с уверенностью можно сказать, адмирал Нахимов – гордость русского флота!

Список использованной литературы.

Зверев Б.И. Адмирал Нахимов: статьи и очерки // Военное издательство Министерства обороны Союза ССР. – М., 1954. – 188 с.

Зонин А.И. Жизнь адмирала Нахимова: роман. – Л.: Сов. писатель, 1987. – 448 с.

Нахимов, П.С. Документы и материалы. Т. 1. – СПб.: Изд-во «Петербургский институт печати», 2003. – 432 с.

Нахимов П.С. Документы и материалы. Т. 2. – СПб.: Изд-во «Петербургский институт печати», 2003. – 440 с.

Тарле Е.В. Нахимов. – М.: Изд-во АН СССР, 1942. – 128 с.

Флот Петра I // Русская историческая библиотека / URL:rushist.com/index.php/Russia/772-petr-i-flot (дата обращения: 05.10.2018).

Краснов В.Н., Шитиков Е.А. Регулярный военный флот Петра Великого // FLOT.com. URL:https://flot.com/history/io1.htm (дата обращения: 05.10.2018).

Флот Петра: история и предпосылки к созданию русского флота // yachtRus.com / URL:https://yachtsrus.com/military-history/peter-fleet.html (дата обращения: 05.10.2018).

История Российского Императорского флота // Wargaming.net Wiki. URL:wiki.wargaming.net/ru/Navy:История_Российского_Императорского_флота (дата обращения: 05.10.2018).

Биография адмирала Нахимова Павла Степановича // Общество ревнителей памяти Нахимова П.С. / URL: www.naximov.ru/history/biography/ (дата обращения: 05.10.2018).

Приложения

Приложение №1

Приложение №2

Приложение № 3

. Портрет адмирала Нахимова П.С.

Просмотров работы: 710