История зарождения военно-курьерской связи в России - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

История зарождения военно-курьерской связи в России

Заболотный С.А. 1, Романова В.В. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

История зарождения военно-курьерской связи.

Появление вестников и гонцов в Древней Руси относится к периоду зарождения древнерусского феодального государства. По мере укрепления и централизации государственной власти их все более широко используют для поддержания курьерской связи в стране.

К сожалению, летописцы не оставили нам подробного описания курьерской службы княжеских гонцов и их обязанностей. Почти нет сведений о том, кто конкретно выполнял поручения князей по доставке грамот с их распоряжениями, каковы были скорости передвижения вестников и гонцов по дорогам русского государства и соседних стран, как обеспечивалась сохранность важных государственных документов при их доставке, какую роль играла военно-курьерская связь в управлении государством и т.д. Но и на основании отрывочных фактов и сведений, имеющихся в древнерусской литературе и в трудах историков, можно дать краткую характеристику работе военных курьеров в Древней Руси.

Известно, что уже в конце IX века один из первых киевских князей Олег использовал своих гонцов для поддержания связи с соседними славянскими племенами, вошедшими вскоре в состав Киевской Руси. В 885 году он посылал своего гонца к радимичам, племенное объединение которых в том же году вошло в состав Киевского государства. В «Повести временных лет» летописец так записал об этом: «Послал Олег к радимичам, спрашивая: «Кому даете дань?» Они же отвечали: «Хазарам». И сказал Олег: «Не давайте хазарам, но платите мне». Приведенный текст свидетельствует о том, что гонцы киевского князя в 885 г. как минимум дважды побывали в радимической земле. Первый – с целью узнать, кто взимает с них дань, второй – передать наказ Олега, чтобы радимичи платили дань ему. Посылка Олегом вестников к радимичам не была случайным эпизодом, так как в IX в. в Киевской Руси существовали военные курьеры для передачи распоряжений князей [1].

В Х в. военно-курьерская связь в Киевской Руси становится настолько развитой, что великие князья, используя ее, могли быстро собирать своих воевод и старейшин с войсками для отражения нападения воинственных племен – половцев, хазар, печенегов, с которыми в то время велись постоянные войны. Через своих вестников и гонцов киевские князья оповещали все земли и волости о важнейших событиях, происходящих в стране.

Для ускорения передвижения киевских князей и их слуг по дорогам государства в Киевской Руси устанавливается натуральная повинность, называемая «повозом», по которой население обязывалось давать «подводных коней» проезжавшим по территории той или иной волости князьям, вестникам и другим «княжим мужам». Введение этой повинности способствовало широкому развитию курьерской связи и ускорению движения княжеских гонцов по маршрутам. Ускорению доставки княжеских грамот адресатам содействовали и отличительные знаки гонцов – красные щиты – своеобразные подорожные грамоты того времени. Красный щит, которым стали наделяться княжеские гонцы с Х в., давал его владельцу преимущественное право замены уставших лошадей в пути, а при необходимости и получения ночлега.

Киевские князья через своих гонцов поддерживали регулярную связь с Византией, Болгарией и другими соседними странами. В исторической литературе имеются сведения, что гонцы киевских князей уже в Х в. бывали в столице Византии – Царьграде (Константинополе). В 945 г. киевский князь Игорь заключил договор с Византией, в котором был специально оговорен обмен гонцами между двумя государствами [2].

В XI–XII вв., в период расцвета Киевской Руси, военно-курьерская связь нашла еще более широкое применение, особенно во время военных походов, которые постоянно совершали киевские князья. Профессиональные княжеские гонцы или как их позднее стали называть – «верные головы» по мере необходимости, в назначенный день и час отправлялись по многочисленным дорогам русского государства, везя с собой грамоты с важнейшими государственными сведениями. В случае, когда грамота содержала особо важную срочную весть, великий князь киевский лично напутствовал гонца, наказывая ему нигде не задерживаться. Из дошедших до нас письменных источников видно, что уже в то время в русском государстве складывалась определенная и четкая система службы военных курьеров, при которой обеспечивалась и надежность доставки важных государственных известий, и ее своевременность.

Есть в древних летописях сведения и о том, что направляемые через княжеских гонцов письменные сообщения соответствующим образом оформлялись. Грамоты с содержанием важных распоряжений великих князей скатывались в трубочку, зашивались в холщовый чехол и опечатывались восковой печатью. Вез эту упаковку гонец в специальном мешочке, спрятав за пазуху, или же в дорожной сумке-калите, прикрепленной к поясу. Если передаваемая с гонцом весть была настолько тайной и содержала такие важные государственные или военные сведения, что ее не решались излагать открыто, прибегали к шифровке текста. Одним из способов засекречивания текста документов служила тарабарская грамота – древнерусская тайнопись. Иногда для этой цели применялись и другие условные знаки [1].

Аналогичное устройство военно-курьерской связи было и во Владимиро-Суздальском, в Галицко-Волынском, Московском, Тверском великих княжествах, а также в Новгороде и Пскове. Посылали своих гонцов к великому князю с вестями и князья многочисленных уделов, входящих в состав великих княжеств. Для выполнения этой нелегкой работы была в княжеских дружинах и особая категория военных людей, сильных и мужественных, наиболее преданных Отечеству и самому князю. Они хорошо знали дороги не только русских княжеств, но и сопредельных государств и умели ориентироваться на местности, как днем, так и ночью. Довольно часто гонцу приходилось лично вручать адресату княжеские грамоты или его устные распоряжения для непосредственного и быстрого исполнения. В этих случаях он обязан был найти интересующее его должностное лицо, где бы оно ни находилось.

Корреспонденция, в основном в виде грамот, которые доставляли княжеские гонцы, была самого разнообразного содержания и отражала все стороны деятельности правительства во внутренней и внешней политике. На Руси термин «грамоты» известен с Х века. До сер. XIV в. грамоты писались главным образом на бересте, затем преимущественно на бумаге. По содержанию они делились следующим образом: грамоты – распоряжения верховной власти местным должностным лицам; вестовые грамоты, содержащие сведения о неприятеле или о событиях в соседних странах; любительские грамоты – документы, подтверждающие мирные, дружественные отношения между государствами; договорные грамоты, которые определяли отношения между великими и удельными князьями; известительские грамоты, в которых верховная власть извещала глав других государств о каком-либо важном событии в стране.

Особенно ощущалась потребность в быстрой военно-курьерской связи во время военных действий, когда любое промедление с доставкой документов, содержащих важные сведения (например, о численности противника или о его намерениях), могло привести к непоправимым последствиям. Вот почему во время боевых действий, как правило, использовались наиболее совершенные для того времени способы доставки военных донесений, позволяющие как можно быстрее вручить документы адресату. Так, в период борьбы с татаро-монгольским игом во время военных действий применялся эстафетный способ передачи донесений от гонца к гонцу, как и в древней Персидской империи. Донесения от войск великому князю Дмитрию Донскому или воеводам от него доставлялись по специально организованной линии военной летучей почты, через ряд заранее установленных промежуточных постов, на которых дежурили военные курьеры. Такой способ доставки донесений позволял быстро передавать их по назначению.

Княжеский гонец мог доставить и печальное для страны известие, например нападение на Русь многочисленных врагов, а мог привезти и радостную весть, например о их разгроме в очередном сражении.

Быстрому продвижению правительственных курьеров по своим маршрутам способствовало и то обстоятельство, что в рассматриваемый период между наиболее крупными городами Киевского княжества и великих княжеств Северо-Восточной Руси уже были проложены довольно хорошие дороги, позволяющие ездить по ним в любое время года и в любую погоду, а наличие на многих дорогах постоялых дворов давало возможность сменить в пути уставших лошадей.

На протяжении нескольких столетий, с момента зарождения Киевской Руси, в эпоху феодальной раздробленности и в период объединения русских земель вокруг Москвы, военные курьеры обеспечивали доставку наиболее важных письменных и устных правительственных распоряжений и сообщений. Они верой и правдой служили не только своим князьям, но и своему Отечеству.

Военно-курьерская связь в Российском государстве в XV–XVII вв.

В период образования и укрепления русского централизованного государства военно-курьерская связь получила свое дальнейшее развитие. Особенно широко она стала использоваться с созданием в стране новых центральных органов управления – приказов, в числе которых был и Ямской приказ, осуществлявший руководство почтовым делом и занимавшийся отправкой правительственной корреспонденции. Устройство новых ямов (почтовых станций), поддержание в хорошем состоянии дорог, по которым велась ямская гоньба, выдача подорожных грамот гонцам, выплата жалованья ямщикам, контроль над всеми ямскими расходами – вот далеко не полный перечень функций Ямского приказа.

В исторической литературе, в записках европейских путешественников довольно подробно описана тогдашняя организация в России почтового дела – ямской гоньбы. Много интересных документов, раскрывающих эту сторону государственной деятельности, сохранилось и в исторических архивах. Все исследователи отмечают, что почтовые маршруты, как правило, прокладывались вдоль путей сообщения, соединявших важнейшие административные и экономические центры русского государства. По этим дорогам через каждые 25–30 км были построены специальные почтовые станции, на которых всегда имелись наготове лошади и ямщики, а также необходимое питание для проезжающих.

Следует подчеркнуть, что ямская гоньба в Российском государстве была учреждена исключительно для нужд правительства и для проезда послов иностранных государств.

Наличие подорожных грамот у военных курьеров, а в дальнейшем у офицеров и фельдъегерей Фельдъегерского корпуса способствовало более успешному выполнению возложенных на них обязанностей по срочной доставке особо важной правительственной корреспонденции. Тем более, что подписывались такие грамоты, как правило, великими князьями, царями и императорами.

Роль правительственных гонцов в рассматриваемый период могли выполнять не только военные курьеры военного ведомства (Разрядного приказа), но и ответственные должностные лица государственных учреждении – дьяки, подьячие и др., которым поручалось передавать важные известия.

Большое внимание в этот период уделялось не только быстроте доставки корреспонденции, но и обеспечению ее сохранности. Для учета корреспонденции и повышения личной ответственности гонцов за ее сохранность в XVI в. на подлинниках или копиях документов, которые направлялись через военных курьеров, стали делать специальные отметы. Так, на царской грамоте Ивана Грозного, доставленной из Александровской слободы в Москву, помечено: «С Васькой с Фоминым». В XVII в. эти пометы стали более подробными и содержали, кроме фамилии и имени гонца, год, месяц и день вручения корреспонденции.

О том, какое исключительное значение придавалось обеспечению сохранности важных государственных документов, свидетельствует целый ряд правительственных распоряжений, определявших и степень ответственности за утрату перевозимой правительственной корреспонденции. Наказание предусматривалось очень строгое, вплоть до смертной казни, в зависимости от содержания утраченных документов.

Говоря о роли военно-курьерской связи в государстве Российском, необходимо иметь в виду, что кроме нее и почтовой, в тот период не было других видов и средств связи, которыми могло бы воспользоваться правительство. Значение военно-курьерской связи еще более возрастает, если учесть, что Россия в XV–XVII вв. неоднократно вела войны, а ее правительственные войска подавляли народные восстания, которые не раз сотрясали царский трон.

В те годы через правительственных гонцов поддерживались и межгосударственные связи. Судя по имеющимся в летописях сведениям, обмен гонцами, доставлявшими самую разнообразную информацию, между государствами был нередким.

Военно-курьерская связь в эпоху Петровских преобразований.

Начало XVIII столетия ознаменовалось великими преобразованиями в экономике и государственном строе России. Одним из первых серьезных изменений была реформа высших, центральных и местных органов управления. В 1711 г. Боярскую думу заменил Сенат, ставший высшим государственным органом законодательства и управления. Вместо многочисленных приказов, между которыми не было четкого разграничения функций, постепенно создавались новые центральные органы – коллегии, ведавшие отдельными отраслями государственного управления.

В течение нескольких лет правительством Петра I были подготовлены и изданы основные нормативные документы, в которых определялись задачи и функции новых органов государственного управления, права и обязанности должностных лиц. Самым подробным образом все это было определено в изданном в 1720 г. Генеральном регламенте. Долгие годы он являлся основным документом, которым руководствовались в своей деятельности коллегии, конторы и должностные лица, работающие в них [4].

В январе 1722 г. вышел правительственный закон – «Табель о рангах», разделивший почти всех государственных чиновников страны, в том числе и военных, на 3 группы: чины воинские, статские и придворные, а внутри этих групп – на 14 классов. Этим документом правительство Петра I как бы подводило итог своей деятельности по преобразованию аппарата управления и законодательно закрепляло порядок прохождения государственной службы. Эти меры были направлены на усиление и централизацию государственной власти, на внедрение новых, более прогрессивных форм управления, на упорядочение делопроизводства в государственных учреждениях.

Реформы государственного аппарата самым непосредственным образом коснулись и работы почтовой и курьерской связи, которые в тот период являлись фактически единственным связующим звеном между центральными и местными органами управления. Вся правительственная корреспонденция в зависимости от степени ее важности и срочности была разделена на определенные группы. Обычная корреспонденция центральных и местных правительственных учреждений стала направляться в основном через обыкновенную (ординарную) почту, через почтарей. Особо важные правительственные документы, например именные указы императора с его личными распоряжениями, всеподданнейшие донесения и доклады на его имя, реляции, манифесты, направлялись по каналам «необыкновенной», «чрезвычайной» почты, через правительственных гонцов и нарочных военных курьеров [6].

Для быстрого обмена воинской корреспонденцией между крупными войсковыми соединениями и вновь создаваемыми центральными органами военного управления – Военной коллегией и Адмиралтейств-коллегией – была учреждена военно-полевая почта или как ее вначале называли «почта в полки». Такая связь была особенно необходима в условиях военного времени. Вот почему во время Азовских походов Петра I для связи с Москвой по линии военного ведомства была учреждена Воронежская почта, где обязанности военных курьеров выполняли «драгуны, самые добрые люди». Военно-полевая почта была организована и на других почтовых маршрутах, обычно в тех направлениях, где шли военные действия.

Но законодательно организация военно-полевой почты была закреплена только в Уставе воинском, в 2 специальных разделах: «О полевом почтмейстере» и «О чине полевой почты», в которых подробно обозначены ее задачи и назначение. Уставом воинским были предусмотрены и штаты полевой почты, в состав которой входили: полевой почтмейстер, 2 писаря и несколько почтальонов. Вся ответственность за организацию работы по приему и отправке корреспонденции возлагалась на полевого почтмейстера. Он же отвечал за случаи небрежного обращения с корреспонденцией и за ее утрату, если таковая происходила. 2 писаря занимались регистрацией корреспонденции, а почтальоны доставляли ее адресатам на добрых лошадях, которые находились при полевой почте и на станах маршрутов [5].

Для доставки же особо важной и срочной воинской корреспонденции в адрес императора или президентов Военной коллегии и Адмиралтейств-коллегий при главнокомандующих армиями были учреждены должности военно-полевых курьеров.

В рассматриваемое время, кроме уже названных разновидностей почтовой и курьерской связи, действовали еще и правительственные курьеры в высших органах государства. Сенат имел в своем распоряжении прикомандированных армейских офицеров, которых использовал в качестве курьеров для доставки адресатам своей исходящей корреспонденции. Особо важную корреспонденцию из личной канцелярии императора доставляли кабинет-курьеры, отнесенные «Табелью о рангах» к XIV классу придворных чинов. Они входили в штат Кабинета его императорского величества и имели воинские звания обер-офицерского состава.

В Кабинете его императорского величества готовились наиболее важные документы, которые, как правило, носили приказной характер от имени императора. Секретные документы писались условными знаками, причем существовал целый ряд так называемых цифирных азбук, из которых каждая была установлена специально для переписки с определенным лицом. Вот эту-то государственной важности корреспонденцию в основном и доставляли кабинет-курьеры. Они же переводили правительственную корреспонденцию не только по стране, но и за границу.

Конечно, небольшая группа кабинет-курьеров (по штату 6 человек) не могла обеспечить доставку всей особо важной корреспонденции, исходящей из Кабинета его императорского величества. Поэтому для выполнения обязанностей правительственных курьеров широко привлекались военные чины от капрала до полковника в зависимости от важности даваемого им поручения. А по делам особо важным, как например, доставка писем императора главам иностранных государств, привлекались генералы, преимущественно П.И. Ягужинский и Л.К. Нарышкин.

Так была организована доставка правительственной корреспонденции в Петровскую эпоху. Основная масса ее, как мы видим, направлялась через военных курьеров, обязанности которых выполняли, как правило, армейские офицеры. Как и раньше, особое внимание уделялось беспрепятственному проезду правительственных курьеров с государственной корреспонденцией. С этой целью часто устанавливались специальные маршруты, иногда они проходили и по тем дорогам, где проезжали почтари с обыкновенной почтой. 17 ноября 1710 г. Петр I подписал Указ об учреждении специального курьерского маршрута от С.-Петербурга до Москвы.

Заключение.

К XXI в. необходимость в гонцах и курьерах не иссякла окончательно. Даже несмотря на то, что мы живем в эпоху развитых технологий, до сих пор люди предпочитают информацию особой важности передавать из уст в уста. Это происходит из-за того, что в мире существует огромное количество хакерских группировок, которые ежедневно взламывают сотни пользователей в поисках секретной и важной информации, которая является для них источником заработка.

В пример можно привести недавний инцидент со взломом иранского производства ядерного топлива. По факту, производство было полностью защищено и изолированно от сети «Интернет» и, по идее, хакеры не могли никак получить доступ к компьютерам производства. Однако им удалось обойти защиту и взломать управляющие системы с помощью наисложнейших обходных схем, что привело к разрушению важных элементов производства.

Поэтому лидеры стран и просто политики часто предпочитают общаться с «глазу на глаз». Так они понимают, что шанс перехвата информации крайне мал.

Итак, по моему мнению, гонцы, вестники и курьеры всегда будут существовать в той или иной форме, и их роль очень важна даже в современном мире.

Список использованной литературы.

Карнович Е.П. Русские почты в XVII и начале XVII столетия // Исторический вестник. – 1884. – Т. XV. –С. 615–625.

Почта // Экономическая история России с древнейших времен до 1861 г.: Энциклопедия. – М.: РОССПЭН, 2009. – Т. 2. – С. 359–364.

Вооружение и военное искусство Западной Европы XIV–XV веков // Stud.Wiki. – Режим доступа: http://stud.wiki/history/3c0a65625b2bd68a5d43a88421306c36_0.html, свободный.

Войны и военное искусство Руси в XV–XVII вв. // Stud.Wiki. – Режим доступа: http://stud.wiki/history/2c0b65625b2bc68b4d53a88421216c27_0.html, свободный.

Военно-курьерская и почтовая связь в Российской империи в XVIII веке // Helpiks.org. – Режим доступа: https://helpiks.org/7-89941.html, свободный.

Вирус страшнее бомбы. Как хакеры уничтожили ядерный завод в Иране // Life.ru. – Режим доступа: https://life.ru/t/история/1047800/virus_strashnieie_bomby_kak_khakiery_unichtozhili_iadiernyi_zavod_v_iranie, свободный.

Просмотров работы: 109