Проблемы студентов лечебного факультета медицинского вуза, возникающие при прохождении летней (клинической) практики в качестве помощника младшего медицинского персонала - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Проблемы студентов лечебного факультета медицинского вуза, возникающие при прохождении летней (клинической) практики в качестве помощника младшего медицинского персонала

Маркова Г.А. 1, Абитов А.М. 1, Чонтян Д.А. 1, Синьков А.А. 1
1Кировский ГМУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных, стремительно развивающихся условиях обществу требуются выпускники высших учебных заведений (в нашем случае - медицинского профиля), имеющие опыт практической деятельности, в т.ч. полученный в процессе учебной (клинической) практики. В результате полученных практических навыков будущие специалисты должны стать конкурентоспособными - и в плане дальнейшего продолжения образования, и в плане практической работы в клинике [1].

Поэтому практическая подготовка будущих специалистов с высшим медицинским образованием является одним из важнейших условий выполнения государственной политики в области повышения качества медицинского образования будущих врачей [2].

Конкретным местом, где будущие специалисты в области медицины развивают свои мыслительные способности, приобретают и совершенствуют практические навыки, осваивают деонтологические нормы и опыт общения с коллегами, становятся лечебно-профилактические учреждения, на базе которых будущие врачи проходят практическую подготовку. В настоящее время работ, посвященных избранной тематике, в доступном варианте имеется лишь незначительное количество [3, 4].

При этом производственная практика является немаловажным звеном исполнения стандарта образования, который способствует развитию студента как личности и будущего профессионала, помогает формированию профессиональных компетенций будущего специалиста [5].

Но в процессе практики у студентов, особенно начальных курсов, неизбежно возникновение различных проблем (трудностей) в процессе практики - проблем, которые порой не дают начинающим студентам в этот период получить качественные профессиональные компетенции.

Целью данной работы явилось своевременное выявление проблем, возникающих в процессе прохождения практики у студентов-медиков лечебного факультета после первого курса, а также (в дальнейшем) - разработка путей устранения этих проблем (с точки зрения студентов, а также главных и старших медицинских сестер ЛПУ, что должно повлиять на улучшение подготовки будущих специалистов к практической работе, совершенствуя качество получаемых в медицинском вузе знаний и умений.

Задачами исследования были: изучение проблем (трудностей) при прохождении летней (клинической) практики у студентов-медиков после первого курса лечебного факультета в качестве помощников младшего медицинского персонала; выделение приоритетных (наиболее часто встречающихся) трудностей у студентов после первого курса; планирование путей решения возникших проблем.

Материалы и методы исследования

Для решения поставленных задач было проведено анкетирование 115 студентов лечебного факультета. В опросе была использована модифицированная анкета, разработанная для выпускных квалификационных работ на кафедре социологии Вятского ГПедУ (2013 г.: соавтор – д.м.н., академик РАЕ И.В. Походенько).

Средний возраст проходивших практику студентов первого курса составил 18,6 лет +- 0,4 года (все - с 18 до 20 лет); женского пола было опрошено 90 человек (78,3%), 25 – мужского (21,7%). При этом 85 студентов из опрошенных проходили практику в учреждениях здравоохранения города Кирова (73,9%), 20 - в районных больницах Кировской области (17,4%), 10 - за пределами Кировской области (Нижегородская, Костромская, Вологодская, Архангельская области, Республики Марий Эл и Татарстан – 8,7%).

По итогам практики оценку «отлично» получили 85 человек (73,9%), «хорошо» - 23 человека (20,0%), «удовлетворительно» - 7 (6,1%). Соотношение оценок «отлично» и «хорошо» составляло – 3,7 : 1.

Результаты исследования и их обсуждение

Итоги анкетирования выглядели следующим образом. Из предложенных 25 вопросов анкеты студентам предлагалось выбрать не менее 5 ответов по возникшим в процессе практики приоритетным проблемам (трудностям). В итоге из 25 возможных проблем студентами лечебного факультета не было использовано 5 ответов (20,0%). При этом в аналогичном анкетировании студентов педиатрического факультета не было ни разу упомянуто 11 предложенных в анкете вариантов (44,2%). В ходе проведения анкетирования было выявлено, что 6 человек (5,2% студентов) были не удовлетворены прохождением учебной практики (п.17 таблицы 1). Среди студентов педиатрического факультета «недовольных практикой» выявлено не было, поэтому надо анализировать причину недовольства на лечебном факультете более глубоко, но в целом студенты обоих факультетов были удовлетворены практикой, проявив умение самостоятельной организации процесса овладения необходимыми навыками.

Далее были выявлены приоритетные проблемы, требующие более детального анализа.

На первое место вышла проблема: «Недостаточно практических умений и навыков» - такие ответы дали 12,9 % студентов (74 ответа) – см. Таблицу 1. При дальнейшем рассмотрении вопроса было уточнено, что студенты связывают эту проблему с тем, что недостаточно оказалось времени, данного им на практическую подготовку (они были готовы заниматься практикой в течение более продолжительного времени).

Таблица 1

Проблемы (трудности), возникшие в процессе летней клинической практики у студентов первого курса лечебного факультета

Кировского ГМУ

Ранг

Проблемы (трудности)

Число ответов

%

ответов

частота

ответов

1

Недостаточно практических умений и навыков

74

12,9

64

2

Недостаток практики по алгоритмам манипуляций

63

11,0

55

3

Неуверенность в практических навыках

61

10,6

53

4

Недостаток знаний по действующим нормативным актам

49

8,5

43

5

Отсутствие навыков заполнения документации

46

8,0

40

6

Недостаточный объем (срок) практики

42

7,3

37

7

Недостаток теоретических знаний

41

7,1

36

8

Недостаток знаний по применяемым сан.-эпид. режимам

39

6,8

34

9

Некорректное поведение пациентов

34

5,9

30

10

Недостаток знаний для общения с пациентами

28

4,9

24

11

Незнание современных применяемых программ ЭВМ в здравоохранении

23

4,0

20

12

Неуверенность в полученных знаниях

17

3,0

15

13

Недостаток знаний для общения с коллегами

14

2,4

12

14

Недостаток знаний в соблюдении субординации

11

1,9

10

15

Недостаток знаний по применяемым в работе средствам

9

1,6

8

16

Недостаток знаний деонтологических норм и правил

8

1,4

7

17

Неудовлетворенность данной практикой

6

1,0

5

18

Несоблюдение режима в отделении

5

0,9

4

19

Завышенные требования со стороны медсестер

3

0,5

3

20

Недостаточное владение компьютером

2

0,3

2

 

Итого

575

ответов

100 %

на 100

ответов

(всего - 115 студентов)

В соответствии с первой (ранговой) проблемой есть основания полагать, что студентам требуется более продолжительная работа в симуляционном центре для отработки практических навыков (т.к. удлинить период практики самостоятельно кафедра сестринского дела не имеет права).

На втором месте оказалась проблема «Недостаток практики по алгоритмам манипуляций» (11,0% - 63 ответа). В данном случае свое недовольство студенты объясняют тем, что на клинической практике им не доверяли или недостаточно давали применять полученные ими в АСО умения и навыки.

Такие ситуации следует рассматривать, опираясь на то, что в условиях практики сотрудник медицинской организации и студент становятся участниками образовательного процесса, который всегда носит двусторонний характер. Зачастую недоверие персонала лечебного учреждения к студентам обусловлено недостаточным уровнем подготовки последних. Студентам необходимо учиться прислушиваться к мнению более опытных медицинских работников, своих старших наставников, которые в ходе практики станут для них не «надзирателями», а учителями и товарищами.

Несмотря на то, что студенты достаточно редко называли среди проблем «Недостаток знаний для общения с коллегами и соблюдения субординации», считаем, что нужно больше внимания уделять вопросам профессиональной этики и деонтологии.

На третьем месте была проблема «Неуверенность в практических навыках» (10,6 % - 61 ответ). Эта возникшая проблема может быть объяснена как недостаточным количеством часов для отработки навыков в АСО, так и «внутренними преградами (страхами) студентов» (как объективного, так и субъективного характера). Исходя из особенностей общения с однокурсниками, одновременно проходившими данную практику, было выявлено мнение большинства студентов: студент должен быть предельно осторожен, по поводу любых сомнений советоваться с медицинским персоналом, врачами и особенно ценить доверие пациентов.

В то же время страх не должен быть преградой, ограничивающей практическую деятельность студента. Возможно, проведение форума, то есть открытого обсуждения данной проблемы студентами, помогло бы определить, где та «золотая середина», которая исключила бы случаи отказа самих студентов от выполнения предлагаемых медперсоналом манипуляций (что, к счастью, встречалось не так часто).

На четвертом месте (49 ответов- 8,5%) – «Недостаток знаний по действующим нормативным актам». По поводу недостаточного знания нормативной базы существуют различные мнения.

Так, вновь обращаясь к опыту общения с однокурсниками, можно сказать, что многие студенты считают необходимым выделение в программе отдельного занятия, посвященного заполнению основных документов; другие же считают эту проблему исключительно вопросом самоорганизации. То есть во время практики студент должен иметь возможность выделять определенное время на работу с документацией, но так, чтобы это не повлияло на качество процесса по освоению компетенций по манипуляциям.

На пятом месте (46 ответов, или 40,0%) – проблема «Отсутствие навыков заполнения документации» (которая во многом связана с предыдущей проблемой).

На шестом месте (42 ответа, что составило 7,3% ответов или 36,5% опрошенных лиц)- проблема «Недостаточный объем (срок) практики». Некоторые студенты (по разрешению руководства больницы) добровольно продолжали помогать штатному медицинскому персоналу учреждения и после окончания практику, а некоторые устраивались на официальную работу в эти учреждения.

На седьмом месте (41 ответ – 7,1% от числа ответов и 36% из числа анкетированных лиц соответственно) – «Недостаток теоретических знаний». Учитывая выявившийся высокий рейтинг этого недостатка, необходимо повысить требования к изучению студентами материала и акцентировать внимание преподавателей на проверку полученных студентами знаний.

На восьмом месте (39 ответов- 6,8% или 34% лиц) - проблема «Недостаток знаний по применяемым санитарно-эпидем. режимам»). Один из путей решения этой проблемы был указан выше.

На девятом месте (34 ответа- 5,9% или 30% опрошенных лиц)- проблема «Некорректное поведение пациентов». Очевидно, что студенты после первого курса еще не вполне владеют нормами этики и деонтологии в медицине и еще не понимают того, что они сами в создавшихся ситуациях не смогли найти соответствующих подходов к пациентам – что, хочется надеяться, разовьется у них в процессе дальнейшей учебной деятельности.

Далее по рангу следовали трудности: «Недостаток знаний для общения с пациентами» (28 ответов – 4,9%), «Незнание современных применяемых программ ЭВМ» (23 ответа – 4,0% ), «Неуверенность в полученных знаниях» (17ответов – 3,0% ).

Еще 8 оставшихся ответов также были представлены в таблице 1.

Это: недостаток знаний при общении с коллегами; недостаток знаний в соблюдении субординации; недостаток знаний по применяемым в работе средствам; недостаток знаний деонтологических норм и правил; неудовлетворенность данной практикой; несоблюдение режима в отделении; завышенные требования со стороны медсестер; недостаточное владение компьютером.

Последующие проблемы встречались с частотой, меньшей среднестатистической величины (т.е. 575 ответов, деленных на число вопросов, имевших положительные значения в ответах, = 29). Но и по этим категориям поступили предложения от студентов (на данный момент они находятся в дополнительной обработке).

Речь в дальнейшем шла о предложениях, которые далее, на основании выявленных трудностей (проблем), студентам предлагалось проранжировать (минимум до 5-го ранга) во второй части вопросов данной же анкеты.

Не отметили в анкете студенты лечебного факультета следующие предположительные проблемы (трудности):, «Завышенная самооценка перед практикой», «В период практики возникли проблемы со здоровьем», «Отсутствие условий для соблюдения сан.-эпид. режима», «Отсутствие помощи со стороны младшего медицинского персонала» и т.д.

Перечисленные проблемы (трудности) у студентов лечебного факультета не возникли, хотя при определенной внимательности и наблюдательности преподавателей можно было выявить первые «звоночки» этих проблем.

В устных высказываниях некоторых студентов встречались недовольства тем, что им мало доверяли и мало давали применять полученные ими навыки на практике: при этом данные студенты не хотели принимать, что сотрудникам отделений с имевшимся у них опытом работы виднее со стороны способности практикантов к тем или иным видам деятельности.

Из этого примера видно, что «на лицо» - результат высокой (не самокритичной) самооценки, что в анкете проявилось отсутствием ответа на пункт «Завышенная самооценка перед практикой».

В дальнейшем, на основании выявленных трудностей (проблем) планируется провести анализ по предложениям студентов первого курса лечебного факультета после прохождения первой для них учебной клинической практики.

Таким образом, изучив возникающие проблемы при прохождении студентами первого курса лечебного факультета летней клинической практики в качестве помощников младшего медицинского персонала, можно сделать следующие выводы:

Производственная практика для студентов медицинского вуза является важным продолжением теоретической подготовки в течение учебного года и учебной практики и позволяет повысить уровень их теоретических знаний, а также практических умений и навыков, дает дальнейшую мотивацию для обучения по медицинскому направлению.

Необходимо уделять больше внимания возникающим у студентов после первого курса (в частности - лечебного факультета) первоочередным трудностям (недостаток практических умений и навыков; недостаток практики по алгоритмам манипуляций; неуверенность в практических навыках; недостаток знаний по действующим нормативным актам; отсутствие навыков заполнения документации; недостаточный объем (срок) практики; недостаток теоретических знаний и др.).

Руководителям практики и преподавателям учебных занятий в медицинском вузе на последующих курсах обучения необходимо выяснять возникшие у студентов трудности и планомерно их решать, подготавливая выпускников к следующим этапам практики и к их дальнейшей самостоятельной работе.

Необходимо также продолжать изучение возникающих у студентов проблем на последующих курсах, на других кафедрах и на других факультетах медицинского вуза.

Литература

Тарасова С.А., Гонеев А.Д. Педагогические условия формирования готовности к прогнозированию состояния здоровья населения у студентов медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2017. - № 4.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26562.

Седова А.А., Федерякина О.Б. Производственная практика студентов 1 курса педиатрического факультета в качестве помощника младшего медицинского персонала. Медицинское пособие для студентов. Под редакцией профессора С.Ф. Гнусаева. – Тверь, 2012. – 18с.

Овсянникова В.В., Плотникова И.Е., Свиридова Т.Н. Производственная практика как средство профессионального развития студентов медицинского вуза // Личность, семья и общество: сб. матер. ХХХ1Х междунар. конф. № 4. – Новосибирск: СибАК, 2014. - С.149-153.

Куница В.Н., Куница В.В., Новосельская Н.А., Кирсанова Н.В., Девятова Н.В., Кривенцов М.А., Куница Е.В. Проблемы и решения прохождения летней производственной практики студентами лечебного факультета в качестве помощника процедурной медицинской сестры // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. - № 3-1. – С.73-76.

Тарасова С.А., Гонеев А.Д. Педагогическая технология формирования прогностической компетентности у студентов медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2016. - № 1.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24082.

Просмотров работы: 838