При нынешнем скоротечном изменении образовательной системы, появлении все новых и новых тенденций в педагогической науке большое значение обретают особенности личности учителя, являющегося одним из главных субъектов учебного процесса. Современный учитель должен уметь самостоятельно оценивать те факторы и условия, которые влияют на получение высоких результатов педагогической деятельности. Это происходит, потому что школа настоящего времени, считающая учащегося главной ценностью, обязывает педагога задумываться о положительной цели своего труда, средствах и способах ее достижения.
Данная статья посвящена исследованию проблемы выявления субъективных факторов, определяющих эффективность педагогической деятельности.
Цель исследования: выявить субъективные качества, необходимые педагогу для осуществления эффективной профессиональной деятельности.
В ходе изучения научной литературы мы определили ключевое понятие – педагогическая деятельность – как работу учителя, разновидность профессиональной деятельности, направленную на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, требующую от педагога наличия определенных качеств и свойств личности.
Главной целью каждого педагога является эффективность выполняемой им деятельности. Эффективная педагогическая деятельность – достижение высокопродуктивного уровня реализации этой самой цели: разностороннего совершенствования обучающегося и становления его личности. По мнению Нины Васильевны Кузьминой и Ирины Александровны Зимней, этот уровень характеризуется владением педагогом стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося; его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии [2].
На педагогическую деятельность влияет ряд факторов. Изучив ряд определений, мы пришли к выводу о том, что факторы в педагогике – это обстоятельства, причины, условия и факты, побуждающие человека к деятельности, влияющие на эффективность учебной деятельности. Юрий Константинович Бабанский разделял факторы успешности обучения на внутренние и внешние, управляемые и неуправляемые [4]. Нина Васильевна Кузьмина выделяла объективные, объективно-субъективные и субъективные факторы [2]. Мы так же опирались на классификацию факторов – объективные и субъективные, – предложенную Ниной Валентиновной Бордовской и Артуром Александровичем Реаном [1].
Объективные факторы никак не зависят от ученика или учителя. Субъективные факторы, по мнению Владимира Турченко, – это проявление субъективных качеств людей в их практической деятельности, оказывающее существенное влияние на ход этого процесса.
К субъективным факторам Аэлита Капитоновна Маркова относила психологическую позицию, мотивацию, Я-концепцию, установки, личностные особенности. Но для нашего исследования предпочтительнее оказалась структура субъективных факторов, предложенная Ниной Васильевной Кузьминой. Она включает в себя тип направленности, компетенцию и уровень способностей [2].
Практическое исследование основывается на классификации Н.В. Кузьминой, потому что она довольно содержательная, несмотря на то, что в ней всего 3 компонента. Каждый из них можно раскрыть, перечислив многие другие качества.
Исследование проходило на базе Шуйского филиала ИвГУ. В нем приняли участие 10 преподавателей вуза, разного пола, возраста и имеющие разный педагогический стаж.
Методики, используемые в исследовании:
анкетирование с целью изучить уровень профессиональной компетентности педагогов. Автор: О.И. Кривошеина;
анкета преференций Аминова — Шалвена. Авторы: И.И. Аминов, Д.Н. Шалвин;
оценка профессиональной направленности личности преподавателя. Автор: Е.И. Рогов;
опросник эффективности педагогической деятельности.
В результате этого исследования мы получили следующие данные:
4 педагога обладают средним уровнем компетентности. Для них характерны: частичная сформированность необходимых умений и навыков, недостаточно развитое умение строить общение с обучающимися, умение в общих чертах выстраивать систему взаимодействия с другими участниками образовательной деятельности. То есть педагог способен решать определенные виды профессиональных задач посредством обобщенных методов с пониманием условий и границ их применимости.
У 5 педагогов выявлен высокий уровень компетентности. Их характеризует: сформированность всех необходимых умений и навыков во взаимодействии с участниками образовательного процесса, развитые организаторские и коммуникативные умения (умения строить индивидуальное и коллективное общение).
У одного педагога выявлен качественно более высокий уровень, связанный с выходом за пределы деятельности «хорошего профессионала», называемый уровнем мастерства. Его характеризует «неосознаваемая» компетентность, проявляемая в том, что профессионал в сложной ситуации принимает единственно верное решение, но не может дать ему объяснение. Профессионализм стал частью личности.
С помощью полученных данных было выявлено, что уровень компетентности педагога имеет большое влияние на эффективность его работы и на принимаемость его обучающимися. Между уровнями компетентности и уровнями эффективности деятельности был подсчитан коэффициент ранговой корреляции Спирмена - p=0,72. Полученное значение близко к единице, что говорит о сильной и прямой связи между компетентностью преподавателя и успешностью его работы. Таким образом, исследование показало, что большое влияние на эффективность деятельности педагога оказывает его компетентность и использование им различных типов поведения для решения проблемной ситуации. Проверяемая нами связь направленности педагога на предмет с успешностью его работы оказалась незначимой (коэффициент ранговой корреляции Спирмена равен -0,538). Зависимость между другими видами направленности (общительность, организованность, интеллигентность и мотив одобрения) и эффективностью педагогической деятельности тоже выявлена слабая, в основном обратная. То есть направленность личности преподавателя не оказывает никакого влияния на его продуктивную работу. Также в ходе исследования было выявлено, что эффективность работы педагога не зависит от его возраста и стажа работы в сфере преподавания (коэффициент корреляции далек от единицы и равен 0,127).
Исходя из всего вышесказанного педагогам, желающим повысить эффективность своей профессиональной деятельности, необходимо в первую очередь повышать уровень своей компетентности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Совместно с повышением компетентности педагогу необходимо для эффективной профессиональной деятельности учиться рассматривать и оценивать каждую проблемную ситуацию с помощью разных методов. Для решения таких возникающих ситуаций тоже не стоит останавливаться только на одном подходе.
Список литературы
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2000.
Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М.: Высш. шк., 1990. - 119 с.
Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Изд-во МГУ, 1986
Педагогика: Учебник для студентов педагогических учебных заведений / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Педагогика, 1989.