Политико-правовая модель предпринимательства в России - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Политико-правовая модель предпринимательства в России

Никифоров И.Е. 1
1МГЮА им. О.Е. Кутафина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Предпринимательство в России – явление многогранное и по своему содержанию далеко выходящее за пределы юридических определений. В конце 19 века в научной литературе появились понятия о предпринимательской деятельности, которые сложились в юридическую науку «Предпринимательское право».

Целью работы является комплексное исследование концепции правового регулирования предпринимательства.

Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи: 

Исследовать становление первых понятий предпринимательского права;

Охарактеризовать существующие формы предпринимательских объединений и показать их значение в экономической и политической жизни страны;

Определить направления исследования современной политико - правовой модели предпринимательства, созданной и поддерживаемой государством.

Объектом исследования является выявление и систематизация правовых средств регулирования предпринимательской деятельности.

Предметом исследования выступает гражданско-правовая политика в сфере предпринимательства.

Глава I. Генезис предпринимательства в России

1.1. Причины и условия возникновения предпринимательства в России

Буржуазные реформы начала 18 века имели цель создать в России условия для промышленной революции, которая была завершена в России в конце 19 - начале 20 века. Изменения в структуре производства сопровождались исчезновением привычных видов деятельности и появлением новых. Работа промышленного предприятия предполагает полную занятость людей, которые не имеют возможности обслуживать себя сами. Обслуживание интересов городского населения стало самостоятельным направлением экономической деятельности. Именно в этой среде возникают новые экономические ниши, не принадлежавшие сословным и ремесленным корпорациям.1 Это стало мощным толчком для появления нового предприимчивого человека. В условиях возрастающих государственных расходов не теряли своей значимости фискалы. Система сословных привилегий выводила доходы из - под налогообложения, но одновременно давала дополнительные конкурентные возможности. Торговля для дворянина считалась делом не достойным, так как его предназначением считалась государственная служба. Хозяйственная деятельность получила не только экономическое, но и политическое измерение. Это затрудняло выработку единой государственной политики в сфере налогообложения. Поэтому для властей возникает необходимость в выработке понятий, позволяющих ввести многообразие хозяйственной деятельности в предмет правового регулирования, а также выработать общий механизм пополнения казны. В 1889 году П.П. Цитович приводит первое в России научное определение предпринимателя: «...кто своею волею и за свой счёт направляет совокупность производительных средств к производству и получает в свою пользу хозяйственные результаты производства»2. Данное определение указывает на производство, но не на торговлю, что ставит под сомнение точку зрения, о том, что купцы были первыми предпринимателями. В определении в тоже время подчёркивается признак самостоятельности, свободы этой деятельности, что свидетельствует о гражданско-правовой природе предпринимательской деятельности. В первых работах по предпринимательскому праву понятие предпринимателя не ограничивается физическими лицами. В статье В.Е. Белинского в качестве предпринимательского капитала называется капитал акционерного общества.3 Речь в статье об акционерных обществах, их уставной капитал рассматривается как предпринимательский. Обзор исторических источников позволяет проследить вхождение предпринимательской терминологии в научную литературу. В 19 веке понятие «предприниматель» применяется к физическим и юридическим лицам, а в 20 веке и к объединениям, имеющим или не имеющим статуса юридического лица.4 Первая статья, которая рассматривает юридическое содержание отношений с участием предпринимателя, появляется в 1904 году. Статья публикуется на страницах газеты «Русское слово» без указания автора. В ней дается комментарий к закону о Городовом положении 1892 года. В п.71 Городового положения автор называет «частных предпринимателей» в качестве стороны договора.5 Термины и стиль изложения Городового положения свойственны современному языку, используются юридические понятия: «частное предпринимательство», «устройство». Объектом договора названы «сооружения общего пользования». Таким образом, Городовое положение отражает развитую систему имущественных отношений городской власти и «частных предпринимателей». Данная формулировка встречается впервые в официальном документе и в дальнейшем переходит в советское уголовное законодательство.6 Таким образом, 31 мая 1904 года стало днём официального признания предпринимателя в качестве стороны договора.

1.2. Советское предпринимательство.

Особое место в генезисе предпринимательского права занимает советский период, в течении которого вырабатывались различные подходы к свободной экономической деятельности. Первые нормы советского предпринимательского права встречаются в 1917 году в Положении о рабочем контроле от 14 (27)7 ноября 1917 года. В этом документе предпринимателями называются представители администрации предприятий, на которых вводился рабочий контроль «над производством, хранением и куплей - продажей продуктов и сырых материалов». Предприниматель наделялся правом обжаловать действия (постановления) органов рабочего контроля, а в случае нарушения установленного порядка мог подвергаться аресту до 30 суток. Это пример правоотношений органов советской власти и предпринимателей, где предприниматель наделён правом защищать интересы предприятия. Условия деятельности советских предприятий существенно изменилась с принятием Конституции РСФСР 1918 года. В Конституции 1918 года в описании экономического порядка недопустимо: частная собственность на землю, частная банковская деятельность. Лица, живущие на доходы от имущества и капитала, объявляются «паразитирующими». Юридические гарантии предпринимательской деятельности содержаться в п.1 декрета 1922 года «Об основных частных имущественных правах». В состав правоспособности советского гражданина включалась возможность «организовать торговые и промышленные предприятия».8 Таким образом, гражданское законодательство обеспечивает предпринимательство правоспособностью, частной собственностью, и «торговыми и промышленными предприятиями». Так понимание предпринимателя лицом, участвующим в управлении предприятием, отличается от его понимания Городового положения 1904 года, где предприниматель – это лицо, управляющее «имуществом общего пользования». Всё - таки предприниматель советской власти - это дополнение к образу предпринимателя царской власти. Советская власть не могла сразу отказаться от экономических устоев царской России. Советскому законодательству пришлось сохранить ряд «буржуазных» институтов, придав им советский вид.9 Например, п.1 Декрета «Об основных частных имущественных правах», элемент гражданской правоспособности (ст. 5 ГК РСФСР), объект частной собственности (ст. 54 ГК РСФСР), субъект юридической ответственности (ст. 256 УК РСФСР. Положение о рабочем контроле), субъект обжалования действий органов власти (Положение о рабочем контроле). Понятие «предприятие» заменило «фабрики, заводы, лавки». Однако, свёртывание НЭПа привело к тому, что понятие «частное предприятие» было исключено из гражданского права. В законодательстве указывалась лишь торговля, промышленность, управление городским имуществом и предприятиями, как сфера предпринимательской деятельности. Фактически частные предприятия прекратили своё существование в 1940-х годах. Начинается этап самостоятельной разработки советской юриспруденцией юридических форм экономической свободы. Законодательно закрепляется правовой режим кустарно - промысловой деятельности. «Кустарно - ремесленным промыслом граждан признаётся их деятельность по изготовлению изделий для продажи населению либо по оказанию платных бытовых услуг».10 В данном определении раскрыта экономическая сущность промысла: производство для продажи. В Положении нет перечня бытовых услуг, значит конкретный вид деятельности определялся специальным перечнем, а не Гражданским кодексом. Дальнейшее развитие предпринимательского права связано с понятием «индивидуально - трудовая деятельность». 19 ноября 1986 года был принят закон об индивидуальной трудовой деятельности. Целями деятельности являлась «получение дополнительных доходов в соответствии с затратами своего труда». «Регулируется эта деятельность нормами государственного, административного, а также земельного, колхозного, финансового и других отраслей права».11 Видимо, гражданское право отнесено здесь к «другим отраслям». Это значит, что законодательство не относило предпринимательское право к числу гражданских. В законе 1986 года закреплялись признаки индивидуально - трудовой деятельности: личный труд лица, либо членов его семьи; общественно-полезный характер деятельности; цель - получение дополнительных доходов. В полной мере раскрыть свой потенциал закон не смог. И в 1990 году в законодательстве впервые появляется понятие «предпринимательская деятельность» в законе «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Установлены её признаки: инициативность, самостоятельность, нацеленность на прибыль, индивидуальная и коллективная форма осуществления, риск, имущественная ответственность. Некоторые признаки уточняются (прибыль), появляются новые: инициативность, риск. Таким образом, предпринимательское право становится всё ближе к гражданско - правовым институтам, теперь предприятие – лишь способ минимизации ответственности, а не обходимое условие предпринимательской деятельности.12 В советский период основным содержанием предпринимательской деятельности стало право на управление предприятием, начиная с 40 –х годов 20 века допускаются формы свободной экономической деятельности: управление частными и государственными предприятиями, промысел, кустарно - ремесленная деятельность, индивидуально - трудовая деятельность.

Глава II. Предприятия и их объединения в системе предпринимательского права.

2.1. Подходы к правовому регулированию предпринимательской деятельности в законодательстве России.

В 1917 году впервые в России А.С. Каминкой была представлена теория предпринимательского права, изложенная в его монографии «Основы предпринимательского права». В этой работе используются основные понятия предпринимательского права: предпринимательские объединения, предпринимательская прибыль. Но эти понятия не стали основой для советского предпринимательского права, а разошлись по системе советского законодательства: гражданского, уголовного, хозяйственного, промышленного13, торгового.14 Переход от капиталистического к социалистическому способу ведения хозяйства делал буржуазную теорию А.И. Каминки неприменимой для объединения роли предпринимателя в государственной экономике СССР.15 Предпринимательское право в начальный период Советского государства имела два направления развития: в сторону монополизации экономики посредством государственных предприятий и в сторону создания «частного социалистического хозяйства». Приоритет получил государственный монополизм: появляется «Концепция хозяйственного права». Эта концепция привнесла большой вклад в развитие советского законодательства о предприятии и механизмах их объединения, о способах правового управления экономикой государства. Подход к предпринимателю и предприятию как к различным формам единой экономической деятельности отражается в Законе «О предприятиях и предпринимательской деятельности 1990 года». Закон отражает совершенно новый подход хозяйствования: переход к рыночному механизму, к экономическим свободам. В законе вводятся понятие «предпринимательская деятельность», отменяется ведущая роль государственного предприятия в экономике. В 1991 году принимаются Основы гражданского законодательства Союза ССР, в котором закрепляется право гражданина «заниматься предпринимательской и любой иной не запрещённой законодательными актами деятельностью». Принятие Закона 1990 года и Основ 1991 года послужили основой законодательства о предпринимательской деятельности и дали мощный импульс для разработок концепций предпринимательского права. Одной из первых работ стал курс лекций «Предпринимательское право», изданный в 1993 году Н.И.Клейном. В разделах выделены Общая и Особенная части, вводятся новые понятия, терминология. В 1993 году принимается Конституция нового государства - России. Предпринимательская деятельность получила своё конституционное закрепление. Статья 34 Конституции РФ рассматривает предпринимательскую деятельность как вид экономической деятельности. Таким образом, предпринимательская деятельность по Конституции РФ признаётся только за человеком, а юридические лица осуществлять предпринимательскую деятельность не могут. Этот подход противоречит гражданскому законодательству, где субъектами предпринимательства признаются и юридические лица. В 1992 году был принят первый российский Арбитражный процессуальный кодекс. Кодификация законодательства о порядке разрешения экономических споров стала важным шагом в развитии предпринимательских отношений и среды. В новом Гражданском кодексе, принятом в 1994 году, предприятие определяется как особый объект гражданских прав (ст.132 ГК РФ), предлагается содержание предпринимательской деятельности гражданина (ст.24 ГК РФ), появляется определение предпринимательской деятельности (ст.2 ГК РФ). Таким образом, существующие законодательные концепции подчинены лишь задачам отраслевого регулирования, а Конституция РФ восприняла в этой сфере интегративный подход, который не способствует утверждению общих начал для правового регулирования предпринимательской деятельности.16

2.2. Предпринимательство как системообразующий фактор деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти.

Современная система органов государственной власти РФ представлена законодательной, исполнительной и судебной властью. Вопросы предпринимательства в качестве предметов ведения Конституцией РФ не разграничены.17 В тоже время используемые в Конституции РФ (ст.106) формулировки для определения полномочий нижней палаты Федерального собрания РФ свидетельствуют о принципиальной роли Государственной Думы РФ в формировании предпринимательской среды в стране. Деятельность Государственной Думы РФ реализуется не только посредством совместной работы всех депутатов, но и деятельностью отдельных комитетов, в числе которых имеется Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности и предпринимательству.18 К вопросам ведения относят законодательное обеспечение формирования и развития организационных форм хозяйствующих субъектов, развития предпринимательской деятельности, в том числе малого и среднего предпринимательства, развитие государственно - частного партнёрства. Все эти вопросы получили своё законодательное закрепление в виде отдельных законов. В отличии от законодательной власти исполнительная достаточно обширна. Это привело к тому, что устанавливаются сразу система и структура федеральных органов, а статутные акты о каждом из них принимаются отдельно.19 Наибольшие полномочия в этой сфере имеет Министерство экономического развития. К функции Министерства относится: защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля, аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности. Все министерские полномочия реализованы специальными федеральными законами. Статутный закон о Правительстве РФ не выделяет в сфере правительственных полномочий каких – либо предпринимательских вопросов. Однако к полномочиям в экономической сфере отнесены основополагающие условия для предпринимательской деятельности: «обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств». Если сравнивать с п.1 ст.8 Конституции РФ, то «свобода экономической деятельности» в полномочиях Правительства РФ занимает более высокое место по сравнению с местом в Конституции РФ. А «поддержка конкуренции» вообще исключена из полномочий Правительства РФ, видимо, по причине невысокой значимости для экономической сферы. Таким образом, можно установить, что полномочия Правительства в области предпринимательства определены через экономические основы конституционного строя России.

В системе судебных органов выделены арбитражные суды, на которых возложена задача содействовать укреплению законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита нарушенных прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан.20 Но стоит отметить, что немаловажное значение играет практика Верховного Суда Российской Федерации. В частности, в Постановлении Пленума Верховного Суда от 18 ноября 2004 г. №23 О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве в пункте 2 указано, что в тех случаях, когда не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя лицо приобрело для личных нужд жилое помещение или иное недвижимое имущество либо получило его по наследству или по договору дарения, но в связи с отсутствием необходимости в использовании этого имущества временно сдало его в аренду или внаем и в результате такой гражданско-правовой сделки получило доход (в том числе в крупном или особо крупном размере), содеянное им не влечет уголовной ответственности за незаконное предпринимательство21. Фактически суд признал допустимыми отношения, когда возможно получение нетрудовых доходов без образования юридического лица. Однако в этом же абзаце сказано, что если указанное лицо уклоняется от уплаты налогов или сборов с полученного дохода, в его действиях при наличии к тому оснований содержатся признаки состава преступления, предусмотренного статьей 198 УК РФ.

Важно также обратить внимание на подведомственность дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам. По общему правилу арбитражному суду подведомственны экономические споры и иные дела, возникающие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если сторонами в них являются организации, наделенные статусом юридического лица, а также граждане, имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном порядке (ч. 1 и 2 ст. 27 АПК). В отличие от этого к ведению судов общей юрисдикции относится, в частности, рассмотрение и разрешение дел по спорам, возникающим из семейных и трудовых правоотношений, сам характер которых предполагает обязательное участие гражданина вне зависимости от его статуса индивидуального предпринимателя в качестве хотя бы одной из сторон (ч. 1 ст. 22 ГПК). Однако даже по этим категориям дел, несмотря на, казалось бы, их очевидную принадлежность к ведению судов общей юрисдикции, возникают споры о подведомственности, в результате чего в судебной практике семейные и трудовые дела иногда становятся предметом рассмотрения арбитражных судов.

Еще больше вопросов вызывает определение подведомственности дел по спорам, возникающим из гражданских, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, которые также рассматривают и разрешают суды общей юрисдикции, если только они федеральным законом не отнесены к ведению арбитражных судов (ч. 1 и 3 ст. 22 ГПК). Данное условие по буквальному смыслу приведенной нормы законодатель относит также к семейным и трудовым делам, следовательно, несмотря на их природу, он все же не исключает передачу и части этих дел в компетенцию арбитражных судов. По общему же правилу все перечисленные категории дел подведомственны суду общей юрисдикции, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин, кроме дел, возникающих в связи с осуществлением гражданами-предпринимателями предпринимательской деятельности.

Законодатель в качестве основных критериев разграничения компетенции между судом общей юрисдикции и арбитражным судом избрал характер спорных правоотношений и их субъектный состав, но эти критерии не всегда позволяют обеспечить их единообразное применение, в частности из-за недостаточной определенности этих критериев применительно ко многим типовым ситуациям, возникающим на стыке предпринимательской и иной деятельности, а также из-за их расширительного толкования в судебной практике.

При оценке последствий от неправильного определения судебной подведомственности для заинтересованного лица нельзя не учитывать также угрозу истечения сроков исковой давности, течение которых не прерывается при нарушении установленного порядка обращения с иском; в совокупности эти факторы могут привести к утрате самой возможности реализовать право на судебную защиту.

Таким образом, анализируя полномочия органов государственной власти можно сделать следующий вывод: на уровне полномочий федеральных органов государственной власти регулирование предпринимательской деятельности является составляющей всех ветвей власти. В структуре органов власти лишь судебные органы специализированы под предпринимательские споры.

Глава III. Пределы правового воздействия на предпринимательство.

3.1. Меры государственной поддержки предпринимательства.

Современные концепции направлены на необходимость активного государственного участия в поддержке и развитии предпринимательства. Осуществляется «Федеральная государственная программа развития малого и среднего предпринимательства» и «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства». В Российской Федерации существует особая форма поддержки предпринимателей. Целью такой деятельности является создание экономических условий для появления в России предпринимательства как отдельного класса. Основным критерием отнесения к этому классу должно стать осуществление самостоятельной хозяйственной деятельности в системе ценностей предпринимательства.22 Под поддержкой предпринимательства в ряде случаев подаются меры общей экономической поддержки, рассчитанной на поддержание рабочих мест в конкретных отраслях производства. Не способствует эффективности осуществляемых экономических мер принятое в гражданском законодательстве отождествление индивидуальных предпринимателей и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (в том числе коммерческих организаций).23 В составе предпринимательства выделяется малое и среднее предпринимательство. Это свидетельствует о внутреннем структурировании предпринимательства для целей государственной политики. Таким образом, можно определить основные цели и направления государственной экономической поддержки предпринимательства в России как способность человека искать и находить возможности обеспечить жизнь себе и членам семьи в новых условиях хозяйствования. При этом сохранять личную экономическую свободу и независимость. Основными направлениями поддержки должны стать экономические свободы, понимаемые как хозяйственная среда или условия хозяйства, в которых и должна раскрываться гражданская предприимчивость как человеческая способность к свершению чего-то нового, прорывного, нацеленного на улучшение жизни.24 Для осуществления экономической поддержки предпринимательства используется ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» 2007 года. В нём выработана правовая модель поддержки предпринимательства, состоящая таких элементов как: средства сбора, анализа и представления информации об адресатах поддержки и осуществляемых в отношении их мероприятий (ст.4.1-8); основа правового регулирования порядка экономической поддержки (ст.1.-4, 9-11); инфраструктура (среда) поддержки (ст.12-15.3,25.1,25.2); отдельные меры экономической поддержки (ст.16-25). Наибольшее количество статей закона посвящено отдельным мерам и это выглядит убедительно и обоснованно. Закон предоставляет возможность осуществлять экономические меры как отдельно, так и согласованно в рамках единой государственной политики. Представлена попытка установить в данной сфере систему законодательства. Данная модель государственной поддержки предпринимательства должно стать составной частью государственной политики в сфере предпринимательства, так как государственная поддержка предпринимательства, осуществляемая без учёта составляющих правовой модели предпринимательства, ориентирована только на экономический результат и способствует росту иждивенческих настроений в предпринимательской среде. 25

3.2. Государственные программы

Государственные программы развития малого предпринимательства важны для поддержания нормального функционирования экономики, а также для повышения социального уровня населения. Финансирование проектов развития малого бизнеса осуществляется на всех уровнях власти Российской Федерации. Государственные программы интересны молодым бизнесменам, а также самим властям. Возможность оказывать эффективную поддержку, создавать условия для реализации госпрограмм является главным показателем стремления страны к процветанию и благополучию. Программы развития предпринимательства в Российской Федерации можно разделить на следующие категории:

оформление субсидий; 

получение грантов; 

предоставление обучения на бесплатной основе или со скидкой; 

прохождение стажировки под руководством высококвалифицированных специалистов, проведение практических занятий; 

оформление лизинговых программ на льготных условиях; 

получение консультаций в сфере юриспруденции и бухгалтерии на льготных или бесплатных основах; 

возможность выкупа недвижимости, которая находится в собственности местного муниципалитета; 

помощь в реализации рекламных проектов, поддержка при участии в ярмарках и выставках в сфере поддержки малого бизнеса. 

Государство применяет как прямые, так и косвенные методы поддержки малого бизнеса. К косвенным методам относятся мероприятия, которые направлены на смягчение условий налогообложения и контроля. 
Реализовывать программы развития малого бизнеса могут организации коммерческой и некоммерческой формы. В данной сфере частные фирмы выступают партнерами государства, предоставляя свое плечо помощи и финансирования. За предоставление определенной поддержки компании, разумеется, получают необходимые выгоды. В сфере поддержки малого бизнеса широко используется система субсидий, применяя ее, необходимо придерживаться строгих правил исполнения:

применение субсидий должно иметь целевой характер; 

все расходы должны подкрепляться официальными документами; 

исполнители должны создать подробный отчет о проделанной работе, прикрепив к нему чеки, акты и другие бумаги. 

На сегодняшний день в нашей стране активнее всего финансируются такие государственные программы, как «Развитие малого и среднего предпринимательства», а также «Экономическое развитие и инновационная экономика». Вопросы по оказанию поддержки малого бизнеса ежегодно выносится на общее федеральное собрание в высших органах власти. Рассмотрение актуальных проблем и принятие стратегических решений осуществляется перед непосредственным принятием федерального бюджета. Именно этот источник денежных средств будет отыгрывать главенствующую роль в развитии предпринимательства в новом году. Государственные программы, которые будут рассматриваться на собрании, предварительно должны быть проверены компетентными экспертами в сфере национальной экономики. От эффективности и целесообразности проектов будет зависеть судьба малого бизнеса в целом. Проекты поддержки предпринимательства всегда имеют четкие требования и нормы, которые можно включить в следующий перечень положений:

мероприятия по созданию и формированию инфраструктуры коммерческой сферы на региональном, федеральном и местном уровне; 

грамотное определение перспективных направлений коммерческой деятельности, которые будут интересны, как для государства, так и для предпринимательства; 

проведение мероприятий, которые были бы направлены на всеобщую стимуляцию и мотивацию тех слоев населения, которые имеют минимальный уровень социальной защиты; 

создание системы льгот, рассрочек и дотаций, которые бы позволили незащищенным слоям населения вовлечься в процесс бизнеса и предпринимательства, упрощение создания собственного дела за счет государственной поддержки; 

выявление качественных финансовых источников, конкретных сегментов бюджета, из которых ежегодно можно будет осуществлять отчисления в программы по совершенствованию инфраструктуры рынка, увеличению численности зарегистрированных индивидуальных предприятий; 

создание условий и мероприятий, которые будут направлены на передачу молодым предпринимателям незаконченных коммерческих проектов разной сферы; 

обеспечение условий по передаче начинающим, молодым бизнесменам строительных проектов, которые являются малорентабельными или находятся на гране банкротства; 

создание возможности выкупа помещений, торговых территорий, которые ранее ИП имел возможности только арендовать, государство предлагает бизнесмену выкуп основного средства на льготных условиях.26

В ряде случаев к участию в реализации проектов по поддержке предпринимательства привлекаются и «неспециализированные» структуры. Например, автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». Дополнительными формами управления предпринимательством выступают специализированные государственные структуры, которые не обладают властными полномочиями. К ним в Российской Федерации относятся: Акционерное общество «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства», «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», «Уполномоченный по делам предпринимателей». Анализ полномочий этих институтов поддержки предпринимательства свидетельствует об их несогласованности в отношении организации государственной политики в данной сфере.27 Например, в отношении Уполномоченного прямо установлено «участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности». Однако его роль сводится к информированному взаимодействию. В отношении корпорации определены вопросы её взаимодействия с «федеральным органом, осуществляющим государственную политику в сфере развития предпринимательской деятельности». Непосредственное участие в реализации этой политики для корпорации не предусмотрено. Таким образом, «невластные» государственные институты не признаются полноценными участниками государственной политики в этой сфере, что снижает их значение в целом. Их участие в осуществлении государственной политики в этой сфере требует конкретизации и дополнения по направлению увеличения значения этих органов.

Заключение

Закон 1904 года28 впервые определил в России понятие «частный предприниматель». Именно характеристика деятельности (цели, используемое имущество) как предпринимательской, а не принадлежность к тем или иным сословиям определяет законодательство в этой сфере. Издание в 1917 году А.И. Каминкой монографии «Основы предпринимательского права» стал основой для новой отрасли правоведения. Основной задачей новой отрасли было создание теоретической и методологической основы новых форм экономической деятельности в России. Анализ развития норм советского законодательства позволяет сделать вывод, что в СССР не было идеологических запретов на использование понятия «предпринимательское право». Гражданское законодательство СССР не использует это понятие, а ограничивается закреплением в составе правоспособности гражданина право выбирать себе какое - либо занятие или вид деятельности. Основным содержанием советского предпринимательского права стало управление предприятием (торговым или промышленным). С 40-х годов 20 века происходит отказ от гражданского правового регулирования предпринимательской деятельности в пользу допускаемых форм свободной экономической деятельности. Это: управление частными и государственными предприятиями, промысел, некооперированная кустарно - ремесленная деятельность, единоличное крестьянство, индивидуальная трудовая деятельность. В настоящее время принятые законодательные акты позволяют выделить нормы предпринимательского права. А именно: конституционные нормы; право на занятие предпринимательской деятельностью, экономическая свобода, государственная поддержка предпринимательства. В Гражданском законодательстве: составляющая гражданской правоспособности гражданина, условие для специализации гражданской правовой ответственности субъекта гражданского права, условие выделения особого вида договора с участием предпринимателя, условие для особого вида имущественных, в том числе вещных прав. Можно и дальше продолжать перечислять блоки законодательств, где содержаться нормативно - правовые акты: законодательство о конкуренции, о поддержке предпринимательства, о защите предпринимательства, о порядке разрешения экономических споров с участием предпринимателей, о налогообложении и другие. Политико - правовая модель предпринимательства отразила в себе особенности осуществления предпринимательской деятельности в истории России, охватив генезис социальных, политических институтов, положений законодательств и научных теорий. Существующие законодательные концепции подчинены задачам отраслевого регулирования. Общей теории предпринимательского права сегодня не создано. Конституция РФ восприняла в этой сфере интегративный подход, поэтому в настоящее время необходимо выработать общую концепцию предпринимательского права, в которой будут закреплены такие ценности как гражданский мир и согласие, благополучие и процветание государства, ответственность предпринимателя за результаты предпринимательской деятельности, свобода экономической деятельности, самостоятельный и рисковый характер предпринимательства.

Список используемой литературы

http://center-yf.ru/data/ip/gosudarstvennye-programmy-predprinimatelstva.php

Арефьев Н.А.Вопросы промышленного права. М., 1925.

Белинский В.Е.Основной предпринимательский капитал с точки зрения современного акционерного законодательства // Журнал Министерства юстиции,1899.Кн.8.

Вопросы торгового права и практики: Сб.ст.Л.,1926

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.08.2017) // СЗ РФ. 2017. №31 (ч.1.) Ст.4748

Декреты Советской власти.Т.1.М: Госполитиздат,1957.

Закон № 24669 «Об изменениях и дополнении некоторых статей Городового положения»от 31 мая 1904 г.

Каминка А.И. Предпринимательские союзы: (Очерки картел. Права) СПб: Обществ.польза,1909

Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. №6 – ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. №7 – ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. №30 (ч.1.) Ст. 4202.

Политико- правовое обеспечение предпринимательства в России: теоретико-цивилистический аспект. Н.Н. Надежин.-М,; Юнити-Дана; Закон и право, 2019 .- 159 с.

Положение о кустарно-ремесленных промыслах граждан. Постановление Совета Министров СССР от 3мая 1976 г. № 283

Статья 5 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 года. №1- ФКЗ

Тагунов Д.Е.Правовое регулирование индивидуальной трудовой деятельности в СССР. М,1983.с.5

Цитович П.П. Учение о предпринимательской прибыли. // Университетские известия. Киев, 1889. Кн.1.с.258

Постановление Пленума Верховного Суда от 18 ноября 2004 г. №23 О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве.

1 Политико- правовое обеспечение предпринимательства в России : теоретико-цивилистический аспект. Н.Н. Надежин.-М,; Юнити-Дана; Закон и право, 2019 .- 159 с.

2 Цитович П.П. Учение о предпринимательской прибыли.//Университетские известия. Киев, 1889. Кн.1.с.258

3 Белинский В.Е.Основной предпринимательский капитал с точки зрения современного акционерного законодательства..// Журнал Министерства юстиции,1899.Кн.8.

4 Каминка А.И. Предпринимательские союзы: (Очерки картел. Права) СПб: Обществ.польза,1909

5 Закон № 24669 « Об изменениях и дополнении некоторых статей Городового положения»от 31 мая 1904 г.

6 Политико- правовое обеспечение предпринимательства в России: теоретико-цивилистический аспект. Н.Н. Надежин.-М,; Юнити-Дана; Закон и право, 2019 .- 159 с.

7 Декреты Советской власти.Т.1.М: Госполитиздат,1957.

8 Политико- правовое обеспечение предпринимательства в России : теоретико-цивилистический аспект. Н.Н. Надежин.-М,; Юнити-Дана; Закон и право, 2019 .- 159 с.

9 Политико- правовое обеспечение предпринимательства в России: теоретико-цивилистический аспект. Н.Н. Надежин.-М,; Юнити-Дана; Закон и право, 2019 .- 159 с.

10 Положение о кустарно-ремесленных промыслах граждан. Постановление Совета Министров СССР от 3мая 1976 г. № 283

11 Тагунов Д.Е.Правовое регулирование индивидуальной трудовой деятельности в СССР. М,1983 .с.5

12 Политико- правовое обеспечение предпринимательства в России : теоретико-цивилистический аспект. Н.Н. Надежин.-М,; Юнити-Дана; Закон и право, 2019 .- 159 с.

13 Арефьев Н.А.Вопросы промышленного права. М., 1925.

14 Вопросы торгового права и практики: Сб.ст.Л.,1926

15 Политико- правовое обеспечение предпринимательства в России : теоретико-цивилистический аспект. Н.Н. Надежин.-М,; Юнити-Дана; Закон и право, 2019 .- 159 с.

16 Политико- правовое обеспечение предпринимательства в России : теоретико-цивилистический аспект. Н.Н. Надежин.-М,; Юнити-Дана; Закон и право, 2019 .- 159 с.

17 Политико- правовое обеспечение предпринимательства в России : теоретико-цивилистический аспект. Н.Н. Надежин.-М,; Юнити-Дана; Закон и право, 2019 .- 159 с.

18 Пункт д.ч.1 ст.20 постановления Государственной Думы ФС РФ от 22 января 1998. № 2134-II ГД « О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ»

19 Политико- правовое обеспечение предпринимательства в России : теоретико-цивилистический аспект. Н.Н. Надежин.-М,; Юнити-Дана; Закон и право, 2019 .- 159 с.

20 Статья 5 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 года. №1- ФКЗ

21Постановление Пленума Верховного Суда от 18 ноября 2004 г. №23 О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве

22 Политико- правовое обеспечение предпринимательства в России : теоретико-цивилистический аспект. Н.Н. Надежин.-М,; Юнити-Дана; Закон и право, 2019 .- 159 с.

23 Политико- правовое обеспечение предпринимательства в России : теоретико-цивилистический аспект. Н.Н. Надежин.-М,; Юнити-Дана; Закон и право, 2019 .- 159 с.

24 Политико- правовое обеспечение предпринимательства в России : теоретико-цивилистический аспект. Н.Н. Надежин.-М,; Юнити-Дана; Закон и право, 2019 .- 159 с.

25 Политико- правовое обеспечение предпринимательства в России : теоретико-цивилистический аспект. Н.Н. Надежин.-М,; Юнити-Дана; Закон и право, 2019 .- 159 с.

26http://center-yf.ru/data/ip/gosudarstvennye-programmy-predprinimatelstva.php

27 Политико- правовое обеспечение предпринимательства в России : теоретико-цивилистический аспект. Н.Н. Надежин.-М,; Юнити-Дана; Закон и право, 2019 .- 159 с.

28 Закон № 24669 « Об изменениях и дополнении некоторых статей Городового положения»от 31 мая 1904 г.

Просмотров работы: 17